Ворзогоры в переводе с языка коми означает «нетронутый лес на горах». «Вор» — в переводе «лес». «Ворзо» — нетронутый лес. «На горах», — указал первопроходец. Окончательная форма «Ворзогоры». Датой первого упоминания о Ворзагорах в письменных источниках считается 1559 год. Ворзогорский приход существует с 1578 года. В 1917 г. в Ворзогорах насчитывалось 206 домов, проживало 1200 человек, 551 мужчина и 649 женщин, среди которых не было ни старообрядцев, ни сектантов. Работали две школы, в которых обучались 57 мальчиков и 20 девочек. Пахотной земли в Ворзогорах насчитывалось 180 десятин (196 гектар), и лишь одно хозяйство не занималось сельхозработами. Жители выращивали рожь, ячмень, овес, лен и картофель.
По данным Архангельского губернского статистического комитета, в 1898 году в Ворзогорах насчитывалось 6 быков, 300 коров, 20 телят, 184 лошади, 12 жеребят и 1200 овец. 160 человек ловили на продажу навагу, камбалу и корюха. В Ворзогорах было шесть судовладельцев. Они занимались меновой торговлей в Норвегии и в Архангельске, при этом в их команды входило 68 ворзогорцев. Другим значительный доход приносил промысел сельди в прибрежных водах. В 1898 году 129 местных крестьян владели 285 неводами. На обсыхающем во время отлива дне устанавливали 245 рюж. В том году из Ворзогор направлено на продажу 67 возов с сельдями. Лесной охотой промышлял один человек, добывая за сезон только 15 лисиц.
В Ворзогорах было три деревянных храма. Пятиглавый храм в честь святителя Николая был построен в 1636 году. Другой пятиглавый Введенский храм был построен в 1793 году, в нем было три престола: в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии, св. Василия Великого, и великомученика Георгия Победоносца. Эти храмы и колокольня были обшиты тесом и окрашены в белый цвет. Внутри стены были покрыты натянутой тканью. Таким образом, и внутри и с наружи эти деревянные храмы были белостенными. Еще один храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был построен на приходском кладбище в 1850 году...
На колокольне было 12 колоколов. Когда их сняли и везли в Онегу на переплавку, поднявшийся шторм опрокинул лодки, двое, перевозившие их, погибли. Колокола и доныне находятся на морском дне. Когда решено было уничтожить купола на храмах, нашелся только один человек, который согласился подрубать их на крыше, а снизу веревками их сбрасывали комсомольцы. Когда остались последние два купола, с крыши храма он увидел свой загоревшийся дом. Бросив свое занятие, он побежал к дому, зашел внутрь, чтобы взять что-то ценное, но так и не вышел. С тех пор уже никто не хотел подрубать оставшиеся купола.
Последним священником Ворзогор был о. Алексей Щетинин. Местные жители вспоминают его как человека работящего, имевшего восьмерых детей. Когда начались репрессии на священнослужителей, отца Алексея выслали. Позже по одним данным он был сослан и умер в лагерях, по другим расстрелян в Чекуево.
Ныне, милостью Божией, Никольский храм возрождается!
Материал подготовлен на основе книги «Не век жить — век вспоминать. Народная культура Поонежья и Онежского Поморья». Товарищество Северного Мореходства Онега — Архангельск — Москва, 2006. Издательство Фолиум. Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» http://obsheedelo.ru/index.php?category=data&webpage=110