ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Блонь. Церковь Троицы Живоначальной.


Блонь. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1826.
Адрес:
Республика Беларусь, Минская область, Пуховичский район, д. Блонь, ул. Центральная, д. 73А

Координаты: 53.527452, 28.176134



Церковь Троицы Живоначальной, , Блонь, Пуховичский район, Беларусь, Минская область
Илья Смирнов
12 октября 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Блонь, Пуховичский район, Беларусь, Минская область
Илья Смирнов
12 октября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай М
 
Николай М  3 ноября 2017

Православная деревянная Троицкая церковь была построена в Блони в 1826 году. Считается, что церковь возвел Исидор Лядцев - житель одной из деревень округи. Он тяжело болел, но как-то во сне ему явилась Богородица с Младенцем на руках и исцелила его. В благодарность верующий построил часовню и, не будучи иконописцем, написал икону, которая сохранилась в Блони до наших дней. Во время пожара часовни (в период Отечественной войны 1812 года) икона чудом уцелела. Позже на этом месте была возведена красивая деревянная церковь. В 19 столетии к приходу Святой Троицы относилось несколько населенных пунктов.

Во время гонений в Пуховичском районе было разрушено много церквей. В округе уцелела лишь единственная церковь в деревне Блонь. В 1930-х годах в церкви служил священник Александр Шилай, родившийся в 1879 году в Слуцке. Когда в августе 1935 года церковь была закрыта советской властью и с неё сняли колокола, священник остался жить в Блони, продолжал свою службу по домам у верующих. Во время Всесоюзной переписи населения в 1937 году организовал сбор подписей за возрождение церкви. 6 августа 1937 года Александра Шилая арестовали и позже расстреляли, обвинив в антисоветской агитации. Семью священника выслали. Александр Шилай был посмертно признан священномучеником. Во время Великой Отечественной войны при наступлении наших войск вокруг села Блонь развернулись ожесточенные бои, все село сгорело дотла, но деревянный храм чудом уцелел.

Церковь - памятник архитектуры классицизма. Церковь имеет легкий, гармоничный силуэт, увенчанный серебристым куполом, хорошо видимым как с шоссе Минск - Марьина Горка, так и с верхних этажей домов районного центра. Здание церкви основывается на каменистом фундаменте, по наружному виду в основании представляет собой форму ковчега; сверху - продолговатого креста с одним куполом и колокольней. Здание симметрично прямоугольное в плане, с 5-гранной апсидой. Композиция здания основана на чередовании разновысоких объемов. Колокольня с высоким шпилем над притвором (восьмерик на четверике), 8-гранный световой барабан со шлемовидным куполом над средокрестием. Главный и боковые фасады имеют высокую центральную часть, обрамлённую низкими объёмами. Треугольный фронтон главного фасада поддерживают четыре каменные колонны, образующие монументальный входной портик. Горизонтально обшитые стены завершены карнизом с поясом «сухариков», резным фризом геометрической орнаментации, а также прорезаны прямоугольными и 8-гранными оконными проёмами. В барабане оконные проемы закруглённые. Основная часть интерьера разделена 2-мя рядами невысоких колонн из кирпича на три нефа. Боковые нефы значительно ниже центрального. Над притвором на таких же колоннах расположены хоры. Потолок подшивной, плоский, в барабане - пирамидальный, гранёный. В интерьере выделяется двухъярусный деревянный иконостас, исполненный в неорусском стиле начала XX века. В храме сохранился старинный, в классическом стиле написанный и украшенный резьбой иконостас.

http://planetabelarus.by/sights/1235-pukhovichi/841-troitskaya-tserkov-v-bloni/; http://sobornevsky.by/blagochinie/hram--svyatoj--zhivonachalnoj/; http://szlachta.io.ua/; http://hram.by/rus/churches/view/614


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 апреля 2019

Местечко Блонь расположено при реке Цитовке в Игуменском уезде, от губернского города отстоит в 60 верстах, от уездного – в 36 верстах. В сем местечке, кроме православной церкви, существует еще римско-католический костел. Время построения первой церкви неизвестно, a известно только, что в 1820 г. сгорела православная церковь, на месте которой построена ныне существующая.

Настоящая приходская церковь во имя Святой Троицы построена в 1826 г. в самом центре местечка, a затем капитально ремонтирована в 1873 г. на средства прихожан при значительном пособии от правительства, всего на ремонт затрачено 5 975 руб. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, по наружному виду в основании представляет форму ковчега, а вверху – продолговатого креста, с одним открытым куполом. Крыша в верхней части: на куполе и колокольне железная, с белой английской жести, а в нижней – на стенах гонтовая; вся церковь окрашена масляною краскою вишневого цвета, а гонтовая крыша – медянкою. Вообще, по наружному виду и прочности церковь находится в отличном состоянии.

Внутреннее пространство заключает в себе 22 аршина в длину и 18 в ширину; внутри церкви находится 10 каменных столбов; пол деревянный, входных дверей двое, окна расположены в три яруса, с железными решетками только в ризницах; пол и стены не выше 2 ½ аршин окрашены масляною краскою, а выше сего выбелены; потолок и купол тоже окрашены; к отоплению церковь не приспособлена.

Иконостас новейшего устройства, покрашенный кармином, с золочеными рамами, карнизами с резьбою, состоит из 15 икон новейшей художественной живописи, поставленных в три яруса. Утварные вещи имеются в достаточном количестве; из них по ценности замечательны: два прибора серебряных литургийных сосудов и один серебряный напрестольный крест. В церкви хранится древнее рукописное Евангелие, но в нем нет ни начальных, ни конечных листов. Богослужебных Евангелий три, все они в бархатных вишневого цвета окладах, с металлическими на лицевой стороне изображениями воскресших Спасителя и Евангелистов; из богослужебных книг недостает месячной минеи.

Ризница находится в удовлетворительном состоянии: новых священнических облачений 6, чаще употребляемых 5 и стихарей для псаломщика 5 – все облачения малоценны. В архиве метрические книги хранятся с 1822 г., a исповедные списки с 1827 г.

Церковь не огорожена, предположено устройство новой ограды на средства прихожан. Колокольня устроена во фронтонной части церкви, в ней находятся три колокола: в 3 пуда, 1 пуд и в 22 фунта. В приходе находится одна приписная церковь, расположенная в деревне Скобровке, в 8 верстах от приходской церкви. Кладбищ два: одно при деревне Скобровке, а другое в Блони, на последнем устроена часовня.

В состав прихода входят селения: Блонь, Скобровка, Мощеново, Крупцы, Тешково, Избище, Цагельна, Равчак и Морги, самая дальняя деревня в расстоянии не более 7 верст. Прихожан числится муж. пола 833 души, а жен. пола 819 душ; большинство прихожан крестьянского сословия, занимаются земледелием и отчасти заработками на железнодорожной станции.

При сей церкви по штату положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Василий Свирский, окончил курс наук в Минской семинарии, имеет камилавку.

Церковного дохода в течение года бывает до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья и незначительного кружечного дохода, пользуется церковным помещением и земельным участком, расположенным в 5 частях, в близком расстоянии от церкви; количество земли в десятинах следующее: усадебной 5, пахотной 40, сенокосной 20, неудобной 15 и под зарослями 5. Плана на землю и межевой книги нет. Для священника имеется церковный дом и все необходимые холодные постройки, а псаломщик, за разрушением церковных строений, помещается в собственном доме. Все постройки, а особенно жилые дома, как церковные, так и собственные совершенно ветхи. Комиссия несколько раз составляла проекты и сметы на возведение и ремонтировку причтового помещения, но таковые по сие время к исполнению не приведены.

При церкви существует церковно-приходское попечительство, штатное народное училище в мест. Блони и его отделение в деревне Скобровке. С каждым годом число грамотных прихожан умножается. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть IV, Игуменский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.


Ангелина
 
Ангелина  5 октября 2021

"Во время гонений в Пуховичском районе было разрушено много церквей. В округе уцелела лишь единственная церковь в деревне Блонь. В 1930-х годах в церкви служил священник Александр Шилай, родившийся в 1879 году в Слуцке. Когда в августе 1935 года церковь была закрыта советской властью и с неё сняли колокола, священник остался жить в Блони, продолжал свою службу по домам у верующих. Во время Всесоюзной переписи населения в 1937 году организовал сбор подписей за возрождение церкви. 6 августа 1937 года Александра Шилая арестовали и позже расстреляли, обвинив в антисоветской агитации. Семью священника выслали. Александр Шилай был посмертно признан священномучеником. Во время Великой Отечественной войны при наступлении наших войск вокруг села Блонь развернулись ожесточенные бои, все село сгорело дотла, но деревянный храм чудом уцелел".

Прим. В тексте автора - опечатка: правильно Александр ШАлай, а не ШИлай:

Дни памяти: 14 ноября; 6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; 3 июля (переходящая) – Собор Белорусских святых.

Житие

Алек­сандр Се­ме­но­вич Ша­лай ро­дил­ся в го­ро­де Слуц­ке в се­мье ме­ща­ни­на 20 но­яб­ря 1879 го­да. Го­то­вясь к свя­щен­ни­че­ско­му по­при­щу, он заканчива­ет Слуц­кое Ду­хов­ное Учи­ли­ще и Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, в ко­то­рой учит­ся на од­ном кур­се с бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Иоанном (Паши­ным).

13 ав­гу­ста 1901 го­да Алек­сандр Се­ме­но­вич ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 15 ав­гу­ста — во свя­щен­ни­ка. Отец Алек­сандр слу­жил в церк­ви По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Остро­жан­ки Мо­зыр­ско­го уез­да, был на­сто­я­те­лем Ки­мей­ской церк­ви в Бо­ри­сов­ском уез­де, а 1 мая 1908 го­да был переме­щен в Дри­чин­скую цер­ковь Игу­мен­ско­го уез­да. По­след­ним ме­стом слу­же­ния свя­щен­ни­ка ста­ла Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь се­ла Блонь Пуховичско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти, где отец Алек­сандр в 1930-е го­ды был на­сто­я­те­лем. Отец Алек­сандр был че­ло­ве­ком твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний, усерд­ным мо­лит­вен­ни­ком и за­бот­ли­вым пас­ты­рем. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ко­гда в ав­гу­сте 1935 го­да в Бло­ни за­кры­ли храм и взя­лись сни­мать с него ко­ло­ко­ла, отец Алек­сандр по­до­шел к груп­пе со­брав­ших­ся по это­му по­во­ду од­но­сель­чан и, об­ра­тив­шись к тво­рив­шим безза­ко­ние, в серд­цах ска­зал: «За­чем вы бе­ре­тесь не за свое де­ло? Ви­ди­мо, вам де­лать нече­го, что вы пор­ти­те цер­ков­ное доб­ро!» То­гда на­шел­ся некто, за­пом­нив­ший эти сло­ва и впо­след­ствии до­нес­ший на от­ца Алек­сандра.

По­сле за­кры­тия Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви отец Алек­сандр хо­тя и не слу­жил за от­сут­стви­ем по­ме­ще­ния, но про­дол­жал со­вер­шать тре­бы, ко­гда о том его про­си­ли при­хо­жане. Во вре­мя Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си на­се­ле­ния он ор­га­ни­зо­вал сре­ди жи­те­лей Бло­ни сбор под­пи­сей за от­кры­тие мест­но­го храма. Все это свя­щен­ни­ку вспом­ни­ли, аре­сто­вав его 6 ав­гу­ста 1937 го­да. От­ца Алек­сандра об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, направлен­ной на раз­ло­же­ние кол­хо­зов». Но под­лин­ная при­чи­на его аре­ста бы­ла в дру­гом — в неже­ла­нии от­речь­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на священ­но­слу­жи­те­ля. Блонь­ско­го на­сто­я­те­ля до­пра­ши­ва­ли несколь­ко раз. С по­мо­щью Бо­жи­ей отец Алек­сандр на­шел си­лы не при­знать се­бя виновным в тех неле­пых об­ви­не­ни­ях, ко­то­рые ему предъ­яв­ля­лись, и ни­ко­го не ого­во­рил.

Без су­да и след­ствия 10 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рея Алек­сандра Ша­лая при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. Все его иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли, се­мью высла­ли (у от­ца Алек­сандра бы­ло чет­ве­ро де­тей - Во­ля, Алек­сандр, Ири­на и На­та­лья). Свя­щен­ник был убит 14 но­яб­ря 1937 го­да в го­ро­де Бобруйске, му­че­ни­че­ски по­стра­дав за ис­по­ве­да­ние ве­ры Пра­во­слав­ной. В 1999 го­ду про­то­и­е­рей Алек­сандр Ша­лай был при­знан Свя­тым Си­но­дом Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мест­но­чти­мым бе­ло­рус­ским свя­тым, об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние его со­сто­я­лось в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

По ма­те­ри­а­лам жур­на­ла Сту­пе­ни №2 (26). https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-shalaj



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.