Белогостицкий мужской монастырь находится в 7-ми верстах от города, при истоке р. Вексы из Ростовского озера. В старину, как говорит предание, это место называлось «Рыбный приток» и будто бы здесь стоял белый шатер князя Кия, прозванного «белым гостем», потом тут было идольское капище, разрушенное Ярославом Владимировичем, построившим здесь деревянную церковь великомученика Георгия; впоследствии князь Борис Владимирович поставил на этом месте другой, каменный Благовещенский храм, около которого уже Димитрием Донским и был учрежден монастырь. По другим известиям, основание монастыря приписывается архиепископу Ростов. Григорию, жившему в половине XV в. Почти все ныне существующие в монастыре здания построены Рост. Митр. Ионою Сысоевичем. Церквей в монастыре четыре: 1) одноглавая, Благовещенская; 2) пятиглавая, собора Архангела Михаила; 3) теплая одноглавая, Казанской Пр. Богородицы, и 4) св. Ефрема Сирина.
В Соборной церкви находятся две древние иконы: чудотворный образ Казанской Богородицы, принесенный из Казани князем Семеном Приимковым; сначала он находился над царскими вратами Ростовского собора, а сюда был перенесен при кн. Михаиле Темкине. Другая икона - Грузинской Богородицы; она принесена из уничтоженной Акакиевой пустыни, находившейся в 20 верстах от Белогостиц. В церкви Ефрема Сирина, устроенной в 1879 г. купцом Сивохиным, находятся иконы Пр. Богородицы Скоропослушницы, Иверской и св. Пантелеймона, принесенного с Афона.
Белогостицкая обитель в прежне время служила усыпальницею Ростовских удельных князей Темкиных и владела большим количеством земли, а при митрополите Арсении Мацеевиче имела даже свой конский завод.
Источник: А.А.Титов. Ростов Великий: Путеводитель по г. Ростову Ярославской губернии. - М., 1883
Время основания Белогостицкого монастыря с точностью неизвестно; но можно думать, что оно относится к XV веку. В половине XVI столетия монастырь не только существовал, но и владел значительным числом вотчин. С самого основания его он был приписан к ростовскому архиерейскому дому и, вероятно, построен кем-либо из древних ростовских архипастырей для летнего их пребывания. Из жалованной грамоты царя и великого князя Ивана Васильевича Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, узнаем, что Белогостицкий монастырь находился на искони вечной земле ростовских владык, числился приписным к ростовскому архиерейскому дому и имел собственные вотчины.
В писцовой межевой заручной выписи князя Ивана Ростовского да подъячего Муртазы Чуфарова 1555-1557 гг. Белогостицкий монастырь называется «Георгиевским и Егорьевским», домовым, что на Белогостице, монастырем. То же название в одно время монастырь удерживает и в XVII веке, что видно из грамоты царя Алексея Михайловича от 17 октября 1669 года, выданной по челобитью ростовского митрополита Ионы Сысоевича изпоместного приказа, за приписью дъяка Андреана Яковлева, на размежевание владений Белогостицкого монастыря с вотчиною Троицко-Сергиевской обители – с селом Поникаровым. Но в выписи из ростовских книг письма и меры и межеванья Петра Алексеевича Шетнева да подъячего Федора Чиркина 1685-1686 гг. он показан в Сотемском стане и назван Белогостицким на вотчинной земле преосвященного Ионы, митрополита ростовского и ярославского, на реке на Вексе. Тогда в монастыре были четыре церкви: а) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, каменная «на подклетях»; б) во имя собора Архистратига Михаила, каменная ж, а под церковью хлебня да келарская, у церкви колокольня каменная ж; в) на святых воротах церковь во имя Воскресения Христова деревянная, и г) на задних воротах церковь во имя Николая Чудотворца деревянная ж, «клецки», да вновь строится церковь каменная с трапезою во имя Страстотерпца Христова Георгия, на подклетях; три кельи деревянные для митрополичья приезду, келья столовая и отдатошная келья, двойня, а в ней живет архимандрит Гаврил, Келья казенная, а в ней живет казначей старец Копидон, да пять келий братских, келья больнишная, а в ней живут пятнадцать старцев. На монастыре ж пять житниц, рублены связью, да около монастыря ограда деревянная, рублена клецки, в ограде две башни да часовня, а в ней часы. За монастырем пять житниц, рублены связью, да двор конюшенный, а в нем живет служка да четыре человека конюхов; за монастырем же двор скотный, а в нем служебник».
В переписных книгах Белогостицкого монастыря 1659 г. значится: «Каменная на подклетях, соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Благовещания, состроена лета 7165 апреля в 8 день, при помощи Всесильного Бога и Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, тщанием и трудами великого господина, преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, верою и вспоможением боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского, а освящена того ж года июля в 7 число. Глава на церкви обита железом белым, крест железный, опаян оловом, церковная крыша и паперть крыты тесом». Церковь имела четырнадцать больших из слюды окон с железными решетками, в верхнем ярусе (в церковной шее) четыре таких же окна, а в паперти, под сводом, тринадцать. В церковь вели три двери: западная, северная и южная; первая запиралась наружным замком, а последняя извнутри. С северной и южной сторон у церкви были приделаны две палатки – одна ризничная, а другая – книгохранительная; вход в них из церкви. Ход на паперть, окружавшую храм с трех сторон, находится на западной стороне. Церковь была холодная.
Каменная церковь во имя Архистратига Божьего Михаила «зачата строением 13 июля 1657 года, а совершена 28 июня 1658 года». Церковь эта, как и первая, сооружена тщанием и трудами митрополита Ионы и вспоможением Темкина–Ростовского. Она имела трапезу и печи для отопления, глава обита была железом немецким; крест на главе железный, опаян оловом; крыша храма и трапезы крыта была тесом, «в зубцу». 13 окон, обшитых войлоком, затворялись ставнями; полы в алтаре, церкви и трапезе устланы семью большими войлоками; с северной стороны, между алтарем и трапезою, устроена палатка в три окна; под церковью находились хлебная и братская столовая и три палатки запасных. От трапезы вели глухие переходы на «колокольницу», где находились семь колоколов. Из них один «строения и покупки архимандрита Ионы, что ныне Божиею милостию митрополит»; другой - большой благовестник, в 33 пуда, по надписи дар Анны Ивановны Карповой, 19 сентября 1650 г., третий имел следующую надпись: «променен колокол на старый колокол, что данье княгини Марьи Захарьевны Лобановых, а в придачу дал блаженный памяти Варлам митрополит 20 р.; четвертый – дар Карповой, да четыре колокола меньших, «а чье данье - Бог весть».
Холодная брусяная церковь во имя Воскресения Христова на святых воротах. Верх шатровый на стропилах; глава обита чешуею, крест опаян железом белым; «около церкви паперть дощатая, делана в косяк; под церковью святые ворота брусяные ж, с лица притворены, и маленькие воротца, посящатые, дощаньи; на святых воротах и на малых два Деисуса в киотах; из монастыря в воротах решетки створные.
«Брущатая» на водяных воротах (к р. Вексе) церковь во имя Чудотворца Николая, рублена в замок; над церковью восемь бочек, крытых чешуею; шея и глава обиты чешуею ж, а крест опаян железом белым; алтарь прорублен брущатый в замок; над алтарем бочка, обита чешуею.
Через 105 лет, во время учреждения монастырских штатов 1764 года, в монастыре находились следующие строения: «Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которую с трех сторон окружала каменная паперть; в другой линии - церковь архангела Гавриила, при ней кельи настоятельская и братская; при них сени и две палатки для поклажи монастырских рухлядный вещей; под тою линиею жилых покоев не имелось; при том верхнем апартаменте часобитная одна; все то строение каменное ж; третья теплая церковь архангела Михаила; под нею приборная и хлебня; да еще меж оною теплою и первою настоящею Благовещенскою церквами колокольня каменная ж, круглая; кельи, поглику оный монастырь был приписной к дому архиерейскому, для приезду архиерейского и монашествующих; другие немногие, от них отступя, братские, деревянные, вкруг оного монастыря половина обнесена оградою каменною, а другая имеется деревянная».
Таким образом, в продолжение 105 лет в устройстве монастыря многое изменилось. Деревянных церквей Воскресенской и Никольской совсем не стало, а Георгиевская, древнейшая из монастырских церквей, в 1752 году переименована в честь Архангела Гавриила, а впоследствии в честь Казанской Божией Матери. В настоящее время все постройки монастыря каменные, не исключая и ограды. Церквей в нем тоже три: Благовещенская, главная или соборная, Михаило-архангельская и Казанская: в архитектурном отношении все они служат прекрасным памятником XVII в., но внутренние украшения их большею частью позднейшего происхождения.
Соборная церковь в честь Благовещания Пресвятой Богородицы – об одной главе, с трех сторон окружена паперетью; входная дверь в храм с каменными наличниками совершенно сохранившимися, очень оригинальна; все кирпичные колонки и украшения при входе выделаны тщательно. Иконостас в церкви сооружен в 1839 году, вместо обветшавшего прежнего, в четыре яруса, с резьбою, позлащен на полимепт червонным золотом, сени и столбов пред царскими вратами, как значится в переписных книгах 1659 г., - нет; живопись по стенам, вероятно, сделана после иконостаса.
Церковь в честь Собора Архистратига Михаила, на палатках, пятиглавая. Каменною алтарною преградою и двумя поперечными арками делится на алтарь, среднюю часть и трапезу; своды трапезы поддерживаются одним столбом, находящимся посредине. Иконостас в церкви новый, столярной работы с резьбою, колоннами и фронтонами, покрыт золотом, царские ворота без сени и столбов резные, позлащенные. Стены храма по местам покрыты живописью в 1831 году, как значится в записи на северной стене трапезы.
Церковь в честь Казанской Божией Матери. Храм этот, благодаря позднейшим благоукрашениям, мало представляет замечательного, возбуждая лишь сожаление о современных зиждителях, не сохранивших художественного вкуса своих предков, оставивших им богатые памятники древнерусского художественного творчества. Любопытна запись современных переделок этой церкви, совершенных в течение только 1881 года: «В трапезе сделана каменная стена; вновь пробиты две двери – одна в коридор, другая на улицу; из прежней кухни сделан подвал; окна, бывшие на юг, заложены, а пробиты вновь в монастырь».
Источник: Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911