ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца.


Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1602.
Адрес:
Беломорский район, оз.Муезеро, остров Троица

Координаты: 64.626617, 33.368959
Проезд:8 км севернее пос.Пушной по Мурманскому шоссе поворот на запад, далее таежными дорогами до деревни Ушково на оз.Муезеро, дальше водным путем до острова.





Сортировка:

Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с юго-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, 		      <br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия

Борис Ефимов
20 августа 2007
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с юго-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2016
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с северо-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, подклет <br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
подклет
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центральной части церкви, восточная сторона<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Интерьер центральной части церкви, восточная сторона
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Трапезная, вид на запад<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Трапезная, вид на запад
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Трапезная, вид на восток<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Трапезная, вид на восток
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
1 июля 1970



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  22 августа 2014

Церковь в честь Свт. Николая на острове, на озере Муя (24 версты от приходского храма 1866 года постройки в д. Маслозерской) построена в 1573 (по другим данным 1602) году на средства Соловецкого монастыря, принадлежала Муезерскому Троицкому монастырю.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера


Вадим кр
 
Вадим кр  26 декабря 2016

Церковь Николая Чудотворца была построена в 1602 году на острове Троица на одном из многочисленных живописных озер Северной Карелии. Озеро Муер, на котором и располагается церковь, находится всего в 70 километрах западнее города Беломорска. Основателем церкви Николая Чудотворца принято считать преподобного Кассиана, мощи которого, по преданию, до сих пор находятся в небольшой деревянной часовне на западной стороне церкви. Сама часовня представляет собой небольшой деревянный сруб высотой 3 метра. К церкви примыкают маленький алтарь и трапезная, построенные без единого гвоздя, но, несмотря на это, полностью сохранившиеся.

Монастырь пережил многие природные невзгоды, обрушившиеся на эти земли, но не пережил человеческого произвола. По указу Екатерины II в 1764 г. сам монастырь закрыли, а заброшенные монастырские здания с каждым годом ветшали и разрушались. Совершенно случайно уцелели только часовня и сама церковь Николая Чудотворца.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 июня 2017

Нельзя сказать, чтобы о Никольской церкви длительное время ничего не было известно: о храме писали ещё до революции. Но по-настоящему открыли её научному сообществу и всем неравнодушным к истории древнерусского здчества людям архитекторы-реставраторы А.В. Ополовников и И.Н. Шургин. Из огромного множества деревянных построек Московской Руси очень малая часть дошла до наших дней. Среди уцелевших лишь единицы сооружены ранее середины ХVII века. К числу наиболее древних сохранившихся до нашего времени деревянных построек принадлежит и Никольская церковь на Муезере. Это последняя крупная постройка, оставшаяся от Троицкого Муезерского монастыря. По своему назначению она относится к трапезным храмам, которые начиная с ХVI столетия строились в общежительных монастырях на Руси. Каменные постройки такого рода известны в сравнительно большом количестве. Вокруг восьмерика, в его верхней части, на повале, некогда были укреплены восемь досок с резной надписью вязью. Сейчас эти доски вместе со всеобщей обшивкой храма утеряны. В 1960-1970-е годы надпись читалась так: "Поставлен бысть храм сей во имя святого чудотворца лета 7100 при благоверном государе, царе и великом князе Борисе Федоровичи всея Руси самодержце, в четвертое лето государства его, и при патриархе Московском и всея Руси, и освятися церковь 7111 (1602 года) декабря..." Палеографические особенности вязи указывают, по мнению одних исследователей, на то, что эта надпись - поздняя, вероятно, повторяющая более раннюю. Другие исследователи уточняют, что совершенно неизвестно, когда надпись появилась. Есть основания считать, что доски с надписью были прибиты при ремонте храма в 1897-1901 годах. В конце ХVII века никто в монастыре уже не помнил, когда здесь срубили храм в честь святителя Николая. Таким образом, "железных" оснований для датировки Никольской церкви именно 1602 годом нет. При этом очевидно, что храм возник в Муезерской пустыни не позднее 1643 года, когда он впервые был упомянут в документах.

В глухом карельском лесу, посреди озера Муезера, на необитаемом острове Троица, очертаниями напоминающем летящую птицу, стоит деревянная церковь в честь святителя Николая. Она единственная сохранилась из храмов удалённой пустыни, которая некогда находилась здесь в 70 километрах по прямой от современного города Беломорска. Первое упоминание о Троицком Муезерском монастыре встречается в "Описной книге Кемской волости", составленной в 1591 году сотником Семёном Юреневым при передаче части порубежных земель Поморья в собственность Соловецкому монастырю. К знаменитой беломорской обители был отписан и Троицкий монастырь: "Да на Маслозерской же земле на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят". Возможно монастырь возник в начале 70-х годов ХVI века. Основанием для такого предположения служит текст надписи, высеченной на четырёхконечном каменном кресте, который находился в алтаре Никольской церкви и в начале 1960-х годов был вывезен в Ленинград экспедицией Русского музея. Надпись сообщает, что "поставил сий крест первоначальной старец инок Геннадий лета 7081 (1573) августа в 11 день". Свидетельство каменного креста входит в очевидное противоречие с той памятью, которую сохраняли о своей первоначальной истории местные монахи. Основателем пустыни монастырское предание называет преподобного Кассиана Муезерского. Согласно легенде, Кассиан приплыл из Соловецкого монастыря на Муезеро на гранитной плите. В середине 1970-х годов храм Николая Чудотворца реставрировали: заменили несколько балок, потолок, венцы в трапезной. Жили реставраторы в часовне Спаса Нерукотворного, говорят, сильно пили. На плите они выпрямляли гвозди, что-то рубили, а потом разожгли на ней костёр, от которого плита раскололась на несколько частей. В эту же ночь несколько реставраторов сошли с ума. По воспоминаниям местных жителей, ночью они приплыли в деревню Ушаково "с выпученными глазами, махали руками и с жутким страхом куда-то ушли". Один кусок плиты, на котором, по преданию, был отпечаток стопы преподобного Кассиана, исчез. Некоторые местные жители считают, что это был след ангела. Оставшиеся осколки плиты до сих пор можно видеть неподалёку от Никольской церкви, под раскидистыми лапами вековой ели.

В 1764 году Муезерская пустынь попала под каток секуляризации - её, как и сотни других малочисленных монастырей России, упразднили. Почти всё имущество вывезли в неизвестном направлении. Вот как описывал состояние бывшей обители священник Г. Корельский в 1912 году: " В настоящее время единственным свидетелем и памятником о бывшей здесь пустыни является Никольский храм с чтимой иконою Святой и Живоначальной Троицы (вынесенной во время пожара из Троицкой церкви). Иконостас в нём в два ряда, с иконами древнего письма. Пред ними некоторые лампады медные луженые, и по надписям видно, что они пожертвованы Муезерской пустыни настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Геннадием в 1751 году". Никольский храм стал приходским. Богослужения здесь совершались несколько раз в год - на престольные праздники, в день Святой Троицы и на Ильин день. За состоянием храма приглядывал сторож, избиравшийся из местных крестьян. В ХIХ и ХХ веках продолжались захоронения на кладбище возле храма. Поскольку большинство местных жителей являлись старообрядцами, местной традицией, соблюдавшейся вплоть до самых последних погребений, стала установка над могилами старообрядческих надгробий - голубцов. Ныне Никольский храм не действует. Не функционирует он и как музей. Стоит, открытый всякому желающему в любое время года, во всякий день и час. Находившиеся в нём некогда святыни покинули Троицкий остров: что-то осело в музеях, что-то утрачено навсегда. Но одна из святынь чудесным образом уцелела. Речь идёт об огромном поклонном кресте, установленном в часовне рядом с храмом, видимо, ещё в ХVII веке.

Профессиональное описание храма сделано архитектором-реставратором А.В. Ополовниковым. Церковь состоит из двух поставленных по одной оси высоких клетей, связанных общей стеной. Каждая клеть покрыта двускатной тёсовой кровлей. Большая клеть служила трапезной; меньшая совмещала в себе помещение собственно церкви и алтарь, отделённые друг от друга древней тёсовой перегородкой. Над церковью установлен приземистый восьмериковый сруб, завершающийся повалом. На восьмерике - традиционный крытый тёсом шатёр с луковичной главкой на круглом барабане. Своеобразие архитектурно-планировочной структуры церкви заключается прежде всего в композиционно свободной постановке шатра, смещённого к западу относительно поперечной оси симметрии. При этом положение шатрового столпа не соответствует структуре плана: восьмерик поставлен не только над самой церковью, но и над частью алтаря. Из четырёх окон трапезной три обращены на юг. Их расположение типично для большинства древнейших памятников: два одинаковых маленьких окна симметрично прорублены по сторонам третьего, которое немного больше их и расположено выше. Ещё одно маленькое окно есть в северной стене. Любопытна конструкция окон. Единственная рама со слюдой крепилась не на петлях, а с помощью маленьких клинышков, свободно вставлявшихся в пазы по сторонам окон. Ассиметрия поперечных осей шатра и четверика зрительно разъединяет их объёмы, нарушая традиционную последовательность нарастания высоты здания. Большие подклеты подчёркивают массивность нижней части церкви. Сруб Никольского храма имеет повал, представляющий собой расширение верхней части путём постепенного выпуска наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза. Повал служит основанием шатровых и скатных крыш. Создавая большой свес крыши над стенами, он защищает их от дождевой воды. Главка церкви имеет традиционную луковичную форму. Крыта лемехом - кровельным материалом в виде небольших деревянных пластин. Концы лемеховых пластин заострены в виде ступенчатого клина, часто называемого также городчатым. Под вершиной треугольного фронтона можно видеть вертикальную деревянную доску - так называемое полотенце. Когда-то Никольская церковь представляла собой комплекс, который включал в себя, помимо важнейших и обязательных частей всякого храма - наоса и алтаря, трапезную, келарскую, паперть и крыльцо. В настоящее время келарская, паперть и крыльцо утрачены.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №160, 2015 г.


Марина Зуйкова  16 сентября 2019

Предполагается, что Троицкая Муезерская пустынь возникла в 1573 году и первым храмом, построенным здесь, на Троицком острове, был не Никольский, а в честь Святой и Живоначальной Троицы.

Муезерский монастырь по переписи 1677 года состоял из 33 крестьян, а по более ранним грамотам от 12 июня 1600 года и 5 марта 1620 года, крестьяне были освобождены от уплаты всяких сборов и повинностей. Впоследствии был перестроен алтарь в церкви Живоначальной Троицы (1751), построили теплую с черной печью Никольскую церковь с папертью, трапезной и келарской, колокольню, часовню близ Никольского храма.

Рассказывая о древнейших церквях Троицкого острова, И. Н. Шургин пишет, что «маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII века в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов». Он приводит описание из «тогдашних» описей: «В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...

К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...».

В последующие годы кроме часовен в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: в 1708 году здесь осталось только пять монахов. В 1764-м монастырь упразднили. По преданию, имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, кельи от времени разрушились.

https://karjalanmu.ru/muezerskaya-cerkov-vo-imya-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya/


Марина Зуйкова  25 сентября 2019

О церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая на острове Троицы имеются следующие сведения: построена она была в 1602 году, ее освящение произошло 6 декабря. Предполагается, что Троицкая Муезерская пустынь возникла в 1573 году и первым храмом, построенным здесь, на Троицком острове, был не Никольский, а в честь Святой и Живоначальной Троицы.

Муезерский монастырь по переписи 1677 года состоял из 33 крестьян, а по более ранним грамотам от 12 июня 1600 года и 5 марта 1620 года, крестьяне были освобождены от уплаты всяких сборов и повинностей. Впоследствии был перестроен алтарь в церкви Живоначальной Троицы (1751), построили теплую с черной печью Никольскую церковь с папертью, трапезной и келарской, колокольню, часовню близ Никольского храма.

Рассказывая о древнейших церквях Троицкого острова, И. Н. Шургин пишет, что «маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII века в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов». Он приводит описание из «тогдашних» описей: «В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...

К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...».

В последующие годы кроме часовен в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: в 1708 году здесь осталось только пять монахов. В 1764-м монастырь упразднили. По преданию, имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, кельи от времени разрушились.

Описание Никольской церкви находим в «Клировых ведомостях», хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия. Из «Ведомости о Муезерской Николаевской церкви Кемского уезда» за 1848 год:

«1. Означенная Муезерская Церковь во Имя Святителя и Чудотворца Николая, когда именно построена и чьим иждивением не известно.

2. Зданием деревянная, ветхая, при ней колокольни нет, а имеются 4 колокола.
3. Никакой утвари кроме Св. Икон в показанной Церкви нет.
4. Причта при Новооткрываемом Масломуезерском Приходе положено: один Священник и два Причетника, но на лицо состоят Священник и Пономарь.
5. Земли ни усадебной, ни пахотной при помянутой Церкви не имеется.
6. Домов для Священноцерковнослужителей не имеется, а проживают на наемной квартире на своем собственном <…>*, в Маслозерском селе по совершенному неудобству и почти по невозможности иметь пребывание не только при Церкви самой на необитаемом острове, но даже и в ближайших от Церкви деревень.
7. На содержание Священника от 1847 года Октября 13-го дня получается штатного жалованья 250 рублей серебром в год, а Причетнику от 1848 года Мая 1-го дня ассигновано по 80-ти рублей серебром каждогодно…».

И далее:

«…10. Ближайшая к сей Церкви Шуезерская Ильинская Церковь в 30-ти верстах.

11. Приписной к сей Церкви никакой в Масломуезерском Приходе нет.

12. Домовой в сем Приходе Церкви нет.

13. Книги для записи прихода и расхода денег по новоустрояемому Масломуезерскому Приходу за шнуром и печатию Кемского Духовного Правления выданы в сем 1848 году…».

Из «Описи церковной и ризничной Кемского уезда Маслозерской Николаевской церквей, часовен, принадлежащих Маслозерскому Николаевскому приходу», составленной в 1856 году: «Муезерская Николаевская церковь построена в пах продолговатого квадрата, деревянная, кровля на паперти и алтарь на два ската, а над Церковию устроен осмиугольником со <…>, на коем возвышается одна глава с осьмиконечным крестом. Вся Церковь обита тесом вдоль. При входе в Церковь крыльцо, крытое на два ската. В паперти створные двери, в оной на правой стороне окно без окончины закрытое <…>; из паперти в трапезу также створные двери с железным <…> и висучим замком, в оной на левой стороне <…> печь, а на правой – три маленьких окна с окончинами <…> решетками… Церковь сия стоит на пустом острове, отстоящем от деревень Ушковской в 3-х<…> 4 верстах и Богослужение в оной уже не отправляется более ста лет, по упразднению сей пустыни Соловецким монастырем, к которому прежде она принадлежала…».

Предалтарный иконостас храма описан так:

«1. Царские врата гладкие с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы Святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста утверждены на двух столбцах так же гладких как их лики разных святых. В <…> над Вратами Тайная вечере.

2. <…> Иконостас столярный и частично окрашенный масляными красками. В оном по правую сторону Царские врата.

3. Образ единоначальной Троицы с тремя маленькими и <…> серебряными 32-й пробы оклады вокруг и под <…> величиною образ в длину 1 аршин, ширину ¼ верш.

4. Образ Воскресения Христова длиной 1 арш. 1 вершок шириной 12 вершков…» и т.д.

И далее: «…пред образом живоначальной Троицы Лампада медная <…> с надписью Дал сию Лампаду в Муезерскую пустыню Архимандрит Геннадий Соловецкий 1751 г. февраля дня весу 4 фунта, перед образом Божьей Матери Лампадка медная <…> с надписью Муезерския Пустыни весу 4 фунта, пред Образом Воскресения Христова маленькая лампадка медная…».

Кроме этого описаны «стол крашенный с двумя ящиками», «фонари крашенный, стекольчатый», а вблизи церкви две деревянные часовни. В ризнице храма: «напрестольный крест медный, весу ¼ фунта, Евангелие напрестольное, старопечатное, неизвестно, когда и кем напечатано, обложено полууставом, а в средине Распятие медное, Евангелие напрестольное в парче старой вытертой в листе, издания 1694 г., печати Московской с 4мя наугольниками, в средине резной крест…». Из богослужебных книг церкви перечислены: «1. Часослов в 8ю долю печатан в Москве 1841 года в кожаном переплете (куплена на церковную сумму в 1849 году). 2. Псалтирь <…> без часослова, <…> напечатана в Москве 1778 года в кожаном переплете… 5. Требник в 4ю долю <…> (подарен неизвестными в 1852 г.)… 7. Общая Минея в лист печатана в Москве 1848 года, в переплете кожаном (куплена на церковную сумму 1852 г.)» и др.

В 1912 году единственным памятником Троицкой Муезерской пустыни был Никольский храм с чтимой иконой Святой и Живоначальной Троицы, которую вынесли во время пожара Троицкой церкви, а в храме – в два яруса иконостас с иконами древнего письма, медные лампады с надписями, сообщавшими об их пожертвовании архимандритом Соловецкой обители Геннадием в 1751 году. Другие свидетели минувших дней – крест из булыжного камня длиной десять вершков, шириной шесть вершков и вырезанными словами: «Царь Славы» и надписью: «Поставил сей крест первоначальный старец Геннадий 7081 (1573) году Августа 11 дня», два деревянных креста в шести саженях от часовни, один из которых с выпуклым изображением распятого Иисуса Христа и резными изображениями предстоящих Божьей Матери, Иоанна Богослова, жен Мироносиц и сотника Лонгина; «над распятым Сыном Божьим Скорбящий Бог Отец в лопе с Духом Святым, окруженный тремя серафимами. В подножии креста надпись: «Лета 7180 (1672) апреля 9 дня поставил сей крест старец Алексей Муезерской пустыни на поклонение православными крестьянами по своему обещанию». Второй крест содержал с резными буквами надпись: «Лета 7190 (1682) июля в 5 день поставил сей крест старец Алексей на поклонение православными крестьянами» и молитвословия: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его, Кресту Твоему поклоняемся Владыко Крест всея вселенныя». Над входом в часовню резное изображение храма с шатровой главой и входной дверью с двумя окнами по бокам, что, предположительно, означало сгоревший Троицкий храм. Во второй часовне, находившейся в восьми саженях от церкви, под спудом покоились мощи преподобного Кассиана, основателя пустыни, а напротив часовни покоился последний старец Иларий, над могилой которого – плита со стершейся от времени надписью.

Из опубликованной в 1911 году статьи о Николаевской деревянной церкви Маслозерского прихода: «Церковь находится на ост. Муезерском (приписная к приходу с 1866 г.), на месте Муезерского монастыря, основанного преп. Кассианом, мощи которого почивают под спудом в часовне близ храма. Длина 7 ½ саж., ширина 2 1/3 саж. Прежде была галерея. Кругом церкви с трех сторон лавки, как и в алтаре. В паперти под потолками с южной стороны одно окно стекольчатое, а два слюдяные. В алтаре из трех окон два слюдяные, запирающиеся изнутри замками. Иконостас в два яруса. В алтаре каменная плита в 10 вершк. вышины… Пред иконою св. Троицы медная лампада 1718 г., дар архимандрита Геннадия. В паперти полуразвалившееся седалище настоятеля. На перилах крыльца 4 колокола, из которых один с иностранной надписью 1631 г. (Метрика 1887 г. № 137 – Краткое опис. в III, стр. 152. – Зверинский, т. III, № 2136)».

https://karjalanmu.ru/muezerskaya-cerkov-vo-imya-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.