ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бельское Устье. Церковь Вознесения Господня.


Бельское Устье. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Петра апостола, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1796.
Адрес:
Псковская обл., Порховский район, деревня Бельское устье.

Координаты: 57.669475, 29.704356
Проезд:от Порхова в сторону Дедовичей по правому береу Шелони.



Церковь Вознесения Господня, Вид с северо-запада<br>, Бельское Устье, Порховский район, Псковская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 февраля 2024
Церковь Вознесения Господня, Вид с юга<br>, Бельское Устье, Порховский район, Псковская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 февраля 2024
Церковь Вознесения Господня, Вид с юго-запада<br>, Бельское Устье, Порховский район, Псковская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 февраля 2024
Церковь Вознесения Господня, ведутся реставрационные работы<br>, Бельское Устье, Порховский район, Псковская область
ведутся реставрационные работы
Полоскина А + Иванов С
6 января 2009
Церковь Вознесения Господня, Вид с северо-запада<br>, Бельское Устье, Порховский район, Псковская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 февраля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Полоскина А + Иванов С
 
Полоскина А + Иванов С  31 декабря 2009

Является самым большим вотчинным храмом XVIII в. Построен в стиле раннего классицизма с элементами барокко на средства полковника А.О.Кожина в его имении. В конце XIX в. к храму пристроили три престола. Рядом на кладбище находится могила А.Г.Гагарина (1855-1921), известного русского ученого и инженера.


Барин Волков  2 августа 2011

Восстанавливается самый большой в регионе вотчинный храм XVIII века — церковь Вознесения Господня. Церковь была построена в 1796 году по прошению и на средства полковника Артемона Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. Специалисты подчеркивают, что по своему конструктивному решению и декоративному оформлению она не имеет аналогов в Псковской области. Конкурс на проведение реставрационных работ выиграло предприятие «Рест-Арт». История этого храма по-настоящему уникальна.

Церковь имеет крестово-купольные формы, а изначально архитектурное решение было в форме ротонды. На сегодняшний день предпринимаются меры по укреплению фундамента и другие мероприятия, которые помогут сохранить церковь, заканчивается проект реконструкции. Предположительно, восстановление займет не менее 3 лет, на этот год уже выделено 6 млн 700 тыс. руб.Церковь построена в 1796 г. по прошению и на средства полковника Артамона Осиповича Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. (Указ Святейшего Синода от 17.03.1787 г. о разрешении А.С. Кожину построить церковь в имении бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви). Сооружена без придела.

В конце XIX в., стала трехпрестольной (Вознесения Господня, Апостола Петра и Рождества Богородицы). В середине XIX в. указывается, что церковь без колокольни, колокола повешены на шести деревянных столбах.

Близ церкви на кладбище находится могила А.Г. Гагарина (1855-1921) известного русского ученого и инженера, одного из основоположников теории и конструирования машин для механического испытания материалов.

В 1822 г. произведена починка церкви мещанином г. Валдая Герасимом Ивановым: в алтаре сделана для прочности "арка от стены до стены под брус", в капитальных стенах заделаны щели. Починена как внутри, так и снаружи штукатурка. исправлена испорченная лепнина. Вся церковь побелена и положены прежние колера. В 1850-ые гг. архитекторами М.Ф. Шестаковым и Пецольт выполнены чертежи помещечьего дома в Бельском Устье, а также детали иконостаса малого придела.

Церковь расположена на восточной окраине деревни Бельское Устье, замыкая главную улицу. К югу от храма кладбище, поросшее многолетними деревьями, вековыми дубами. К западу и востоку остатки аллей старинного парка сливаются с ландшафтом лесистой местности. Это пятикупольный ротондальный храм. В основе лежит крещатая композиция.

К центральному цилиндрическому объёму привыкают по странам света прямоугольные в плане, покрытые на два ската объёмы, причем западный меньше, чем остальные. Фасады декорированы рустами. Оконные проемы и ниши оформлены наличниками, арки - архивольтами. Порталы в углублениях также имеют наличники и сандрики с кронштейнами. Над последними филенки. Западный фасад притвора имеет ризолит, его углы раскрепованы лопатками. Боковые фасады, декорированы лопатками, соединяющимися в верхней части. Ниша поддерживается кронштейнами, над нишей окно в виде овала, поставленного вертикально, такой же формы все окна второго света. Венчает стену притвора антаблемент, карниз многообламньй с модульонами. Над притвором ярус для колоколов.

Фасады ротонды между выступающими объёмами двухсветны, размещены в углублениях. Окна нижнего света большие с арочными перемычками, второго - овальные. Фасады северного и южного приделов оформлены одинаково, на засадных фасадах ниши и по одному овальному оконному проёму. Восточный фасад алтаря имеет ризалит, раскрепованный по углам пилястрами между двух нив декоративная доска. В верхней части большое полуциркульное окно и русты. Боковые фасады алтаря имеют глубокие ниши с конхами. Над нишами овальные окна. Венчает фасады единый антаблемент. Торцевые фасады оформлены фронтонами. К верхней части ротонды примыкает прямоугольные в плане световые двухсветные башни, несущие на себе малые купола. Каждая башня имеет по три больших окна с лучковыми арочными перемычками и над ними по одному круглому.

Фасады башен оформлены лопатками, их верхние части с круглыми окнами - рустованы. Под куполами кронштейны в навершии фигурные постаменты под кресты. /Все кресты четырех малых куполов сбиты/. Ротонда перекрыта купольной крышей с ребрами, венчающейся также фигурным постаментом под деревянный крест. Под куполом карниз, поддерживаемый кронштейнами и между ними четыре картуша, расположенных по странам света. Между световыми башнями на стене ротонды четыре круглых окна, стены ротонды оформлены горизонтальными рустами. Внутри ротонды восемь мощных восьмигранных пилонов, расположенных по кругу, несут на себе кессонированный купол, у основания купола четыре окна, свет в них поступает через световые башни, подпружные арки и своды перекрытия между пилонами и стеной ротонды. В кессонах купола и сомкнутых сводах лепные розетки, лепнинной также декорированы подпружные арки, над архивольтами лепные ветви. Внутренние грани пилонов оформлены спаренными пилястрами смешанного ордера, выложенные под мрамор, их капители декорированы иониками.

Грани, обращенные к интеррьеру церкви, имеют ниши, в которых размещалась станковая живопись. Над большими нишами малые, с рельефными изображениями ваз. Пилоны завершаются антаблементом, фриз которого декорирован окантами и розетками. По основанию купола проходит профилированный карниз. Над западным дверным проёмом, под подпружной аркой хоры, с дверью заложенной. Помещения южного и северных приделов имеют плоские перекрытия. В притворе, центральная часть его перекрыта полуциркульным сводом, помещение в северной части имеет плоское перекрытие, в южной части деревянная лестница, ведущая на ярус звона и чердак. Над алтарем корытчатый свод, расписанный масляной живописью.

Строительный материал - кирпич. Габариты : 29х34м. Диаметр ротонды - 19м. Внутреннее убранство не сохранилось. Иконостас к. XVIII в. вывезен в Псковский музей-заповедник в 1974 году.

Уникальный храм Вознесения Господня в Бельском Устье Порховского района Псковской области восстанавливается. По словам руководителя Псковского отделения "Российской ассоциации реставраторов", председателя Псковского отделения Международного консультативного совета по памятникам и достопримечательностям при ЮНЕСКО Игоря Лагунина, по всему периметру у основания снаружи храма заменена кирпичная кладка, укреплён с помощью цементной заливки фундамент алтарной части, продолжаются противоаварийные работы по ремонту кровель и стеновых конструкций. Вместе с тем в ходе работ вскрылись новые проблемы. В частности, в алтаре обнаружены глубокие трещины, грозящие обрушением этой части храма, так как пришёл в негодность один из брусьев, на котором держится свод алтарной части. Всё это требует незамедлительных профессиональных проектных решений и, как следствие, дополнительных финансовых затрат.

"Как только занялись восстановлением храма Вознесения Господня, тут же начали происходить чудеса - иначе не назовёшь,- рассказывают местные жители, - оказывается, у одного рабочего, из местных жителей (его зовут Сергей Васильев), дома сохранился самый старый крест с колокольни над западным фасадом храма. Этот крест уже отдан на реставрацию. Кроме того, местные жители принесли и установили в одной из алтарных ниш старинную икону в киоте, которая когда-то тоже принадлежала данному храму».

Работы по восстановлению храма Вознесения Господня в Бельском Устье Порховского района ведутся с марта 2008 года. Храм был построен помещиком Кожиным как вотчинный в 1797 г. и уникален тем, что является образцом петербургской архитектуры XVIII века в стиле ранний неоклассицизм.

В 1920-21 гг. его посещали обитатели колонии Дома искусств, знаменитые писатели, поэты и художники, которые спасались в это время в Бельском Устье от свирепствовавшего в Петрограде голода: К. Чуковский, М. Добужинский, В. Ходасевич, В. Милашевский, Е. Замятин, М. Зощенко, О. Мандельштам, Н. Радлов и другие. Доподлинно известно, к примеру, что "14 августа 1921 года "в церкви Бельского Устья (храм Во славу Вознесения Господня), в воскресенье", ими была заказана панихида по Александру Блоку. Один из постояльцев знаменитой колонии художников и литераторов Владислав Ходасевич когда-то писал: "У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьях. Спим на сенниках. Живем во втором этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 вдаль, у нас церковь..."

После революции храм Вознесения Господня не избежал общей участи и серьёзно пострадал от вандалов. Храмовая усыпальница бывших владельцев Бельского Устья, помещиков Кожиных-Новосильцевых также была разорена. Но, по одной из легенд, основатель храма Артамон Осипович Кожин был тайно перезахоронен верующими на соседнем кладбище.

До сих пор возле стен храма сохранилась могила священника Николая Беляева, расстрелянного партизанами во время Великой Отечественной войны. По рассказам, это случилось, когда трое партизан пытались спрятаться в церкви во время службы и потребовали от священника, чтобы он помог им скрыться. Батюшка не отказал им, но среди мужчин была еще и женщина. Батюшка хотел спрятать мужчин в Алтаре, а женщину в другом месте, но та потребовала, чтобы ее тоже провели в Алтарь, на что батюшка не согласился. Женщина вынула револьвер и в упор выстрелила в о.Николая, а вместе с ним расстреляли и старого старосту церкви Ивана Нефедова. Их могилы находят рядом в одной изгородке с северной стороны алтаря Вознесенской церкви. Убиенный священник Николай (день памяти - 25 января Собор новомученников и исповедников Российских) причислен к лику святых в августе 2000 года Российским Архиерейским Юбилейным Собором.

Церковь Вознесения Господня в Бельском Устье оставалась действующей вплоть до 60-х годов прошлого столетия, пока землю, на которой она находится, не передали школе-интернату, после чего она оказалась на территории детского учреждения и по тогдашним законам неизбежно должна была быть закрыта. Ничего из внутреннего убранства храма не сохранилось, кроме деревянного иконостаса конца XIX века, который находится теперь в приделе храма Жён-Мироносиц в Пскове.

Использованы материалы сайта: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/


Сергей Ковров   15 сентября 2018

Церковь построена в 1796 году по прошению и на средства полковника Артемона Осиповича Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда (Указ Святейшего Синода от 17 марта 1787 года о разрешении А. О. Кожину построить церковь в имении Бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви). Сооружение без придела. В конце XIX века стала трехпрестольной (Вознесения Господа, ап. Петра и Рождества Богородицы). Построена в стиле раннего классицизма с отдельными чертами форм барокко.

Это пятиугольный ротонодальный храм. В основе лежит крещатая композиция. К центральному цилиндрическому объему примыкают по сторонам света, прямоугольные в плане, покрытые на два ската, объемы, причем западный меньше, чем все остальные. Фасады декорированы. Оконные проемы и ниши оформлены наличниками.

Церковь Вознесения – самый большой вотчинный храм XVIII века на Псковской земле. По своему конструктивному решению и декоративному оформлению она не имеет аналогов на Псковщине. Есть сведения, что возведен храм по проекту знаменитого русского архитектора Ивана Егоровича Старова, имя которого должно быть дорого каждому порховичу: ведь именно он был автором генерального плана застройки Порхова. В начале 60-х годов XIX века сын Артемона Осиповича – Петр решает построить новую церковь, т.к. та церковь Вознесения, которая была построена его отцом в 1796 году, видимо, создавалась «на скорую руку». Церковь обветшала, и ее облик не соответствовал новой усадьбе и положению отставного генерал-майора и предводителя Порховского уездного дворянства П. А. Кожина. Церковь 1796 года была, скорее всего, разобрана и на ее месте была возведена новая церковь по проекту санкт-петербургского архитектора Н. Шестакова. Его проект, находящийся в ГАПО, полностью соответствует той церкви, которую мы сегодня видим в Бельском Устье в плачевном состоянии. Проект церкви, основные детали ее были разработаны Шестаковым к 1 марта 1859 года. Подробные детали иконостаса, алтаря, входа, дверей, глав, окон, рисунок лампад говорят не о ремонте, а о строительстве новой церкви.

Скорее всего, строительство церкви было закончено в 1863 году, так как 4 февраля 1864 года умирает владелец Бельского Устья П.А.Кожин и его хоронят в церкви его родового имения. Бельское Устье переходит одной из двух дочерей Петра Артемоновича – Марье Петровне, по мужу Новосильцевой.

По материалам описей из архивов Псковской области


Сергей Ковров   15 сентября 2018

Село Бельское Устье, церковь Вознесения Господня

Церковь построена в 1797 году помещиком, владельцем села Бельское Устье, гвардии полковником Автономом (Артамоном) Иосифовичем Кожиным на собственные средства. Церковь кирпичная, колокольня тоже кирпичная, построена в связи с храмом, над входом. Престолов в церкви три. Главный престол - Вознесения Господня, южный придел - Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1874 году, освящен в 1891 году, северный - Апостола Петра и Мученицы Натальи построен и освящен в 1874 году. Приделы построены на средства помещицы и владелицы села Бельское Устье, вдовы полковника Марии Петровны Новосильцевой, урожденной Кожиной. Автором проектов иконостаса, дверей, пилонов, алтаря, портала входа, лампад в 1859 году был предположительно архитектор Н. Шестаков. Возможно, он был и автором проекта перестройки храма.

Рядом с церковью находится кладбище. В приходе было 9 деревянных часовен. Церковно-приходское попечительство существовало с 8 октября 1898 года. С 15 ноября 1887 года открыта церковно-приходская школа. Попечителем школы был местный помещик, губернский предводитель дворянства Николай Иванович Новосильцев. Он же выделил участок земли для строительства школы, которая была построена в 1903 году на средства Синода и частично собранные местными жителями. В 1910 году в ней обучалось 42 мальчика и 14 девочек. Некоторые из учеников читали и пели в церкви. Земская школа помещалась в специально построенном доме, содержалась Порховским земством. В 1914 году училось 40 мальчиков и 17 девочек.

По штату 1876 года в церкви определены священник и псаломщик; в 1889 году открыта дьяконская вакансия; в 1905 году дьяконская вакансия закрыта и открыта вновь в 1912 году.

До 27 января 1903 года священником служил Александр Юпашевский, перемещенный к Николаевской церкви г. Новоржева с назначением настоятелем церкви. После него, с 1903 года, в церкви служил священник Сергий Нилович Васильков (4 июля 1876 - 14 декабря 1937). Будучи псаломщиком Преображенской церкви г. Порхова, он был рукоположен 2 февраля в сан дьякона, 8 февраля 1903 года в сан священника Вознесенской церкви погоста Бельское Устье. Сын протоиерея погоста Болчино Порховского уезда. Его жена Евгения Ивановна происходила из потомственных дворян Псковской губернии. Священник Сергий избирался членом ревизионного комитета Порховского духовно-училищного округа, был инициатором сбора средств на нужды Псковского отдела Российского общества Красного Креста в годы Русско-японской войны. Духовенство его благочиния жертвовало по 2% из братских доходов и личного жалования. В мае 1911 г. за заслуги по духовному ведомству награждён скуфьёй, 23 мая 1916 г. награждён камилавкой. С 26 июня 1916 г. назначен на должность благочинного 5-го округа. В 1924 году его лишили избирательных прав. 12 октября 1937 года о. Сергий был арестован, «тройкой» УНКВД Ленинградской области приговорен к расстрелу, 14 декабря 1937 года расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1989 году.

По свидетельству Юрия Нечитайлова, правнука священника П.А. Утретского, в 30-е годы настоятелем церкви назначен священник Павел Алексиевич Утретский (1873-1941). Он с 1900 года по 1928 год служил священником в церкви погоста Смолино Псковского уезда. В 1928 году о. Павла арестовали по ложному доносу одного из прихожан и приговорили к высылке в Сибирь. Восемь лет он провел в ссылке. 1 июля 1936 года он послал письмо в прокуратуру СССР с просьбой выделить ему хоть какие-нибудь средства на пропитание, хотя бы на хлеб. Видимо, в ответ на это письмо его назначили настоятелем Вознесенской церкви в Бельском Устье, и служил он здесь до февраля 1941 года, когда его арестовали вновь. Священник Павел Утретский погиб в заключении в июле 1941 года, в начале боевых действий на территории Псковской области, при невыясненных обстоятельствах.

Дьяконом в церкви с 1913 года служил Александр Владимирович Орлов (2 марта 1885 - 14 декабря 1937), уроженец г. Торопца, сын надворного советника. Учился в Псковской духовной семинарии, но уволен из 2 класса за неимением средств. Служил псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви г. Торопца. 25 августа 1913 года епископ Евсевий (Гроздов) за литургией в Псковском кафедральном соборе рукоположил его в сан дьякона Вознесенской церкви погоста Бельское Устье. До какого времени он служил в Вознесенской церкви, неизвестно. Арестован он был в сане священника в д. Жарок Дедовичского района 6 ноября 1937 года, расстрелян 14 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1966 году.

Обязанности псаломщика исполнял Павел Николаев (12 декабря 1891-?), сын крестьянина Псковского уезда. В 1911 году окончил курс Арсениевской псаломщической школы и определен в церковь села Бельское Устье. Судьба его неизвестна.

В 1924 году в селе жили дьякон Феодор Ильинский, 46 лет, «церковный служитель» Павел Востоков, 30 лет. Они были лишены избирательных прав. Церковным старостой с 1895 года был тайный советник сенатор Николай Иванович Новосильцев. Поскольку он постоянно в имении не жил, в том же году был назначен доверенный от церковного старосты крестьянин деревни Турово Иван Неофитов.

Приход составляли следующие населенные пункты: в 1 версте от церкви поселение на церковно-усадебной земле Бараново; сёла Бельское Устье, Жар; деревни Бредно, Бунятино, Большой Вировик, Горный Вировик, Малый Вировик, Воротницы, Голова, Земские Горки, Демьяново, Залужье, Захонье, Исаково, Коковкино, Клинок, Кшоты, Любастицы, Молодошково, Федотино, Опаркино, Ново-Петровское, Пирожок, Турово, Рисково, Углы, Тимоново. Всего числилось 1302 мужчины и 1347 женщин.

Церковь закрыта в 60-е годы XX века. До недавнего времени она являла собой печальное зрелище. В настоящее время она восстанавливается. В здании бывшей церковно-приходской школы на территории психоневрологического интерната открыта церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В настоящее время деревни Бельское Устье и Холомки Порховского района.

По материалам описей из архивов Псковской области



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.