ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ). ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ, посл. треть 18 - рубеж 19-20 вв.
Поставлена очень живописно - возле пруда в центре села. К югу от храма, также на берегу пруда, расположено кирпичное двухэтажное здание земской школы, на западном фасаде которого сохранился металлический козырек на ажурных кронштейнах. Церковь построена в 1772 г. из кирпича и побелена по кладке; в 1840-х гг. трапезная значительно расширена приделами Смоленской Богоматери и Дмитрия Мироточивого, а на рубеже 19—20 вв. возведены ризница и сторожка по сторонам колокольни. К настоящему времени главы церкви и колокольни утрачены. Хороший образец местного сельского храма 18 в., продолжающего традиции архитектуры предшествующего столетия, с трапезной в стиле классицизма.
Основой объемной композиции является двусветный четверик с аттиком в виде пояса декоративных кокошников, завершенный прежде пятью глухими главами. Закругленный алтарь, сильно выступающий к востоку, казался более крупным благодаря высокой, в два яруса, барочной кровле (утр.). Поперечно ориентированная трапезная полукруглыми апсидами приделов охватывает западные углы четверика. Доминирует в композиции стройная шатровая колокольня: ее четверик с низкими пристройками по сторонам несет высокий восьмигранный столп с арками звона, увенчанный шатром с тремя рядами слухов.
Убранство фасадов четверика выдержано в формах 17 в.: цокольный пояс с поребриком, плоские огибающие лопатки на углах, карниз с пилой и по три полукруглых кокошника на каждой из сторон, разделенных короткими лопатками. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря - с лучковыми перемычками, обрамленные полуколонками и многолопастными фронтонами с килевидным верхом. В традиционном декоре колокольни (лопатки на углах, парапет звона с балясинками, наличники слухов шатра) наиболее интересен пояс со столбиками в нижней части столпа. В классицистическом убранстве трапезной выделяются рамочные наличники окон с высоко поднятыми прямоугольными сандриками на кронштейнах и карниз с дентикулами.
Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида - коробовым с конхой, трапезная с двумя столбами по оси север-юг — системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами; нижний ярус колокольни имеет сомкнутый свод и лестницу к звону в толще южной стены, со входом снаружи.
Клеевая живопись в стиле барокко - яркий памятник 1-й пол. 19 в., в котором заметны также черты классицизма. Важная роль в росписи отведена гризайльному архитектурному декору. Классицистический карниз в основании свода с розетками и модульонами (сохранился фрагментарно), дополненный широким фризом с барочным растительным орнаментом, крепован в центре каждой стены. Между окнами первого и второго света проходит еще один подобный карниз. Под ним тянется фриз, украшенный геометрическим орнаментом, на фоне которого написаны изящные вазы с цветами и фруктами. Наиболее выразительна гризайльная композиция на западной стене: двойные витые колонны и пилоны с филенками поддерживают сильно вынесенные раскрепованные карнизы. Над ними написан легкий орнамент из растительных завитков и барочной сетки. В западных частях боковых стен выделяются эффектные гризайльные композиции из атрибутов Ветхого Завета.
Свод занимает большая композиция "Хвалебная песнь Новозаветной Троице" (сохранилась фрагментарно), все персонажи которой изображены подчеркнуто динамично, единые в своем эмоциональном порыве. Оригинально написана "Троица" на восточном лотке: Христос и Саваоф указуют на Распятие с предстоящими, являющееся завершением утраченного иконостаса.
Композиции на стенах размещены по традиционному для барокко принципу "многослойной" живописи: все сцены первого яруса и изображения евангелистов во втором ярусе боковых стен иллюзорно выдвинуты вперед, композиции верхнего яруса западной стены заглублены. Интерьер и пейзаж в сценах "Христос в доме Марфы и Марии" и "Христос и зананеянка", персонажи "Вознесения" написаны с перспективным сокращением. Среди преобладающих евангельских композиций выделяются сравнительно редкие изображения V и VII Вселенских соборов на западной стене. В иконографии "Вознесения" прослеживается влияние древнерусской живописи.
Беляев, 1863, с. 155-156; ИАК. 1909, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 503-506