Собор с престолом во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна стоит нераздельно с колокольнею и вместе с нею и входом в окружности до 40 сажен; вышина собственно храма до крыши 5 саж., крышею же, главою и крестом - 12; вышина колокольни до фонарика 12 саж., с фонариком и крестом 18 с половиною саж. Как колокольня, так и сам храм двухэтажные; в храме верхний этаж в два света, отчего смотрится как бы трехэтажным.
Нижний этаж храма, некогда служивший местом склада монастырского хлеба, в настоящее время служит кладовою церковных вещей или редко употребляемых, или совсем вышедших из употребления; в нем же устроены недавно печи для отопления собора, который прежде был холодным, а также просфорня.
В верхнем этаже престол и собственно храм. Этаж этот или лучше сказать храм, находящийся в сем этаже, состоит из отделений: алтаря, трапезной и паперти, находящейся уже под колокольнею и имеющей по обеим сторонам пристройки для ризницы с особыми ходами из трапезной. Вход в храм составляет особенная каменная пристройка с каменною же лестницей. Храм сей пятиглавый, с большою главою посередине и четырьмя малыми по бокам.
Колокольня, помещающаяся над папертью храма, представляет собою прямой, тонкий, восьмигранный столб, заканчивающийся сперва семигранным полукругом, потом кубическим фонарем, и, наконец, грушеобразною главкою с четвероконечным крестом. Крыша на соборе из простого железа, а купола и кресты на храме и на колокольне - из белой жести. Собор со всех сторон окружен высокими деревьями, из-за которых в летнее время только и видна издали часть колокольни.
Из внутренних украшений храма, конечно, первое священное украшение его есть издревле чтимая чудотворная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Та ли самая эта икона, чудотворное явление которой послужило к основанию Череменецкого монастыря, или другая - об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Самое древнее свидетельство, имеющееся о ней в монастыре, составляет надпись на ней, гласящая, что икона сия в 1707 году поновлена, но в чем состояло поновление, опять остается неизвестным. Икона в богатой сребропозлащенной ризе с стразовым венцом и украшена; риза сооружена в 1845 г. при строителе Варсонофии,а позолота на ней и украшения сделаны в 1858 г. при игумене Исихии; все это произведено от доброхотных дателей.
Четырехъярусный иконостас, сделанный в половине прошлого столетия, в 1867 г. весь обновлен и богато вызолочен. Местные иконы в богато вызолоченных сребропозлащеных окладах и венцах. Венчающие иконостас богатый фронтон и большое распятие с предстоящими Пресв. Девой Марией и Иоанном Предтечей - все это представляет великолепный и в то же время древний строго-церковный вид, похожий на вид известного Кирилло-Белозерского собора.
Купол над иконостасом расписан изображениями Пресвятой Троицы и четырех евангелистов, а у столбов помещаются две большие иконы Словенской и Печерской Матери в сребропозлащенных ризах. Трапезная в 1863 г. поновлена и вновь расписана. Весь западный простенок трапезы над входными дверями занят большою картиною страшного Суда.
В алтаре три большие иконы: Рождества Христова, Сретения и Моления о чаше. Местные иконы Спасителя и Божией Матери, обе живописные, пожертвованы в 1845 г. с.-петербургским купцом Лебедевым, образ Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая чудотворца, обе иконного письма, пожертвованы в 1838 г. чиновником 5-го класса Моложаниновым. Образ Рождества Пресвятой Богородицы, живописный, пожертвован в 1848 г. гг. Буксеевыми; все перечисленные иконы, находящиеся в верхних простенках и в алтаре, также картина страшного Суда, писаны в 1855 г. художником Чернышевым по заказу и на иждивение игумена монастыря, тогда иеромонаха Авраама, и все они, за исключением Моления о чаше, писанной с картины Бруни, с копии с итальянских произведений. Стенная живопись в куполе храма, произведенная в 1867 году, принадлежит тому же художнику Чернышеву, а находящаяся в трапезной и произведенная в 1863 г., принадлежит художнику Солонину. Позолотою риз на иконах в восточной части храма, произведенной в 1867 г., монастырь обязан усердию Нарвского почетного гражданина Павла Ивановича Орлова.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 2, Санкт-Петербург, 1871 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. № 15.