В Троицком храме города Старая Купавна Богородского городского округа находится особо почитаемая верующими икона Владимирской Божией Матери. Купавинский список ценен тем, что является одним из немногих предметов храмового убранства, который удалось спасти от уничтожения в 1930-е годы. Старая Купавна связана с Владимиром также своим расположением вблизи дороги, ведущей из Москвы в этот древний город. По этой причине в 1724 году жители Старой Купавны стали свидетелями и участниками торжественной процессии перенесения гроба с мощами святого князя Александра Невского из Владимира на Клязьме через Москву в Санкт-Петербург. День церковной памяти Александра Невского, которого особо почитают в Троицком храме, отмечается 6 декабря по новому стилю.
Горьковское шоссе – современная автомобильная трасса, ведущая из Москвы во Владимир – часто не совпадает с линией старинного Владимирского тракта. В районе Старой Купавны прежняя дорога пролегала примерно на километр южнее нынешней магистрали и совпадала с Большой Московской улицей. Таким образом, Троицкий храм был воздвигнут прямо на знаменитой «Владимирке». Тракт был известен тем, что по нему вплоть до середины XIX века гнали пешим этапом каторжных и ссыльных из Бутырского тюремного замка Москвы во Владимир, а затем в Сибирь. Каждые двадцать с лишним верст у Владимирки располагались этапные тюрьмы, где осужденные делали остановки. Условия перемещения каторжан были жуткими. Железные кандалы на руках и ногах больно врезались в тело, а изнурительный путь продолжался иногда больше двух лет. Больные и слабые нередко погибали в походе, не успев дойти до места своего заключения. Церкви в самом начале долгой дороги играли особую роль для этапируемых. Многие из них приступали здесь к церковным обрядам как в последний раз, не зная наперед, доживут ли они до конца пути.
Впрочем, Владимирка была дорогой не только каторжников. Владимирский тракт был важным торговым и военным путем, а также знаковой дорогой в религиозной жизни страны. В 1724 году царь Петр I принял решение перенести гроб с мощами благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира, где они хранились с XIII века, в образованный в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь. Маршрут торжественной процессии пролегал через Москву, а оттуда, минуя Клин, Тверь и Новгород, шел в новую столицу. Во всех селах и храмах, которые стояли вблизи Владимирского тракта, мощи святого князя встречали колокольным звоном и крестными ходами. Писатель И. Хитров в книге, посвященной событию перенесения святыни, указал, что 16-го августа гроб с мощами Александра Невского встретили верующие Старой Купавны. Процессия вышла из Владимира 11-го августа и достигла Москвы 17-го числа.
В то время в Купавне стоял деревянный храм, который позже сменило каменное здание. Перенесение мощей Александра Невского за тысячи верст в новый монастырь можно назвать исключительным событием в религиозной жизни страны. Последний раз нечто подобное произошло при царе Алексее Михайловиче и Новгородском митрополите Никоне, которые со столь же большой торжественностью перенесли мощи замученного по приказу Ивана Грозного митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. И в том и в другом случае перенесение мощей имело определенный политический подтекст. До перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург Петр способствовал еще одному религиозно-политическому шагу – канонизации в 1702 году владимирского князя Андрея Боголюбского, с которым связана история появления, пожалуй, самой известной в нашей стране иконы Богородицы – Владимирской Божией Матери.
Долгое время считалось, что список Владимирской иконы, который до революции хранился в Троицкой церкви Старой Купавны, разделил участь всех остальных икон и реликвий церкви. Все они бесследно пропали в 1938 году, после того как храм был закрыт советской властью и переоборудован под хозяйственные нужды. Когда годы давления на религию в нашей стране прошли, оказалось, что перед закрытием храма местный житель по имени Александр Кирпичников тайно вынес Владимирскую икону и спрятал в своем доме.
На сайте Троицкого храма приведены слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой, в семью которой потом попала икона, о необычных обстоятельствах возвращения святыни в церковь в 1990-е годы: «Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на первое января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где все было очень хорошо, красиво, благоустроено; в центре храма стояли два аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм».
Хочется добавить, что когда «Владимирская» икона была отдана на реставрацию, то на обратной её стороне открылся лик преподобного Сергия Радонежского. Здание Троицкой церкви, на первом этаже которой хранится почитаемая Владимирская икона, было возведено еще в середине XVIII века, хотя за прошедшие столетия неоднократно перестраивалось и меняло облик. Постройка может показаться на первый взгляд довольно громоздкой. Это впечатление усиливают маленькие главки куполов, как будто не соответствующие большим объемам просторного двухэтажного храма. Как известно, дороговизна отопления церквей в зимний период часто подталкивала зодчих к тому, чтобы строить рядом две церкви: большую летнюю и скромную зимнюю. Иногда из положения выходили другим способом: делали храм двухэтажным. Верхний этаж, как правило, строили просторным и торжественным – в нем служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года.
Промышленники, богатые предприниматели и владельцы местных мануфактур внесли значительный вклад в расширение и обновление храма. Так, например, в первой половине XIX века у храма появились два новых придела, воздвигнутые на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. Пристройки освятили в честь небесных покровителей меценатов святого пророка Илии и апостола Андрея Первозванного. С внешней стороны стен церкви уже в наше время были сделаны красивые мозаичные иконы этих двух святых прямо на алтарных выступах соответствующих приделов. Всего у Троицкого храма шесть алтарей. Помимо главного престола в честь Святой Троицы, а также указанных выше престолов в честь пророка Илии и апостола Андрея Первозванного, в церкви имеются также престол Печерской иконы Божией Матери, Владимирской иконы и Покрова Пресвятой Богородицы. Вот что говорится об архитектуре Троицкой церкви в паспорте объекта истории и культуры, составленном в 1986 году.
Исторические сведения: Троицкая церковь в усадьбе Купавна построена на средства купца Даниила Яковлевича Земского в 1749-1751 годах. Судя по фотографии конца XIX — начала XX веков, двухэтажная церковь состояла из одноглавого четверика храма с прямоугольной в плане апсидой и колокольней. Завершение колокольни, по-видимому, было переделано в первой половине XIX столетия. Примыкающие к храму с севера и юга, одноэтажные прямоугольные приделы были сооружены в 1838-39 годах на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. В начале XX века оба придела получили полуциркульные апсиды.
Перестройки и утраты: Здание значительно перестроено в 1950-е годы. Утрачено завершение четверика храма, переделана его кровля. Боковые приделы с полуциркульными апсидами надстроены вторыми этажами до высоты центрального алтаря. Северный и южный фасады приделов завершены массивными аттиками. Верхние ярусы колокольни разобраны до высоты ее боковых объемов. Заново оштукатуренные фасады здания получили декоративное оформление, выполненное в формах неоклассицизма. Заново были заполнены все карнизы и оконные наличники. Стены обработаны рустом с разделкой на первом этаже под «шубу’. В интерьере сводчатые перекрытия заменены плоскими потолками. Дополнительные межэтажные перекрытия сделаны в храме, северном приделе и северном помещении колокольни. На втором этаже в боковых стенах четверика храма прорублены широкие проходы, объединявшие его с помещениями, надстроенными над приделами. Поздние проемы пробиты также в стенах первого этажа, отделяющих приделы от боковых помещений колокольни. Некоторые старые окна заложены. В колокольне установлены новые лестницы. Под лестничную клетку приспособлена апсида храма. В интерьере возведены многочисленные деревянные и кирпичные стены. Сделаны новые полы. Убранство интерьера не сохранилось.
Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная Троицкая церковь расположена в центре усадьбы. Она поставлена, по оси с главным домом и обращена к нему южным фасадом, перед которым раскинулась обширная площадь. После перестройки 1950-х годов сильно изменившей объемную композицию здания, сложившуюся к началу XX века, и его фасадный декор, памятник в значительной степени утратил облик культового сооружения. Двухэтажная постройка имеет симметричную, относительно продольной оси, композицию, состоящую из храма с апсидой, двух приделов и колокольни с пониженными боковыми объемами. Вытянутый с востока на запад четверик храма, покрытый в настоящее время двухскатной кровлей с кирпичными фронтонами на торцах, незначительно возвышается над остальными объемами здания. Прямоугольная в плане апсида несколько уже храма. Боковые приделы, почти полностью закрывающие северный и южный фасады храма, имеют полуциркульные в плане апсиды, слегка вынесенные за линию восточной стены центрального алтаря.
Квадратная в плане колокольня сохранилась на высоту двух нижних ярусов, покрытых вместе с боковыми объемами единой кровлей. Фасадное убранство здания практически полностью изменено. От первоначальной архитектуры, на углах апсиды на западных углах приделов и боковых объемов колокольни, сохранялись широкие лопатки. На прежних местах остались некоторые проемы. Это прямоугольные окна на восточном фасаде центральной апсиды и на втором этаже боковых объемов колокольни, а также арочные окна приделов. В интерьере первого этажа, где располагалась теплая церковь, четверик храма соединяется с алтарем тремя проходами. Из центрального алтаря в апсиды приделов ведут дверные проемы. Сводчатые перекрытия нижней церкви опирались на два, несколько смещенных к западу, прямоугольных в сечении столба. На втором этаже храм объединяется с алтарем широким проходом. В первом ярусе колокольни сохранился коробовый свод.
На старом гербе города, который все еще можно увидеть на стеле возле Троицкого храма, различимы символы тех производств и занятий, с которыми в прошлом была связана жизнь Старой Купавны и ее храма. Бобина с пряжей указывает на шелкоткацкие предприятия, а карпы – на рыбацкие промыслы Бисеровского озера. Отдельно стоит сказать об изображенной на гербе змее, обвивающей стеклянную колбу, которая напоминает символ медицины. В XVIII веке в Старой Купавне появился не только шелкоткацкий промысел, характерный и для других поселений восточного Подмосковья, но и химический завод. На так называемой «Дохтуровской фабрике» производилась лекарственная продукция. Фармацевтическое предприятие – преемник старинного химического завода – существует здесь и сегодня. Кстати, посередине герба изображен и верстовой столб, говорящий об особенности расположении селения на Владимирском тракте.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Святыня Троицкой церкви Старой Купавны и с сайта: Церковь Троицкая, 1751 г. - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)