ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Талдом. Церковь Михаила Архангела.


Талдом. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1800 и 1808. 1896 - реконструкция фасадов.
Архитектор:П. А. Виноградов (перестройка в 1894 г.)
Адрес:
Московская область, г. Талдом, ул. Карла Маркса, д. 8

Координаты: 56.73023, 37.52744
Проезд:Из Москвы по Дмитровскому шоссе, в г.Дмитрове поворот на г.Сергиев Посад (на трассу А-108), по Ковригинскому шоссе, в Жестылёве поворот налево в сторону г.Талдома и г.Кимры, всё время прямо, в г.Талдоме на светофоре направо, через несколько метров на светофоре налево, церковь будет видна с дороги.



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Борис Шмарковский
12 февраля 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
МОРПЕХ879
24 марта 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
МОРПЕХ879
18 марта 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Борис Шмарковский
17 февраля 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
4 ноября 2009
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Юрий Моченов
21 июля 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
26 сентября 2018
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
oldboy
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Сергей Сол
16 июня 2016
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Юрий Моченов
21 июля 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
4 ноября 2009
Церковь Михаила Архангела, Храм до реконструкции<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Храм до реконструкции
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Фасад храма до реконструкции<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Фасад храма до реконструкции
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Лето 1997 года. Над зимней (трапезной) частью храма был снесён второй этаж, который был надстроен в советское время. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Лето 1997 года. Над зимней (трапезной) частью храма был снесён второй этаж, который был надстроен в советское время. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Осень 1998 года. Установка купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Осень 1998 года. Установка купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Площадь г.Талдома после 1935 года. Нет купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Площадь г.Талдома после 1935 года. Нет купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, , Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
12 октября 2022
Церковь Михаила Архангела, Перед установкой барабана и купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Перед установкой барабана и купола. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??
Церковь Михаила Архангела, Укрепление стен храма. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.<br>, Талдом, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Укрепление стен храма. Фотография предоставлена настоятелем храма И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владислав Зарецкий  23 ноября 2007

Деревянный храм в с. Талдом Калязинского уезда Тверской губернии существовал, видимо, еще в XVII веке.

Известно, что в 1749 году священником в храм назначается Антипа Федоров, служивший в Талдомском храме 10 лет диаконом, и в это время (по переписи 1744 года) приход составлял 225 дворов, а причт состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1765 священник Антипа Федоров просит Тверского архиерея разрешить подрубить необходимое число венцов, поскольку церковь «пришла несколько с фундаменту в обветшание», а также в этом прошении он указывает, что крестьяне-прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». Следовательно, когда-то ранее, до какой-то перестройки этот придел существовал, но не был восстановлен. При перестройке обнаружилась гнилость церкви с северной стороны, и потребовалось разбирать всю церковь, на что было получено разрешение архиерея. В марте 1767 года перестройка церкви и пристройка придела были закончены, а в мае они были освящены.

В 1774 году следующий священник Александр Антипов просит архиерея исправить недостатки в приделе пророка Илии, возникшие из-за использованного при строительстве сырого леса, а также просечь в этом приделе окно и нарубить вверху колокольни «пристойное число венцов» «для лучшей красоты и пристойности».

Однако через четыре года после этих работ – 31 мая 1778 года – в селе случился большой пожар, во время которого сгорело много домов и вместе с ними и церковь. Пожар вверг жителей Талдома в большое разорение.

Однако уже в июне 1778 года они просили архиерея разрешить строить новую деревянную церковь. Архиепископ Арсений «рассудил, что непристойно быть в селе нашем деревянной церкви, а приличнее быть каменной» и дал указ, что по такому «великоприходству следственно быть каменной церкви». Прихожанам разрешалось строить новый храм только при условии, что он будет каменный. В ответ па это прихожане обещали построить каменный храм, а пока просили построить новую или купить старую деревянную церковь, поскольку «служба Божия не совершается, а поблизости церквей нет, мы лишась службы Божией, скучаем». Архиерей благословил купить старую деревянную церковь, которая нашлась в селе Зятьково, где к этому времени уже была построена новая.

Прошло 10 лет, прежде чем прихожане оправились от пожара, и в июле 1789 года была получена грамота па строительство каменного храма. В марте 1794 года прихожане писали Тверскому архиерею, что по недосмотру не написали о приделе пророка Илии, бывшем в сгоревшем храме, и что они желали строить новую церковь с этим приделом и с еще одним — во имя святителя Николая, на что и просили благословения. По заданию архиерея благочинный священник Алексей Андреев проверил готовность прихода к постройке.

17 декабря 1800 тот же благочинный сообщал епископу Павлу, что 30 сентября 1800 года каменное здание церкви окончено «во всей исправности», что в ноябре оба придела церкви приготовлены, и он просил разрешения на их освящение. 7 января 1801 года состоялось освящение обоих приделов храма. Сам же храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и только в январе 1808 года «тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию» и мог быть освящен. Освящение храма состоялось в июне 1808 года.

В последующие годы храм постоянно благоукрашается. В январе 1812 года происходит замена деревянной крыши на железную. В 1817 году церковь штукатурится снаружи, так как до этого церковь была только «отбелена одним прыском и вся уже облиняла». В июне 1820 года устраивается в церкви «по приличным местам стенное писание». В марте 1825 года строится вокруг храма ограда, а поскольку в селе бывают еженедельные ярмарки, то в ограде размещаются торговые лавки в пользу церкви. Уже с начала XIX века храм был двуштатным и его причт в 1825 году состоял из 2 священников, 1 диакона, 2 дьячков, 2 пономарей. Имеются сведения, что в 1861 году в селе Талдоме уже имеется сельское приходское училище, в котором учились сельские дети обоего пола.

Из прошения в консисторию, написанного в мае 1867 года, известно, что в трапезной части за 60 лет, прошедших после постройки храма, почти ничего не обновлялось кроме стенной живописи, которая за 40 лет обветшала, и что иконостасы приделов пророка Илии и святителя Николая «отжили свой век и остарели до того, что требуют замены новыми». В этом же 1867 году живопись была поновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы после ремонта утверждены на своих местах и приделы вновь были освящены.

В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором в первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами.

В 1935 году храм закрывается. В последующее время в храме размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика.

В 1990 году в г. Талдоме была организована община верующих. В 1991 году она была зарегистрирована, и здание храма было передано верующим. После передачи здания храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике, и до сего времени богослужения совершаются в восточной пристройке к храму — со стороны разрушенного алтаря храма. В двухэтажном деревянном здании, находящемся рядом с храмом и являвшемся складским и административным зданием обувной фабрики, была оборудована крестильня. Через некоторое время крестильня с баптистерием для взрослых была оборудована на втором этаже пристройки, где совершается богослужение.

При храме действует церковный музей, где отражена истории Церкви и история храмов и края, также представлены экспонаты, отражающие церковную жизнь. В храме ежедневно открыта библиотека, насчитывающая около 2.500 книг.

Ежегодно организуется православный детский трудовой лагерь, где православные дети со всего благочиния живут 2 недели в палатках недалеко от Богоявленского храма с. Глебово.

Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым


Владислав Зарецкий  1 декабря 2007

Церковь построена в 1795-1808 гг., капитально перестроена в 1890-х гг. (возможно, по проекту А.П. Виноградова) в псевдорусском стиле. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция - трехчастная осевая. Двусветный четверик церкви увенчан декоративным пятиглавием, над карнизом поставлены щиты в виде кокошников. С запада к церкви пристроена трапезная, также украшенная декоративными кокошниками над карнизом. Декор здания представляет собой эклектичную смесь приемов русской архитектуры XVII века. Примыкавшая к трапезной с запада трехъярусная колокольня в тоновском духе не сохранилась и строится заново. С востока к церкви пристроен двухэтажный корпус 2-й половины ХХ века. Главный престол Михаило-Архангельский, боковые приделы Никольский и Ильинский. Иконостасы новые, росписей нет.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 марта 2017

Сначала церковь была деревянной, неоднократно горела. В июле 1789 года было решено строить каменное здание. Работы завершились в 1800 году, после чего священником Алексеем Андреевым епископу Павлу было направлено прошение об освящении храма. В течение ещё семи лет храм достраивался и украшался, и только в июне 1808 года состоялось его полное освящение. В 1925 году церковь была закрыта, в здании размещались различные организации, в том числе обувная фабрика. В 1991 году здание было передано верующим. В настоящее время храм восстанавливается, радуя своим величием, красотой и церковным звоном талдомчан и гостей города.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 января 2024

Писатель М. М. Пришвин называл Талдом и его окрестности «Башмашной страной» за процветавший здесь промысел мастеров-башмачников и скорняков. «В башмаке творчества не меньше, чем в трудах пера и кисти» – такой эпиграф значился на первой странице издаваемого по инициативе писателя в 1925-1927 годах талдомского краеведческого журнала. История каменной Михаило-Архангельской церкви в Талдоме неразрывно связана с бытом и образом жизни ее прихожан-башмачников. В советские годы храм был закрыт, а незадолго до возрождения прихода в 1990 году в церковных стенах размещалась обувная фабрика.

Существует несколько версий происхождения необычного названия подмосковного города Талдом. По одной версии оно возникло от имени татарского князя Талдуя, по другой – пришло из языка, на котором говорило некогда жившее в этих землях финно-угорское племя Весь. Слово «талуден» в финском языке означает «дом», «хозяйство». Есть и третья, церковная версия появления названия. По местному преданию, которое записал в 1908 году священник и краевед Л. Крылов, через эти края в старину проезжал архиерей, увидел дым и сказал: «Там дым». От этих его слов будто и возникло видоизмененное Талдом.

В журналистском очерке писателя М. М. Пришвина «Башмаки» 1925 года приводится объяснение дыму, который якобы увидел архиерей. Пользуясь рукописями священника талдомской церкви Архангела Михаила отца Михаила Крестникова, Пришвин записал, что в местечко Великий Двор свозили для работ монастырских крестьян. Однажды этот двор сгорел, и дым от пожара, вероятно, и увидел архиерей издалека. Была и еще одна версия сказанных архиереем слов. Когда после пожара выстроили новый двор, владыка произнес: «Вот и стал дом».

Упоминавшийся священник Михаил Крестников, на записки которого ссылался Пришвин, с приходом советской власти оставил сан. Он служил вторым священником в Михаило-Архангельской церкви села Талдом с 1900 по 1918 годы, а затем осознал, что его истинное призвание – кооперация. Новую власть бывший священник, по-видимому, искренне принял. В его хронологической таблице важнейших событий истории села Талдом с начала XX века отмечено 6 пунктов. Последние два были такие: «Год 1920. Село Талдом переименовывается в город Ленинск условно, если докажет свою экономическую и финансовую жизнеспособность. Год 1923. Электрификация города Ленинска». Оправдать высокое для советского города имя Ленинск, однако, не удалось – в 1930-х годах ему вернули историческое имя Талдом. М. М. Пришвин называл Талдом и округу не только страной башмачников, но и краем «изгоев церкви».

Труднопроходимые, глухие места наподобие Гуслицкого края к востоку от Москвы, где также селились раскольники и старообрядцы, привлекал подобных «изгоев». Вот как Пришвин описывал этот своеобразный край: «По Савеловской железной дороге от станции Талдом до Кимр на Волге (18 верст) лежит глухое болото Ворогошь, в старые времена приют беглецов от церкви, государства и общества». А вот что писал о религиозности талдомских жителей священник Л. Крылов в 1905 году: «Относительно исполнения прихожанами долга христианской исповеди и причастия св. Таин должно заметить, что точно учесть и проследить, кто из них действительно не был у исповеди и причастия, нет никакой возможности… Вообще же башмачный промысел, занимающий у мастера шесть недельных дней, ставит ему серьезные препятствия к посещению храма и отправлению христианских обязанностей. Исправному посещению храма в воскресные дни для тех из прихожан, которые весь год проживают в деревне, препятствуют базары, бывающие в селе Талдоме по воскресным дням, так как отвлекают их к интересам другого рода».

Священник признавал вредное влияние на нравственность талдомчан башмачного промысла и мрачной обстановки мастеровой жизни, которая проходила многие месяцы в Москве и Петербурге, вдали от семьи и родных мест. Заработанные ремеслом деньги башмачники тратили в трактирах или на приобретение модной одежды, сапог, карманных часов и других предметов непосильной для сельского жителя роскоши. Распадалась и традиционная иерархия крестьянской семьи. Л. Крылов писал: «При наличии башмачного промысла внешние связи семьи ослабли: у молодых крестьян уже нет желания отдавать свои заработки всецело в семью [родителей], так как у них есть возможность жить самостоятельно… Тем более, что и жена в этом случае помощница хозяину: она, будучи мастерицей, зарабатывает часто не меньше мужа». 

И все же, несмотря на сложную религиозную картину этих мест, в «Башмашной стране» издревле существовало множество церквей, местных святынь и благочестивых обычаев. Первый деревянный храм Архангела Михаила в селе Талдом был возведен, вероятно, в 1680-е годы. В 1780 году на месте сгоревшего храма был построен новый с тем же посвящением. После второго пожара двадцать лет спустя в 1800 году прихожане получили разрешение строить кирпичную Михаило-Архангельскую церковь с приделами пророка Илии и Николая Чудотворца, сохранившуюся до нашего времени.

Уже упоминавшийся священник и дореволюционный краевед Л. Крылов полагал, что история прихода Михаило-Архангельской церкви Талдома намного древнее конца XVII века и восходит к исчезнувшему Ильину погосту. Этот погост с Ильинской церковью находились в 2 верстах к востоку от деревни Григорово (примерно 4 км от станции Талдом). В Смутное время церковь пророка Илии была разорена, а погост опустел – «паны разбили», как говорили старожилы. Из разоренной церкви прихожанами были спасены три древние иконы: трехчастная икона Пресвятой Троицы, Казанской Божией Матери и «Знамения», Архангелов Михаила и Гавриила, а также храмовый образ пророка Илии. До начала XX века эти три святыни из бывшего Ильина погоста хранились в часовне деревни Растовцы (около 9 километров от Талдома). Подтверждением существования древнего погоста являлись находки в пустоши «Жуковка» среди старого елового леса белых каменных плит и строительного камня. По-видимому, это были остатки кладбища и старой Ильинской церкви.

В деревнях Григорово, Растовцах и Талдоме особенно почитали два церковных праздника: Ильин день (2 августа по новому стилю) и Архистратига Михаила (21 ноября). Более того, в Михаило-Архангельской церкви Талдома был устроен придел в честь пророка Ильи. «Ильин день в Талдоме – храмовый праздник. Не принадлежал ли и Талдом, тогда деревня к существовавшему когда-то Ильину погосту?» – задавался вопросом священник и краевед Л. Крылов в сочинении 1908 года.

Часовня в Растовцах с тремя иконами особо почиталась крестьянами округи до революции. По местному обычаю, при выносе покойника погребальное шествие непременно поворачивало к часовне, чтобы отслужить здесь панихиду. В случае болезни детей жители Растовец приходили молиться в часовню и приносили с собой одну из домашних икон. После выздоровления икона оставалась в часовне как свидетельство чудесной помощи.

Закрытый в 1935 году Михаило-Архангельский храм пережил полвека запустения и разорения. Был уничтожен и уникальный фаянсовый иконостас – один из двух на территории современной Московской области. Подобные иконостасы производились с 1895 года на фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова, и до 1917 года их было изготовлено более семидесяти по всей стране. Полностью сохранились три иконостаса в Спасо-Преображенской церкви в Саввино (г.Балашиха). В Талдоме, благодаря сотрудникам местного историко-литературного музея, еще в 1930-х годах удалось сохранить фрагменты иконостаса Михаило-Архангельской церкви, которые теперь можно увидеть в экспозиции музея недалеко от самого храма. 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Архангела Михаила в "Башмашной стране"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 мая 2024

На севере Московской области располагается небольшой городок Талдом с его крестьянскими домиками с резными наличниками и купеческими особняками в стиле модерн. Одной из основных достопримечательностей города является каменный храм архангела Михаила, история которого насчитывает не одно столетие. Впервые Талдом упоминается в Кашинской переписной книге 1677 года как деревня с 7 дворами и 38 душами мужского населения, принадлежащая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону.

Упоминание о Талдоме как деревне говорит о том, что храма здесь тогда не было. Священник Лев Крылов, занимавшийся изучением монастырей и храмов Калязинского уезда, высказывает интересное предположение о предистории церкви в Талдоме. В старинной часовне деревни Растовцы имелись три иконы, в их числе был образ пророка Илии, которые, по рассказам старожилов, были перенесены из храма Ильина погоста. Этот монастырь находился в 2 верстах в восточную сторону от деревни Григорово (примерно на месте деревни Доброволец) и был разорён во время польско-литовской интервенции в начале ХVII века. Возможно, пишет Лев Крылов, часовня в Растовцах была построена именно для помещения трёх икон из Ильина погоста, а образ пророка Илии был храмовым. Поскольку Талдом принадлежал к приходу Ильина погоста, отсюда и возник престольный праздник в честь этого святого. Лев Крылов высказывает предположение о построении храма в самом Талдоме около 1680 года - вскоре после первого упоминания в Кашинской переписной книге. Предположение основано на том, что храм сгорел в 1778 году, будучи уже ветхим, а по его наблюдениям деревянные церкви существовали обычно около 100 лет.

В материалах Тверской духовной консистории имеются документы, подтверждающие, что храм существовал уже в нач. ХVIII века. В Тверском архиве хранится прошение крестьян села Талдом, тогда Кашинского уезда, 23 февраля 1749 года, в котором они просили архиепископа Тверского и Кашинского Митрофана назначить им священником вместо умершего в 1747 году Василия Фёдорова Антипу Фёдорову. Новому кандидату на тот момент 36 лет и в талдомской церкви он служил дьяконом уже более 10 лет. Жители Талдома охарактеризовали его так: "Человек добрый и неподозрительный, грамоте и писать умеющий". В это время приход состоял из 225 дворов, а причт - из священника, дьячка и пономаря. Антипа Фёдоров после небольшой практики в храмах Твери и присяги в архирейской Трёхсвятительской церкви, был рукоположен во священника храма архангела Михаила села Талдом 19 марта 1749 года. В августе 1765 года в прошении к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу Антипа Фёдоров писал о том, что деревянная церковь в селе Талдом "по построении многих лет пришла несколько с фундаменты в обветшание, для чего надлежит ныне онуя, вывеся потребное число венцов, вновь все подрубить". В этом прошении обращает внимание указание священника на то, что крестьяне-прихожане "ведомстве коллегии экономии", то есть государственные, желают, чтобы при этом храме вновь с северной стороны построить придел во имя пророка Илии. Следовательно, когда-то ранее он был, но при перестройке или ремонте церкви оказался невосстановленным. Из прошения священника Антипы Фёдорова в мае 1766 года видно, что при начавшейся перестройке Ильинского придела обнаружилась гнилость церкви с северной ее стороны, и он просил теперь уже разрешения разобрать весь храм.

В марте 1767 года Антип Фёдоров сообщал, что начавшиеся работы с июля прошлого года по перестройке всей Архангельской церкви с устройством придела окончены, и просил освятить её снова. Что и было совершено в мае 1767 года. Однако в сентябре 1774 года уже новый священник Александр Антипов (очевидно, сын прежнего настоятеля) в своём прошении к архиепископу Платону писал, что ранее построенном приделе пророка Илии предместьем сделано было из сырого леса и рассохлось, а доски покривились, и просил с согласия прихожан разрешить исправить это, а также в алтаре просечь окно на левой стороне "для лучшей светлости", а кроме того на колокольне при церкви "для лучшей красоты и приличности...нарубить вверх пристойное число венцов, обшив тесом снаружи". Но уже через четыре года после этих работ, 31 мая 1778 года, в Талдоме случился большой пожар, когда сгорели многие обывательские дома и вместе с ними и деревянная церковь архистратига Михаила. Пожар этот вверг жителей в большое разорение. Однако уже в июне того же года талдомчане просили архиепископа Арсения разрешить им построить новый деревянный храм. Но Арсений рассудил, что непристойно быть в селе деревянной церкви, а приличнее быть каменной" и дал указ, в котором отмечал, что в приходе было 307 дворов и по такому "великоприходству следственно быть каменной церкви". В этом указе предписывалось прихожанам взять из консистории храмоздательную грамоту на каменный храм. Благочинному же было приказано, чтобы он сообщил талдомчанам, что они получат грамоту лишь после их согласия на строительство каменной церкви. Поставленным архирейским указом в трудное положение крестьянам ничего не оствалось делать, как дать согласие на эти требования.

В январе 1779 года священник Александр Антипов и прихожане в новом своём прошении обязывались построить каменный храм, "но так как служба Божья сейчас не совершается, а поблизости церквей нет, мы, лишаясь службы Божией, скучаем", то просили позволить им построить новую или, если найдётся, купить старую деревянную церковь. Архирей благословил дать храмоздательную грамоту, а "доколь каменная церковь будет строиться, купить старую деревянную церковь и поставить на время". И таковая, одноимённая талдомской, нашлась в селе Зятькове, где уже был построен новый деревянный храм. В июле 1779 года он был перевезён, поставлен и убран святыми иконами. Освящение деревянного храма было разрешено архиреем в 1780 году после подписки священником и прихожанами обязательства построить в Талдоме каменную церковь. Однако прошло почти 10 лет, прежде чем прихожане сумели отправиться после пожара и обратились к епископу Тихону с просьбой выдать им разрешительную грамоту на строительство нового храма и шнуровую книгу для записи доброхотных дателей, так как, писали они, "ныне несколько уже исправились и имеем церковных денег собранных полторы тысячи рублей и с охотою желаем начать строение каменной церкви". В июле 1789 года такая грамота была им дана из консистории. Среди подписавшихся под этим прошением были волостной голова, церковный и вотчинный старосты, крестьяне Талдома и вотчинных селений: деревень Лебзино - графа Павла Скавронского, Карачуново - генерала Лукьяна Талызина, Расскадники - Якова Кожина. До этого же подобное прошение было подписано только двумя священниками, на что епископ Тихон отвечал благочинному, что "не поповское дело о сем просить, а дело сие принадлежит до прихожан".

В марте 1794 года талдомчане писали уже новому епископу Тверскому и Кашинскому Иренею, что в своём прошении владыке Тихону о постройке каменного храма они по недосмотру не писали о приделе святого пророка Илии, бывшем в сгоревшей церкви, и что они желали бы построить новую с этим приделом и ещё одним - во имя святителя Николая, и просили благословения на это. По заданию архирея благочинный проверил готовность талдомских прихожан к строительству храма с двумя приделами и доложил, что место к постройке "способно" и что "есть подлинно несумнительная надежда в приходе села Талдом построить в непродолжительном времени каменную церковь о двух приделах". Благочинный сообщал епископу Павлу 17 декабря 1800 года, что ещё 30 сентября того же года каменное здание церкви было окончено "во всей исправности" и в ноябре оба придела приготовлены, и просил разрешения на их освящение. Освящение алтарей во имя пророка Илии и святителя Николая состоялось 7 января 1801 года, которое совершил священник Тверского кафедрального собора. Но ещё семь лет храм Архангела Михаила украшался и достраивался, и только в январе 1808 года "тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию" и мог быть освящён, о чём и просили архиепископа Мефодия священнослужители, талдомский волостной голова и старосты приходских деревень.

Весь храм был освящён в июне 1808 года. В последующие годы наблюдается постоянное желание прихожан к улучшению своего храма. Так, в январе 1812 года на нём была произведена замена деревянной крыши на железную" - для большей прочности и благолепия". В 1817 году крестьяне просили архирея разрешить оштукатурить церковь снаружи, так как до этого она была лишь "отбелена одним прыском и вся уже облиняла". И эта работа была осуществлена. В июне 1820 года талдомчане "возымели намерение для вящего благолепия устроить в оной по приличным местам стенное писание на свой счёт, не касаясь церковной суммы", что и было им разрешено. В марте 1825 года появляется новое прошение архиепископу Ионе от священнослужителей и прихожан: "По всеобщему нашему к храму усердию желаем мы круг стоящей в нашем селе каменной церкви построить каменную ограду, а как при селе бывает еженедельная ярмарка, то в ограде по плану поместить и торговые лавки в пользу церкви, на счёт прихожан села с прибавлением к тому из церковной наличной кошельковой и впредь поступающей суммы". Просители указывали, что постройка ограды вокруг церкви не стеснит жителей села.

Духовная консистория 30 июня 1830 года разрешила устройство лавок вокруг храма. В это время Талдом состоял из 120 дворов и делился на две части, церковь же находилась внутри села на собственной земле и имела размер 37 метров в длину и 14 метров в ширину. Интересно отметить, что по описи имущества 1847 года числятся колокола, отлитые ещё для деревянного храма. Один весил 50 пудов и был отлит 11 августа 1778 года, а надпись на нём гласила: "Сей колокол куплен в Москве на заводе Степана Калинина в село Талдом при священниках Алексее и Александре Строителем Испопником Федором Зайцевым". Второй колокол был также отлит 11 августа 1778 года с надписью: "Весу 25 пудов 12 фунтов сей колокол вкладу Бригадир Иван Степанович Игнатьев". Самый большой колокол весил 150 пудов и 32 фунта и на нём также имелась надпись: "Сей колокол куплен Самгина в село Талдом священником Максимом Ивановым и Строителем Федором Потаповым, Михайло Титова, Яковом Михайловым 1814 года 14 февраля Авдотья Андреева". Всего на звоннице было восемь колоколов, но более маленькие после пожара в 1831 году расплавились, и позже были заменены на средства прихожанина надворного советника и кавалера Фёдора Степановича Семёнова. В этой же описи отмечено, что "при главном престоле церкви иконостас деревянный с резьбою вызолоченный, по гладким местам окрашенный голубою краскою, в три яруса. Сделаны они иждивением прихожан с помощью кошельковой церковной суммы". Придельные иконостасы были деревянными "с резьбою, вызолоченною на гульфарбу, с двумя колоннами, окрашен местами белою краскою, в два яруса".

В мае 1867 года в своём прошении в консистории церковнослужители и прихожане писали, что храм существует уже более 60 лет и с тех пор в зимнем его отделении или трапезной не было никаких существенных работ или обновлений, кроме стенной живописи, которой, впрочем, так уже 40 лет и что иконостасы двух придельных престолов во имя пророка Илии и святителя Николая "так сказать уж отжили свой век и остарели до того, что требуют замены их новыми, так как тело иконостасов почти совершенно изменило свой первоначальный цвет, позолота почернела, а местами совсем исчезла, а самая фигура их до того проста, что нисколько не соответствует величию и святости места, как дома Божия. Живопись стенная и купольная и купольная от сырости и зимней топки потемнела так, что некоторые картины почти уже рассмотреть невозможно". Просители облик храма внутри назвали "печальным состоянием", потому общее собрание прихожан решило устроить новые иконостасы с написанием новых икон и возобновлением стенной живописи. В июне того же года консистория утвердила рисунок новых иконостасов и разрешила их установку в трапезной церкви, а также возобновить стенную живопись.

В октябре 1867 года прихожане сообщали, что все работы в зимней части храма окончены: живопись возобновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы утверждены на своих местах и просили разрешение на освящение их на старых антиминсах. Приделы пророка Илии и святителя Николая были освящены 10 декабря 1867 года настоятелем Калязинского Троицкого монастыря архимандритом Макарием (Каменецким). К концу 1860-х годов, то есть после отмены крепостного права, усилившего укрупнение промышленных сёл, в Талдоме было около 200 домов. В 1869 году в селе случился большой пожар, в результате которого выгорели многие дома и сильно пострадал Михайловский храм. На колокольне загорелись балки, на которых висели колокола, но их удалось потушить. Талдомский купец Дмитрий Иванович Волков вспоминал: "Едва-едва успели потушить балки и предупредить падение колоколов, шпиль церковной колокольни вместе с крестом подгорел и упал на землю при сильном ветре так, что его отнесло сажень на 60 и он очутился на середине пруда... Тогдашний священник отец Максим вынес Святые Дары со страшной для себя опасностью через объятую пламенем церковную паперть, и при том в тот самый момент, когда его собственный дом грозил быть поглощённым всеокружающим морем бушующего огня".

В Талдомском историко-литературном музее хранится письмо приказчика Ермолинского имения Салтыковых И. С. Былинина, очевидца пожара. Он писал своему приказчику Илье Евграфовичу Салтыкову 2 сентября 1869 года: "...еще сообщаю вам, что Талдом в течение 4 дней два раза горел и наделались чистые поля так, что до 155 домов изгорело". Прошли годы, село Талдом, как и храм Михаила Архангела залечили раны полученные в огне того сильного пожара. В 1890 году московский мещанин Арсений Григорьевич Евдокимов, проживавший в Талдоме, пожертвовал 1200 рублей серебром на украшение трапезной храма стенной живописью. Недостающие 700 рублей для производства этих работ внесли другие жители. А. Г. Евдокимов и ранее жертвовал храму крупные суммы, за что был удостоен благословения Святейшего Синода с грамотой. Кроме того он являлся попечителем детского приюта в Талдоме.

В 1890-е годы храм Архангела Михаила претерпел серьёзную реконструкцию. Проект перестройки церкви разработал архитектор Пётр Алексеевич Виноградов (1858-1910). Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью и со званием классного художника архитектуры. На момент разработки проекта перестройски талдомского храма Виноградов занимал должность участкового архитектора Москвы. Он был автором многих храмов, Московского епархиального дома и участвовал в возведении университетских клиник на Девичьем поле, а одной из самых значимых работ архитектора стал собор Иверской иконы Богоматери в Николо-Перервинском монастыре в Москве. Для Талдома Виноградов создал проект изящной и уютной церкви в традиции русского зодчества со сложной кирпичной кладкой, горками кокошников и крыльцами наподобие древнерусских теремов. Была перестроена купольная часть и трапезная храма, возведена каменная ограда с въездными воротами и часовнями по углам. Однако колокольня по каким-то причинам не подверглась изменениям, и стилистически выбивалась из общего ансамбля храма. Вероятно, нехватка денежных средств послужила препятствием к дальнейшим работам, а затем - Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и революция 1917 года.

Из книги: Протоиерей Илия Шугаев "Храм Архангела Михаила. Талдом", - совместное издание с Талдомским историко-литературным музеем, 2021



Комментарии и обсуждение


Церковь Архангела Михаила по адресу: Талдомский район, г.Талдом, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Современный адрес: г/п Талдом, г.Талдом, ул.Карла Маркса, 8.

Кирилл Аминов 13 мая 2015 г.

13 мая 2015.