ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиевское. Церковь Сергия Радонежского.


Сергиевское. Церковь Сергия Радонежского
Церковь. Действует.  
Престолы:Сергия Радонежского, Троицы Живоначальной, Илии Пророка
Год постройки:1792.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Ярославская обл., Угличский район, с.Сергиевское

Координаты: 57.372846, 38.205857





Сортировка:

Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
voder
7 января 2007
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
13 ноября 2021
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
13 ноября 2021
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
13 ноября 2021
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
10 августа 2018
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
10 августа 2018
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Юлия Василевская
10 августа 2018
Церковь Сергия Радонежского, Вид с юго-востока<br>, Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Вид с юго-востока
Ольга Лебедева
15 апреля 2017
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
13 ноября 2021
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 августа 2018
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
yozik
5 ноября 2012
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Алексей Кротов
8 февраля 2020
Церковь Сергия Радонежского, , Сергиевское, Угличский район, Ярославская область
Алексей Кротов
8 февраля 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Tessy  30 июня 2011

Храм построен в 1792 году на средства прихожан. В 1862 году перестроена трапезная на пожертвование крестьянина Бухарина. Престолов три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского; во имя Святой Живоначальной Троицы; во имя Пророка Илии.

По преданию, пустынь основана Преподобным Сергием Радонежским. Первым храмом был деревянный храм во имя Параскевы Пятницы.

В советское время храм не закрывался.

По рассказам прихожан, после революции властями было разрешено оставить в с. Сергиевское только одну церковь (их в Сергиевском было две – Сергиевская и Никольская), и прихожане решили оставить Сергиевскую, так как она имела колокольню. Они еще не знали, что колокольный звон будет запрещен.

Информация с сайтов http://www.yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=270, из рассказов старожилов и игумена Виктора (Виктор Иванович Захаров, настоятель монастыря)


Марина Зуйкова  6 января 2021

Сергиевское. Сергия Радонежского церковь

Церковь построена в 1792 г. тщанием прихожан, в 1862 г. трапезная часть перестроена усердием крестьянина Бухарина, зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградой с железною решеткой. Престолов в ней три: в летнем храме - во имя Преподобного Сергия Радонежского, в зимнем: по правую сторону - во имя Живоначальной Троицы, по левую - во имя пророка Илии. В советские годы не закрывалась. Святыня храма – четки святителя Тихона Белавина.

https://azbyka.ru/palomnik/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2024

Село Сергиевское расположено примерно в 17 километрах к югу от Углича и в 2,5 километров от волжских заливов и островов. Разлив Угличского водохранилища поглотил исконную ровную линию правого берега, образовав сложный изрезанный рельеф. Поблизости расположена железная дорога, а когда-то там в направлении Калязина проходила старая Московская дорога.

Прилегавшие к сёлам Прилукам и Красному населённые пункты на обоих берегах Волги с первой половины XV века по начало XVIII входили в состав обширной вотчины Троице-Сергиева монастыря. Село Сергиевское сформировалось примерно в первой трети XVI века при освоении и развитии земель как один из центров монастырских владений. В течение своей пятисотлетней истории оно имело статус и погоста, и приселка, но неизменным являлось наличие приходской церкви Преподобного Сергия Радонежского. В XVI-XVIII веках в селе традиционно бытовали деревянные храмы, перестраивавшиеся по мере необходимости. В конце XVIII столетия возводится существующий каменный храм.

Вероятно, в феврале 1792 года служивший в церкви священник Симеон Петрович с приходскими людьми подал в Ярославскую Духовную Консисторию прошение следующего содержания: «вместо пришедшей в ветхость деревянной во именование Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца построить вновь в тож именование каменную церковь». 6 марта последовало разрешение архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина). Благое дело увенчалось успехом – спустя шесть лет, в начале июня 1798 года, новый священник Иоанн Григорьев и церковный строитель крестьянин Иван Алексеев вновь подают прошение, где говорится, что каменная церковь «приведена к окончанию. Иконостасами и святыми иконами, так же и всею утварию церковною снабжена и украшена. Посему и просим всепокорнейше Ваше Архипастырство, дабы благоволено было сию нашу вновь построенную каменную церковь во имя Преподобнаго Сергия чудотворца на нововыданном Святом Антиминсе, на атласе печатном, данным Вашего Высокопреосвященства иеромонаху Кесарию, повелеть освятить и на сём прошении милостивую учинить резолюцию».

Прошение было рассмотрено, и архиепископ Арсений вверху документа надписал резолюцию: «1798 года 10 июня. Показанный храм по чиноположению церковному освятить Архиерейскаго Нашего Дома иеромонаху Кесарию именем Господним благословляю. И для сего выдать новоосвящённый на атласе антиминс». 18 июня последовал указ Духовной Консистории, а в конце следующего месяца иеромонах Кесарий направил рапорт, где сообщил о проведённом 4 июля освящении церкви.

Это касалось главного престола в храмовой части. Чуть позже появилась возможность разместить по правой стороне трапезной тёплый придел во именование Живоначальной Троицы, который предназначался для зимних богослужений. Разрешение было дано в 1802 году, а 23 мая 1804 года причт и прихожане подали прошение об освящении придела. 31 мая дан указ, а 13 июня Троицкий придел освящён игуменом Угличского Покровского монастыря Игнатием.

При рассмотрении вопроса местный благочинный предоставил заслуживающие внимания справочные данные. Так, в 1804 году при церкви села Сергиевского числилось 90 приходских дворов. Численность прихожан составляла 601 человек – 291 мужского пола и 310 женского пола. В ведении храма имелось 43 десятины пашенной и сенокосной земли, которая служила для обеспечения причта.

На основе приведённых сведений устанавливается, что основные строительные работы были выполнены в 1792 году и в течение нескольких последующих лет. К июню 1798 года было завершено убранство храмовой части, а в период 1802-1804 годов выполнено убранство трапезной. Каменная церковь была построена при священниках Симеоне Петровиче и Иоанне Григорьеве, а также строителе крестьянине Иване Алексееве. При этом важно отметить, что последний являлся выбранным от прихода распорядителем работ – его должность по значению была близка церковному старосте. Непосредственно строительные работы осуществляли нанятые по договорам артели каменщиков, плотников, штукатуров во главе с подрядчиками.

Каменная церковь была возведена в соответствии с местными традициями второй половины XVIII века и, вероятно, бытовавшими в епархии образцовыми проектами. Это был традиционный храм с осевой композицией «кораблём». Двухсветный четверик храмовой части имеет на боковых фасадах по две оси, завершён округлой крышей с восьмигранным двухъярусным барабаном и главкой. С востока примыкает пятигранная апсида алтаря. Углы объёмов обработаны чёткими вертикальными линиями лопаток. На уровне нижнего и верхнего ярусов их пересекают парные пояски. Карнизы под крышей усложнены несколькими рядами тяг. Окна с лучковыми и арочными перемычками оформлены плоскими рамками-наличниками с профилированными подоконниками, верхними угловыми выступами и замковыми камнями. Также примечательна обработка венчающего барабана прямоугольными филёнками.

В составе декора практически отсутствуют фигурные профилированные детали – и лопатки, и пояски-карнизы, и наличники выполнены из обычного кирпича. Но и при аскетизме, графичности форм здание выразительно, не лишено благородного изящества. Храм выдержан в стиле позднего провинциального барокко. В его формах также заметно влияние классического стиля. Вместе с тем здание хранит связь с исконным деревянным зодчеством – разграниченные объёмы, пятиугольная структура апсиды, акцентирование углов лопатками явно воспроизводят в кирпиче традиционные срубы деревянных храмов.

В описи имущества 1806 года сообщается, что в тот период храм был покрыт тёсом, выкрашенным красной краской. Главы обиты чешуёй и окрашены в зелёный цвет. Кресты и цепи железные. В описи значится и колокольня. Возможно, она была возведена одновременно с храмом, но при этом выдержана в провинциальном классическом стиле. Для неё характерны четырёхгранная форма, вертикально вытянутые арочные проёмы с замковыми камнями. В нижнем ярусе арки и круглые окна фланкированы полуколоннами тосканского ордера, во втором – ионического. Карнизы имеют простую ступенчатую форму и выступы над колоннами. Третий ярус, выделяющийся иным композиционным решением и деталями, вероятно, был надстроен в первой половине XIX века с целью увеличения высоты, но при этом нарушил композицию, придал колокольне непропорционально-вытянутую форму. Венчают объём небольшой барабан и чашевидная главка.

Облик первоначальной трапезной неизвестен, но, очевидно, она была меньшего размера, имела на боковых фасадах по три или четыре окна. Внутри зимнего храма справа располагался единственный придел – в честь Живоначальной Троицы. Существующая более широкая трапезная сооружена «усердием» крестьянина деревни Нефтина Панфила Фёдорова Бухарина в 1862 году. По правую сторону в ней, как и прежде, размещён Троицкий придел, по левую – новый придел во имя Пророка Илии.

Строительные работы выполнил подрядчик Прокопий Степанов Грачёв (крестьянин Ярославского уезда, Григорьевской волости, Долгопольского общества, деревни Федорково), который по контракту «взял на себя каменную работу, означенную в плане, а именно: сломать две стены трапезы, очистить кирпич из стен и употребить в новые стены, исправить входную дверь и заложить в арке к настоящей церкви, как означено в плане. Выбутить бут – глубины и ширины, какой следует, скласть новые стены, своды от колокольни до стены трапезы и в трапезе. Все сделать, как означено в плане, нимало не отступая от него. Кирпич при кладке обмакивать в воде. Воду, потребную для работы, носить своим рабочим самим. Квартиру, дрова и хлеб для рабочих иметь от себя. Начать же означенную работу с 18 маия 1862 года. Рабочим, какое количество требуется, не менее шестнадцати человек, не отходить к другим работам. И окончить всю работу к пятнадцатому июля того же 1862 года. За работу мне получить по договору 550 рублей серебром». Вместе с тем не вызывает сомнений, что в 1862 году были осуществлены только черновые работы – зимний храм явно завершён и освящён несколько позднее.

Новая трапезная выполнена в типичном для середины XIX века эклектичном стиле, но при этом на фасадах воспроизведены прежние барочные наличники, лопатки и пояски. Боковые стены имеют трёхчастное деление с большим, чем прежде, числом окон. Объём над парным пояском дополнен повышенным аттиком с филёнками и центральным килевидным кокошником. Над аттиком возвышается фигурная крыша полуциркульной формы. Таковы основные этапы создания и архитектурные особенности церкви Преподобного Сергия Радонежского села Сергиевского.

Статья Евгения Лиуконена "Храм Сергия Радонежского"

Храм Сергия Радонежского (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2024

"...В составе существующего храмового ансамбля села Сергиевского церковь Преподобного Сергия Радонежского является наиболее ранней частью – была построена в 1792-1798 годах. В начале XIX века возведена классицистическая колокольня. Затем в 1860-х годах перестроена, расширена трапезная. Так постепенно формировался облик сельской приходской церкви.

Приведём сведения о внутреннем убранстве. В описи имущества 1806 года сообщается, что в храмовой части находился «иконостас трёхъярусный резной. На нём гладкие места прокрашены белой краскою и покрыты лаком, а резьба вся вызолочена на полимент червонным золотом. Царские врата резные, на коих образ Благовещения и Тайная Вечеря резные ж, лица отживлены, а платье вызолочено». Посреди церкви висело на железной цепи медное посеребрённое паникадило о 24 шандалах. В Троицком приделе «иконостас столярный двухъярусный, выкрашенный и местами позолоченный. Царские врата столярные же. На них образ Благовещения и евангелисты писаны из красок».

Затем в описи 1853 года представлен более поздний внешний облик храма: «Крыша железная, выкрашена зелёною краскою медянкою. На настоящей Сергиевской церкви одна глава, на святом алтаре одна и на трапезной одна же. Главы обиты железом и выкрашены зелёною краскою; на всех главах кресты железные, обложены белою жестью… Колокольня каменная четырёхугольная о трёх ярусах. Купол обит железом, окрашен зелёной краской, шпиль обит белым железом, крест вызолочен». На колокольне находились восемь колоколов, из которых большой весил 151 пуд 29 фунтов, второй – 58 пудов 20 фунтов, следующие 20, 10, 5 пудов, 3, 1 и 0,5 пуда.

Описание иконостаса схоже с предыдущим, но образы царских врат уже не резные скульптурные, а живописные. Завершением служило Распятие с предстоящими, «а по сторонам в небольших клеймах изображены страсти Господни». В храмовой части и трапезной у клиросов и по боковым стенам размещались многочисленные киоты с почитаемыми иконами, окрашенные в зелёный, белый, красный, ореховый цвета, декорированные золочёной резьбой. «Полы как в настоящей, так и трапезе деревянные… Церковь расписана стенным письмом, по приличию мест, в клеймах».

Росписи храмовой части и алтаря были выполнены местным живописцем из левобережной деревни Муравьёво Антоном Лукичом Гусевым, который 30 мая 1845 года подрядился написать «лучшей живописной работы на масле клейма». От росписей того периода, вероятно, сохраняются имитирующие лепнину классицистические гризайлевые орнаменты – фризы, карнизы, обрамления клейм. Они сочетаются с подлинной лепниной, включающей тонкий декор карнизов, рамки и филёнки окон нижнего яруса. Считается, что в более поздний период живописные работы также производил Василий Михайлович Клевцов. Мастерами его артели могли быть созданы существующие клейма..."

По материалам статьи Евгения Лиуконена "Наследие храмоздателя Николая Григорьева"

Наследие храмоздателя Николая Григорьева (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…В Угличе и окрестностях в XVIII, XIX – начале XX веков трудилось множество живописцев, иконописцев, создававших и поновлявших убранство храмов. Документы сохранили десятки имен приезжих мастеров из разных мест. В основном они прибывали в поисках заказов из соседних губерний. Были и местные мастера, чьи имена также хорошо известны.

Наряду с многочисленной и многолетней династией живописцев Бурениных в истории и культуре Угличского края не менее примечательны живописцы Гусевы. Деятельность представителей их рода также охватывает около столетия, была масштабной и разнообразной. Правда, известна и изучена куда в меньшей степени. Можно не сомневаться, что различные работы они выполняли во многих храмах Угличского края, но реально установлены лишь единицы.

Представители семьи Гусевых родоначальником своей творческой династии считали Луку, жившего в начале XIX века. Он был крепостным помещицы Залипиной. Хозяйка заметила у юноши способности к рисованию и отправила учиться художественному ремеслу. Как и большинство других провинциальных живописцев, он выполнял различные художественные работы в местных храмах. Его сын Антон Лукич (1820-1889) продолжил дело отца.

30 мая 1845 года церковный староста храма села Сергиевского Угличского уезда крестьянин деревни Струково Федор Нестеров заключил договор с крестьянином Мышкинского уезда деревни Муравьево, вотчины помещицы Ушаковой – Антоном Лукиным Гусевым. В документе говорилось: «мне Гусеву в означенной в настоящей Сергиевской церкви и св. алтаре сперва обить имеющиеся в ней карнизы и заштукатурить, потом написать, где следует, лучшей живописной работы на масле клейма».

Приведен полный список сюжетов: «в куполе – Господа Саваофа, с восточной стороны «Восстание из гроба», с полуденной «Уверение ап. Фомы», с западной «Явление ап. Луке и Клеопе», с южной «Посещение Жен Мироносиц». В арке с полуденной стороны, в окнах от иконостаса – апостола Петра и Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Чудотворца. С южной стороны ап. Павла, Димитрия Царевича Углич. Чудот., свят. Димитрия Ростовского Чудот., свят. Алексия Митрополита Московского, Паисия Угличского. На капитальной западной стене «Вознесение Господне», «Преображение Господне» и «Успение Божия Матери», «Исцеление десяти прокаженных», «Воскресение сына наинской вдовицы». Во святом алтаре на Горнем месте «Тайную Вечерю». Над свят. престолом «Сошествие Св. Духа». Всего количеством двадцать две штуки».

Клейма следовало «написать живописным лучшим искусством. И за всю означенную оную работу получить мне Гусеву серебром сто сорок два рубля восемьдесят пять копеек и пять седьмых. Начать же оную работу и окончить нынешним летом непременно. При начатии работы получить мне от церковного старосты двадцать восемь рублей пятьдесят семь копеек и одну седьмую серебром, а последние по окончании работы. Каковое условие обязуемся с обоих сторон хранить свято и ненарушимо».

Обозначенные в договоре сложные дроби исчисления стоимости в наше время могут вызвать удивление, но в данном случае речь идет о пересчете бумажных ассигнаций на серебряную монету, традиционно имевших разный курс. Наверняка в быту цена была определена в ассигнациях – при этом составляла ровную круглую сумму. Заключение договора пришлось на период проведения денежной реформы 1839 года, вводившей фиксированный курс.

Сергиевский храм избежал закрытия в советский период, и, возможно, обозначенные росписи 1845 года в многократно поновленном виде сохранились до нашего времени. Помимо росписей Антон Лукич Гусев создавал иконы. Одна находится в собрании Угличского музея – образ святителя Митрофана Воронежского. Это подписная икона – по нижнему краю мелким шрифтом надпись: «Писана сия икона 1836 г. 31 августа. Села Котова деревни Муравьево Антон Лукин писал». Если даты верны, мастеру тогда было шестнадцать лет. Рядом в пять строк куда более заметный текст с изложением сведений о святом…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Живописцы Гусевы». https://uglmus.ru/about/publics/jivopisci_gusevi/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.