ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, нач. 19 в.
Стоит на высоком правом берегу р. Унгер, посреди широкой сельской улицы, у скрещения дорог. Построена в 1803 г. из кирпича и побелена; к настоящему времени утратила центральную главу и верхние части стен трапезной, от колокольни сохранился лишь один пилон. В архитектуре храма, типичного для этих мест, своеобразно сочетаются стойко сохраняющиеся традиции 17 в. и отдельные мотивы барокко. Двусветный четверик, завершенный по местной традиции уменьшенным в плане ярусом с кокошниками, венчают пять широко расставленных луковичных глав с цилиндрическими шеями (более крупная в центре - световая). К нему примыкают сильно пониженные объемы суженной, полукруглой с востока апсиды и прямоугольной трапезной, более широкой, чем четверик, с закругленными алтарями теплых приделов, охватывающих его западные углы.
Формы фасадного декора восходят к 17 в.: цокольный пояс с валиками и поребриком, карниз из зубчиков в завершении апсиды и трапезной (выступает в качестве междуярусного на четверике), пучки полуколонок на углах, пояс полукруглых кокошников (по четыре на каждой грани), а также боковые порталы, обрамленные полувалом с кубышками. Своеобразны наличники окон с лучковыми перемычками и треугольными фронтонами, у которых боковые полуколонки переходят внизу в барочные завитки.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями и световым кольцом барабана в центре, алтарь - коробовым с конхой, трапезная - системой опирающихся на два квадратных столба коробовых сводов с распалубками.
Первоначальные клеевые росписи нач. 19 в. не сохранились. В 3-й четв. 19 в. храм заново расписан клеевыми красками. Живопись утрачена в своде, частично на боковых стенах, почти полностью на западной стене. Ряд композиций и гризайльный декор выполнены в духе барокко, некоторые сцены - в академической манере. Стены окрашены в светло-зеленый цвет, на его фоне хорошо видны серовато-белые гризайльные орнаменты. Композиции написаны светлыми, прозрачными, но интенсивными красками - в основном охристо-коричневыми, с голубыми вкраплениями. Тематически росписи не имеют определенной иконографической программы, их расположение довольно бессистемно. На стенах они помещены в два яруса. В верхнем ярусе боковых стен написаны по две сцены: "Поклонение волхвов" и "Бегство в Египет" (южная), "Коронование терновым венцом" и "Снятие с креста" (северная); в нижнем ярусе под окнами - по две евангельские композиции, между ними - фигуры святых. В окнах сохранились кованые решетки и ставни, а в боковых входах - двери с коваными железными полосами.
Березин, Добронравов, 1898, с. 279-280. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 686-687