Колокольня или церковь? (Гипотеза)
Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни, — памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века (нижние ярусы здания) до второго — начала четвертого десятилетия XVII века. Столповая колокольня Свенского монастыря с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, с одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем основании при сохранении церковной маковки — главки южнорусского типа стояла у юго-восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антония и Феодосия Печерских и казначейским корпусом на юго-востоке.
Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня, имела девять больших зазвонного типа и «малых валовых» колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200 пудовый колокол, служивший здесь, видимо «благовестным», стоял рядом на козловой арматуре, на земле.
Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, — явная переделка, точнее «недоделка» начала XVII века, покончившая с часами «боевыми без перечасья», т. е. строго по моде времени, но скорее все-таки - по обстоятельствам времени.
Венчающая главка показывает наличие в теле колокольни церкви «под колоколы», видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божьей Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонницы носить на себе в определенных случаях церковную главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как «ошибочный».
И. Синев. Материал взят из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан