На севере Московской области располагается небольшой городок Талдом с его крестьянскими домиками с резными наличниками и купеческими особняками в стиле модерн. Одной из основных достопримечательностей города является каменный храм архангела Михаила, история которого насчитывает не одно столетие. Впервые Талдом упоминается в Кашинской переписной книге 1677 года как деревня с 7 дворами и 38 душами мужского населения, принадлежащая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону.
Упоминание о Талдоме как деревне говорит о том, что храма здесь тогда не было. Священник Лев Крылов, занимавшийся изучением монастырей и храмов Калязинского уезда, высказывает интересное предположение о предистории церкви в Талдоме. В старинной часовне деревни Растовцы имелись три иконы, в их числе был образ пророка Илии, которые, по рассказам старожилов, были перенесены из храма Ильина погоста. Этот монастырь находился в 2 верстах в восточную сторону от деревни Григорово (примерно на месте деревни Доброволец) и был разорён во время польско-литовской интервенции в начале ХVII века. Возможно, пишет Лев Крылов, часовня в Растовцах была построена именно для помещения трёх икон из Ильина погоста, а образ пророка Илии был храмовым. Поскольку Талдом принадлежал к приходу Ильина погоста, отсюда и возник престольный праздник в честь этого святого. Лев Крылов высказывает предположение о построении храма в самом Талдоме около 1680 года - вскоре после первого упоминания в Кашинской переписной книге. Предположение основано на том, что храм сгорел в 1778 году, будучи уже ветхим, а по его наблюдениям деревянные церкви существовали обычно около 100 лет.
В материалах Тверской духовной консистории имеются документы, подтверждающие, что храм существовал уже в нач. ХVIII века. В Тверском архиве хранится прошение крестьян села Талдом, тогда Кашинского уезда, 23 февраля 1749 года, в котором они просили архиепископа Тверского и Кашинского Митрофана назначить им священником вместо умершего в 1747 году Василия Фёдорова Антипу Фёдорову. Новому кандидату на тот момент 36 лет и в талдомской церкви он служил дьяконом уже более 10 лет. Жители Талдома охарактеризовали его так: "Человек добрый и неподозрительный, грамоте и писать умеющий". В это время приход состоял из 225 дворов, а причт - из священника, дьячка и пономаря. Антипа Фёдоров после небольшой практики в храмах Твери и присяги в архирейской Трёхсвятительской церкви, был рукоположен во священника храма архангела Михаила села Талдом 19 марта 1749 года. В августе 1765 года в прошении к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу Антипа Фёдоров писал о том, что деревянная церковь в селе Талдом "по построении многих лет пришла несколько с фундаменты в обветшание, для чего надлежит ныне онуя, вывеся потребное число венцов, вновь все подрубить". В этом прошении обращает внимание указание священника на то, что крестьяне-прихожане "ведомстве коллегии экономии", то есть государственные, желают, чтобы при этом храме вновь с северной стороны построить придел во имя пророка Илии. Следовательно, когда-то ранее он был, но при перестройке или ремонте церкви оказался невосстановленным. Из прошения священника Антипы Фёдорова в мае 1766 года видно, что при начавшейся перестройке Ильинского придела обнаружилась гнилость церкви с северной ее стороны, и он просил теперь уже разрешения разобрать весь храм.
В марте 1767 года Антип Фёдоров сообщал, что начавшиеся работы с июля прошлого года по перестройке всей Архангельской церкви с устройством придела окончены, и просил освятить её снова. Что и было совершено в мае 1767 года. Однако в сентябре 1774 года уже новый священник Александр Антипов (очевидно, сын прежнего настоятеля) в своём прошении к архиепископу Платону писал, что ранее построенном приделе пророка Илии предместьем сделано было из сырого леса и рассохлось, а доски покривились, и просил с согласия прихожан разрешить исправить это, а также в алтаре просечь окно на левой стороне "для лучшей светлости", а кроме того на колокольне при церкви "для лучшей красоты и приличности...нарубить вверх пристойное число венцов, обшив тесом снаружи". Но уже через четыре года после этих работ, 31 мая 1778 года, в Талдоме случился большой пожар, когда сгорели многие обывательские дома и вместе с ними и деревянная церковь архистратига Михаила. Пожар этот вверг жителей в большое разорение. Однако уже в июне того же года талдомчане просили архиепископа Арсения разрешить им построить новый деревянный храм. Но Арсений рассудил, что непристойно быть в селе деревянной церкви, а приличнее быть каменной" и дал указ, в котором отмечал, что в приходе было 307 дворов и по такому "великоприходству следственно быть каменной церкви". В этом указе предписывалось прихожанам взять из консистории храмоздательную грамоту на каменный храм. Благочинному же было приказано, чтобы он сообщил талдомчанам, что они получат грамоту лишь после их согласия на строительство каменной церкви. Поставленным архирейским указом в трудное положение крестьянам ничего не оствалось делать, как дать согласие на эти требования.
В январе 1779 года священник Александр Антипов и прихожане в новом своём прошении обязывались построить каменный храм, "но так как служба Божья сейчас не совершается, а поблизости церквей нет, мы, лишаясь службы Божией, скучаем", то просили позволить им построить новую или, если найдётся, купить старую деревянную церковь. Архирей благословил дать храмоздательную грамоту, а "доколь каменная церковь будет строиться, купить старую деревянную церковь и поставить на время". И таковая, одноимённая талдомской, нашлась в селе Зятькове, где уже был построен новый деревянный храм. В июле 1779 года он был перевезён, поставлен и убран святыми иконами. Освящение деревянного храма было разрешено архиреем в 1780 году после подписки священником и прихожанами обязательства построить в Талдоме каменную церковь. Однако прошло почти 10 лет, прежде чем прихожане сумели отправиться после пожара и обратились к епископу Тихону с просьбой выдать им разрешительную грамоту на строительство нового храма и шнуровую книгу для записи доброхотных дателей, так как, писали они, "ныне несколько уже исправились и имеем церковных денег собранных полторы тысячи рублей и с охотою желаем начать строение каменной церкви". В июле 1789 года такая грамота была им дана из консистории. Среди подписавшихся под этим прошением были волостной голова, церковный и вотчинный старосты, крестьяне Талдома и вотчинных селений: деревень Лебзино - графа Павла Скавронского, Карачуново - генерала Лукьяна Талызина, Расскадники - Якова Кожина. До этого же подобное прошение было подписано только двумя священниками, на что епископ Тихон отвечал благочинному, что "не поповское дело о сем просить, а дело сие принадлежит до прихожан".
В марте 1794 года талдомчане писали уже новому епископу Тверскому и Кашинскому Иренею, что в своём прошении владыке Тихону о постройке каменного храма они по недосмотру не писали о приделе святого пророка Илии, бывшем в сгоревшей церкви, и что они желали бы построить новую с этим приделом и ещё одним - во имя святителя Николая, и просили благословения на это. По заданию архирея благочинный проверил готовность талдомских прихожан к строительству храма с двумя приделами и доложил, что место к постройке "способно" и что "есть подлинно несумнительная надежда в приходе села Талдом построить в непродолжительном времени каменную церковь о двух приделах". Благочинный сообщал епископу Павлу 17 декабря 1800 года, что ещё 30 сентября того же года каменное здание церкви было окончено "во всей исправности" и в ноябре оба придела приготовлены, и просил разрешения на их освящение. Освящение алтарей во имя пророка Илии и святителя Николая состоялось 7 января 1801 года, которое совершил священник Тверского кафедрального собора. Но ещё семь лет храм Архангела Михаила украшался и достраивался, и только в январе 1808 года "тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию" и мог быть освящён, о чём и просили архиепископа Мефодия священнослужители, талдомский волостной голова и старосты приходских деревень.
Весь храм был освящён в июне 1808 года. В последующие годы наблюдается постоянное желание прихожан к улучшению своего храма. Так, в январе 1812 года на нём была произведена замена деревянной крыши на железную" - для большей прочности и благолепия". В 1817 году крестьяне просили архирея разрешить оштукатурить церковь снаружи, так как до этого она была лишь "отбелена одним прыском и вся уже облиняла". И эта работа была осуществлена. В июне 1820 года талдомчане "возымели намерение для вящего благолепия устроить в оной по приличным местам стенное писание на свой счёт, не касаясь церковной суммы", что и было им разрешено. В марте 1825 года появляется новое прошение архиепископу Ионе от священнослужителей и прихожан: "По всеобщему нашему к храму усердию желаем мы круг стоящей в нашем селе каменной церкви построить каменную ограду, а как при селе бывает еженедельная ярмарка, то в ограде по плану поместить и торговые лавки в пользу церкви, на счёт прихожан села с прибавлением к тому из церковной наличной кошельковой и впредь поступающей суммы". Просители указывали, что постройка ограды вокруг церкви не стеснит жителей села.
Духовная консистория 30 июня 1830 года разрешила устройство лавок вокруг храма. В это время Талдом состоял из 120 дворов и делился на две части, церковь же находилась внутри села на собственной земле и имела размер 37 метров в длину и 14 метров в ширину. Интересно отметить, что по описи имущества 1847 года числятся колокола, отлитые ещё для деревянного храма. Один весил 50 пудов и был отлит 11 августа 1778 года, а надпись на нём гласила: "Сей колокол куплен в Москве на заводе Степана Калинина в село Талдом при священниках Алексее и Александре Строителем Испопником Федором Зайцевым". Второй колокол был также отлит 11 августа 1778 года с надписью: "Весу 25 пудов 12 фунтов сей колокол вкладу Бригадир Иван Степанович Игнатьев". Самый большой колокол весил 150 пудов и 32 фунта и на нём также имелась надпись: "Сей колокол куплен Самгина в село Талдом священником Максимом Ивановым и Строителем Федором Потаповым, Михайло Титова, Яковом Михайловым 1814 года 14 февраля Авдотья Андреева". Всего на звоннице было восемь колоколов, но более маленькие после пожара в 1831 году расплавились, и позже были заменены на средства прихожанина надворного советника и кавалера Фёдора Степановича Семёнова. В этой же описи отмечено, что "при главном престоле церкви иконостас деревянный с резьбою вызолоченный, по гладким местам окрашенный голубою краскою, в три яруса. Сделаны они иждивением прихожан с помощью кошельковой церковной суммы". Придельные иконостасы были деревянными "с резьбою, вызолоченною на гульфарбу, с двумя колоннами, окрашен местами белою краскою, в два яруса".
В мае 1867 года в своём прошении в консистории церковнослужители и прихожане писали, что храм существует уже более 60 лет и с тех пор в зимнем его отделении или трапезной не было никаких существенных работ или обновлений, кроме стенной живописи, которой, впрочем, так уже 40 лет и что иконостасы двух придельных престолов во имя пророка Илии и святителя Николая "так сказать уж отжили свой век и остарели до того, что требуют замены их новыми, так как тело иконостасов почти совершенно изменило свой первоначальный цвет, позолота почернела, а местами совсем исчезла, а самая фигура их до того проста, что нисколько не соответствует величию и святости места, как дома Божия. Живопись стенная и купольная и купольная от сырости и зимней топки потемнела так, что некоторые картины почти уже рассмотреть невозможно". Просители облик храма внутри назвали "печальным состоянием", потому общее собрание прихожан решило устроить новые иконостасы с написанием новых икон и возобновлением стенной живописи. В июне того же года консистория утвердила рисунок новых иконостасов и разрешила их установку в трапезной церкви, а также возобновить стенную живопись.
В октябре 1867 года прихожане сообщали, что все работы в зимней части храма окончены: живопись возобновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы утверждены на своих местах и просили разрешение на освящение их на старых антиминсах. Приделы пророка Илии и святителя Николая были освящены 10 декабря 1867 года настоятелем Калязинского Троицкого монастыря архимандритом Макарием (Каменецким). К концу 1860-х годов, то есть после отмены крепостного права, усилившего укрупнение промышленных сёл, в Талдоме было около 200 домов. В 1869 году в селе случился большой пожар, в результате которого выгорели многие дома и сильно пострадал Михайловский храм. На колокольне загорелись балки, на которых висели колокола, но их удалось потушить. Талдомский купец Дмитрий Иванович Волков вспоминал: "Едва-едва успели потушить балки и предупредить падение колоколов, шпиль церковной колокольни вместе с крестом подгорел и упал на землю при сильном ветре так, что его отнесло сажень на 60 и он очутился на середине пруда... Тогдашний священник отец Максим вынес Святые Дары со страшной для себя опасностью через объятую пламенем церковную паперть, и при том в тот самый момент, когда его собственный дом грозил быть поглощённым всеокружающим морем бушующего огня".
В Талдомском историко-литературном музее хранится письмо приказчика Ермолинского имения Салтыковых И. С. Былинина, очевидца пожара. Он писал своему приказчику Илье Евграфовичу Салтыкову 2 сентября 1869 года: "...еще сообщаю вам, что Талдом в течение 4 дней два раза горел и наделались чистые поля так, что до 155 домов изгорело". Прошли годы, село Талдом, как и храм Михаила Архангела залечили раны полученные в огне того сильного пожара. В 1890 году московский мещанин Арсений Григорьевич Евдокимов, проживавший в Талдоме, пожертвовал 1200 рублей серебром на украшение трапезной храма стенной живописью. Недостающие 700 рублей для производства этих работ внесли другие жители. А. Г. Евдокимов и ранее жертвовал храму крупные суммы, за что был удостоен благословения Святейшего Синода с грамотой. Кроме того он являлся попечителем детского приюта в Талдоме.
В 1890-е годы храм Архангела Михаила претерпел серьёзную реконструкцию. Проект перестройки церкви разработал архитектор Пётр Алексеевич Виноградов (1858-1910). Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью и со званием классного художника архитектуры. На момент разработки проекта перестройски талдомского храма Виноградов занимал должность участкового архитектора Москвы. Он был автором многих храмов, Московского епархиального дома и участвовал в возведении университетских клиник на Девичьем поле, а одной из самых значимых работ архитектора стал собор Иверской иконы Богоматери в Николо-Перервинском монастыре в Москве. Для Талдома Виноградов создал проект изящной и уютной церкви в традиции русского зодчества со сложной кирпичной кладкой, горками кокошников и крыльцами наподобие древнерусских теремов. Была перестроена купольная часть и трапезная храма, возведена каменная ограда с въездными воротами и часовнями по углам. Однако колокольня по каким-то причинам не подверглась изменениям, и стилистически выбивалась из общего ансамбля храма. Вероятно, нехватка денежных средств послужила препятствием к дальнейшим работам, а затем - Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и революция 1917 года.
Из книги: Протоиерей Илия Шугаев "Храм Архангела Михаила. Талдом", - совместное издание с Талдомским историко-литературным музеем, 2021