Село Глебово - Городище находится в 80 верстах от Рязани, и в 25 - от Зарайска, при р. Вожже, на границе Зарайского уезда с Рязанским и Михайловским. По народному преданию на его месте прежде был город Глебов или Городище, укрепленное от вторжения татар. За церковной оградой находится возвышенная каменистая площадь сажень в 10 ширины, обрывисто ниспадающая к Воже, и теперь еще носящая название Городища. С южной стороны села, за Вожей, тянутся луга, на месте которых по народному сказанию, не так давно еще стоял крупный дубовый лес. Остатки его можно видеть и теперь: в р. Воже иногда находить толстые дубы, а в полуверсте от села, прямо за лугами, возвышаются бугры, покрытые дубняком. Под этими буграми р. Польная впадает в Вожу; луга, лежащие под буграми и по р. Польной, носят название «Городища» и «Татарское». Вся луговая местность на левой стороне Вожи, покрытая прежде также лесом, называется «Засекой». В 2 верстах от села и в ¼ версте от Вожи, по лугам Рязанского уезда, тянется, параллельно берегу Вожа, земляной вал, вышиною саженей в 2, длиною в версту, покрытый кустарником и с пролетом посередине в 5 саженей, называемым «Дураковскими воротами». Наконец, по народному сказанию, лет 40 тому назад, недалеко от церкви находили человеческие кости, на глубине около аршина, там, где никогда не было прежде приходского кладбища. Все это указываете на значение Глебова Городища, как военного пункта в былые времена. Вместе с Глебовым Городищем в состав одного прихода входят: сельцо Печерники, сельцо Сахино и 1/3 сельца Баракова. Рассказывают, что некогда все сельцо Бараково принадлежало другому приходу и церковь была в сельце Качанове (Михайловского уезда). Когда она сгорела, то начали спорить, где построить новую - в Качанове, Ходяйнове (Михайловский уезд), или в Бараково (Зарайский уезд). В итоге церковь построили в Ходяйнове. Тогда один из помещиков Баракова обиделся и со своими крестьянами перешел в приход с. Глебова - Городища. В прежнем приходе, от которого он отложился, был храмовой праздник в честь Николая чудотворца. Вот наступил вешний Николин день (9 мая); помещик запретил крестьянам праздновать, но вот в полдень от грозы загорелась его рига. Он увидел здесь наказание за непочтение Николая чудотворца и отменил свое запрещение. Таким образом, до сих пор эта часть села Баракова шумно празднует Николин день 9 мая и 6 декабря, одна во всем приходе Глебова - Городища (где храмовой праздник Успеньев день).
В прежнее время в селе Глебове-Городище стояла деревянная церковь Успения Божьей Матери; место ее теперь указывают посередине кладбища, саженях в 15 от церкви, где и до сих пор еще возвышается холи. В настоящее время существующий каменный храм построен в 1694 году стольником П.Гр. Вердеревским, в 1867 году распространен на средства московского купца Антона Елеазарова Тумакова. До 1861 года было два престола - в честь Успения Божьей Матери и святителя Димитрия Ростовского (в трапезе направо); а в 1867 году прибавлен третий - в честь преподобного Антония Римлянина (направо, а Дмитриевский придел переведен налево). Церковь имеет форму равностороннего креста. От старого времени уцелела лишь главная церковь с алтарем (и, может быть, колокольней, которая одного типа с ней), а стены трапезной в 1867 году разбирались до основания. Окна в главной церкви и алтаре - небольшие, сам алтарь - небольшой и темный; новые же алтари в трапезной - светлые и просторные, окна в трапезной больше и формат решеток в них иной. Церковь обнесена каменною кирпичною оградой (с трех сторон имеющие железную решетку); над въездными воротами - изображения храмовых праздников и две чугунные пушки; прежде вместо ограды был земляной вал, теперь местами разрытый, местами же совсем срытый. Главный алтарь отделен каменной стеной с тремя пролетами для дверей; боковые же алтари отделены только иконостасом с 3 дверями в каждом. В главном алтаре над престолом устроена полотняная сень с изображением Святого Духа. Под церковью устроен семейный склеп господ Булыгиных с 3 маленькими окнами и с ходом изнутри церкви; под колокольней вверху устроено помещение для ризницы. Некоторые из священных сосудов и крестов и большая часть священных облачений пожертвованы прихожанами Булыгиными.
Из принадлежностей храма, по своей сравнительной древности, заслуживают внимания:
1) иконостас главной церкви, старинный с древними иконами, но недавно реставрированными, с сохранением прежнего стиля;
2) старинный крест, пожертвованный в 1882 году фрейлиною Ее Императорского Величества Евгенией Александровной Лачиновой и помещенный в нарочито устроенной киоте с образом святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика Пантелеймона (приношение А.Гр. Булыгина), у левого придела при входе в главную церковь. Этот крест - деревянный, обложен серебряным вызолоченным окладом, кругом унизан крупным жемчугом и украшен 4 драгоценными камнями; он четырехконечный с закругленными концами, вверху прикреплена на шалнере еще часть, сходная по форме с концами креста. Во всем кресте около 4 вершков длины и 2 ширины. На лицевой стороне изображены - в средине распятие Иисуса Христа, а внизу адамова голова; в прикрепленной сверху части - лик Иисуса Христа. Крест содержит в себе мощи великомученика Евстафия Плакиды, святого апостола Иакова, брата Господня, святой мученицы Соломонии, святого апостола Андрея Первозванного, святого великомученика Пантелеймона, Иакова Персиянина и часть животворящего креста Господня. На задней стороне креста сделана славянская надпись с перечнем этих св. мощей;
3) два напрестольных креста, деревянных, обложенных серебряным вызолоченным окладом, четырехконечных с закруглениями по концам, по - видимому одного и того же времени. Оба имеют на лицевой стороне выпуклые изображения Распятия, Иоанна Богослова, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, адамовой главы и орудий страдания; на оборотной - выпуклые цветы. Кроме того, на обоих стоят клейма: на одном вычеканено 1790 К.И. (в одном клейме), Д.А. (в другом) и герб князя или витязя; на другом: изображение витязя на коне (в одном), арс (в двух) и др. В одном кресте весу 245 золотников, в другом 188 золотников;
4) старинный потир серебряный вызолоченный в виде чаши, вставленной в хлебный сноп, с чеканными изображениями Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Богослова, креста Христова с копьем и губкою и адамовой головы;
5) дарохранительница серебряная (с медным основанием) в виде ящичка с куполообразной над ним сенью (1809 года);
6) медные венцы с изображениями на камнях; Спасителя, Божьей Матери, царя Константина и распятия - на одном венце, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, царицы Елены и креста - на другом;
7) колокол (на колокольне) с надписью: «1743 года Марта 11 дня выменен сей колокол с. Глебова Городища вкладчика Алексея Петрова сына Вердеревского. Весу 10 пуд. 11 ф., ценою за пуд по 9 руб. 50 к. и того 97 р.».
В церкви сохраняются метрические книги с 1801 года, исповедные - с 1826 года, обыскные и приходорасходные непоследовательно за различные годы; рукописный ветхий в кожаном переплете и другой печатный синодики. В первом на 4 листе написано в кружке: «сия книга глаголемая синодик с. Глебова - Городища церкви Успения Пресвятой Богородицы вотчины Алексия Петровича Вердеревского» (около середины XVIII века) Печатный - имеет картинки плохого письма со славянскими внизу подписями относительно восхождения души по мытарствам, поминовения и др., и начинается печатным помянником р. патриархов и Государей Императоров. В церковной библиотеке находится несколько святоотеческих творений, собрание поучений 1877 года, Толковое Евангелие архимандрита Михаила и др. До 1769 года причт при церкви с. Глебова был двуштатный. Алексей Титов Кедров (1820-1867). Андрей Глебов (с 1854 года). Симеон Сампсонов Липягов (с 1868 года) По метрическим книгам (с 1801 года) видно, что в начале XIX века он состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. За смертью диакона (1843 год декабря 21) диаконская вакансия уничтожена. По штатам 1873 года оставлены один священник и один псаломщик, хотя в наличности до последнего времени состоит при священнике дьячок и еще исправляющий должность псаломщика
Причт содержался и содержится доходам от совершения треб, сборов с приихожан и церковной земли. Во владении причта 80 десятин пахотной и около 3 десятин усадебной земли, лугов нет; проезд на церковную землю малоудобный, В прежнее время образ жизни причта близко подходил к жизни приходских крестьян: те же работы в поле и доме, простая обстановка избы и т. п. Простота в одежде доходила до того, что даже в 1839 году диакон, по словам старожилов, ходил и служил в храме в лаптях из лык, и это не казалось неприличным или странным.
Всех прихожан при Успенской церкви числилось в 1883 году 1588 душ - 773 мужского и 815 женского пола (в настоящее время 831 мужского пола). Все они православные: обычное их занятие земледелие; лишние члены выходят из семьи на сторону для заработков на более или менее долгий срок: одни нанимаются в Москве или др. местах в дворники, кучера и т.п. Другие (например, из Баракова) отправляются на фабрики глиняной посуды и т.п. Одни действительно приносят большой заработок, другие пропиваются, излениваются и отстают от крестьянских работ. Среди прихожан грамотность успешно распространяется, благодаря земской шкоде в сельце Печерниках, первоначально устроенной помещиком Гр.Ив. Булыгиным на свои средства. Среди прихожан - особенно самого села Глебова - заметно недостаточно частое хождение в храм Божий. Есть и такие, которые посещают его не более 5 раз в год. Посты соблюдаются с ложно понимаемой строгостью: за большой грех считаюсь пожевать молочную кашу младенцу в Великий пост; не дают в пост молока двухлетним младенцем и т.п. Среди женского пола особенно чтится Иоанн Предтеча и его праздник в память усекновения главы: некоторые, разговевшись на Успеньев день, постятся до 29 августа (праздника Усекновения главы).
По общему обычаю в приходе бывают крестные ходы пo полям: в Глебове - в девятую пятницу по Пасхе, в Печерниках - в десятую пятницу, в Сахине - в Духов день. В эти два идет всеобщее пьянство; иные закладываюсь даже рожь на корню или входят в долги, чтобы иметь возможность отпраздновать эти дни. Среди прихожан сохраняется добрая память о бывшем ктиторе храма, дворянине Гр.Ив. Булыгине († 1874 году), погребенном в склепе под храмом. По словам местного священника о. Липягова, он сам участвовал в работах по расширению храма, даже копал и возил землю, отличался горячей любовью к храму Божию. Ежедневно присутствовал при богослужение в приходском или, за отсутствием здесь службы, в соседнем храме, в полую воду приезжал даже верхом на лошади, несмотря на свою старость; чинно стоял во время церковной службы, не дозволяя себе переминаться с ноги на ногу или оглянуться, сам читал, пел и содержал певчих; раз, когда ему во время литургии сообщили о пожаре в его доме, он, однако, достоял до конца литургии и прослушал панихиду, тогда только отправился в дом и нашел ею уже сгоревшим; сам он иногда вместе с сторожами чистил и мел в церкви; в первую неделю Великого поста он не употреблял чай и довольствовался ломтиком черного хлеба с квасом (раз в сутки); в страстную - вкушал пищу только однажды в великий четверток; много читал; из книг почерпнул некоторые медицинские познания и оказывал посильную врачебную помощь крестьянам.
Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)