ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Заславль. Кафедральный собор Спаса Преображения.


Заславль. Кафедральный собор Спаса Преображения
Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1577.
Адрес:
Беларусь, Минская область, г. Заславль, ул. Замковая, д. 6 (Бастионный замок)

Координаты: 54.007437, 27.291268



Сортировка:

Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
15 ноября 2009
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Раиса Петрошенко
17 августа 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Раиса Петрошенко
17 августа 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Раиса Петрошенко
17 августа 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Скалдин Виктор
25 сентября 2016
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Скалдин Виктор
25 сентября 2016
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Скалдин Виктор
25 сентября 2016
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
27 октября 2008
Кафедральный собор Спаса Преображения, Храм строился как кальвинский сбор по фундации князя Ивана Глебовича. Позже переосвящен в костел. В 1840 году освящен как Спасо-Преображенская церковь.
Памятник ренессанса, имел оборонительное значение. Бойницы сохранились на башне, были на месте современного аттика.<br>, Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Храм строился как кальвинский сбор по фундации князя Ивана Глебовича. Позже переосвящен в костел. В 1840 году освящен как Спасо-Преображенская церковь. Памятник ренессанса, имел оборонительное значение. Бойницы сохранились на башне, были на месте современного аттика.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
30 марта 2008
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Раиса Петрошенко
17 августа 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Скалдин Виктор
25 сентября 2016
Кафедральный собор Спаса Преображения, Фотография Г.В. Давыдова<br>, Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Фотография Г.В. Давыдова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
28 января 2015
Кафедральный собор Спаса Преображения, Фото 1900-1912 г.<br>, Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Фото 1900-1912 г.
Алексей Кротов
1 января 1900
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Алексей Кротов
27 апреля 2011
Кафедральный собор Спаса Преображения, , Заславль, Минский район, Беларусь, Минская область
Алексей Кротов
27 апреля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Захаров
 
Виктор Захаров  3 марта 2014

Храм был построен из кирпича в 1577 году князем Иваном Глебовичем как кальвинский собор на территории заславского замка. Сам замок и замковые укрепления ХVI - ХVII вв., которые сохранились, хоть и поросли бурьяном, возводились по образцу итальянской фортификационной системы. В кальвинском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина для Европы). Затем кальвинский собор стал костелом Михаила Архангела. Это случилось во второй половине XVII века при новых хозяевах Казимире Яне и Кристине Барбаре (из рода Глебовичей) Сапегах. Тогда же достроили 37-метровую башню-звонницу. Архитектурное решение башни со многими элементами оборонного строительства свидетельствует об опасности постоянной военной угрозы, в которой жила Беларусь тех времен. Храм получил облик оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса. В 1676 году Казимир и его жена Кристина Барбара пригласили в Заславль монашеский орден доминиканцев. "Псы божьи" (так с латыни переводится название ордена) в стенах дворца, который находился рядом с костелом, и фундамент которого археологам удалось обнаружить, основали монастырь доминиканцев, освященный в 1678 году виленским бискупом и существовавший до 1832 года. Усадьба же владельцев города была перенесена за пределы тогдашнего поселения (сейчас место за вокзалом, рядом с ул. Советской). В 1772 году был построен двухэтажный деревянный жилой монастырский корпус. При монастыре существовала библиотека, насчитывавшая в 1818 году 422 тома. После ликвидации монастыря костел некоторое время был приходским.

В 1840 году костел был отдан православным и освящен как Спасо-Преображенская церковь. В тот же год храм реставрировался. За счет казны, пожертвовавшей 6000 рублей, в 1864-1865 годах возвели новый купол, заменили пол, крышу покрыли жестью. Во время сталинских репрессий и гонений на церковь в 1937 году по ложному обвинению был арестован настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Порфирий Рубанович. Его заключили в концлагере на 10 лет. В 1943 году он погиб (Порфирия Рубановича в 1999 г. причислили к лику святых местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви). Церковь частично разрушили во время Великой Отечественной войны.

2 августа 1990 года Совет по делам религий принял решение зарегистрировать общину в г. Заславле и передать ей здание Спасо-Преображенской церкви. В конце ноября 1990 года состоялось приходское собрание. 29 декабря 1990 года митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев) освятил Спасо-Преображенскую церковь. С этого времени храм начал понемногу возрождаться. В скором времени приобрели набор колоколов на звонницу (восемь штук), три паникадила, поставили новый иконостас. В ночь с 19 на 20 октября 1996 года сатанисты подожгли церковь Преображения Господня. В результате пожара полностью выгорела колокольня, крыша, часть хора, пострадали иконостас, престол, разбились колокола, осыпалась штукатурка, уничтожены витражи окон. Удалось спасти богослужебную утварь: антиминс, евхаристический набор, напрестольное евангелие, семисвечник, кресты, практически все облачения и богослужебные книги. Сильно пострадали иконы на иконостасе и в храме. На стенах церкви остались антихристианские надписи и кощунственные рисунки.

24 октября 1996 года митрополит Филарет (Вахромеев) обратился к Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с просьбой о помощи в восстановлении сгоревшей Спасо-Преображенской церкви. Зиму храм простоял без крыши со сводами, но, не смотря на это, уже через неделю после пожара в нем возобновились богослужения. Полная реставрация завершилась лишь летом 2000 года приуроченная ко дню Белорусской письменности, проходившем в Заславле. Силами прихожан, настоятеля отца Николая Мозгова и жертвователей храм практически полностью оправился от пожара. За это время в приходе открылась Воскресная школа, куплены новые колокола (12 штук), написано множество икон, над алтарем воздвигнут крест. Спасо-Преображенская церковь является памятником архитектуры оборонного типа эпохи ренессанс.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 января 2019

Местечко Изяславль (Заславль) расположено в Минском уезде, при реках Свислочи и Чернице. От губернского города оно отстоит в 23 верстах.

Местечко имеет историческое значение. Это тот Изяславль, бывший прежде город, куда в XI ст. великим князем Владимиром заточена была супруга его Рогнеда Полоцкая, названная во св. крещении Анастасиею и сын ее Изяслав, от которого и самая местность получила название.

Вокруг местечка находится много курганов, указывающих на бывшие здесь в отдаленные времена побоища; сохранились два крепостных вала, один при нынешней Преображенской церкви, а другой в расстоянии 2 верст от местечка; сохраняется также древнее кладбище под названием монастырища. По преданию, здесь с древних времен был женский монастырь, основанный тою же Рогнедою или Анастасиею. Когда оный упразднен – неизвестно, но существование его подтверждается сохранившимися в предании народа названиями: монастырище (кладбище), черница (река).

Существует предание, что в Изяславле в древности было несколько православных церквей от коих, впрочем, развалин или других памятников не уцелело, за исключением современной им нынешней приходской Преображенской церкви, расположенной в центре крепостных Изяславских валов, постройкою относимой к началу основания Изяслава. В позднейшее время, до 1861 г., была одна в Изяславле православная церковь и один римско-католический костел, преобразованный в том году также в православную церковь.

Настоящая Преображенская церковь зданием каменная, имеет форму продолговатого прямоугольника с одним глухим куполом и фронтонною колоколенною башнею. Церковь была два раза капитально ремонтирована: один раз около 1840 г., а другой раз в 1865 г., на что отпущено было из казны свыше 6 000 руб.

Крыша крыта железом и по своему состоянию церковь совершенно прочна. Внутреннее пространство заключает в себе около 35 кв. саж., совершенно открыто, без столбов, хотя потолок устроен сводами. Окна устроены в один ряд и не снабжены железными решетками; пол в самой церкви кирпичный, а в алтарной части деревянный; печей нет. Клиросы на солее.

Иконостас состоит из одиннадцати икон, расположенных в два яруса; карнизы, рамы и резьба на нем на половину золоченные, а на половину покрашены желтою краскою; гладкие места иконостаса покрашены в синий цвет. На стенах церковных в разных местах имеется еще шесть икон. Под церковью есть погреба, но гробниц в них не видно.

В 1861 г. от щедрот государыни императрицы Марии Александровны пожертвованы в сию церковь полный серебряный прибор литургийных сосудов, два серебряных креста и Евангелие, по малиновому бархату обложенное серебряными чеканными образками и украшениями. Кроме сего, есть еще один серебряный крест с надписью, из которой видно, что он пожертвован в 1663 г. Яном Драбовичем. Из остальных утварных вещей не достает водосвятного сосуда, купели для крещения младенцев и приличных лампад и подсвечников.

Ризница находится в очень скудном состоянии, так как нет ни одного совершенно благовидного облачения, за исключением шелкового, впрочем, довольно уже истертого, пожертвованного в церковь также государынею императрицею. Из богослужебных книг не достает месячной минеи; впрочем, и имеющиеся книги настолько ветхи, что требуют замены новыми.

В архиве никаких письменных памятников не сохранилось; метрические книги, и то с пропусками некоторых годов, имеются с 1835 г.

Ограда кругом церкви заменяется высоким крепостным валом. В колокольне, устроенной во фронтонном куполе церкви, имеется три колокола, каждый приблизительно в полтора пуда весом. Приписных церквей в приходе нет, а кладбищ существуете два.

В состав прихода входят 26 селений и часть самого местечка Изяславля; самый отдаленный пункт прихода отстоит в 12 верстах. Прихожан считается: муж. пола 1090, а жен. 1139 душ. Все прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. Вследствие влияния бывшего в Изяславле католического костела в прихожанах, особенно вновь присоединившихся, не изгладились еще следы католичества.

Причт по штату 1876 г. положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Григорий Рункевич, рукоположен во священника в 1861 г., при настоящем месте состоит с 1876 г. И. д. псаломщика Михаил Киркевич в должности с 1860 г.

Оброчных статей, приносящих доход церкви, не имеется, а церковный доход в течение года простирается до 90 руб. Причт, кроме штатного жалованья и 17 руб. 32 коп., получаемых за отошедшее в казну имения, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 20 десятин пахотной, 12 сенокосной и 7 неудобной, расположенных в трех отдельных участках.

Усадьба причта находится в 150 саж. от церкви. Из строений для священника имеются: дом, амбар, варивня, хлебный и скотский сараи; а у причетника: дом, амбар и скотский сарай. Все постройки возведены вновь, но сделаны не по руководству общего плана для причтовых построек и потому во многом неудобны.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище, но оно при значительной численности обоих Изяславских приходов и разбросанности оных не удовлетворяет вполне потребности, а потому грамотность среди прихожан незначительна. Богадельни в приходе нет.

Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изяславле.

Рождество-Богородичная церковь расположена на возвышенной местности, в восточной стороне местечка. До 1868 г. это был римско-католический костел, построение которого относится к 1627 г.

При переделке в 1868 г. сего здания в православную церковь на иконостас и другие приспособления отпущено было из казны до 2 000 руб., а в настоящее время производится капитальная перестройка всего здания с наружной стороны на отпущенную также из казны сумму в количестве до 7 000 руб.

Обширная по внешности каменная церковь, под которою на всем пространстве устроены обширные погреба, представляет в основании и стенах форму продолговатого креста. Окна расположены в два яруса, хотя нижние большею частью глухие; на верху устроено четыре глухих купола, из коих средний – значительных размеров; обшивка куполов и крыша на всем здании сделаны из листового железа. Вообще, относительно крепости церковь находится в отличном состоянии.

Внутреннее крестообразное пространство заключает в себе площадь до 35 кв. саж. Такая сравнительно с наружными размерами церкви маловместимость оной происходит от чрезмерной толщины стен и от занятия значительного внутреннего пространства двумя столбами, поддерживающими арки сводов. Пол в самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее.

Иконостас нового устройства, состоит из 12 икон, расположенных в четыре яруса; карнизы, рамы и резьба на нем золоченные, a гладкие места покрашены в голубой цвет. Кроме сего, имеется местно-чтимая икона Рождества Пресвятой Богородицы древней византийской живописи, оставшаяся в церкви после упразднения костела. Особенных сказаний о сей иконе нет, но ее следует признать сохранившеюся от древних времен процветания православия в Изяславе.

Все необходимые утварные принадлежности имеются в достаточном количестве, но все oни малоценны, за исключением одного полного серебряного прибора литургийных сосудов; не достает только приличных подсвечников. Священнических облачений из апликовой парчи имеется восемь приборов, но из них четыре совершенно ветхие, а остальные четыре менее или более истерты. Евангелие имеется одно, в лист, обложенное малиновым бархатом с бронзовыми чеканными украшениями; другие богослужебные книги также имеются в полном составе.

Архив церковный образован с 1868 г., а потому кроме метрических книг и других приходских документов с сего времени, никаких древних актов в нем нет.

Ограда вокруг церкви не устроена. Колокольня приспособлена во фронтонной возвышенной части церкви, в ней находится три колокола: в 4, 2 пуда и 20 фунтов. В приходе существуют три кладбища, из коих на двух устроены кладбищенские церкви.

В состав прихода входят 20 селений и часть самого местечка Изяславля; самая отдаленная деревня отстоит в 12 верстах. Прихожан числится: муж. пола 996, а жен. 1004 души, все они крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. В религиозно-нравственном состоянии прихожан замечается еще отпечаток влияния римско-католичества.

Причт при церкви состоит из настоятеля и псаломщика. Особенных статей, приносящих доход церкви, не имеется, а собственно доход по церкви простирается в течение года до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 3 десятин усадебной земли, 20 пахотной и 10 сенокосной, при 10 десятинах леса. Вся земля расположена в одном обрубе, и хотя плана и межевой книги на землю нет, но владение ею ведется бесспорное.

Постройки для помещения причта состоят: из дома, варивни, гумна и сараев для священника и одного дома для причетника. Все постройки, за исключением священнического дома, приведенного менее или более в порядок, требуют полной перестройки или замены новыми. Окончательного акта об исправлении сих построек и передаче оных в духовное ведомство не состоялось.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и народное училище, о котором сказано при описании Преображенской Изяславской церкви. Богадельни при церкви нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 1992 году в Республике Беларусь была выпущена почтовая марка с изображением церкви Спаса Преображения.