ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большое Руново. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Большое Руново. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1906.
Архитектор:Э.В. Скавронский
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Каширский р-н, с. Большое Руново

Координаты: 54.853307, 38.412543
Проезд:от ж/д ст. "Кашира" на авт. № 27 "Руново" до конечной остановки.



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В 1710 г. в Рунове построили деревянную церковь в честь Вознесения Господня с Никольским приделом. Церковь дважды поновлялась (1748, 1768 гг.). Строительство нового деревянного Вознесенского храма закончилось в 1826 г.

В 1902-1906 гг. в селе поставили каменный храм в честь Вознесения Господня, который в советские годы был частично разрушен. Богослужения возобновились в 1992 г., проведены восстановительные работы.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июля 2013

Село Руново находится на правом берегу Оки, в 100 верстах от Тулы и в 15 верстах от Каширы. Приход состоит собственно из села Рунова и сельца Малого Рунова, которое в народе называется еще иногда Княжое или Княжово, душ муж. пола 499 и жен. пола 543.

История образования и наименования прихода неизвестна. В писцовых книгах XVI в. ( 1578 – 79 гг. ) значится уже существующим «село Руново у р. у Оки, на рчк. на Лихачи».

Существующий теперь деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя св. Чудотворца Николая построен и освящен в 1816 г. неизвестно чьим иждивением, и в 1862 – 63 гг. подвергался перестройке, состоявшей в расширении трапезной части. О прежних храмах ничего не известно.

В пользу храма получаются проценты с капитала в 1575 руб. 75 коп. Причт состоит из священника и псаломщика, имеет церковные дома и получает проценты с 800 руб. Церковной земли: полевой и усадебной 37 десятин 484 сажени. С 1880 г. в селе Рунове имеется земская школа.

П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 461.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 августа 2016

В 1710 году в Рунове была выстроена деревянная церковь в честь Вознесения Господня с Никольским приделом, которая поновлялась в 1748 и 1768 годах. Известно, что село Руново в 1833 году находилось в совместном владении дворян Протасовых и Новиковых. На их средства в 1846 году на том же самом месте строится новая деревянная церковь с теми же приделами, взамен обветшавшей старой. При храме была выстроена колокольня и вокруг - ограда на кирпичном фундаменте. Утром 26 апреля (по старому стилю) 1902 года в храме случился пожар, уничтоживший церковь до основания за 2 часа. Спасти что-либо из церковной утвари и богослужебных книг не удалось. Расплавились даже колокола.

1 мая 1902 года за многочисленными подписями церковный причт и прихожане пишут покорнейшее прошение Епископу Тульскому и Белевскому Питириму о просьбой дать благословение на постройку нового каменного храма. 5 ноября 1902 года по указу Тульской духовной консистории было разрешено строительство новой церкви и была выдана храмозданная грамота. Начался сбор средств на ее постройку. На пожертвования откликнулись и фабриканты, и дворяне, и крестьяне, и священнослужители.

30 мая 1903 года состоялась закладка храма. Все работы по строительству возглавил автор проекта Тульский губернский инженер - Эварист Сковронский. По его инициативе даже был построен рядом со стройкой кирпичный заводик. Около 700 тыс. штук кирпичей было произведено на этом заводе для постройки церкви. И к августу 1906 года новый храм был выстроен, а 31 декабря (по новому стилю) 1906 года в торжественной обстановке состоялось освящение церкви. В новом храме было 4 придела: 1 - во имя Вознесения Господня, 2 - во имя Св. Николая Чудотворца, 3 - во имя святителя Феодосия Черниговского и нем же был устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского.

Вознесенская церковь стоит на западной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня, здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества 17 века и византийской архитектуры. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки - галереи. В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный главный вход ведет в храм через первый ярус колокольни и небольшой притвор, перекрытый крестовым сводом. Трехъярусная колокольня стоит на двух четвериках, увенчанных восьмериком звона, над которым возвышается оригинальной формы вытянутый каркасный шатер. Квадратный четырехстолпный храм с повышенной центральной частью завершается декоративным пятиглавием. Внешнее убранство фасадов выполнено из тесаного кирпича и сводится к широким окнам с полукруглым верхом, обрамленным одинаковыми наличниками, лопатками и карнизом.

После Октябрьской революции 1917 года село Руново, как и другие города и села России, захлестнула волна атеистического мракобесия. Храм неоднократно пытались закрыть. В 1930 году церковь была закрыта окончательно. Было уничтожено внутреннее убранство, сброшены главки с крестами, разобран верх колокольни, сброшены все колокола, выломан алтарь, снесена ограда - то есть все то, что явно напоминало об исконном назначении этого здания. Территория возле храма была превращена в хозяйственный колхозный двор, а в самом храме устроена зерносушилка. Впоследствии храм был просто-напросто заброшен, который стал еще сильнее разрушаться.

В 1992 году руины церкви вернули верующим. В настоящее время храм полностью отреставрирован и в нем по праздничным и восресным дням проводятся богослужения. 

Голубев А. "История Каширского края и сельского поселения Знаменское с древнейших времен до начала XX века". Москва. Книжный мир, 2010


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 января 2024

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново, Руново-Новиково и сельца Малое Руново. После объединения этих сел и деревень в поселке Большое Руново оказались сразу две старые церкви: Преображенский храм на бывшем погосте Спас-Детчин 1878 года постройки и Вознесенская церковь 1906 года. История Вознесенского храма в Руново тесно связана с женским Никитским монастырем в Кашире. Дочь попечителя Вознесенской церкви игуменья Серафима (Ильичева) была последней настоятельницей каширской обители перед ее закрытием в советские годы.

Приход Вознесенской церкви исторически состоял из села Руново и сельца Малое Руново, которое также называли Княжево. В писцовых книгах 1578-1579 годов упоминается «село Руново у реки у Оки, на речке на Лихачи». В те годы владельцами одной части села были Иван и Тихон Петровы, а другой – князь Андрей Мещерский. В это время или столетием позже в народе сложилась поговорка: «Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь». Ее варианты можно найти в «Пословицах русского народа» В. И. Даля 1862 года и в сборнике «Жизнь русского народа» И. И. Иллюстрова 1915 года. Пословица указывала, что Руново и окрестные селения в старину слыли опасными для путников из-за частого разбоя. Местные предания действительно сохранили немало упоминаний об известных разбойниках и лихих людях. Так, согласно молве, в XVII веке в Каширском уезде промышляла шайка легендарного разбойника Кудеяра, а в окрестностях соседнего Сеньково в тот же период жил разбойник по прозвищу Сенька. Жители села Баскачи хранят предание о том, что Степан Разин встречался здесь с атаманом Василием Усом, а деревня Хитровка якобы была основана потомками бойцов отряда Разина.

Деревянный храм Вознесения Господня в Руново, по данным «Памятной книжки Тульской губернии на 1891 год» (Каширский уезд исторически относился к Тульской губернии), был построен в 1744 году. В 1846 году на месте старой церкви был возведен и освящен новый деревянный Вознесенский храм с приделом святителя Николая Чудотворца. Этот храм в 1862-1863 годы подвергался перестройке: его трапезная часть была расширена. В 1880 году в селе Руново появилась своя земская школа. История строительства ныне сохранившейся кирпичной церкви в селе Руново началась с беды – пожара 26 апреля 1902 года. Обстоятельства этого события были опубликованы в книге А. Голубева «История Каширского края и сельского поселения Знаменское». После литургии священник Илья Мерцалов направился к ученикам в земскую школу, а осмотр церкви поручил псаломщику и сторожу. Через сорок минут после начала занятий церковный колокол ударил в набат, говоривший о приходе беды. Пламя охватило церковь, и за два часа деревянное строение превратилось в обугленные развалины. Священнику и прихожанам не удалось спасти ничего из утвари и убранства церкви: сгорели все иконы, священные сосуды, богослужебные книги, облачение и святой антиминс. Вечером того же дня прихожане сгоревшей Вознесенской церкви собрались на сход и решили совместными усилиями построить новый кирпичный храм: «На обгоревших чурках и пепелище и в таком ужасном виде все-таки близких нам и дорогих… единогласно постановили: ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души».

Конечно, этих средств, которые обязывались жертвовать руновские крестьяне, не хватило бы на столь масштабное строительство. К богоугодному делу присоединились богатые уроженцы Руново, много лет жившие и работавшие в Санкт-Петербурге. В их числе был Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец Семен Тимофеевич Ильичев, который сделал самый большой вклад – около половины всей необходимой суммы. Он пожертвовал деньги на закупку материалов, внутреннюю и внешнюю отделку здания, на приобретение богослужебной утвари и устройства иконостаса. В мае 1903 года состоялась торжественная закладка нового храма. На период строительства стараниями крестьянина Петра Матвеевича Глазунова в Руново была построена небольшая временная церковь во имя Николая Чудотворца. Она служила местом молитвы и совершения таинств для прихожан сел Руново и сельца Княжево (Малое Руново) в течение примерно трех лет. В августе 1906 года кирпичный храм Вознесения Господня был завершен, а в декабре совершилось его торжественное освящение. У церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня и придела Николая Чудотворца было еще два придела во имя «новых» на то время святых подвижников: святителя Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896 году) и преподобного Серафима Саровского (канонизирован в 1903 году).

В «Историческом описании Никитского женского общежительного монастыря» 1909 года архимандрита Геронтия (Кургановского) указано, что вместе с постройкой собора при Никитской обители была также открыта живописная школа, где под руководством опытных художников обучалось 8 послушниц. Далее говорилось следующее: «Они достигли порядочного знания, так что много со стороны получают заказов и не так давно приняли заказ целого иконостаса… во вновь выстроенную церковь в с. Руново Каширского уезда».

Это был тот самый иконостас, создание которого оплатил купец Семен Тимофеевич Ильичев. Дочь благотворителя Вознесенской церкви Елизавета Семеновна Ильичева (в иночестве Серафима) являлась насельницей Никитского женского монастыря в Кашире и по примеру отца также оказывала на протяжении многих лет помощь храму родного села Руново.

По сведениям, которые публиковал каширский краевед Александр Горелов, инокиня Серафима (Елизавета Семеновна Ильичева) родилась в 1869 году в селе Руново. Обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, а в 1888 году поступила в Никитский женский монастырь в Кашире. В 1903 году приняла монашеский постриг с именем Серафима. Символично, что в тот год был канонизирован преподобный Серафим Саровский и, в то же время, заложен новый кирпичный храм в селе Руново. Какое-то время инокиня Серафима несла послушание письмоводительницы, а с 1911 года перешла на должность казначеи монастыря.

В 1914 году Серафима была возведена в сан игуменьи. Матушке Серафиме было суждено принять крест руководства Никитской обителью в тяжелые годы революции, гражданской войны и церковных гонений. Под руководством игуменьи Серафимы женская обитель в Кашире смогла продолжить свое существование и после 1917 года. Основанная на базе монастыря «Никитская трудовая сельскохозяйственная артель» по отзыву Каширского отделения обобществления в 1921 году образцово вела интенсивное хозяйство, своевременно выполняла продналог и возврат семенного фонда.

В 1923 году артель в бывшей Никитской обители все-таки была закрыта, а инокини вынуждены покинуть монастырские стены. Игуменья Серафима после закрытия монастыря какое-то время жила в родном Руново, затем переселилась в Озеры. В 1943 году подвижница скончалась и была погребена на Озерском городском кладбище. Краеведом Александром Гореловым несколько лет назад было установлено место погребения инокини Серафимы.

Вознесенскую церковь в селе Руново закрыли на несколько лет позже Никитского монастыря – в 1930 году. Храм лишили глав, был разобран верх колокольни, снесена алтарная часть, а в самом помещении устроили колхозную зерносушилку. В 1991 году церковь в руинированном состоянии вернули верующим. Ныне храм отреставрирован и действует наряду с расположенной в поселке второй Преображенской церковью, которая в советские годы закрывалась лишь на короткое время.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Вознесенская церковь в Руново


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 апреля 2024

В Паспорте памятника истории и культуры, составленном в марте 1983 года, указано следующее: Вознесенская церковь села Руново расположена в долине Оки, на заданной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества ХVII века и византийской архитектуры.

Здание церкви, имеющее осевое построение плана, состоит из алтарной части, собственно храма с приделами и колокольни, соединенной с основной частью небольшим переходом. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки — галереи. В первом ярусе стены четверика прорезаны широкими арками, в результате чего, четыре угла его, находящиеся в центре обширного единого интерьера, воспринимаются как внутренние столбы перекрытия единого кубического объема. Тем более, что с углов четверика на стены пристроек переброшены подпружные арки, расчленяющие внутреннее пространство на характерные ячейки.» Ячейки» перекрыты крестовыми сводами, центральный четверик куполом.

Интерьеры храма расписаны клеевой живописью в серовато — зеленоватых тонах, ныне сильно загрязненной и закопченной. Аспиды храма перекрыты сводом-конхой.В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный вход ведёт в храм через первый ярус колокольни и небольшую пристройку-переход, перекрытый крестовым сводом. Колокольня храма трехъярусная /завершение утрачено/. На прямоугольный в плане первый ярус поставлен второй — четверик и третий — восьмерик звона.

В архитектуре церкви использовано два мотива убранства фасадов: «русский» и «византийский»; причем, каждый из этих мотивов сохранил свою самостоятельность, так как композиционно изолирован, от другого. Первому ярусу сооружения придал «византийский» вид, второму соответственно, «русский». И лишь единое и цельное объёмное построение сооружения сглаживает стилевую противоречивость его облика. Композиция главных северного и южного фасадов основной части храма — симметрична. Широкие филенчатые лопатки расчленяют стены пристройки — первого яруса фасадов — на три прясла, центральное из которых шире боковых. Центры фасадов в пределах первого яруса занимают проёмы входов, украшенные порталами. Порталы состоят из «византийских» приземистых колонн с характерными базами и кубоватыми капителями и опирающейся на колонны арки с килевидным завершением. Порталы фланкированы оконными проёмами, так же украшенными арками, но опирающимися уже не на колонны, а на кронштейны-импосты. Подобное оформление имеют и окна алтарных апсид /по три окна на каждой апсиде; центральное из них — ложное/.

Наличники окон, расположенных в боковых пряслах южного и северного фасадов, а также наличники ложных окон западного фасада основной части храма украшены едиными для убранства всего храма арками, опирающимися на пучок сдвоенных полуколонок. Горизонтальные членения фасадов первого яруса состоят из цоколя с широким гуртом и карниза с сухариками. В убранстве фасадов второго яруса четверика и колокольни интерпретированы формы каменного русского зодчества конца XVII века. Здесь использовано сочетание красочного пояса-антаблемента, богато украшенного тягами, лентой аркатуры и поясом ширинок, с наличниками окон, очелья которых положены /врезаны/ на антаблемент. На каждой стороне второго яруса четверика помещено по два одинаковых окна с наличниками; на каждой стороне второго яруса колокольни — по одному. Третий ярус колокольни — восьмерик — прорезан высокими арками звона, украшенными профилированными архивольтами. В кладку пилонов, несущих арки, уложены четыре горизонтальных ряда блоков белого камня; по два над основанием и под импостами арок. Восьмерик колокольни перекрыт куполом, завершение которого не сохранилось. 

С сайта: Церковь Вознесения Господня, конец XIX в. - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.