ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумы. Кафедральный собор Воскресения Христова.

Свято-Воскресенский кафедральный собор


Сумы. Кафедральный собор Воскресения Христова
Собор. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Андрея Первозванного
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:1702. колокольня - 1906 г..
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Сумы, пл. Независимости, д. 19.

Координаты: 50.911776, 34.800712
Проезд:маршрутным такси № 12, 22, 58А, 62 до остановки "площадь Независимости"



Сортировка:

Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Neyka
9 мая 2012
Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
V.Petrovich
23 июня 2011
Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Dmitry N.
7 августа 2016
Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
V.Petrovich
23 июня 2011
Кафедральный собор Воскресения Христова, Отдельно стоящая колокольня собора<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Отдельно стоящая колокольня собора
V.Petrovich
23 июня 2011
Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
V.Petrovich
23 июня 2011
Кафедральный собор Воскресения Христова, , Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Саша
22 апреля 2007
Кафедральный собор Воскресения Христова, Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М. 1967 г. Фото автора<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М. 1967 г. Фото автора
Елена Григорьева
1 июня 1967
Кафедральный собор Воскресения Христова, Вид с севера, 1965 г. Опубликовано: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусство», 1968 г.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Вид с севера, 1965 г. Опубликовано: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусство», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1965
Кафедральный собор Воскресения Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 декабря 1941
Кафедральный собор Воскресения Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 ноября 1941
Кафедральный собор Воскресения Христова, Вид намабсиду. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Вид намабсиду. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 октября 1941
Кафедральный собор Воскресения Христова, Общий вид с юго-востока.  Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.  Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Общий вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Общий вид с юго-запада. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Общий вид с юго-запада. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Интерьер свода. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Интерьер свода. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Средний верх. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Средний верх. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Фрагмент ограды и ворота, общий вид с юга. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фрагмент ограды и ворота, общий вид с юга. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Фрагмент алтарной части, вид с юга. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фрагмент алтарной части, вид с юга. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Общий вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Общий вид с юго-востока. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Кафедральный собор Воскресения Христова, Зимой 1708 г. по всему периметру храма была устроена деревянная стрелковая галерея, прерываемая лишь объемами южного и западного притворов, проходя сквозь них. Восточная часть галереи была разобрана сразу по окончании Северной войны. Вид храма после реконструкции зимой 1708 г. - со стрелковыми галереями мы можем видеть только благодаря детальной реконструкции А. Парийского (описание храма того времени - в статье). <br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Зимой 1708 г. по всему периметру храма была устроена деревянная стрелковая галерея, прерываемая лишь объемами южного и западного притворов, проходя сквозь них. Восточная часть галереи была разобрана сразу по окончании Северной войны. Вид храма после реконструкции зимой 1708 г. - со стрелковыми галереями мы можем видеть только благодаря детальной реконструкции А. Парийского (описание храма того времени - в статье).
Елена Григорьева
1 июня 1708
Кафедральный собор Воскресения Христова, Воскресенская церковь. Вид с северо-востока.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Воскресенская церковь. Вид с северо-востока.
Сергей Ковров
??
Кафедральный собор Воскресения Христова, Церковь Воскресения Христова в общей панораме города. На снимке - слева. Справа крупным планом собор Спаса преображения, за ним виднеются купола Николаевской церкви (утрачена в 1930-е г.г.). Почтовая открытка с дореволюционного фото.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Церковь Воскресения Христова в общей панораме города. На снимке - слева. Справа крупным планом собор Спаса преображения, за ним виднеются купола Николаевской церкви (утрачена в 1930-е г.г.). Почтовая открытка с дореволюционного фото.
Елена Григорьева
??
Кафедральный собор Воскресения Христова, В перспективе улицы церковь Воскресения Христова. Почтовая открытка с дореволюционного фото<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
В перспективе улицы церковь Воскресения Христова. Почтовая открытка с дореволюционного фото
Елена Григорьева
??
Кафедральный собор Воскресения Христова, Воскресенская церковь. Слева, на дальнем плане - Богородицкая церковь на Холодной горе (утрачена). Архивное фото<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Воскресенская церковь. Слева, на дальнем плане - Богородицкая церковь на Холодной горе (утрачена). Архивное фото
Елена Григорьева
??
Кафедральный собор Воскресения Христова, Старинный обмерный чертеж<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Старинный обмерный чертеж
Елена Григорьева
??
Кафедральный собор Воскресения Христова, Старинный обмерный чертеж<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Старинный обмерный чертеж
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Саша  16 мая 2011

Воскресенскую церковь возвели в конце XVII — начале XVIII веков средства первых сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых. Освящение храма состоялось в 1702 — эта дата традиционно считается годом возведения церкви. Нижний (теплый, «зимний») храм был освящен во имя Андрея Первозванного, небесного покровителя Андрея Кондратьева, верхний — во имя Воскресения Господня. Храм служил усыпальницей рода Кондратьевых. Некоторое время он также выполнял оборонительные функции, привычные для каменных строений, в том числе и храмов, в Украине фактически до конца XVIII века. Колокольня храма была построена в 1906 году в стиле барокко (необарокко). Современный вид храм приобрел в результате многочисленных перестроек и реставраций — последняя значительная — в 70-е годы XX века, в настоящее время также осуществляются отдельные восстановительные работы.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  14 марта 2016

Свято-Воскресенский собор - старейшее каменное сооружение города. Церковь была сооружена в 1702 г. на средства первых сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых, и является их родовой усыпальницей. По легенде, в стену была замурована сестра Кондратьева - Мария, атаманша разбойничьей шайки, которая грабила жителей города. Когда разбойники были схвачены, ее брат принял справедливое, но тяжелое решение - злую сестру замуровать в стене церкви. Во время обследования храма в 1970-е гг. действительно были найдены останки женщины.

Церковь входила в систему городских укреплений (оборонный характер сооружения подчеркивают окна-бойницы). От храма к реке вел подземный ход, который теперь засыпан. По легенде, у реки на том месте, где была построена церковь, в 1652 г. белоцерковскими переселенцами во главе с атаманом Герасимом Кондратьевым были найдены три охотничьи сумы, откуда и пошло название крепости, а потом и города.

Церковь была построена двухъярусной. Внизу располагался зимний, теплый храм, освященный во имя Андрея Первозванного, небесного заступника Андрея Кондратьева, а наверху - холодный, летний, освященный во имя Воскресения Христова. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками, верхняя повторяет нижнюю: квадратный неф (7,7х7.7 м), алтарь (5,5х5,5 м), прямоугольный бабинец(5х6м). С южной, северной и западной сторон храма устроены закрытые лестницы-крылечки для входа в верхнюю церковь. Венчают храм три восьмигранных барабана (высота среднего 25 м). Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленные с двух сторон узкими карнизами, углы акцентированы спаренными полуколонками. Созданная неизвестным талантливым мастером, эта церковь принадлежит к наиболее выдающимся памятникам слобожанской школы зодчества, исполненным в стиле украинского барокко. В 1906 г. рядом с храмом была выстроена колокольня в "псевдо-барочном" стиле, где украшения фасадов и завершение перекликаются с декором старинного храма.

После революции 1917 г. Воскресенскую церковь отдали под общежитие. В послевоенное время использовалась под производственные склады ОБЛСНАБа. Современный вид храм приобрел после реставрации в 1970-х гг. После этого в помещении церкви длитетельное время располагался отдел декоративно-прикладного искусства художественного музея. Сейчас это действующая церковь УПЦ Киевского патриархата.

Из материала книги: Удовик С.Л. Восточная Украина. Изд-во: "Ваклер", г. Киев, 2007 г.


Сергей Ковров   24 октября 2018

Сумы, Воскресения Христова церковь  

Самое старое из сохранившихся сооружений города. Была построена на территории крепости во время Северной войны. Сооружению присущи черты оборонного характера: толстые стены, глубоко врезанные узкие окна наподобие амбразур; ограждена высокой глухой стеной, имела просторные, позже засыпанные подвалы.

Первоначальный вид церковь не сохранила, неоднократно страдала от пожаров и восстанавливалась с некоторыми изменениями в архитектуре. Сооружение в стиле украинского барокко, кирпичное, оштукатуренное, трехглавое, трехчастное в плане, трехкупольное, двухъярусное. Внизу расположена теплая церковь Андрея Первозванного, наверху - холодная - Воскресения, нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками, верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом и алтарной частью и прямоугольным притвором с восьмериками, перекрытыми срезанными сомкнутыми сводами со световыми фонариками, завершенными золочеными, луковичной формы главками на вытянутых шейках. Переход к восьмерикам осуществляется при помощи тромпов. С юга и севера к нефу, с запада к притвору примыкают прямоугольные в плане двухэтажные пристройки, первый этаж которых служит крытыми папертями нижней церкви.

К притвору с северной стороны пристроена крытая лестница, ведущая в верхнюю церковь. Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы подчеркнуты спаренными полуколоннами. Восьмерики и фонарики, верхние окна нефа оформлены одинарными полуколоннами. Остальные окна обрамлены наличниками с полуколонками и разорванными фронтончиками. Интерьер нижней церкви напоминает светские помещения. Интерьер верхней отличается гармоничным раскрытием трех вертикальных объемов.

В 1978 г. закончена реставрация. Памятник освобожден от позднейших наслоений, восстановлены все утраченные архитектурные детали и элементы декора (архит. М. М. Говденко). Используется Сумским художественным музеем для размещения экспозиции по народному прикладному искусству.

Сооружение слобожанской школы, сочетает в себе черты русского и украинского зодчества, отражает характерные особенности архитектуры деревянных культовых сооружений.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, т. 4


Сергей Ковров   24 октября 2018

Колокольня Воскресенской церкви, 1906 г. Расположена к северу от церкви.

Сооружена в стиле барокко, кирпичная, квадратная в плане, четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый - в виде восьмигранной призмы, завершенной шлемовидной главой, увенчанной оригинальной позолоченной главкой с заломом.В первом ярусе устроен арочный проезд, обрамленный с двух сторон перспективными порталами. К западной грани колокольни примыкает одноэтажная пристройка с восьмигранной двухъярусной башенкой-часовней, завершенной главой с главкой. Деревянная лестница ведет на второй ярус, в котором расположено помещение с двумя окнами. Перекрытие второго яруса плоское, деревянное. Третий ярус завершен широким карнизом с большим выносом. В четырех его гранях большие арочные проемы. Переход от четверика к восьмерику верхнего яруса осуществлен при помощи вытянутых парусов. Все грани восьмерика - с полуциркульными проемами. Пространство между двумя верхними ярусами, предназначенное для подвески колоколов, перекрытия не имеет. Четвертый ярус, как и второй, перекрыт плоским деревянным настилом.

Декоративное убранство фасадов колокольни перекликается с декором Воскресенской церкви. Так, углы четверика закреплены пучками стройных полуколонн с перевязью на уровне каждого яруса. Карнизы двух верхних ярусов повторяют в несколько упрощенной форме мотивы карнизов церкви. Обрамление окон для каждого яруса индивидуально, однако верхнего, наиболее насыщенного декором, почти точно повторяет наличники центрального барабана церкви. В 1975-1977 гг. колокольня отреставрирована. Восстановлены утраченные архитектурные детали, заменены пришедшие в негодность конструкции, памятнику возвращен первоначальный вид. Колокольня совместно с Воскресенской церковью входят в ансамбль застройки одной из площадей старой части города.

Используется Сумским художественным музеем.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. 4 т.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 января 2019

Краеугольный камень Воскресенской церкви - первого каменного храма Сум заложил полковник Герасим Кондратьев через 30 лет после основания самого города. Место было выбрано более чем удачным - на природном возвышении вблизи реки Стрелка. В архитектуре церкви сочетается художественное мастерство и прагматичность. Архитектура похожа на ту, по которой строились на Слобожанщине деревянные церкви. Статус пограничного города требовал осторожности, поэтому у храма толстые стены (до 1,5 м) и узкие окна - при необходимости, церковь могла бы выдержать длительную осаду. Есть данные, что под церковью раньше был подземный храм, подвал и тайный выход к Пслу.

Заканчивать строительство церкви пришлось сыну полковника Андрею, который следовал своему отцу не только в полковничестве, но и в его стремлении развивать город. Днем рождения Вокресенской церкви является 23 октября 1702 года, когда храм был освящен. Тогда под склепом нового храма впервые прозвучали христианские песнопения, а на этом выдающемся событии присутствовали едва ли не все жители города. Но факт освящения храма не говорил о завершении строительства - работы продолжались еще несколько лет, в частности, после окончания нижнего теплого храма его освятили в честь Андрея Первозванного, ангела-хранителя сумского полковника. Верхний храм был освящен в честь Воскресения Христа.

Есть очень интересная и жуткая легенда о призраке девушки, которая до сих пор «живет» в Воскресенской церкви. Это призрак сестры (по другой версии - дочери) Герасима Кондратьева, которую якобы живьем замуровали в стены храма. Истоки этой легенды следует искать в верованиях в строительную жертву. Поводом возникновения легенды могло послужить то, что Воскресенская церковь была семейной усыпальницей Кондратьевых. Косвенное подтверждение легенды - якобы найденные жителями рабочего общежития, в который большевики превратили храм, замурованные останки женского тела. Но прототипом легенды могла стать не сестра, а дочь Герасима Кондратьева от второго брака Мария. Также Герасим Кондратьев не мог замуровать ее в церкви, потому что умер в 1701 году, а строительство церкви завершал его сын Андрей. Легенда, наверное, возникла потому, что есть версия, что под нижним храмом есть усыпальница Кондратьевых, но те помещения, которые там якобы были и потайной ход к Пслу давно засыпаны, никто никаких научных исследований или раскопок не проводил, хотя это самое старое здание города, где сумчане молились более 300 лет.

Воскресенская церковь - свидетель многих исторических событий. Еще на заре своего существования здесь присутствовал на службе русский царь Петр I. В декабре 1708 года, после победы над мазепинцами в Лебедине, он приехал в Сумы и перед празднованием Нового Года посетил службу в Воскресенской церкви и, по свидетельствам историков, «сам читал за литургией Апостол». После литургии царь принял на площади перед церковью военный парад и устроил громкие гуляния с «потешными огнями».

Воскресенскую церковь за время ее существования неоднократно перестраивали. В 1906 году была взорвана колокольня, а на ее месте построена новая в стиле необарокко. Сейчас у колокольни любят фотографироваться молодожены, а в 2011 году в ее стене даже установили символический камень любви из Каны Галилейской.

Только чудо спасло Воскресенскую церковь от разрушения советской властью. Большевики начали её использовать как склад. В 1991 году этот храм, который был в аварийном состоянии, вернули Церкви. Но если в ближайшее время не провести серьезные реставрационные работы, город может потерять свою святыню. Самая большая проблема - влажность и плесень. Когда ремонтировали Воскресенскую улицу, то окончательно засыпали подземные ходы и теперь вся вода с улицы стекает под церковь. А это в свою очередь приводит к разрушению как самого здания (по одной из стен пошли трещины), так и фресок.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2020

Воскресенский храм расположен в северной части исторического центра г. Сум в пределах бывшей крепости. Он возведен на средства первого полковника и осадчего города Герасима Кондратьева в 1700-1702 гг., заменив деревянный выстроенный первыми поселенцами вскоре после основания города. Храмы в приделах основного десятибашенного укрепления располагались диагонально по линии северо-восток юго-запад и первая каменная постройка города со стройной, отдельно стоящей каменной башней-колокольней как бы замыкала эту перспективу, возвышаясь на стрелке мыса, у впадения рек Сума и Сумка в Псел, господствуя над широкими просторами заливных лугов и речных заплав. Ее острый, утонченный силуэт визуально воспринимался с большого расстояния, композиционно объединяя городскую застройку.

Храм принадлежит к числу наиболее совершенных памятников Слобожанской архитектурной школы. Он трехчастный с тремя ярусными башнями – верхами – средняя из них ранее имела высоту около 40 м без креста, – двухэтажный, с обширными подвалами, теплым нижним престолом во имя Андрея Первозванного – покровителя сына фундатора, Сумского полковника – А.Г. Кондратьева – и верхним престолом во имя Воскресения Христова. Здесь издавна хранилась особо чтимые иконы, принесенные из заднепровья первыми переселенцами с мощами Василия Великого, Григория Богослова, Варвары Великомученицы. Образцом для возведения Воскресенской церкви послужил не только собор Белой Богородицы в Путивле – предмет постоянной зависти сумчан но и не задолго до этого законченный Покровский храм в Харькове.

Размер Воскресенской церкви без притворов 27,4х12,5 м – сумма этих цифр видимо и составляла первоначально высоту центрального верха. Внутренние размеры храма таковы: алтарь – 6,8х6,8 м; неф – 8х9,5 м; притвор-бабинец 6х7,1 м.

Нижнее помещение перекрыто полуциркульными сводами с распалубками, их высота в центральном отсеке 6 м, а верхнее двухъярусными куполами-банями. Внутренняя высота центрального верха до зенита сводов светового фонаря 26,4 м. Высота боковых башен снаружи, без крестов около 29 м.

При возведении здания зодчим применено три вида саженей: простая – 152,7 см, нижегородская – 2,2 м и великая косая – 250 см. Все внутренние и наружные размеры храма кратны этим величинам либо их сумме. Такие же меры применены в Спасо-Преображенском соборе в Изюме – очевидно зодчие обоих храмов получили архитектурную подготовку у людей одного круга, видимо работая в России. Несомненно и наличие, пускай схематического, но все же чертежа бокового фасада церкви.

Декор Воскресенской церкви очень близок зданию Черниговского Коллегиума. Здесь мы видим те же разнообразные фронтоны-кокошники с фигурным шаром-фиалой на профильном пьедестале, и аркатуру с архивольтами обработанными поребриком на фонарях боковых глав и фриз в завершении восьмерика центральной башни очень похожий на фриз основания башни-звонницы в Чернигове. Ранее, когда завершения Всесвятской церкви Коллегиума ещё существовали, сходство деталей ещё усиливалось наличием частей памятников, имевших близкий силуэт. Строителем Черниговского Коллегиума – здания, включившего в себя более древние части, в частности трапезную конца 60 - начало 70-х гг. XVII ст., предположительно называют московского зодчего, работавшего на Украине В.Д. Аксамитова.

Воскресенский храм строился в те же годы и имеет наряду со сходством и существенные отличия – это обработка углов четвериков пучками сдвоенных и строенных тонких полуколонок – некоторые из них имеют даже выложенные из кирпича подобия коринфских капителей; более тонкого профиля, с фигурной рамкой оконные обрамления; килевидные преспективные порталы верхнего храма с украшенными бегунцем капителями-импостами и перехватами-дыньками на колоннах – последние, как и конические паруса–тромпы в интерьере всех трех башен выполнены под влиянием образца – Молченского собора в Путивле. Сходство деталей Воскресенского храма с надвратной церковью Свенского монастыря под Брянском, 1679 г., о которой писалось ранее гораздо больше, чем с Черниговским Коллегиумом. Видимо зодчий работавший в Сумах был выходцем с Северщины, хотя и работал в Москве с В.Д. Аксамитовым.

Объемно-пространственная композиция храма в процессе строительства менялось несколько раз. Видимо первоначально планировалось возвести открытую галерею-гульбище с трёх сторон на легких каменных опорах-столбах или тонкой стенке-аркаде высотой 6,6 м с единственной открытой лестницей с западной стороны – по образцу московских храмов того времени. Позднее очевидно по желанию заказчика, были выстроены три двухъярусных притвора как в северских деревянных храмах. К верхним порталам притворов вели три открытые лестницы на ползучих арках, имевшие два или три всхода, так план храма стал кресчатым.

Зимой 1708 г., когда в ожидании летней компании в городе стояли русские войска во главе с Петром Великим и князем Меньшиковым, Воскресенский храм получает оборонные приспособления – каменные лестницы во втором ярусе разбираются, а взамен устраивается узкая внутренняя в южном притворе. По всему периметру храма устраивается деревянная стрелковая галерея, прерываемая лишь объемами южного и западного притворов, проходя сквозь них. Такие галереи ранее были возведены при строительстве стен и оборонных башен Спасского монастыря в Новгороде-Северском (1690 г.) и укреплений Киево-Печерской Лавры 1698-1701 гг. Тогда же очевидно был прорыт и подземный ход к реке Суме из подвалов храма.

Восточная часть галереи была разобрана сразу по окончании Северной войны. Тогда же отстроили одну из каменных лестниц в верхний храм. Она примкнула к восточной стороне южного притвора и состояла из верхней площадки, опиравшейся на тройную аркаду и примыкавшей к ней каменной открытой лестницы на два всхода. Для нового входа пришлось устроить новый портал – он уже не перспективный, а решенный в характерных для Слободской Украины формах. Дверной проем шестигранный, как в деревянных храмах, обрамлен фигурными наличниками, профильной рамкой, полуколонками, поддерживающими карниз простого профиля. Эта лестница пришла в ветхость в конце XVIII ст. и была заменена новой закрытой у северо-западного угла храма.

Первая колокольня церкви была стройной каменной восьмигранной свечей с шатром, прорезными многочисленными «слухами» и заканчивавшейся главкой с перехватами. Она стояла к северу от храма на значительном удалении и, видимо, как и в Харьковской крепости, была ее основным наблюдательным пунктом. Один из планов города Сумы 1760-х годов сохранил ее примерное изображение – башня уже в то время стояла без завершения, очевидно оно обрушилось от прямого попадания молнии, сильно повредив нижележащие ярусы. Постройка так и не была восстановлена, в начале 40-х годов XVIII ст. возвели новую колокольню, примкнувшую торцом к южному притвору рядом с каменной лестницей. Новая колокольня, несколько испорченная перестройками, достояла до 1903 г. Размеры колокольни в плане были 7,5х10 м. Звоновой ярус состоял из квадратной части, перекрытой восьмигранным шатром с двенадцатью окошками-слухами и меньшей пристройки, свод которой опирался одной пятой на стену притвора. Вход на звоновой ярус был с галереи от наружного открытого восточного крыльца. Шатер колокольни с главкой достигал в высоту 28 м, т.е. был почти равным по высоте боковым башням храма. Во втором ярусе колокольни и промежуточном этаже притвора располагалась ризница и церковный архив, документы которого чудом уцелели, что позволило теперешнему настоятелю издать брошюру об истории храма, его прихожанах и жертвователях.

Вторая колокольня Воскресенской церкви имела наиболее богатый декор из всех шатровых колоколен Слободской Украины. Она в размерах и формах очень близка колокольне Архангельского собора Нижегородского кремля 1628 г. постройки. Видимо из Москвы через Нижний издавна уходили в поисках работы северские и слобожанские мастера, растекаясь по Поволжью и далее на север и восток.

Как отмечает опись 1824 г.: «колокольня каменная, на ней колоколов 5: в первом – 52 пуда, во втором – 26 пудов, в третьем – 8 пудов, в четвертом – 4 пуда, в пятом – 2 пуда». В 1903 г., не смотря на протесты любителей старины, колокольня XVIII ст., пришедшая в ветхость, была разобрана и заменена новой над северным входом в каменную церковную ограду 1811 г. подстройки.

Это сооружение, выстроенное в 1906 г. настолько удачно дополняет барочную архитектуру храма, что во многом восполнило утрату мощной вертикали первоначальной шатровой колокольни начала XVIII ст., единовременной ему.

Колокольня четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый в виде восьмигранной призмы. Он перекрыт шлемовидным куполом с декоративной главкой и двухъярусным фонарем. Декор верхнего восьмерика колокольни почти точно воспроизводит декор центрального верха Воскресенского храма, а обрамление арок третьего звонового яруса близки тем же деталям, разобранной колокольни 1740-х г.г. Углы нижнего объема, как и в центральной башне храма подчеркнуты пучками строенных полуколонок, лишь изредка перебитых перехватами и импостами, придавая сооружению особую стройность. Декор размывает строгие формы архитектурного объема и с некоторых точек низ башни кажется шести или восьмигранным.

Когда в 1977 г. на площади рядом с Воскресенским храмом было намечено возведение комплекса областной администрации, только чудо спасло бесценный памятник от разрушения партийными функционерами. Но тогда усилиями патриотов родного города, обращениями В ЦК республики, личным участием писателей О. Гончара и М. Бажана храм удалось отстоять. В 1978 г. под руководством архитектора М.Н. Говденко произведена реставрация комплекса, восстановлены завершения храма и колокольни расчищен и восстановлен утраченный кирпичный декор. Впоследствии он несколько пострадал, когда на деньги прихода фасады храма были отштукатурены (вместо первоначальной известковой затирки) и окрашены в серо-зеленые тона. Однако на сегодняшний день сохранность кирпичного убранства памятника, как и в Преображенском соборе г. Изюма одна из лучших на Слободской Украине.

А. Парамонов, А. Парийский, Воскресенская церковь


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 ноября 2020

Каменный Воскресенский храм в городе Сумах – дело благочестивого усердия стольника и полковника Андрея Герасимовича Кондратьева, соорудившего великолепный по тогдашнему храм сей на собственное иждивение. Храм построен в два яруса – в верхнем престол во имя Воскресения Христова, в нижнем во имя св. Апостола Андрея Первозванного – Ангела строителю храма; Воскресенский престол освящен был в 1702 году, а Андреевский позже того, по благословению Иустина Базилевича митрополита Белгородского. Храм сей построен с очевидными намерениями на случаи нападений татарских. В верхней части его безопасно можно было выдержать долговременную осаду: стены храма толстые, ход в верхний храм внутри стен, с земли до окошек верхнего храма – далеко, - нельзя достать без длинных лестниц и след. без встречи с вооруженным сопротивлением.

Во время пожара 1791 года храм сей лишился всех украшений и крыши. После того в нижней церкви служение началось не скоро; надпись на иконостасе показывает, что он вызлащен иждивением Петра Кроквы и жены его Наталии 1801 года, а старожилы помнят, что иконостас довольно долго стоял без позолоты, хотя и совершалось служение. Окончательное возобновление храма совершилось спустя 16 лет; ибо престол верхней церкви Воскресения Христова, по благословению Преосвященного Христофора, епископа харьковского, освящен в 1808 году марта 15 числа, - на это имеется грамота. В 1811 году построена была ограда, за счет помещика Кондратьева.

После главного благотворителя своего полковника Андрея Герасимовича Кондратьева Воскресенский храм благодарно воспоминает имя другого благотворителя своего Ивана Александровича Кирилова. Он в ноябре 1793 года завещал Воскресенскому храму навсегда дворовое место, и на оном построенный им совместно с матерью своею, монахинею Сусанною, каменный дом с тем, дабы в сем доме под распоряжением священников церкви, градского главы и ктиторов обитали престарелые, бедные и немощные; кроме сего, если возможно , приобретался бы из оного доход в пользу церкви и в необходимом случае там же имели бы жительство священно-церковно-служители. При надлежащем устройстве находящийся в сем дворе постройки, как завещанный Кириловым, так и в последствии прибавленной, здесь помещалась в одной половине богадельня, а другая половина нанимаема была в пользу церкви; таковое распоряжение и точное соблюдение воли завещателя продолжалось до 4 мая 1840 года.

Случившийся в сие время пожар истребил всю внутреннюю постройку, и самые каменные стены дома во многих местах разрушились. По недостатку в церкви наличной суммы затруднительно было возобновить на сем дворе постройку. Но нынешние священнослужители, староста и прихожане, ревнуя о пользе храма и полагаясь на усердие и доверие благодетелей, решились произвести приличную постройку в доме с тем, чтобы деньги уплачивать в последствии из экономической и благотворительной суммы; и в сем намерении просили Преосвященного Смарагда о дозволении устроить вновь каменный дом с тем, чтобы все сие место осталось неотъемлемою принадлежностью одной церкви; а бывшую там до пожара богадельню навсегда из сего места вывести: а дабы и немощные не лишились вовсе приюта, обязались по выстройке дома, из доходов оного делать по назначению начальства в пользу богадельни пожертвования; на что Его Преосвященство повелел испросить мнение и согласие градской Думы; Дума за неимением у себя способов произвести на сем месте приличную постройку, уступила оное навсегда церкви с тем, чтобы по окончании всей постройки, из получаемых доходов взносимо было ежегодно в пользу богадельни по 50 руб. серебром и сверх того отданы бы были оной пожертвованные Григоровичем 200 руб. ассигнациями деньги; в такой силе 1843 г. мая 13 дня градская Дума обще с Духовным Правлением заключила условие, и акт хранится ныне в церкви. По получении сего акта и по утверждении начальством плана, 1848 г. выстроен на сем дворовом месте из церковной суммы, старанием старосты купца Никифора Галкина, каменный о двух этажах дом, коего нижний этаж уже окончен и приносит пользы в год 135 р. серебром, а верхний этаж еще не отделан; постройка стоила 2700 р. серебром.

В 1829 году с разрешения начальства в ограде сей церкви старанием старосты Саввы Ильченка на кошельковую сумму устроены 12 небольших каменных железом покрытых лавок; - 1840 года декабря 16 дня от пожара эти лавки погорели: но как стены и железо с крыши остались в целости, то в 1841 году старанием старосты Ильченка возобновлены и ныне приносят церкви пользы 200 р. серебром. На построение сих лавок употреблено 1800 р. серебром.

Замечательные книги храма: требник митрополита Петра Могилы 1646 г., служебник Черниговской п. 1747 г., требник Черниговской п. 1754 года. Метрические книги начинаются с 1735 г., исповедные с 1791 года.

«Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1857 г.»


Елена Григорьева
 

Двухэтажный трёхкамерный Воскресенский собор в Сумах (1702 г.) не похож ни на один памятник украинской архитектуры. По-видимому, он строился русским мастером, о чём свидетельствует характерная композиция объемов (восьмерик на четверике), свойственная русским памятникам. Оконные наличники также типичны для русской архитектуры, а углы здания оформлены пучками декоративных полуколонок, каких нет ни в одном памятнике украинской архитектуры, но которые широко применялись в русской.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Елена Григорьева
 

В Сумах стоит каменная Воскресенская церковь (С.А. Таранушенко «Памятники архитектуры Слобожанщины XVII-XVIII веков». СБ. «Вопросы истории и строительной техники Украины». Киев, «Госстройиздат», 1959), построенная в конце XVII в. Её верхний этаж подробно воспроизводит широко известный тип деревянной церкви. Стены центральной башни Воскресенской церкви значительно выше стен алтаря и бабинца. Эта черта, вместе с типом плана, состоящего из трёх четырёхугольников, близких к квадратам, происходит из народного деревянного строительства и сочетает сумскую Воскресенскую церковь с малораспространенным в позднейшие времена и архаичным типом деревянных церквей, который встречаем, например, на Подолье в Могилевке (Сецинский Е. «Исчезающий тип деревянных церквей Подолии». Каменец-Подольский, 1904). И в Сумской Воскресенской церкви восьмерики всех трёх бань, и в Могилевской церкви все три верха имеют ту же ширину и длину, что и стены; вверху они переходят в отвесные заломы, над которыми возвышаются стройные и легкие по пропорциям фонари. Двойное окно центрального сруба Могилевской церкви также имеет аналогию с окном центрального участка Воскресенской церкви. В обеих достопримечательностях эти окна расположены под самым карнизом. В композиции масс в башнях Воскресенской церкви особое внимание привлекают тяжелые по пропорциям первые восьмерики, равные по ширине и длине четверикам стен. Восьмерики Бабинца и алтаря срослись с центральной башней, а не стоят каждый обособленно, как в других типах церквей. В Воскресенской сумской церкви есть еще одна деталь - оконные просветы шестиугольной формы. Эта форма окон также происходит от деревянных конструкций. Таких окон на Слобожанщине в деревянных церквях не сохранилось, а спрятались они в церкви в Ярышеве на Подолье (Павлуцкий Г.Г. «Древности Украины». Киев, 1905). Это свидетельствует о том, что в XVII в. на Слобожанщине были распространены деревянные церкви с шестиугольными окнами.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

Следующая наша остановка в Сумах, основанных в середине XVII в., расположенным вблизи границ России, на выгодном торговом пути, шедшем через Путивль на Москву. Этот город быстро богател и рос. Его удельный вес в экономике и культуре Слобожанщины был очень значительный: Суммы стояли на втором месте после Харькова. Они были хорошо укреплены. Ещё и сегодня остатки валов можно видеть возле Воскресенской церкви, построенной в 1702 году.

По планово-пространственной организации она повторяет трёхсрубную трёхбанную деревянную церковь. Но это не простое копирование: мастер подражает только типу, а в отношении архитектуры, пропорций, соотношения масс, декора идёт собственным путём. Прежде всего он усложняет плановую композицию тем, что с трёх сторон – севера, юга и запада – добавляет небольшие крыльца, а в объёмно-пространственной организации добавляет ещё нижний теплый храм. Итак, собор у него поставлен на высокую подложку (так, как это известно в русской архитектуре). Благодаря этому увеличилась высота, а двухъярусные крыльца придали пирамидальности живописно-расчленённым массам.

В объёмно-пространственной структуре храма есть несколько особенностей, свидетельствующих об оригинальном художественном мышлении. Первым делом бани имеют по одному залому с большими фонариками. В пропорциях они широкие, потому что их восьмигранные подбанники одной ширины с квадратными помещениями, на которых они стоят. Кроме того, боковые бани поставлены так тесно, что их подбанники «слиплись» с четвериком центральной бани. Именно это и придает сооружению монолитности. Большое впечатление производит мощное вертикальное движение трёх бань, сросшихся в триединый монолит, мощь которого подчеркивают архитектурные детали и легкая светотень.

Строитель любит игру - контраст, противопоставление и гармоничное сочетание противоположных тенденций. Как видим, монолитности он противопоставит сильное членение тем, что средняя баня шире в плане и с трёх сторон есть небольшие крыльца. Движению бань вверх, вертикальным беговыи линиям пучковых пилястров в четвериках и сплошных в банях противопоставятся многочисленные горизонтальные членения. С монолитностью объёмов контрастируют глубоко врезанные амбразуры окон, хрупким наличникам и тоненьким пучковым колонкам с большим числом поясочков и перехватов противопоставляется массив бань. Но ни одной из противоположных тенденций не отдается предпочтение: они примирены, согласованы. Такая особенность архитектуры Воскресенской церкви в Сумах и является основным стилевым признаком украинского барокко. Расчлененность массива и декор, рассчитанные на светотеневую игру, на эффект, соответствуют принципам барокко, но в то же время отражают народное понимание организации внутреннего пространства. Архитектура описываемой церкви свидетельствует о связях с русской архитектурой: речь идет прежде всего о декоративных пучковых колонках с «перехватами», наличниках и приеме постановки храма на подклите.

Интерьер нижней церкви напоминает скорее жилое помещение, перекрытое полуциркульными сводами из распалубки. Оно простое и уютное, но верхняя церковь поражает лаконизмом и энергичностью композиции. Четыре плоскости стен ясно очерчивают границы пространства. Они спокойно поднимаются вверх и, достигнув в углах границы четверика, перебиваются четырехступенчатыми коническими парусами армяно-грузинского типа, а дальше продолжают свое движение в гранях восьмерика. Тем-то пространство храма не похоже на виденные до сих пор постройки. В этом его оригинальность.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусстрво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

Воскресенская церковь двухъярусная, внизу расположена зимняя, теплая церковь, наверху – холодная, летняя. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками (высота 5,5 м); верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом (7,7х7,7 м) и алтарем (5,5х5,5 м) и прямоугольным бабинцем (5х6 м). С южной, северной и западной сторон храма устроены закрытые лестницы-крылечки для входа в верхнюю церковь. Венчают его три восьмигранных верха с одним заломом (высота среднего верха 25 м).

Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы акцентированы спаренными полуколонками. Восьмерики и фонарики оформлены одинарными полу колонками. Такими же полуколонками украшены окна, завершенные фигурными разорванными фронтончиками. Благодаря сильно расчлененным массам и разнообразному декору облик церкви живописен, а в связи с тем, что она двухъярусная и увенчана высокими верхами, выглядит легкой и стройной.

Особенность архитектуры этого храма состоит в том, что средний верх значительно превосходит по высоте боковые, карниз восьмериков которых едва достигает подоконников окон среднего.

Интерьер нижней церкви напоминает светские залы; интерьер верхней отличается дивной красотой гармонии трех высотно раскрытых верхов. Созданная талантливым мастером, эта церковь принадлежит к наиболее выдающимся памятникам слобожанской школы зодчества в стиле украинского барокко; в ее облике воплощены характерные особенности украинских трехчастных, трехверхих храмов, но своеобразно истолкованные в каменном варианте.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 

Трёхчастная, трёхверхая, двухэтажная церковь с верхним холодным храмом Воскресения Христова и нижним теплым св. Андрея Первозванного построена и освящена в 1702 г. за счёт полковника Сумского слободского полка Г. Кондратьева.

В середине XIX в. над северным и южным крыльцами-притворами надстроены вторые этажи, а главный вход перенесен с западного на северный фасад с пристройкой крытой лестницы Г-образного плана, ведущей в верхнюю церковь.

Вследствие этих перестроек композиция сооружения приобрела характер крещатой. В 1906 году к северу от церкви была построена каменная колокольня типа восьмерик на четверике в архитектурных формах, идентичных формам церкви. В 1978 г. завершена реставрация церкви и колокольни по проекту архитектора Г. Говденко.

Ансамбль расположен в северной части исторического центра города, в бывшей крепости. Занимает островное положение посреди Петровского Майдана, замыкает перспективу ул. Воскресенской. Является одной из ведущих архитектурных доминант города.

Церковь решена в стилевых формах украинского возрождения с контаминацией форм и деталей московской архитектуры конца XVII в. прямоугольные в плане алтарь, нава и бабинец сгруппированы вдоль оси восток-запад и завершены банями. Благодаря трём прямоугольным в плане двухэтажным крыльцам-притворам общая структура здания имеет крещатую форму.

Нижняя теплая церковь перекрыта системой цилиндрических сводов с распалубками. В верхней холодной церкви пространство каждого объема высотно распахнуто до зенита бани. Переход от четвериков к восьмерикам осуществлен с помощью тромпов. Средняя баня вдвое выше боковых и имеет два залома.

Снаружи грани всех компартиментов подчеркнуты на рогах полуколонками или пилястрами. Окна окаймлены ордерными наличниками с разорванными фронтончиками. К уникальным особенностям экстерьера относятся краеугольные пучки полуколонн с перехватами да и оконные проемы шестиугольных очертаний.

Стены церкви и колокольни каменны из кирпича на известково - песчаном растворе, потинькованы (оштукатурены) и побелены. Крыши укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и железным кружалам. Макушки и кресты кузнечной работы позолочены.

Достопримечательность отмечается стройными пропорциями и изысканностью форм и деталей.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2000 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением церкви Воскресения Христова.