В живописных местах Вязниковского заречья среди луговин, болот и стариц реки Клязьмы, под сенью вековых дубов на берегу Троицкого озера расположена Серапионова пустынь, «Пустынька» - так ласково называли её в народе. Кем и когда основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное сказание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился инок схимник Серапион. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона, к сожалению, нам ничего не известно.
Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу императора Петра I, описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополченском стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною. Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом… Колокольня на столбе, на ней три колокола. В монастыре 13 келий, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, проскурняк да пять старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся именем Христовым, то есть мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - №18 1702г.)
Как монастырь Серапионова пустынь просуществовала до 1749 года. Так как пустынь была не защищенной от нападения разбойников, которые не однократно разоряли жилища мирных иноков и грабили церковь, заставили последних покинуть места молитвенных подвигов препо-добного Серапиона. Монашествующие в числе пяти человек переселились после этого в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь. С 1764 года по указу императрицы Екатерины II Серапионова пустынь упраздняется как монастырь. Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы, Порзамка, Кобяково. Для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин. Серапионова пустынь, ставшая погостом, как место приходской Троицкой церкви сохранила своё название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни с теплым приделом во имя Корсунской иконы Божией матери. В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой с вылитым изображением Святой Троицы с надписью: «…Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы. В пятницу перед Троицей жители деревни Ставрово вместе с жителями из других деревень проводили молебны на полях. Кроме этого молебны совершались непосредственно в престольные праздники в день Святой Троицы и 8 октября в день праздника в честь Корсунской иконы Божией Матери.
Весьма многолюдно было в пустыньке 29 августа на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Сюда в этот день стекались люди из Вязников, Мстеры, из сел Станки, Рыло, Татарово, Пантелеево, Липок и многих деревень. После окончания молебна богомольцы клали на резное изображение главы Иоанна Предтечи нитки, шнурки, тесьму, а потом хранили для излечения головной боли, обвязывая ими больную голову. В 1844 году в пустыни поселились девять монахинь: три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева. При церкви они молились, а питались тем, что вырастят на земле, а так же рукодельничали. В церкви девицы устроили хор. Их стройное благозвучное пение стало привлекать богомольцев. До этого в Вязниковском уезде женского монастыря не было.
Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья, которая горячо принялась за устройство женской обители. До неё монахини жили без всякого устава. Кельи их находились частью на церковной и частью на помещичьей земле. Когда помещица умерла, то земля перешла к её родственнику, который принудил монахинь выкупить у него землю под кельями за 300 рублей. Девицы землю выкупили. В 1865 году, Агафья обратилась к преосвященному Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением, чтобы Владыка бла-гословил монахиням жить при Троицкой церкви Серапионовой пустыни, построить дом, так как кельи уже обветшали. 19 января 1865 года епископ Феофан разрешил устроить при пустыни общежительный монастырь. После получения благословения Преосвященного, смотрительница Агафья с ещё большей энергией принялась за устройство обители. Добрые люди пожертвовали лесу на постройки. С помощью жителей окрестных деревень началось строительство общинного дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 года. Он находился несколько в отдалении от Троицкой церкви и бревенчатых изб священника и причетника. Верхний этаж дома занимали большая светлая моленная с множеством икон, гостиная и келья смотрительницы Агафьи. В нижнем этаже располагалась трапезная, кухня и пять келий для насельниц. К этому времени число сестер увеличилось до восемнадцати. Хор с пополнением улучшился. Богомольцев стало приходить больше. За счет труда монахинь пустынь стала приобретать благоустроенный вид. Разработали монахини на земле два огорода. Завели пять коров и лошадь. Дом огородили дощатым забором и обсадили деревьями. Устроили сводчатые кирпичные ворота с крестом. Жили только своим трудом. Слава чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, а так же хора обители широко распространилась по окрестным селениям, и в большие праздники в Серапионову пустынь съезжалось много богомольцев. В большие праздники съезжалось в Серапионову пустынь много богомольцев из разных городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие из далека, из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Такие как граф Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие другие.
Дважды приезжал сюда с семьею из Мстеры краевед и литограф, писатель Иван Александрович Голышев. В первый раз он посетил пустыньку в 1867 году: «День был хороший, солнечный. Масса людей на пустыньке. Шла бойкая торговля с лотков. Торговали в основном пряниками, орехами и прочими сладостями. Но никогда не было чтобы, на пустыньке торговали спиртным, и не возможно было встретить здесь хотя бы одного подвыпившего». В 1868 году И.А. Голышев снова приезжал на Усекновение Иоанна Предтечи в пустыньку: «Погода была плохая: лил сильный дождь попеременно с мелким градом, но народ шел со всех сторон массами. Храм был полон народу. Нельзя было буквально положить поклон от тесноты. Но стройное и умилительное пение девичьего хора еще больше вызывало чувства молитвы в присутствующих ». После литургии И. А. Голышев был в доме смотрительницы за чаем. Прием был оказан самый радушный. Из остроумных рассказов Агафьи выяснилось, что их отшельническая жизнь не очень радужна, потому как средств доходных почти никаких. Среди девиц были мастерицы вышивать белье и полотенца строчкой, но товар этот не шел никак. Да и в Вязники на базар – далеко. Рукодельничали они еще уборкой образков фольгой. Но доставать фольгу можно было только на рынке в Москве, а туда не наездишься. Если только какой богомолец привозил, тем и пользовались.
Шли годы. Уходили из жизни первые общинницы, приходили новые. Общинный дом стал известен как «Серапионовская богадельня» для пристанища бедных женщин. В 1892 году был утвержден Святейшим Синодом новый устав Серапионовой богадельни, попечителем которой был избран московский купец Алексей Федорович Малинин. Им в 1904 году были изысканы средства на содержание богадельни в размере 5000 рублей. Алексей Федорович не ограничился этой суммой. Потекли от него лично дополнительные суммы на дело Божие. И это не все, 6 октября 1904 года он обратился к архиепископу Сергию с просьбой устроить при пустыни домовую церковь. Разрешение на устройство церкви в доме последовало в 1905 году, а 24 сентября 1906 года в богадельне был освящен храм в честь Святителя и Чудотворца Алексия митрополита Московкаго. Со дня освящения храма, в честь нарожденного цесаревича Алексея Николаевича (30 июля 1904г.), пустынь стала называться Серапионово-Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей Владимирской епархии с настоятельницей монахиней Серафимой. Храм в богадельне, был устроен господином Малининым в уютно - скромном виде, иконостас покрыт позолотой. Кроме храма, им были выстроены два одноэтажных флигеля с четырьмя комнатами в каждом и разные хозяйственные постройки. Другой благотворитель Василий Владимирович Бузин, судогодский 2-й гильдии купец, выстроил в 1912 году новую тесовую ограду длиною в 250 саженей (более 500 метров) и вышиною в 4,5 аршина (около 3 метров), оградив монахинь от посторонних глаз. На ограду купец затратил 1500 рублей собственных средств. В богадельне к этому времени проживало уже 33 сестры, занимаясь земледелием, рукоделием, чтением Псалтири по усопшим и пением. Насельницы стали теперь обходиться без посторонней помощи, питаясь молоком, плодами с поля и огорода, сада, а так же денежными доходами. Домовый храм порою не вмещал в большие праздники всех молящихся. Возникла необходимость в постройке своего монастырского храма.
Дни 20-22 июня 1915 года надолго остались памятными как для насельниц Серапионово-Алексеевской общины, так и для всех присутствующих на торжестве по случаю закладки нового каменного храма в честь Преображения Господня. В этот знаменательный для себя день община впервые за все время своего существования удостоилась принять у себя Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Владыка изволил прибыть 20-го июня из Владимира на станцию Сеньково, где был встречен благочинным 1-го округа Вязниковского уезда протоиереем Василием Орловым, причтом погоста Меркутино и жителями окрестных селений. Через село Станки Владыка отбыл в пустынь. Около 9 часов вечера в Серапионово–Алексеевской обители торжественно звонили колокола. Звон, гулко разносившийся по зеркальной глади большого озера, известил обитательниц общины и многочисленных богомольцев о приближении архипастыря. Встреченный в Святых вратах обители духовенством со Святым Крестом и Святою водою, а настоятельницей общины и сестрами хлебом-солью, Владыка изволил проследовать в церковь, где после молебствования обратился с глубоконазидательным словом к сестрам общины, принося им мир и призывая к взаимному согласию, которое всегда должно объединять человечество, а особенно в тяжелую годину великих испытаний, переживаемых нашей Родиной… Благословив сестер и народ, Владыка удалился в отведенные для него покои.
В 8 часов утра началась Божественная Литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший Владыка Алексий в сослужении протоиерея Вязниковского Казанского собора Василия Орлова, ключаря кафедрального собора протоиерея И. Взорова, священника Троицкого храма Серапионовского погоста Алексея Зверева и священника Серапионово-Алексеевской общины Н. Смирнова, при участии протодиакона кафедрального собора Ушакова и диакона Вязниковского Казанского собора Шиповского, при пении хора архиерейских певчих под управлением А. Ставровского. Служение архипастыря, в скромном по убранству храме, среди молящихся простецов навевало особые чувства умиления и благоговения, так что у многих вызывало радостные слезы. Торжественная литургия заканчивалась. После «Буди Имя Господне…» владыка в предшествии крестного хода направился к месту закладки нового храма. Начался «Чин, бываемый на основание храма». В основание Святаго Престола была положена медная доска с надписью: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшим Алексии, Архиепископе Владимирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине усердием почетнаго члена детских приютов Василия Владимировича Бузина 21июня 1915 года ». По возглашении многолетия крестный ход возвратился в храм. Архипастырским благословением собравшихся в церкви завершилось торжество «Основания храма» в Серапионово – Алексеевской обители. Окончилось светлое церковное торжество. Богомольцы расходились по домам. Его Высокопреосвященство благоволил разделить с почетными гостями праздничную трапезу, за которой присутствовали: служившее духовенство, настоятельница общины монахиня Серафима, благотворители общины коммерции советник А.Ф. Малинин и Судогодский первой гильдии купец, почетный член детских приютов В.В. Бузин, вязниковский исправник Н.И. Червяковский, М.И. и Д.И. Баконовы, господин Смирнов и другие. За трапезой высказывались волновавшие всех мысли и чувства, пожелания процветания новой обители.
Милостивый архипастырь явил отеческое внимание к нуждам обители, разрешив сестрам заняться печением просфор для храмов города Вязники, а так же указал им другие способы улучшения положения обители. По окончании трапезы Владыке было угодно посетить приходскую Троицкую церковь погоста Серапионовой пустыни, а по возвращении оттуда послушать хор сестер, который пропел ирмосы празднику Преображения Господня. Утром был назначен отъезд Высокопреосвященнейшего Владыки, В 6 часов утра Его Высоко-преосвященство изволил проследовать в церковь, где совершил молебствие. По окончании молебна Владыка завещал сестрам жить в мире между собой и трудиться на спасение души и во благо обители, и, преподав благословение, отбыл, сопровождаемый благожеланиями и изъявлениями чувства благодарности, на пароход. Войдя на палубу, Владыка в последний раз благословил собравшихся на берегу сестер и народ, и при пении «Исполла эти деспота» пароход тихо отошел. Путь Владыки продолжался во Флорищеву пустынь, а сестры обители обратились к трудам своим, ободренные и утешенные великой радостию духовной и посещением своего чтимого архипастыря.
В апреле 1916 года по указу Священного Синода Благовещенский мужской монастырь города Вязники становится женским, настоятельницей которого в чине игуменьи поставляется монахиня Серафима, настоятельница Серапионов-Алексеевской общины. Последовали вскоре роковые события – октябрьский переворот 1917 года, борьба советской власти с религией, закрытие монастырей, изъятие церковных ценностей, разрушение храмов, массовые репрессии и уничтожение священнослужителей, монашествующих и простых верующих людей. Трагической оказалась судьба Серапионов-Алексеевской общины. В 1922 году община разогнана властями. Последней ее настоятельницей была игуменья Антония. В 1923 году в общинном доме, где жили монахини, устроили инвалидный дом. Часть насельниц осталась жить в пустыне, а часть расселилась по окрестным селениям: в Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках. "Красная" монастырская церковь честь Преображения Господня, заложенная 21июня 1915 года, была полностью выстроена к началу 1920 г., но её разрушили в тридцатые годы. Храм был взорван. В настоящее время от него остались руины. Оставалась "белая" - приходская Троицкая церковь. Она находилась на попечении общины верующих.
В 1933 году в село Станки, расположенное в 3-х километрах от Серапионовой пустыни, прибывает из заключения архимандрит Мелхиседек, бывший настоятель Муромского Благовещенского монастыря. Он был назначен настоятелем Успенской церкви находящейся в этом селе. Архимандрит Мелхиседек духовно окормлял монахинь во главе с игуменьей Дарией (Бариновой) оставшихся в Серапионовой пустыни, к тому времени уже разогнанной властями. Сам часто навещал их, проводил с ними назидательные духовные беседы, призывая их к безропотному перенесению скорбных обстоятельств этого времени и широкой христианской благотворительности, в особенности к ссыльному духовенству. Довольно часто некоторые матушки из среды Серапионовских монахинь наведывались в близ лежащие колхозы для сбора посильной денежной и вещественной милостыни предназначавшейся заключенным священнослужителям. 18 августа 1937 года архимандрит Мелхиседек (Бирев М.И), священник о. Михаил (Купресов), настоятель церкви Серапионовой пустыни, игуменья Дария (Баринова) и другие сестры были арестованы Вязниковским РО НКВД по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и распространении слухов против советской власти. В организации контрреволюционной групппы церковников, в создании нелегального монастыря в Серапионовой пустыни, устройстве антисоветских сборищ, для сборов средств материальной поддержки ссыльному духовенству. Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3-го октября 1937 года тройкой УНКВД СССР по Ивановской промобласти были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10.10.37 г.
Шли годы. Постепенно вымирали деревни окружающие Серапионову пустынь. В наше время не осталось деревен, входящих в состав прихода Серапионовой пустыни. Исчезли с лица земли Круглицы, Кобяково, в Порзамке осталось три дома. Последние жители покинули пустынь в 1950-е годы. Троицкую церковь в ту пору охранял от разрушения церковный сторож Василий Васильевич Фадеев, или, по-простому, Васяга, так его прозывали местные жители. В сторожке при церкви жил он в одиночестве, и два раза в год с церковным старостой из деревни Порзамки перетряхивал и сушил хранившиеся в церкви старые ризы. После его смерти в конце 1950-х Троицкий храм был совершенно разграблен - обдирали кровлю, жгли в кострах книги, иконы листы из церковного архива и другие церковные вещи. Росписи в храме очень сильно пострадали. Лики Святых расстреляны дробью из охотничьих ружей. Свод в теплом приделе в трапезной части храма обрушился. Стекла в окнах были выбиты. Неизвестно где сейчас находится чудотворная Корсунская икона Божией Матери и Образ Иоанна Крестителя.
В 2002 году началось восстановление храма Живоначальной Троицы в Серапионовой пустыни. С благословения благочинного Вязниковского округа протоиерея Владимира Соловьева образовалось небольшое братство из православных мирян. В настоящее время в Серапионовой пустыни по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского возобновляется мужской монастырь. Сейчас в пустыни собралась небольшая братия. Как и в старые времена, насельникам приходится трудиться на земле и питаться от своих трудов. В монастыре имеется небольшое сельское хозяйство: три козы и лошадь, да огород. Место это даже в наши дни трудно доступное, поэтому паломники здесь редко бывают, а прихожан не осталось, так как жители деревень в округе вымерли и разъехались по городам. За времена безбожия многие забыли о существовании Серапионовой пустыни. Мало кого осталось, кто помнит о былой славе монастыря и о молитвенных подвигах его насельниц. Небольшими темпами ведется строительство келий и реставрация Троцкой церкви. Богослужения в обители проводятся по праздникам и воскресным дням, а так же читается псалтирь с поминанием о здравии и за упокой, и служатся молебны.