Композиционным центром пространственной организации села Ворзогоры является погост в д. Кондратьевской. Культовые объекты реализуют концентрическую функцию и выступают в качестве доминанты в пространстве поселения: «центр посадского холма, где стоят церкви и находился сельский погост, отделен от изб значительным пространством. Церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они — эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога». Ворзогорский погост состоит из тройника: зимняя Введенская церковь (1793), летняя Никольская церковь (1636), колокольня (1862). Кроме этого, к погосту можно отнести церковную изгородь (не сохранилась), кладбище (не сохранилось, однако местные жители до сих пор это место называют «могильники»), дом псаломщика и дом священника (не сохранился). В соседней д. Яковлевской находится кладбищенская церковь Зосимы и Савватия (1870).
Ворзогорский погост сформировал центрическую композицию с полукруговым, а позднее — с круговым восприятием (по типологии архитектора Ю.С. Ушакова). Фасады рядом расположенных домов д. Кондратьевской направлены на культовый ансамбль. Дома на окраинах деревни Кондратьевской расположены рядами. Культовый ансамбль хорошо просматривается со всех сторон деревни и является ее композиционным ядром. Расстояние между церквями и колокольней в тройнике от 9 до 18 метров, до ближайших жилых построек — 40 метров, от погоста до берега Белого моря — 1 км. Во Введенской церкви было три престола — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии, святого Василия Великого и великомученика Георгия. В Никольской — один престол. Церкви содержались за счет кружечно-кошелькового сбора. Наименования храмов указывают на «высокий духовный авторитет Соловецкого монастыря в Ворзогорах, на почитание Николая Мирликийского и на то, что село расположилось «при входе» в море…». Вдоль почтового тракта и берега Белого моря было возведено множество храмов в честь Николая Мирликийского, кроме этого, «дни чествования Николы совпадали с народно-хозяйственным и промысловым календарем. В Поморье к ним приурочивались многие артельные обычаи и праздники». Результаты полевого исследования показали, что храмонаименование отразилось и в повседневной речи жителей, в которой присутствует регулярная отсылка к святому Николаю угоднику и Никольской церкви, что свидетельствует об устойчивой исторической памяти почитания святого: «наш прадед — святой Николай »; «тучи встали над Николой, значит будет дождь»; «обод под Николой» (обод — территория 1х1 км); «колодец под Николой / Никольский колодец» и другие.
Никольская церковь
Летняя Никольская церковь расположена в восточной части погоста. Высота Никольской церкви десять сажень, в ширину — пять, в длину по фундаменту с папертью и алтарем — девять с половиною сажени. Церковь построена на иждивение крестьян. Согласно Описи Ворзогорского прихода 1808 года старая церковь святителя Николая Чудотворца была шатровой с главой «чешучатой» и крестом, вышиной 10 сажень, обита тесом. В 1824 году церковь была «поправлена»: алтарь «построен новый в три полукружия», кровля на церкви и алтаре деревянные, с западной стороны «для входу в паперть крыльцо деревянное», над которым «крышка на два ската», двери «створные деревянные повешенные на крюках и петлях железных». В 1840-х годах перекрыта крыша, обшита тесом и выкрашена белилами на масле. В 1872 году вновь выкрашена белилами, в 1876 году иконостас вызолочен, святые иконы «поновлены», заменена крыша, в 1877 году крыша окрашена чернетью на масле, внутри стены и потолок обиты «новою прочною парусиной». Бочковое покрытие апсиды в советское время было заменено на вальмовую с переломом крышу. С северной стороны примыкает пономарня, вынесенная за линию бокового фасада. Храм, паперть, пономарня рублены в «обло», на апсиде и притворе — в «лапу». На фасаде на повалах храма и апсиде сохранились городчатые подзоры, на западном щипце паперти — глухие резные причелины с поясами крупных накладных зубцов. Главы обшиты ромбовидным лемехом.
Введенская церковь
Теплая на подклете Введенская церковь с примыкающей к апсиде с северной стороны пономарней с односкатной крышей (пономарня построена в конце XIX века) расположена в юго-западной части погоста. Церковь во Имя Введения пресвятой Богородицы построена на иждивение прихожан, размерами: в вышину — десять сажень, в ширину — пять сажень, в длину по фундаменту с трапезной и алтарем — шестнадцать сажень, с северной стороны «крыльцо деревянное и над оным крышка на два ската», в трапезе одна кирпичная печка. Церковь рублена в «обло», на пономарне — в «лапу». Четверик храма завершается четырехскатной тесовой с полицами крышей, апсида покрыта бочкой с прямоугольным выступом на восточном фасаде. Данные о покраске церкви: в 1836 году обшита тесом и главки выкрашены охрой на шеях, в 1868 году вторично окрашена охрою на масле, а главы зеленью «усердием прихожан». На фасаде нет декора. В церкви было две четырехугольные голландские печи на паперти. Индивидуальной особенностью постройки является «усложненное объемно-пространственное решение алтарной части». В Описи имуществ и угодий церквей Ворзогорского прихода указано: «на том месте прежде церковь была». Архивные данные свидетельствуют о том, что Никольская и Введенская церкви были шестиглавыми: «На нем шесть глав обиты чешуею деревянною». На самой церкви было пять глав и одна глава на алтаре. Это подтверждают и другие более поздние архивные сведения.
Колокольня
Колокольня двухъярусная, расположена в 18 метрах от Введенской церкви и 13 метрах от Никольской в северной части погоста. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике с площадкой звона с полусферичным граненым покрытием, шпилем, высокими арками; имеет два входа на южном фасаде, существовало крыльцо. Колокольня «в вышину восемь, в ширину и в длину по три сажени, на каменном фундаменте, на ней одна шея и глава обиты чешуею, крыша дощанная, крест осьмиконечный деревянный, с западной стороны для входа в колокольню крыльцо деревянное, над оным крышка на один скат, двери деревянные на железных крюках и петлях без замка… на оной колокольне пять колоколов. Первый весу 28 пудов. 36 фунтов. Второй 10 пудов. Третий 7 пудов. Четвёртый 1 пуд. Пятый 1 пуд». Кресты со шпилями и куполом окрашены зеленью, крыша — охрою на масле. Колокольня является типичной для Онежского Поморья. Данный вид колокольни представлен в погосте Нименьга. Среди подобных построек побережья Белого моря колокольня выделяется своим размером. Как видно из контекста архивных документов, культовые объекты погостов Малошуйка, Нименьга, Ворзогоры были огорожены оградами со Святыми воротами на западной стороне, разобранными в советское время. Вокруг ворзогорского погоста «кругом ограда имеется деревянная у ней три ворота». Более подробное описание находим в архиве за 1913 год: «ограда деревянная, столбы бревенчатые, обтесанные, сверху главки». Длина ограды 22 сажени, высота 2 ¼ аршина, вся ограда выкрашена масляной краской: столбы и панель красной, решетки до верхней перекладины желтой, сверху перекладины зеленой, главки белой краской. Для входа в ограду напротив крыльца Введенской церкви двухстворчатые столбы у ворот обшиты тесом, есть арка и восьмиконечный крест, в арке под стеклом на бумаге изображена икона Божьей Матери Владимирской». Рядом с воротами была одностворчатая калитка. В ограде было еще два входа — один напротив крыльца Никольской церкви с северной стороны и двустворчатые на южной стороне. Эти данные подтверждаются фотографией начала XX века.
В XX веке во Введенской церкви был клуб: «под гармонь и старые и молодые собирались, кино там показывали »; Никольская церковь использовалась как склад под зерно, позже хранили запчасти. Жители вспоминают трагическую историю, произошедшую в 1932 году во время снятия куполов с церквей: «Собрались колхозники, самый смелый с топором залез на верх, на церковь и самое узкое место под куполом он подрубал, а перед этим веревку привязывал, чтобы с земли ему помогали тянуть. Купола сронили с песнями, прибаутками, а потом он сверху-то видит, что евонный дом загорелся. Побежал, все побежали тушить. Это самый крайний дом в деревне от моря, он вреда деревне не принес. Он добежал, зашел внутрь, может, деньги, может, золото там было у него, и не вышел. Вот люди-то и говорят: “Бог наказал, Бог правду видит”».
Церковно-приходские дома и пристройки
Дом псаломщика 1881 года (по данным Клировой ведомости — 1878 года: дата постройки на десять лет раньше – 1871 год) расположен на северо-западе в стороне от тройника, по всей видимости, не был обнесен оградой, представляет собой прямоугольный одноэтажный деревянный дом, рубленный в «лапу», обшит тесом, крыша вальмовая (четырехскатная). В 1881 году в Ворзогорах была открыта церковно-приходская школа в доме псаломщика, где обучались в 1894 году 26 мальчиков и 2 девочки. Жители Ворзогор называют местную библиотеку-музей «домом священника», однако, судя по архивному описанию, это сохранившийся дом псаломщика. Дом священника (не сохранился). Дом священника построен на личные средства священником Василием Дмитриевым, находившемся в этом сане 35 лет. После него священником стал его сын Яков. Сохранившееся описание дома 1833 года: «Дом для Священно и Церковнослужителей один… В нем одни двери, одна печка, шесть окон в них окончины стеклянные… при сем доме двор во дворе пять хлевов скотинных, всё прописанное строение покрыто крышей деревянной. Близ сего дома имеется амбар, погреб, баня; все эти постройки под крышей деревянной». Дом был расположен в 50 саженях от Введенской церкви. Амбар при доме священника: деревянный, углы обшиты тесом, двускатная крыша, одна дверь, длина 1 2/3 сажени, ширина 1 2/3 сажени, высота 1 сажень, состояние ветхое. Погреб с пристройкой при доме священника: бревенчатый, крыша односкатная, крыта жесом, две двери, длина 2 сажени, ширина 1 сажень, высота 2/3 сажени. Со стороны Введенской церкви видны плотно стоящие хозяйственные пристройки. По всей вероятности, это амбар и погреб с пристройкой при доме священника. К церковно-приходским домам и пристройкам также относится бревенчатая сторожка (не сохранилась) в одну жилую комнату и холодными сенями, двускатной крышей, обшита тесом и выкрашена охрой, 4 окна с двойными рамами, одна русская печь с трубою, размеры сторожки — длина 1 сажень и 1 ¾ аршина, ширина 1 сажень и 1 ¾ аршина, высота до крыши 1 сажень ½ аршина.
По материалам: Жигальцова Т.В. — Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества // Человек и культура. – 2018. – № 4. – С. 57 - 66. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27006