«Очаровательная небольшая храмовая руина на безлесной возвышенности к юго-востоку от Котласа». Вот таким несколько странным образом «аттестует» ее один из интернет-блогеров. «Очаровательная»? «Руина» может быть очаровательной, да еще если это – остатки храма? С какой-то точки зрения, возможно, конечно. Великолепные виды на густую тайгу вокруг, природа… романтика? Или – «памятник» временам, когда народ потерял себя? И, судя по всему, до сих пор не нашел…
Дореволюционный справочник сообщает: «Когда именно восприяла она первоначальное свое существование, неизвестно». Край этот именовался местным (видимо, финно-угорского происхождения) словом «ёдома», что означало «отдаленная земля», или даже «лесная глушь». «Забрался в такую ёдому, насилу и выбрался!» — так говаривали здесь. Применительно к ёдоме здешней еще добавляли – Пырская, от названия местности, Пырас. Оно тоже принадлежит местным зырянским племенам, означая речное устье – здесь в Северную Двину впадает река Вычегда. Пырас хорошо известен по житию свт. Стефана Пермского: уроженец этих краев, креститель зырян именно отсюда начал свою проповедь. Но было это, очевидно, за несколько столетий до основания Преображенской церкви. Люди, надо полагать, жили здесь издавна: вокруг немало возвышенностей, удобных для земледелия или скотоводства: местность не заболочена, излишняя влага стекает к Вычегде. Полагают, что первоначально поселились здесь зыряне, а потом русские поселенцы. Они-то построили две небольшие деревянные церкви – Преображенскую и Покрова Пресвятой Богородицы.
Документы впервые упоминают о церкви под 1607 г., указывая также посвящение – Преображению Господню. Возможно, строителей вдохновила на это красота места, а гора, на которой стоит церковь, имеет значительную высоту, 165 м. Так что здесь действительно невольно вспоминается Фавор, куда Иисус Христос возвел учеников, где показал им славу Своего Божества. Известно, что первое здание было «холодным», то есть не отапливался. Существовал он более 100 лет, пока около 1741 г. не случился пожар, совсем уничтоживший здание.
Покров Царицы Небесной - это вторая здешняя церковь, расположенная, судя по всему, непосредственно рядом с Преображенской. Построена она спустя более 60 лет, около 1674 г. Как первая Преображенская, была «холодной». Известно ее главной святыне – иконе Покрова Богородицы, довольно большом образе высотой «аршин и 11 вершков», что составляет более метра. Икона имела «чеканные» серебряные ризы, «вынизанные хорошим жемчугом».
Годом начала возведения двухпрестольной Преображенской церкви считается 1809 или 1810 г. Само строительство продолжалось чуть более 10 лет: 9 октября 1816 г. освятили «теплую» церковь Покрова Богородицы в трапезной части; а 3 октября 1821 – главный престол Преображения. Известно, что сюда из старой Покровской (разобранной по причине ветхости) перенесли образы для иконостаса, а также главную святыню – икону Покрова.
Специалисты различным образом трактуют архитектурный стиль здания: одни полагают, что это барокко, с учетом нарядности его убранства; другие обращают внимание на то, что здесь, скорее, сочетаются стили классицизма с особенностями местной, устюжской архитектурной школы, сформировавшейся к XVII-XVIII вв., сочетавшей нарядность характерного для мастеров Москвы «нарышкинского барокко» с местными стилистическими особенностями. Главный храм – имеет два яруса – нижнюю, четырехугольную часть и верхнюю, круглую, венчаемую куполом с традиционной для России «луковичной» главкой. К западной части пристроена трапезная часть с престолом Покрова. По данным документов, здесь также имелась колокольня из трех ярусов с куполом, имевшим высокий шпиль с крестом. Кроме того, было обширное крытое крыльцо с галереей, тремя «всходами» (лестницами).
К Преображенской были «приписаны» около 10 деревень, общее число жителей который составляло чуть менее 700 человек. Сохранившиеся клировые ведомости свидетельствуют, что здесь постоянно служили священник и два пономаря, причем среди служителей встречаются целые семьи: например, на 1822 г. здесь служит причетником Николай Георгиевич Селянинов, а с 1848 г. псаломщиком церкви значится уже его 17-летний сын, Яков; он прослужит здесь до самой смерти (1884 г.) – 36 лет; в конце XIX в. здесь служили братья Поповы: псаломщик и диакон; о. Андрей Попов сначала работал земским учителем, затем принял диаконский сан; спустя 5 лет его запретили в священнослужении, он до 1901 г. служил псаломщиком; после этого ему разрешили диаконское служение при Пырской Преображенской церкви; оно продолжалось два года, до перемещения на другое место; впоследствии о. Андрея запретили в служении еще раз, с 1915 г. – о причинах остается только догадываться; а вот его брат, Василий, начал псаломщицкое служение при Преображенской с 1899 г., а оставался здесь до кончины (1904 г.)
Заслуженные люди встречаются среди местных священников: например, о. Алексий Чернавский служил на приходе с 1865 по 1874 г. За это время он: получил награду, набедренник; организовал приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью, образованием (1872 г.).
А вот другой настоятель, священник Киприан Кузнецов, назначенный сюда с 1876 г. Преображенская стала первым местом служения для 28-летнего батюшки, но продолжалось его настоятельство всего два года – священноначалие отправило его в другой уезд. Впоследствии, к началу XX в., о. Киприан был благочинным округа.
Служить на «ёдоме», на отдалении от больших городов, было, видимо, непросто. Может быть поэтому судьбы служителей столь разнятся. Такова, может быть, специфика этих мест – или уж на всю жизнь «прилепляешься» душой к суровой красоте «горы Преображения», или стараешься уехать. Так или иначе, службы здесь шли вплоть до 1932 г., когда храм был окончательно закрыт советскими властями.
За три последующих года на кирпичи разобрали крыльцо, колокольню. Оставшаяся часть здания стала колхозным клубом. Но, видимо, использовалась таким образом не очень долго. Процесс разрушения начался десятилетия назад. Виной здесь не только (возможно, даже не столько) суровые климатические условия, снег, дожди: здание понемногу разбирали местные жители, а иногда – приезжие, привлеченные рассказами о, возможно, скрытых здесь «кладах»: именно поэтому здесь были вскрыты полы.
Формально здание передано Церкви – в аварийном состоянии, он относится к Котласскому благочинию. 15 июня 2014 г. газета «Вечерний Котлас» рассказала о Валерии Анатольевиче Шитикове из Котласа, решившем взяться за воссоздание святыни по благословению епископа Котласского и Вельского. Зимой 2013 г. он даже поселился рядом поблизости, начал работы по консервации аварийного здания, чтобы хотя бы остановить его разрушение. Газета рассказала, что на восстановление церкви нужна помощь – как денежная, так рабочими руками. О том, откликнулся ли кто-то на призыв, газета не сообщила.
К настоящему времени можно встретить информацию о церкви как «восстанавливающейся». Однако фото последних лет свидетельствуют об обратном: начавшийся процесс возрождения, видимо, продолжения не получил. Среди 15 приходов Котласского благочиния Преображенский не значится. Это не удивительно: по данным на 2010 г. общее население окрестных деревень, некогда составлявших приход, ныне – около 10 человек. Приезжающие сюда из Котласа, других мест, по-прежнему восхищаются видами: «Ездим специально каждый год, там даже просто постоять и помолиться у остатков храма – и то много значит. Уезжать не хочется, какая-то звенящая тишина и бескрайние просторы…» (Александра Смердова). «Очень сильное место, а вид с холма шикарный, видно Котлас, Вычегодский и слегка Коряжму» (Ольга Шестакова).
Некоторые недоумевают: зачем наверху, на поросшем деревьями куполе, стоит лестница-стремянка? Реставрация? Увы, нет: ее просто оставил кто-то из приезжих. Теперь на нее удобно подниматься, чтобы… сделать селфи. Да, прямо на крыше храма. Пока он еще не полностью разрушился.
Источник: статья Натальи Сазоновой «ʺОчаровательная руинаʺ: церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме» на сайте православной онлайн энциклопедии Православие.вики: https://pravoslavie.wiki/
Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме: разрушенная
Комментарии и обсуждение
Церковь Преображения Господня Пырской слободки Сольвычегодского уезда упоминалсь в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. при церкви числилось 343 человека, в 1868 г. - 690. Пырская Преображенская церковь, 1809 года, каменная, одноэтажная, двухпрестольная. Церковно-приходское попечительство открыто в 1872 г. Председателем утверждён священник Алексей Чернавский.
ВЕВ. 1872. №24. С. 536. ИАК. Петроград, 1916. Вып. 61. С. 37. С-в Н. (Суворов Н.И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. 1872. №18. Прибавления. С. 521.
Пырский погост. Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме
Упразднена в 1932 г. В 1933-35 гг. разобраны паперть с крыльцом на три схода и трехъярусная колокольня, восьмерик на четверике с открытым ярусом звона, увенчанная восьмигранным куполом со шпилем и крестом. Позднее использовалась как клуб.
Ссылка на паспорт объекта культурного наследия на странице http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2900412000