ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь Муромского Благовещенского мужского монастыря.


Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь Муромского Благовещенского мужского монастыря
Скит. Действует.  
Год основания:приблизительно 1850 - 1900.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь

Координаты: 56.307427, 42.032228
Проезд: Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад "т/б "Порзамка" завода ОСВАР 4км". Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съ ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад "т/б "Порзамка" завода ОСВАР 4км". Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съезд влево по силььно заросшей колее 400м ведут в одно место - до бревенчатого "горбатого" мостика. За мостиком развилка, направо в лес, далее вокруг озера "Никола" четыре км до первого шлагбаума Пустыни, (для защиты от рыбаков-хулиганов дорога имеет два шлагбаума). Если первый открыт, возле второго шлагбаума ТС всё равно можно оставить, далее пешком по гати из половин брёвен 300 м по болоту до Пустыни. Пустынь с церковью находится на острове, окружённом со всех сторон водой озёр и болот. Значительные сезонные ограничения в проезде. Зимой монахи пользуются льдом р.Клязьма для выхода на д. Станки (дорога Вязники-Мстёра). Летом возможны существенные ограничения силами ГАИ любых поторонних а/м на переправе через Клязьму по временному мосту из-за высокой пожарной опасности для заречья.





Скит Серапионова Пустынь Муромского Благовещенского мужского монастыря, Панорама на Троицкую церковь с погостом Серапионовой Пустыни с юго-запада, с озера Калач (Монастырского)<br>, Серапионова Пустынь, урочище, Вязниковский район, Владимирская область
Панорама на Троицкую церковь с погостом Серапионовой Пустыни с юго-запада, с озера Калач (Монастырского)
Олег Щёлоков
25 августа 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 декабря 2020

Кем и когда была основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное предание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился монах Серапион, который сделал на берегу озера холм, натаскав песок из озера, чтобы во время весеннего разлива вода не заливала это место. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона нам ничего не известно.

Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу Петра Первого, были описаны все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополческом стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною, Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом. В церкви царские двери, сень и столбцы писаны на красках; по правую сторону царских дверей местные образы: Живоначальной Троицы писан золотом и краски в киоте; на южных дверях святаго мученика Антипы, далее - святаго Иоанна Предтечи с житием, положение Господа во гроб. По левую сторону - Владимирской Божией Матери в киоте; на северных дверях - Архангела Михаила, далее - Рождества Богородицы, святаго мученика Христофора; все образы писаны краски, перед ними две лампады, да свеча деревянная, налеп жестяной. На аналое образ Всех Скорбящих Радость с праздники, писано золотом и краски. Над царскими дверьми Деисус с праздники 11 икон, паникадило медное об 11 шандалах. В алтаре на престоле антиминс печатной, за престолом образ Богородицы Казанской, а по другую сторону Николая Чудотворца; на жертвеннике сосуды оловянныне, звездица медная. Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келий - крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, просвирник да 5 старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной и деревянной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат монастырских караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - №18 1702г.).

Как монастырь, Серапионова пустынь существовала до 1749 года. Так как пустынь была не защищенной от нападения разбойников, которые неоднократно разоряли жилища мирных иноков и грабили церковь, заставили последних покинуть места молитвенных подвигов преподобного Серапиона. Монашествующие в числе пяти человек переселились после этого в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь.

С 1764 года по указу императрицы Екатерины Второй Серапионова пустынь упраздняется как монастырь, Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы (в 5 верстах), Порзамка (3), Кобяково (6), для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин в Казачьем рукаве и по истокам Юг и Порзамском.

Серапионова пустынь, ставшая погостом как место приходской Троицкой церкви, сохранила свое название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни. Здание церкви построено в виде четырехугольного креста. Холодная часть храма от западной стены до иконостаса имеет вид квадратной палаты без столпов, завершаясь полукруглым сводом с фонарем. Длина храма внутри 13 аршин, ширина 12 аршин. Внутренняя площадь алтаря 9 на 8 аршин. Освещается церковь десятью окнами в два света. С обеих сторон по пять окон: три – сверху, два - снизу. В самом куполе - фонарь. Алтарь имеет три окна. Пол в церкви и амвон - каменные. В алтаре престол и жертвенник – деревянные. Иконостас пятиярусный, резной, по малиновому фону украшен золочеными арабесками. Иконы иконостаса – «письма новейшего времени». Из древних святых икон, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: Резная на доске икона Корсунской Божией Матери;  высеченный на камне Животворящий Крест; резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского.

В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой, с вылитым изображением Святой Троицы, с надписью: «… Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов».

В церкви прибавился еще один придел с престолом во имя Корсунской иконы Божией Матери. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Икона была необычной, вырезанной на доске, лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы.

В пятницу перед Троицей жители деревни Ставрово вместе с жителями из других деревень проводили молебны на полях. Кроме этого, молебны совершались непосредственно в престольные праздники в день Святой Троицы и 8 октября в день праздника в честь Корсунской иконы Божией Матери.

Весьма многолюдно было в пустыньке 29 августа на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Сюда в этот день стекались люди из Вязников, Мстеры, из сел Станки, Рыло, Татарово, Пантелеево, Липок и многих деревень. После окончания молебна богомольцы клали на резное изображение главы Иоанна Предтечи нитки, шнурки, тесьму, а потом хранили для излечения головной боли, обвязывая ими больную голову.

В 1844 году в пустыни поселились девять монахинь: три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева. При церкви они молились. А питались тем, что вырастят на земле, а также рукодельничали. В церкви девицы устроили хор. Их стройное благозвучное пение стало привлекать богомольцев. До этого в Вязниковском уезде женского монастыря не было. Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья Давыдова Степанова, которая горячо принялась за устройство женской обители. До нее монахини жили без всякого устава. Кельи их находились частью на церковной и частью на помещичьей земле. Когда помещица умерла, то земля перешла к ее родственнику, который принудил монахинь выкупить у него землю под кельями за 300 рублей серебром. Девицы землю выкупили.

В 1865 году Агафья обратилась к Преосвяшенному Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому, с прошением, чтобы Владыка благословил монахиням жить при Троцкой церкви Серапионовой пустыни, построить дом, так как кельи уже обветшали. 19 января 1865 года епископ Феофан разрешил устроить при пустыни общежительный монастырь. После получения благословения Преосвященного, смотрительница Агафья с еще большей энергией принялась за устройство обители. Добрые люди пожертвовали монахиням лесу на постройки.

С помощью жителей окрестных деревень началось строительство общинного дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 года. Он находился несколько в отдалении от Троицкой церкви и бревенчатых изб священника и причетника, окруженных дворовыми постройками. Расположение в нем устроено очень благоразумно. Верхний этаж занимала большая светлая моленная с множеством икон, гостиная, спальня смотрительницы Агафьи и две кельи для девиц. В нижнем этаже, под моленной, располагалась трапезная, кухня и пять келий. В каждой кельи было много икон. Везде чистота и опрятность. В молитвенную основу был положен Саровский устав.

К этому времени число сестер увеличилось до восемнадцати. Хор с пополнением улучшился. Богомольцев стало приходить больше. За счет труда монахинь пустынь приняла благоустроенный вид. Разработали монахини на земле два огорода, расчистив кустарники. Завели 5 коров и лошадь. Дом огородили дощатым забором и обсадили деревьями. Устроили сводчатые кирпичные ворота с крестом. Жили только своим трудом. В церкви им не разрешали ходить с блюдом, все собирали церковнослужители в свою казну.

Слава чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, а также хора обители широко распространилась по окрестным селениям, и в большие праздники в Серапионову пустынь съезжалось много богомольцев. Дважды приезжал сюда с семьею из Мстеры краевед и литограф, писатель Иван Александрович Голышев. В первый раз он посетил пустыньку в 1867 году: «День был хороший, солнечный. Масса людей на пустыньке. Шла бойкая торговля с лотков. Торговали в основном пряниками, орехами и прочими сладостями. Но никогда не было чтобы, на пустыньке торговали спиртным, и не возможно было встретить здесь хотя бы одного подвыпившего». В 1868 году И.А. Голышев снова приезжал на Усекновение Иоанна Предтечи в пустыньку: «Погода была плохая: лил сильный дождь попеременно с мелким градом, но народ шел со всех сторон массами. Храм был полон народу. Нельзя было буквально положить поклон от тесноты. Но стройное и умилительное пение девичьего хора еще больше вызывало чувства молитвы в присутствующих».

После литургии И.А. Голышев был в доме смотрительницы за чаем. Прием был оказан самый радушный. Из остроумных рассказов Агафьи выяснилось, что их отшельническая жизнь не очень радужна, потому как средств доходных почти никаких. Среди девиц были мастерицы вышивать белье и полотенца строчкой, но товар этот не шел никак. Да и в Вязники на базар – далеко. Рукодельничали они еще уборкой образков фольгой. Но доставать фольгу можно было только на рынке в Москве, а туда не наездишься. Если только какой богомолец привозил, тем и пользовались.

В Серапионову пустынь приезжало много богомольцев из разных городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие из далека, из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Среди них граф Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие другие.

Шли годы. Уходили из жизни первые общинницы, приходили новые. К Троицкому храму в 1900 году была пристроена каменная колокольня и расширена трапезная часть храма. Кроме монашеского общинного дома и домов причта Троицкой церкви на пустыни появилось семь крестьянских дворов.

Общинный дом стал известен как «Серапионовская богадельня» для пристанища бедных женщин. В 1892 году был утвержден Святейшим Синодом новый устав Серапионовой богадельни, попечителем которой был избран московский купец Алексей Федорович Малинин. Им в 1904 году были изысканы средства на содержание богадельни в размере 5000 рублей. Алексей Федорович не ограничился этой суммой. Потекли от него лично дополнительные суммы на дело Божие. И это не всё, 6 октября 1904 года он обратился к архиепископу Сергию с просьбой устроить при пустыни домовую церковь. Разрешение на устройство церкви в доме последовало в 1905 году, а 24 сентября 1906 года в богадельне был освящен храм в честь Святителя и Чудотворца Алексия митрополита Московкаго. Со дня освящения храма, в честь нарожденного цесаревича Алексея Николаевича (30 июля 1904г.), пустынь стала называться Серапионово-Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей Владимирской епархии с настоятельницей монахиней Серафимой.

Храм в богадельне, расположенный в верхнем этаже дома, устроен господином Малининым в уютно-скромном виде, иконостас покрыт позолотой. Кроме храма, им были выстроены два одноэтажных флигеля с четырьмя комнатами в каждом и разные хозяйственные постройки. Другой благотворитель Василий Владимирович Бузин, судогодский 2-й гильдии купец, выстроил в 1912 году новую тесовую ограду длиною в 250 саженей (более 500 м) и вышиною в 4,5 аршина (около 3 м), оградив монахинь от посторонних глаз. На ограду купец затратил 1500 рублей собственных средств.

В богадельне к этому времени проживало уже 33 сестры, занимаясь земледелием, рукоделием, чтением Псалтири по усопшим и пением. Насельницы стали теперь обходиться без посторонней помощи, питаясь молоком, плодами с поля и огорода, сада, а так же денежными доходами. Домовый храм порою не вмещал в большие праздники всех молящихся. Возникла необходимость в постройке своего монастырского храма.

Дни 20-22 июня 1915 года надолго остались памятными как для насельниц Серапионово-Алексеевской общины, так и для всех присутствующих на торжестве по случаю закладки нового каменного храма в честь Преображения Господня. В этот знаменательный для себя день община впервые за все время своего существования удостоилась принять у себя Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Владимирского и Суздальского...

В 8 часов утра началась Божественная Литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший владыка Алексий в сослужении протоиерея Вязниковского Казанского собора Василия Орлова, ключаря кафедрального собора протоиерея И. Взорова, священника Троицкого храма Серапионовского погоста Алексея Зверева и священника Серапионово-Алексеевской общины Н. Смирнова, при участии протодиакона кафедрального собора Ушакова и диакона Вязниковского Казанского собора Шиповского, при пении хора архиерейских певчих под управлением А. Ставровского. Служение архипастыря, в скромном по убранству храме, среди молящихся простецов навевало особые чувства умиления и благоговения, так что у многих вызывало радостные слезы.

Торжественная литургия заканчивалась. После «Буди Имя Господне…» владыка в предшествии крестного хода направился к месту закладки нового храма. Начался «Чин, бываемый на основание храма». В основание Святаго Престола была положена медная доска с надписью: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшим Алексии, Архиепископе Владимирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине усердием почетнаго члена детских приютов Василия Владимировича Бузина 21 июня 1915 года».

По возглашении многолетия крестный ход возвратился в храм. Архипастырским благословением собравшихся в церкви завершилось торжество «Основания храма» в Серапионово-Алексеевской обители. Окончилось светлое церковное торжество. Богомольцы расходились по домам. Его Высокопреосвященство благоволил разделить с почетными гостями праздничную трапезу, за которой присутствовали: служившее духовенство, настоятельница общины монахиня Серафима, благотворители общины коммерции советник А.Ф. Малинин и Судогодский первой гильдии купец, почетный член детских приютов В.В. Бузин, вязниковский исправник Н.И. Червяковский, М.И. и Д.И. Баконовы, господин Смирнов и другие. За трапезой высказывались волновавшие всех мысли и чувства, пожелания процветания новой обители...

Дальнейшие события и годы проносились своей чередой, оставляя свой след в истории Серапионовой пустыни. Внутренняя обстановка в России в то время была очень сложная. Продолжалась, начавшаяся в 1914 году, кровопролитная, тяжелая для нашего Отечества воина с Германией. Нарастало революционное брожение.

В апреле 1916 года по указу Священного Синода Благовещенский мужской монастырь города Вязники становится женским, настоятельницей которого в чине игуменьи поставляется монахиня Серафима настоятельница Серапионово-Алексеевской общины.

Трагической оказалась судьба Серапионово-Алексеевской общины. В 1922 году община была разогнана властями. Последней ее настоятельницей была игуменья Антония. В 1923 году в общинном доме, где жили монахини, был устроен инвалидный дом. Часть насельниц осталась жить в Пустыни, а часть расселилась по окрестным селениям: в Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках. Храм в честь Преображения Господня, заложенный 21 июня 1915 года большевики взорвали. Сейчас от него остались руины.

По материалам: http://serapionova.orthodoxy.ru/gpage.html


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 февраля 2023

«С какой-то беспредельной грустью я навещаю каждый год Серапионову ту пустынь – былой истории оплот». В.А. Кузнецов.

С поэтом трудно не согласиться. Все, кто побывал здесь, говорят об этом так же. «Попав в Серапионову Пустынь, ты испытываешь желание созерцать, быть причастным, быть покоренным и принятым чудом родной природы», — делился впечатлениями А. Фатьянов. Композитор Танеев здесь работал над «Орестеей» и в письмах Чайковскому называл эти места раем, испытывая радостные минуты созерцания прекрасного.

Мне довелось трижды побывать в Серапионовой пустыни. И каждый раз она открывалась мне в новой ипостаси. Радостное чувство встречи, успокоения, светлой грусти не покидало меня во время пребывания в ней. И всегда была надежда на новую встречу.

Со времени основания пустыни прошли века. Историки пишут: «Когда и кем основана эта пустынь, сведений о том не сохранилось. Место это называлось семибратской пустынею, и был мужской монастырь. Имеется только описание этой пустыни от 1702 г.». Однако более поздние поиски краеведов дают основание предполагать, что появилась она намного раньше, во времена правления Василия Дмитриевича Темного и подвижничества Михаила Верижника. Возможно, он и был основателем пустыни.

Случались разные времена, не все было мирно и спокойно. Следовали взлеты и падения, возрождение и вновь разруха. Были и события, оставившие след в истории пустыни. История — это память народа, и поэтому ее важно знать. Столетие – основной отрезок времени измерения исторических событий. Вот некоторые события столетней давности в истории пустыни.

За время своего существования пустынь имела три храма: Живоначальной Троицы, сначала деревянный, затем каменный, построенный в 1828 г.; храм во имя молитвенника земли Русской Святителя и Чудотворца Алексия, митрополита Московского, построенный тщанием купца Алексея Федоровича Малинина в 1906 г.; храм Преображения Господня, построенный тщанием купца Василия Владимировича Бузина, закладка которого произошла 21 июня 1915 г. Из этих храмов сохранился лишь один – во имя Живоначальной Троицы.

Каким был Алексеевский храм и как он создавался, можно узнать из дела об обустройстве деревянной церкви при богадельне в Серапионовой пустыни. Непосвященный читатель может спросить, зачем насельницам еще храм, если совсем рядом Троицкая церковь? Какой смысл?

Имеющиеся архивные документы (приводятся с сокращением. – Прим. авт.) подробно расскажут, как происходило создание Алексеевской церкви. Дадут нам ответ на эти вопросы.

Итак, прошение А.Ф. Малинина «Его Высокопреосвященству Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, октября 7 1904 г. от московского купца Алексея Федоровича Малинина

Прошение

В ознаменование радостного события рождения Наследника цесаревича Алексея Николаевича и на основании параграфов 20, 21 и 22 Устава Богадельни, утвержденного определением Св. Синода от 19 марта – 11 апреля 1892 г., я желаю устроить при Богадельне, учрежденной в упраздненной Серапионовой пустыни Вязниковского уезда, домовую церковь. Как по мысли учредителей, так и по моему мнению устройство Богадельного храма крайне необходимо для призреваемых, не могущих посещать приходскую церковь по преклонным летам и болезненному состоянию. Кроме сего, Богадельня и приходской храм расположены в луговой стороне реки Клязьма, вследствие чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, т.к. между приходской церковью и Богадельней находится овраг, через который переезд совершается только на ботниках. А посему я принимаю на себя смелость высказать Вам свою просьбу: не соизволите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, разрешить мне устройство церкви в доме для немощных лиц. Все расходы для сего святого учреждения, как устройству церкви, так и по снабжению ее утварью, принимаю на себя, не касаясь Богадельных сумм.

Месяца октября 6 дня, 1904 года».

Перед этим, как видно из прошения, Малинин получает согласие на строительство от местного Серапионовского причта и Вязниковского Благочинного.

«Удостоверение

Дано сие Московскому купцу Алексею Федоровичу Малинину в том, что со стороны местного причта Серапионовой пустыни и Благочинного препятствий к устроению им, Малининым, церкви в богадельне не имеется.

Месяца сентября 16-го дня 1904-го года.

Священник Серапионовой пустыни Алексей Зверев

Исполняющий должность псаломщика Стефан Изволенский».

При этом Василия Орлова, благочинного 1-го округа Вязниковского Казанского собора, Алексей Зверев уведомляет, что «призреваемых в Серапионовой Богадельне 28 девиц. Относительно же службы причтом Серапионовой пустыни в случае устройства храма при Богадельне, имеем честь уведомить, что причт согласен отправлять службы в Богадельном храме в те дни, когда нет службы в приходском храме, а равно кроме праздников, воскресных дней и Св. Четыредесятницы Великого поста и служб по заказу

Священник Алексей Зверев».

После чего все необходимые документы были отправлены в Духовную Консисторию. На что из неё последовал ответ:

«1905 года декабря 13 дня.

По Указу Его Императорского Величества Владимирская Духовная Консистория слушали: дело о построении храма при богадельне в Серапионовской Пустыни Вязниковского уезда. Обстоятельства дела следующие: Московский купец Алексей Федорович Малинин в прошении, поданном 7 октября 1904 г. на имя Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского объяснял, что он, Малинин, представляет составленный Епархиальным Архитектором Н. Корицким проект для построения церкви, который был рассмотрен в Строительном отделении Владимирского Губернского Правления с заключением – «проект сей рассмотрен и одобрен Строительным отделением. Справка: здание Серапионовской богадельни устраивается жертвованием Потомственного Почетного гражданина Андрея Николаевича Ленивого на земле, пожертвованной Вязниковским купцом Федором Яковлевичем Малининым. <…>

Приказали: Разрешить устройство церкви при существующей богадельне Серапионовой пустыни на средства Московского купца Алексея Федоровича Малинина. 20 декабря 1905 г.».

Столоначальник – подпись. На документе виза архиепископа Владимирского и Суздальского. «1905 г. Дек. 22 дня. Утверждается. Николай».

Строительство Алексеевской церкви проходило с января 1905 года по сентябрь 1906 года. После чего Благочинный Василий Орлов вновь обратился к архиепископу. «Ново построенная Деревянная церковь при богадельне в Серапионовой пустыни окончена, иконостас поставлен, престол устроен, все работы освидетельствованы мною и оказались произведенными исправно, так что все потребованное для освящения готово и устроено с должным приличием. О чем на Ваше Архипастырское благоусмотрение почтительно доношу. Сентября 8 дня 1906 года. № 372».

На Рапорте наложена виза: «1906 г. 10 сентября №3607 – Духовной Консистории дать заключение Арх. Н.». Согласно её Духовная Консистория предоставляет заключение: «…не усматривается препятствий к поручению местному благочинному освятить храм 24 сентября во имя Алексия Митрополита Московского,

Решение. 1906г. 15 сентября. Благословляется Благочинному Протоиерею Василию Орлову совершить по чиноположению церковное освящение ново устроенного храма во имя Святителя Алексея Митрополита Московского с возложением на престол освящаемого храма ново освященного Антиминса. Архиепископ Николай». «Новая деревянная церковь в Серапионовой пустыни при Богадельне освящена по чиноположению церковному протоиереем Василием Орловым при участии священников Зверева и Голубева 24 сего сентября во имя Святителя Алексия митрополита Московского, и в ней начинается служение Божественной Литургии сентября 27 дня 1906 года».

Со дня освящения храма пустынь стала называться Серапионово–Алексеевской и упоминалась в числе монастырей. Несколько позднее во Владимирскую Духовную Консисторию поступило новое Прошение попечителя Богадельни А.Ф. Малинина: «Для надобности церкви куплен колокол в Ярославле у П.И Оловянишникова, каковой нужно перевезти по железной дороге до станции Сеньково Московской ж.д. Покорнейше прошу Ваше Соблаговоление выдать мне льготное свидетельство на перевозку колокола. В чем и подписуюсь. Попечитель А. Малинин. 1907 год октября 26 дня».

Прошение было удовлетворено, колокол доставили в Пустынь. После чего благочинный протоиерей Орлов В. обратился к Архиепископу Николаю с новым прошением: «Прилагаю при сем прошение крестьянина Семена Давыдова, честь имею почтительнейше ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о разрешение 16 сего декабря, в моем присутствии, поднять колокол в 28 пудов на звонницу при Алексеевской деревянной церкви, что в Серапионовой богадельне.

Крестьянина Семена Петра Демидова

Прошение

Желая поднять 16 декабря с/г на звонницу колокол, пожертвованный мною богадельне Серапионовой пустыни для звонницы. Поставили четыре крепкие столба и прочные перекладины. Колокол поднят будет ихним блоком, канатами и ихними мастерами. Покорнейше прошу Ваше разрешение передать Алексею Федоровичу Малинину. Семен Петров Демидов. Декабря 10 дня 1907 года».

Последовало решение: «1907 г. 11 декабря. Благословляется. При поднятии необходимо принять соответствующие предосторожности. Арх. Николай».

Расширяет представление об Алексеевском храме его опись от 14 октября 1920 г.: «церковь деревянная на каменном фундаменте, с двумя печами, вся теплая. Иконостас однорядный, в нем пять икон, за правым клиросом чтимая икона Феодоровской Божией Матери в сребропозлащенной ризе. На звоннице восемь колоколов».

Алексеевская церковь просуществовала до 1922 года. По воспоминаниям Ольги Степановны, дочери псаломщика Стефана Изволенского, в пустыни в тот год был большой пожар, в результате которого церковь сгорела. Остались Троицкий и Преображенский храмы. Преображенский храм впоследствии тоже будет разрушен.

Летели годы, десятилетия над Серапионовой пустынью. За это время произошло много событий, отразившихся на ее истории. Исчезли с ее лица здания женской обители, ушли в небытие люди, населявшие ее. Лишь Троицкий храм долгие годы напоминанием о былом одиноко стоял на берегу Троицкого озера. Заброшенный погост и останки разрушенного храма Преображения Господня немым укором глядели в небо.

Но не бывает пусто то место, где во имя Господне собрались верующие в него. Наступило время возрождения. В пустыни создан Семибратский мужской монастырь. Жизнь пустыни продолжается. Вновь звучат колокола над Троицким озером, и устремляется ввысь молитва. И опять посещают ее паломники из разных мест России.

19-июня в день Святой Троицы состоялась моя очередная встреча с пустынью. Я был приглашен принять участие в праздновании Престольного праздника пустыни. Но меня ждал еще один сюрприз. Как говорится, «все возвращается на круги своя». Спустя сто десять лет было принято решение возродить Алексеевский храм. По окончании Литургии все участники крестным ходом двинулись к месту, где когда-то находился храм во имя Свт. Алексия митрополита Московского. На этом месте состоялась закладка в фундамент возрождаемого храма закладного камня. Чин закладки и освящения произвел священник пустыни о. Иосаф (Игнатьев).

https://vyaznik.ru/news/alekseevskij-hram-serapionovoj-pustyni/?ysclid=le0chvfydq582223558



Комментарии и обсуждение


К сожалению, документального хронологического и исторического материала о Пустыни очень мало, однако имеются художественно-литературные труды, представляющие безусловный интерес. Так, в интернет-версии журнала "Русский Дом" за №12 от 2000 г. помещены литературные заметки "Старые-старые листы", автор Ю.Н. Ерофеев, с впечатлениями от Серапионовой Пустыни. Ознакомиться с ними можно по ссылке http://www.rd.rusk.ru/00/rd12/rd12_32.htm

4 сентября 2007, Олег Щёлоков.