ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1694. В 1867 расширена.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Рязанская область, Рыбновский р-н, с. Глебово-Городище

Координаты: 54.63568, 39.240637



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь
Mutaborr
8 мая 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь
Mutaborr
8 мая 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Неман
24 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
ОЙля
29 октября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 июня 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь
Mutaborr
8 мая 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Неман
24 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Неман
24 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
ОЙля
29 октября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, В момент реставрации<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
В момент реставрации
Андрей Агафонов
1 мая 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, В момент реставрации<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
В момент реставрации
Андрей Агафонов
1 мая 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, вход в храм<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
вход в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Глава<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
Глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 июня 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
ОЙля
29 октября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
ОЙля
29 октября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
ОЙля
29 октября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, подкупольное пространство (крупный план)<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
подкупольное пространство (крупный план)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, подкупольное пространство (общий вид)<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
подкупольное пространство (общий вид)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, интерьер основного объёма<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
интерьер основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, интерьер основного объёма<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
интерьер основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, общий вид интерьера<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, интерьер основного объёма<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
интерьер основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, интерьер основного объёма<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
интерьер основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, интерьер притвора<br>, Глебово-Городище, Рыбновский район, Рязанская область
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 мая 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


ОЙля  29 октября 2009

Здесь, в районе села Глебово-Городище, расположенного на месте (по археологическим и летописным данным) древнерусского города Глебова, названного в честь святого благоверного князя Глеба, на берегах реки Вожи, при впадении реки Реберки, в 30 км. от г. Зарайска по направлению к Рязани, 11(24) августа 1378 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, впервые великий князь Димитрий Донской одержал победу и полностью разбил многочисленные полчища Орды, возглавляемые мурзой Бегичем, посланные на Москву ханом Мамаем. Битва на Воже стала первой значительной победой русских над Золотой Ордой. По наказу благоверного князя в Глебове был возведен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ибо в канун этого праздника, 11 (24) августа, и произошло победоносное сражение с татаро-монголами. В начале XVII века охрану Вожской засеки возглавлял освободитель Москвы от поляков, князь Димитрий Михайлович Пожарский. В это же время городок, существовавший здесь ранее, стал большим селом.

В 1638 году, во время нового укрепления засечной полосы, было решено на месте древней деревянной церкви, в память о победе русского народа над татаро-монгольскими завоевателями, построить каменную. Ее строительство велось с 1638 по 1694 год стольником Петром Григорьевичем Вердеревским под руководством архитектора Чумакова. Величественный одноглавый храм из красного кирпича с трапезной и колокольней был одним из духовных центров Рязанской земли и местом паломничества русских людей со всех концов нашего Отечества. На переднем холме, перед церковью, был поставлен памятный камень с церковнославянской надписью, рассказывающей о подвигах русских воинов. С южной стороны к памятнику по холму взбегали ступени. В 1878 году, когда в России торжественно праздновалось 500-летие битвы на Воже, на колокольне храма появились и новые колокола, один из которых, весом в 120 пудов, был отлит в память об этом знаменательном событии.

После революции, в 1937 году, Успенский храм был закрыт, колокольня снесена, купол пробит в нескольких местах, внутренние помещения приведены в полную негодность. Однако, по милости Божией, церковь удалось отстоять от окончательного разрушения, и храм, получив в 40-е годы XX века охранную грамоту, был внесен в реестр исторических памятников государственного значения.

В 2003 году по решению Администрации Рязанской области, недалеко от Успенской церкви был сооружен памятник в честь 625-летия славной победы русского оружия. Начало возрождению Глебово-Городищенской святыни было положено 19 августа 2001 года, в праздник Преображения Господня, когда на месте битвы св. благоверного князя Димитрия с татарами был установлен православный Крест. Сегодня здесь постепенно возобновляется церковная жизнь: совершаются водосвятные молебны, литии, панихиды по почившим воинам, читаются акафисты. По причине сильных разрушений Успенской церкви эти службы проводятся в здании бывшей школы.

http://glebovo.mega.ru/about.html


Марина Зуйкова  5 ноября 2017

Село Глебово - Городище находится в 80 верстах от Рязани, и в 25 - от Зарайска, при р. Вожже, на границе Зарайского уезда с Рязанским и Михайловским. По народному преданию на его месте прежде был город Глебов или Городище, укрепленное от вторжения татар. За церковной оградой находится возвышенная каменистая площадь сажень в 10 ширины, обрывисто ниспадающая к Воже, и теперь еще носящая название Городища. С южной стороны села, за Вожей, тянутся луга, на месте которых по народному сказанию, не так давно еще стоял крупный дубовый лес. Остатки его можно видеть и теперь: в р. Воже иногда находить толстые дубы, а в полуверсте от села, прямо за лугами, возвышаются бугры, покрытые дубняком. Под этими буграми р. Польная впадает в Вожу; луга, лежащие под буграми и по р. Польной, носят название «Городища» и «Татарское». Вся луговая местность на левой стороне Вожи, покрытая прежде также лесом, называется «Засекой». В 2 верстах от села и в ¼ версте от Вожи, по лугам Рязанского уезда, тянется, параллельно берегу Вожа, земляной вал, вышиною саженей в 2, длиною в версту, покрытый кустарником и с пролетом посередине в 5 саженей, называемым «Дураковскими воротами». Наконец, по народному сказанию, лет 40 тому назад, недалеко от церкви находили человеческие кости, на глубине около аршина, там, где никогда не было прежде приходского кладбища. Все это указываете на значение Глебова Городища, как военного пункта в былые времена. Вместе с Глебовым Городищем в состав одного прихода входят: сельцо Печерники, сельцо Сахино и 1/3 сельца Баракова. Рассказывают, что некогда все сельцо Бараково принадлежало другому приходу и церковь была в сельце Качанове (Михайловского уезда). Когда она сгорела, то начали спорить, где построить новую - в Качанове, Ходяйнове (Михайловский уезд), или в Бараково (Зарайский уезд). В итоге церковь построили в Ходяйнове. Тогда один из помещиков Баракова обиделся и со своими крестьянами перешел в приход с. Глебова - Городища. В прежнем приходе, от которого он отложился, был храмовой праздник в честь Николая чудотворца. Вот наступил вешний Николин день (9 мая); помещик запретил крестьянам праздновать, но вот в полдень от грозы загорелась его рига. Он увидел здесь наказание за непочтение Николая чудотворца и отменил свое запрещение. Таким образом, до сих пор эта часть села Баракова шумно празднует Николин день 9 мая и 6 декабря, одна во всем приходе Глебова - Городища (где храмовой праздник Успеньев день).

В прежнее время в селе Глебове-Городище стояла деревянная церковь Успения Божьей Матери; место ее теперь указывают посередине кладбища, саженях в 15 от церкви, где и до сих пор еще возвышается холи. В настоящее время существующий каменный храм построен в 1694 году стольником П.Гр. Вердеревским, в 1867 году распространен на средства московского купца Антона Елеазарова Тумакова. До 1861 года было два престола - в честь Успения Божьей Матери и святителя Димитрия Ростовского (в трапезе направо); а в 1867 году прибавлен третий - в честь преподобного Антония Римлянина (направо, а Дмитриевский придел переведен налево). Церковь имеет форму равностороннего креста. От старого времени уцелела лишь главная церковь с алтарем (и, может быть, колокольней, которая одного типа с ней), а стены трапезной в 1867 году разбирались до основания. Окна в главной церкви и алтаре - небольшие, сам алтарь - небольшой и темный; новые же алтари в трапезной - светлые и просторные, окна в трапезной больше и формат решеток в них иной. Церковь обнесена каменною кирпичною оградой (с трех сторон имеющие железную решетку); над въездными воротами - изображения храмовых праздников и две чугунные пушки; прежде вместо ограды был земляной вал, теперь местами разрытый, местами же совсем срытый. Главный алтарь отделен каменной стеной с тремя пролетами для дверей; боковые же алтари отделены только иконостасом с 3 дверями в каждом. В главном алтаре над престолом устроена полотняная сень с изображением Святого Духа. Под церковью устроен семейный склеп господ Булыгиных с 3 маленькими окнами и с ходом изнутри церкви; под колокольней вверху устроено помещение для ризницы. Некоторые из священных сосудов и крестов и большая часть священных облачений пожертвованы прихожанами Булыгиными.

Из принадлежностей храма, по своей сравнительной древности, заслуживают внимания:
1) иконостас главной церкви, старинный с древними иконами, но недавно реставрированными, с сохранением прежнего стиля;
2) старинный крест, пожертвованный в 1882 году фрейлиною Ее Императорского Величества Евгенией Александровной Лачиновой и помещенный в нарочито устроенной киоте с образом святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика Пантелеймона (приношение А.Гр. Булыгина), у левого придела при входе в главную церковь. Этот крест - деревянный, обложен серебряным вызолоченным окладом, кругом унизан крупным жемчугом и украшен 4 драгоценными камнями; он четырехконечный с закругленными концами, вверху прикреплена на шалнере еще часть, сходная по форме с концами креста. Во всем кресте около 4 вершков длины и 2 ширины. На лицевой стороне изображены - в средине распятие Иисуса Христа, а внизу адамова голова; в прикрепленной сверху части - лик Иисуса Христа. Крест содержит в себе мощи великомученика Евстафия Плакиды, святого апостола Иакова, брата Господня, святой мученицы Соломонии, святого апостола Андрея Первозванного, святого великомученика Пантелеймона, Иакова Персиянина и часть животворящего креста Господня. На задней стороне креста сделана славянская надпись с перечнем этих св. мощей;
3) два напрестольных креста, деревянных, обложенных серебряным вызолоченным окладом, четырехконечных с закруглениями по концам, по - видимому одного и того же времени. Оба имеют на лицевой стороне выпуклые изображения Распятия, Иоанна Богослова, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, адамовой главы и орудий страдания; на оборотной - выпуклые цветы. Кроме того, на обоих стоят клейма: на одном вычеканено 1790 К.И. (в одном клейме), Д.А. (в другом) и герб князя или витязя; на другом: изображение витязя на коне (в одном), арс (в двух) и др. В одном кресте весу 245 золотников, в другом 188 золотников;
4) старинный потир серебряный вызолоченный в виде чаши, вставленной в хлебный сноп, с чеканными изображениями Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Богослова, креста Христова с копьем и губкою и адамовой головы;
5) дарохранительница серебряная (с медным основанием) в виде ящичка с куполообразной над ним сенью (1809 года);
6) медные венцы с изображениями на камнях; Спасителя, Божьей Матери, царя Константина и распятия - на одном венце, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, царицы Елены и креста - на другом;
7) колокол (на колокольне) с надписью: «1743 года Марта 11 дня выменен сей колокол с. Глебова Городища вкладчика Алексея Петрова сына Вердеревского. Весу 10 пуд. 11 ф., ценою за пуд по 9 руб. 50 к. и того 97 р.».

В церкви сохраняются метрические книги с 1801 года, исповедные - с 1826 года, обыскные и приходорасходные непоследовательно за различные годы; рукописный ветхий в кожаном переплете и другой печатный синодики. В первом на 4 листе написано в кружке: «сия книга глаголемая синодик с. Глебова - Городища церкви Успения Пресвятой Богородицы вотчины Алексия Петровича Вердеревского» (около середины XVIII века) Печатный - имеет картинки плохого письма со славянскими внизу подписями относительно восхождения души по мытарствам, поминовения и др., и начинается печатным помянником р. патриархов и Государей Императоров. В церковной библиотеке находится несколько святоотеческих творений, собрание поучений 1877 года, Толковое Евангелие архимандрита Михаила и др. До 1769 года причт при церкви с. Глебова был двуштатный. Алексей Титов Кедров (1820-1867). Андрей Глебов (с 1854 года). Симеон Сампсонов Липягов (с 1868 года) По метрическим книгам (с 1801 года) видно, что в начале XIX века он состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. За смертью диакона (1843 год декабря 21) диаконская вакансия уничтожена. По штатам 1873 года оставлены один священник и один псаломщик, хотя в наличности до последнего времени состоит при священнике дьячок и еще исправляющий должность псаломщика

Причт содержался и содержится доходам от совершения треб, сборов с приихожан и церковной земли. Во владении причта 80 десятин пахотной и около 3 десятин усадебной земли, лугов нет; проезд на церковную землю малоудобный, В прежнее время образ жизни причта близко подходил к жизни приходских крестьян: те же работы в поле и доме, простая обстановка избы и т. п. Простота в одежде доходила до того, что даже в 1839 году диакон, по словам старожилов, ходил и служил в храме в лаптях из лык, и это не казалось неприличным или странным.

Всех прихожан при Успенской церкви числилось в 1883 году 1588 душ - 773 мужского и 815 женского пола (в настоящее время 831 мужского пола). Все они православные: обычное их занятие земледелие; лишние члены выходят из семьи на сторону для заработков на более или менее долгий срок: одни нанимаются в Москве или др. местах в дворники, кучера и т.п. Другие (например, из Баракова) отправляются на фабрики глиняной посуды и т.п. Одни действительно приносят большой заработок, другие пропиваются, излениваются и отстают от крестьянских работ. Среди прихожан грамотность успешно распространяется, благодаря земской шкоде в сельце Печерниках, первоначально устроенной помещиком Гр.Ив. Булыгиным на свои средства. Среди прихожан - особенно самого села Глебова - заметно недостаточно частое хождение в храм Божий. Есть и такие, которые посещают его не более 5 раз в год. Посты соблюдаются с ложно понимаемой строгостью: за большой грех считаюсь пожевать молочную кашу младенцу в Великий пост; не дают в пост молока двухлетним младенцем и т.п. Среди женского пола особенно чтится Иоанн Предтеча и его праздник в память усекновения главы: некоторые, разговевшись на Успеньев день, постятся до 29 августа (праздника Усекновения главы).

По общему обычаю в приходе бывают крестные ходы пo полям: в Глебове - в девятую пятницу по Пасхе, в Печерниках - в десятую пятницу, в Сахине - в Духов день. В эти два идет всеобщее пьянство; иные закладываюсь даже рожь на корню или входят в долги, чтобы иметь возможность отпраздновать эти дни. Среди прихожан сохраняется добрая память о бывшем ктиторе храма, дворянине Гр.Ив. Булыгине († 1874 году), погребенном в склепе под храмом. По словам местного священника о. Липягова, он сам участвовал в работах по расширению храма, даже копал и возил землю, отличался горячей любовью к храму Божию. Ежедневно присутствовал при богослужение в приходском или, за отсутствием здесь службы, в соседнем храме, в полую воду приезжал даже верхом на лошади, несмотря на свою старость; чинно стоял во время церковной службы, не дозволяя себе переминаться с ноги на ногу или оглянуться, сам читал, пел и содержал певчих; раз, когда ему во время литургии сообщили о пожаре в его доме, он, однако, достоял до конца литургии и прослушал панихиду, тогда только отправился в дом и нашел ею уже сгоревшим; сам он иногда вместе с сторожами чистил и мел в церкви; в первую неделю Великого поста он не употреблял чай и довольствовался ломтиком черного хлеба с квасом (раз в сутки); в страстную - вкушал пищу только однажды в великий четверток; много читал; из книг почерпнул некоторые медицинские познания и оказывал посильную врачебную помощь крестьянам.

Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)



Комментарии и обсуждение


Бывшая школа сгорела и службы там не проводились

23 августа 2015.