ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Купавна. Церковь Троицы Живоначальной.


Старая Купавна. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Илии Пророка, Андрея Первозванного, Печерской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1749 и 1751.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Ногинский район, Старая Купавна, ул. Большая Московская д. 40.

Координаты: 55.80823, 38.16424
Проезд:из Москвы электричка (Курский вокзал) до ст. Купавна, далее автобусом №37 до остановки «Фабрика»; автобус (м. Партизанская) №444 до остановки «Фабрика»; из Ногинска автобус № 43 до остановки «Фабрика».



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
26 декабря 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
5 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
13 сентября 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
26 декабря 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 февраля 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 февраля 2019
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
27 сентября 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
27 сентября 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
13 мая 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
12 февраля 2013
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Александр М.
2 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
5 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
5 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
5 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
5 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2002
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1988
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
26 декабря 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
13 сентября 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
13 сентября 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Александр М.
2 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Александр М.
2 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной, Фотография 1912 года с сайта http://www.kupavna.su<br>, Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Фотография 1912 года с сайта http://www.kupavna.su
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Троицы Живоначальной, Фотография с сайта http://www.kupavna.su<br>, Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Фотография с сайта http://www.kupavna.su
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1970-х г.<br>, Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
Фото 1970-х г.
Дмитрий Дроздецкий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Церковь во имя Пресвятой Троицы в селе Купавна была построена в 1749-51 гг. на средства купца Даниила Яковлевича Земского. Некогда она стояла в центре усадьбы, на одной оси с главным домом и была обращена к нему южным фасадом. Ныне разрушена и сама усадьба, и здание церкви угадывается с трудом. В 50-х годах нашего века была полностью разобрана кровля, уничтожены все верхи храма, так что он потерял все признаки культового сооружения.

А когда-то Троицкая церковь имела весьма импозантный вид. Об этом можно судить по фотографиям, сохранившимся с конца Х I Х - начала XX века. Церковь была двухэтажной и состояла из одноглавого четверика с прямоугольной в плане апсидой, колокольней и приделами. Построена она из кирпича, но была оштукатурена. В декоре просматриваются черты архитектуры середины XVIII века, которая в провинции нередко сохраняла память о петровских традициях. Но переделки, которым храм подвергся в XIX и начале XX века, значительно изменили первоначальный замысел и придали храму черты эклектизма.

В 1838-39 гг. были возведены приделы на пожертвования Ильи Бабкина и Андрея Залогина. Видимо, в этот же период завершение колокольни приобрело классицистические детали: треугольные фронтончики, вазообразную главку. В начале XX века апсиды приделов получили полуциркульные формы.

Естественно, в интерьере храма ничего не сохранилось, так как церковь не используется по своему назначению. Но поскольку стены храма целы, существуют фотографии, сохранившие его облик, можно надеяться на восстановление этого памятника, который в будущем может не только украсить Купавну, но и служить достопримечательностью всего Богородского края.

Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь Живоначальной Троицы в селе Купавна (Купавно тож).

По писцовым книгам 1623 – 24 гг. Московского уезда, в Доблинском стану, находилась вотчина «за боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским по жалованной грамоте 1620 г., что ему дано за Московское осадное сидение в королевичев приход, что было в поместье за Иваном Леонтьевым деревня Демидова, Хупавна тож, на речке Хупавне, а в ней двор вотчинников, двор приказчика и 11 дворов крестьянских».

В этой деревне была построена между 1642 – 46 гг. деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Похвалы Пресвятой Богородицы, отчего деревня и стала называться селом, которым владели после князя Д. М. Пожарского его дети стольники князья Петр и Иван. При Троицкой церкви в 1646 г. были: «во дворе поп Иван, во дворе дьячок Левка Обросимов, во дворе пономарь Сидорко Обросимов, во дворе просвирница Степанидка; в селе числилось крестьянских и бобыльских 34 двора, в них 65 чел.».

После князя Ивана Пожарского село Купавно в 1668 г. отказано его жене вдове княгине Прасковье Михайловне с сыном Юрием и дочерьми Аграфеною и Анною. В 1678 г. при Троицкой церкви упоминается другой придел во имя преп. отца Георгия: «у церкви во дворе поп Федор Родионов с детьми: Василием, Афанасием и Алексеем, во дворе просвирница Афимья; в селе двор вотчинников, 23 двора крестьянских и 12 бобыльских, в них 105 чел.».

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г. «в вотчине князя Юрия Ивановича Пожарского в селе Хупавне церковь св. Троицы, да в приделе Похвалы Богородицы, у церкви поп Федор Родионов; пашни пашет он, поп, по десятине в поле, сена косит по 15 копен, а та земля вотчинникова, а не церковная». После князя Ю. И. Пожарского вотчина его отдана в 1682 г. жене его вдове княгине Настасье в пожизненное владение, а по смерти ее причислена к дворцовому ведомству.

В 1687 г. по указу великих государей из Приказа Большого Дворца подьячим Лукою Баженовым отказано князю Ивану Борисовичу Репнину «село Демидово, Купавна тож, а в нем церковь во имя Пресвятой Троицы… на колокольнице 4 колокола небольшие. У той же церкви два придела не освящены. Да в селе у церкви во дворе поп Федор Родионов, у него дети: дьячок Афанасий и пономарь Алексей; крестьян 36 дворов». По смерти князя И. Б. Репнина село Купавно принадлежало в 1688 г. его сыну князю Андрею; в селе числилось в 1704 г. 41 двор крестьян, в них 175 чел.; в 1705 – 10 гг. принадлежало жене князя А. И. Репнина вдове Татьяне Алексеевне; в 1726 г. – князю Аниките Ивановичу Репнину, в 1743 г. его сыну князю Василию. Последним село Купавно продано в 1744 г. первой гильдии купцу, содержателю шелковой фабрики, Даниилу Яковлевичу Земскову. В 1726 г. церковь св. Троицы в селе Купавне была деревянная.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 октября 2019

История Троицкого храма в Старой Купавне уходит в ХVII век. В 1613-1614 гг. деревня "Демидово Купавна тож" по царской жалованной грамоте была передана во владение князя Димитрия Пожарского за освобождение Москвы от польской интервенции. Первые сведения о храме содержатся в книгах Патриаршего приказа 1642-1647 гг., где говорится, что деревянная церковь Живоначальной Троицы в Купавне была построена сыном князя Димитрия Пожарского - Иваном Димитриевичем Пожарским. Деревянная церковь служила в течение ста лет. Это был первый период её истории. 1746-й год был последним годом, когда проходила служба в деревянном Троицком храме.

Всего же за более чем 360 лет своего существования Купавинский Свято-Троицкий храм неоднократно реконструировали и его историю можно условно разделить на пять периодов: 1. 1647-1751 гг. В этот период служба шла в деревянной церкви Живоначальной Троицы. 2. 1751-1840 гг. Храм был в виде двупрестольной каменной двухэтажной церкви: верхняя церковь в честь Святой Троицы, нижняя в честь Печёрской иконы Божией Матери. 3. 1840-1850 гг. В это время были пристроены ещё два придела, с престолами в честь Илии Пророка и апостола Андрея Первозванного. Троицкая церковь стала четырёхпрестольной. 4. 1902-1905 гг. Начинается история шестипрестольного Троицкого храма. В течение трёх лет были выполнены на бумаге и утверждены проекты, заново построены приделы с престолами в честь Илии Пророка и апостола Андрея Первозванного и вновь возведены два верхних престола - в честь Владимирской иконы и Покрова Божией Матери, построена каменная богадельня. 5. 1940-1990 гг. Самый печальный период истории храма. Клирики были расстреляны, богослужения в храме прекратились. 6. С 1990 года по настоящее время - этап возрождения Свято-Троицкого храма. Совершаются богослужения, храм постепенно восстанавливается.

Рассмотрим некоторые этапы истории подробнее. В 1745 году купец 1-й гильдии Данила Яковлевич Земский начал строительство в Купавне шёлковой, полотняной и бумажной фабрик. Одновременно в короткий срок на месте старой деревянной он возвёл каменную двухэтажную церковь. С 1747 году служили в верхней церкви Живоначальной Троицы. Купавенская церковь была причислена к Московскому уезду, Вохонской десятине, в которой в 1752 году было 70 церквей. Она считалась лучшей в Московском уезде. Вначале в церкви было два прихода: для местных крестьян и фабричных рабочих. Шло время. Мастеровые с шёлковой фабрики роднились с купавинскими крестьянами, а крестьян переводили работать на фабрику. Надобность в двух церквах со временем отпала. В 1761 году Троицкая церковь в Купавне стала однокомплектной. Но как повелось на Руси, церкви-то строили тогда двухэтажные. Верхний этаж, как правило, возводили просторным и торжественным - в нём служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года. Позже службы стали проходить летом в верхней церкви, освящённой во имя Святой Троицы, а зимой в нижней, освящённой во имя Печёрской иконы Божией Матери. С 3 мая по 1 октября богослужения проводились на втором этаже. С первого этажа на второй вела чугунная литая лестница, выполненная рабочими Купавенского литейного завода.

В ХVIII веке в Купавне существовал и часовой завод, основанный здесь при императрице Екатерине II. С этой целью в страну был приглашён иностранный специалист и часовой мастер по фамилии Нордштейн. Прямо напротив Троицкой церкви, по соседству с мануфактурой Данилы Земского, и находился этот часовой завод. Бытует мнение, что именно на этом заводе и были изготовлены огромные часы-куранты с механизмом и четырьмя циферблатами для соседней с предприятием Троицкой церкви. После пребывания в Купавне французов в 1812 году, завод в Купавне был разорён, закрыт и больше не восстанавливался, а единственным напоминанием о нём остались башенные часы на церковной звоннице. Часы конструкции часового мастера Нордштейна, выходившие на южную сторону (на фабрику), представляли собой уменьшенную копию Кремлёвских курантов. Каждые пятнадцать минут они звонили на маленьких колокольчиках весом от 10 до 60 килограммов, а каждый час выбивали в набатный колокол весом 66 пудов, отлитый в 1747 году. В 1752 году появились ещё два больших колокола. Главный весил 442 пуда. Второй по величине, весивший 206 пудов, размещался на западной стороне колокольни, его называли "московский" (смотрел на Москву). В этот колокол звонили в "царские" дни. Стоит сказать, что в советские годы колокола были сняты, а колокольня разобрана, поэтому нынешняя колокольня с часами - это реконструкция, созданная уже в наше время.

Данила Земский для выполнения проекта размещения строений и формирования церковной площади пригласил архитектора Родиона Казакова. Спустя некоторое время церковная и фабричная территории были обрамлены прекрасными ограждениями. Первоначально фасад церкви декоративно был выполнен в стиле елизаветинского барокко, затем она не раз реконструировалась в соответствии с требованиями времени. В 1780-х гг., когда село и фабрика принадлежали светлейшему князю Г. А. Потёмкину, составили клировую ведомость Троицкой церкви. В 1823 году князь Н. Б. Юсупов провёл первый ремонт храма. В 1838-39 гг. на пожертвования владельца Купавинской фабрики Ильи Бабкина и купца Андрея Залогина при церкви возвели приделы, как уже было упомянуто, храм становится шестипрестольным. Видимо, в этот период колокольня приобрела классические детали - треугольные фронтончики и вазообразную главку. Храм частично перестраивался и ремонтироавлся в 1850-м и в 1904-1905 годах.

По храмовой ведомости за церковью села Купавна в 1867 году значилось 26 десятин 852 кв. сажени земли, которая находилась на расстоянии около версты от самой церкви. На церковной земле стояли дома священнослужителей, собственные, деревянные. На содержание служителей церкви владельцы Купавинской фабрики издавна, безо всякого документа выделяли ежегодно по 300 рублей ассигнациями. Пожертвования на содержание церкви постоянно вносили владельцы Докторовского химзавода купцы Малютины. Так, по документам 1900-1917 гг., на свечи, розовое масло, топливо и освещение Троицкой церкви было израсходовано 1363 рубля. В церковной ограде находилась издавна устроенная каменная часовня, на северной стороне - сторожевой домик, в котором "помещено приходское училище для детей мужского пола".

Со времени освящения Троицкой церкви в Купавне и до её закрытия в храме служили 14 священников. Первым настоятелем с 1646 по 1668 гг. был Иоанн Рождественский. После него служил священник Феодор Родионов (1668-1701), затем его сын Афанасий Фёдоров (1701-1720), внук Роман Афанасьев (1720-1746). В последующие годы диаконом и дьячком служили правнуки отца Феодора. Преемственность от второго настоятеля длилась в течение 133 лет. Последним настоятелем был Димитрий Богоявленский, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне.

Свято-Троицкий храм до революции 1917 года был воплошением красоты, славы и гордости Купавны. 1930-е годы стали для Троицкой церкви серьёзным испытанием. В конце 1930-х годов иконы и всю утварь вывезли из храма, сняли и колокола. После закрытия церкви в 1937 году всё было переделано таким образом, чтобы здание ничем не походило на прежний храм. К великому сожалению, этот великолепный памятник архитектуры, некогда жемчужина Богородского уезда, - был сильно разрушен. На снимках храма 1946-47 гг. на окнах нет ни рам, ни решёток, ни дверей. Здание зияет открытыми проёмами. Уникальные росписи стен уничтожили путём снятия слоя штукатурки молотками и другими инструментами. В 1950-е годы полностью разобрали кровлю, сняли главки. Несколько лет в здании бывшей Троицкой церкви размещалась столовая, молодёжное кафе с дискотекой, спортивные секции, магазины.

Ко времени тясячелетия Крещения Руси начали возвращать верующим их святыни. Многие ещё помнили действующий Свято-Троицкий храм. В конце 1980-х годов появилась идея вернуть его верующим. На общем собрании была создана церковная двадцатка - первичный церковный актив. У храма появился свой юридический адрес, печать, расчётный счёт. Люди горели желанием сделать всё для скорейшего открытия храма: оформляли документацию, разрабатывали устав, собирали средства, на своих плечах выносили тонны мусора из здания и с прилегающей территории. Наконец, 3 июня 1990 года, в день Святой Троицы, состоялось первое богослужение. Вся площадь была запружена народом. Молебен отслужил настоятель Богоявленского храма села Бисерово священник Сергий Ткаченко. Состоялся первый крестный ход после многих лет запустения и разрухи. 21 сентября 1990 года впервые открылись Царские врата. Председателем попечительского совета был избран президент ЗАО ТФ "Купавна" Иван Михайлович Симак.

Осенью 1996 года была построена и освящена часовня в честь вмч. Георгия Победоносца, отлиты колокола, на земле установлена звонница. На куполе восстановили луковку. После долгого затишья стены храма огласили звуки Божественной литургии. Богослужение тогда совершалось на втором этаже храма. В ноябре 2000 года состоялось торжественное освящение 1-го этажа. Одно из главных направлений восстановления прежнего облика храма - воссоздание пятикупольного здания в том виде, в каком храм существовал столетие назад. За прошедшие годы была восстановлена колокольня с курантами. На первом этаже Свято-Троицкого храма отремонтирован центральный алтарь и приделы Илии Пророка и Андрея Первозванного с резными иконостасами. Продолжаются реставрационные работы на втором этаже храма. По новому выглядит воскресная школа, отремонтированы хозяйственные постройки на храмовой территории. Сейчас верующие с благодарностью вспоминают московского купца, основателя Купавинской шёлковой мануфактуры Данилу Яковлевича Земского, построившего в Купавне на свои средства великолепный Свято-Троицкий храм.

Из журнала: "Московские Епархиальные ведомости". №6, 2019 и сайта: my-old-kupavna.ucoz.ru/История города Старая Купавна/Купавинский Свято-Троицкий храм


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 апреля 2024

В Троицком храме города Старая Купавна Богородского городского округа находится особо почитаемая верующими икона Владимирской Божией Матери. Купавинский список ценен тем, что является одним из немногих предметов храмового убранства, который удалось спасти от уничтожения в 1930-е годы. Старая Купавна связана с Владимиром также своим расположением вблизи дороги, ведущей из Москвы в этот древний город. По этой причине в 1724 году жители Старой Купавны стали свидетелями и участниками торжественной процессии перенесения гроба с мощами святого князя Александра Невского из Владимира на Клязьме через Москву в Санкт-Петербург. День церковной памяти Александра Невского, которого особо почитают в Троицком храме, отмечается 6 декабря по новому стилю.

Горьковское шоссе – современная автомобильная трасса, ведущая из Москвы во Владимир – часто не совпадает с линией старинного Владимирского тракта. В районе Старой Купавны прежняя дорога пролегала примерно на километр южнее нынешней магистрали и совпадала с Большой Московской улицей. Таким образом, Троицкий храм был воздвигнут прямо на знаменитой «Владимирке». Тракт был известен тем, что по нему вплоть до середины XIX века гнали пешим этапом каторжных и ссыльных из Бутырского тюремного замка Москвы во Владимир, а затем в Сибирь. Каждые двадцать с лишним верст у Владимирки располагались этапные тюрьмы, где осужденные делали остановки. Условия перемещения каторжан были жуткими. Железные кандалы на руках и ногах больно врезались в тело, а изнурительный путь продолжался иногда больше двух лет. Больные и слабые нередко погибали в походе, не успев дойти до места своего заключения. Церкви в самом начале долгой дороги играли особую роль для этапируемых. Многие из них приступали здесь к церковным обрядам как в последний раз, не зная наперед, доживут ли они до конца пути.

Впрочем, Владимирка была дорогой не только каторжников. Владимирский тракт был важным торговым и военным путем, а также знаковой дорогой в религиозной жизни страны. В 1724 году царь Петр I принял решение перенести гроб с мощами благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира, где они хранились с XIII века, в образованный в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь. Маршрут торжественной процессии пролегал через Москву, а оттуда, минуя Клин, Тверь и Новгород, шел в новую столицу. Во всех селах и храмах, которые стояли вблизи Владимирского тракта, мощи святого князя встречали колокольным звоном и крестными ходами. Писатель И. Хитров в книге, посвященной событию перенесения святыни, указал, что 16-го августа гроб с мощами Александра Невского встретили верующие Старой Купавны. Процессия вышла из Владимира 11-го августа и достигла Москвы 17-го числа.

В то время в Купавне стоял деревянный храм, который позже сменило каменное здание. Перенесение мощей Александра Невского за тысячи верст в новый монастырь можно назвать исключительным событием в религиозной жизни страны. Последний раз нечто подобное произошло при царе Алексее Михайловиче и Новгородском митрополите Никоне, которые со столь же большой торжественностью перенесли мощи замученного по приказу Ивана Грозного митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. И в том и в другом случае перенесение мощей имело определенный политический подтекст. До перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург Петр способствовал еще одному религиозно-политическому шагу – канонизации в 1702 году владимирского князя Андрея Боголюбского, с которым связана история появления, пожалуй, самой известной в нашей стране иконы Богородицы – Владимирской Божией Матери.

Долгое время считалось, что список Владимирской иконы, который до революции хранился в Троицкой церкви Старой Купавны, разделил участь всех остальных икон и реликвий церкви. Все они бесследно пропали в 1938 году, после того как храм был закрыт советской властью и переоборудован под хозяйственные нужды. Когда годы давления на религию в нашей стране прошли, оказалось, что перед закрытием храма местный житель по имени Александр Кирпичников тайно вынес Владимирскую икону и спрятал в своем доме.

На сайте Троицкого храма приведены слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой, в семью которой потом попала икона, о необычных обстоятельствах возвращения святыни в церковь в 1990-е годы: «Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на первое января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где все было очень хорошо, красиво, благоустроено; в центре храма стояли два аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм».

Хочется добавить, что когда «Владимирская» икона была отдана на реставрацию, то на обратной её стороне открылся лик преподобного Сергия Радонежского. Здание Троицкой церкви, на первом этаже которой хранится почитаемая Владимирская икона, было возведено еще в середине XVIII века, хотя за прошедшие столетия неоднократно перестраивалось и меняло облик. Постройка может показаться на первый взгляд довольно громоздкой. Это впечатление усиливают маленькие главки куполов, как будто не соответствующие большим объемам просторного двухэтажного храма. Как известно, дороговизна отопления церквей в зимний период часто подталкивала зодчих к тому, чтобы строить рядом две церкви: большую летнюю и скромную зимнюю. Иногда из положения выходили другим способом: делали храм двухэтажным. Верхний этаж, как правило, строили просторным и торжественным – в нем служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года. 

Промышленники, богатые предприниматели и владельцы местных мануфактур внесли значительный вклад в расширение и обновление храма. Так, например, в первой половине XIX века у храма появились два новых придела, воздвигнутые на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. Пристройки освятили в честь небесных покровителей меценатов святого пророка Илии и апостола Андрея Первозванного. С внешней стороны стен церкви уже в наше время были сделаны красивые мозаичные иконы этих двух святых прямо на алтарных выступах соответствующих приделов. Всего у Троицкого храма шесть алтарей. Помимо главного престола в честь Святой Троицы, а также указанных выше престолов в честь пророка Илии и апостола Андрея Первозванного, в церкви имеются также престол Печерской иконы Божией Матери, Владимирской иконы и Покрова Пресвятой Богородицы. Вот что говорится об архитектуре Троицкой церкви в паспорте объекта истории и культуры, составленном в 1986 году.

Исторические сведения: Троицкая церковь в усадьбе Купавна построена на средства купца Даниила Яковлевича Земского в 1749-1751 годах. Судя по фотографии конца XIX — начала XX веков, двухэтажная церковь состояла из одноглавого четверика храма с прямоугольной в плане апсидой и колокольней. Завершение колокольни, по-видимому, было переделано в первой половине XIX столетия. Примыкающие к храму с севера и юга, одноэтажные прямоугольные приделы были сооружены в 1838-39 годах на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. В начале XX века оба придела получили полуциркульные апсиды.

Перестройки и утраты: Здание значительно перестроено в 1950-е годы. Утрачено завершение четверика храма, переделана его кровля. Боковые приделы с полуциркульными апсидами надстроены вторыми этажами до высоты центрального алтаря. Северный и южный фасады приделов завершены массивными аттиками. Верхние ярусы колокольни разобраны до высоты ее боковых объемов. Заново оштукатуренные фасады здания получили декоративное оформление, выполненное в формах неоклассицизма. Заново были заполнены все карнизы и оконные наличники. Стены обработаны рустом с разделкой на первом этаже под «шубу’. В интерьере сводчатые перекрытия заменены плоскими потолками. Дополнительные межэтажные перекрытия сделаны в храме, северном приделе и северном помещении колокольни. На втором этаже в боковых стенах четверика храма прорублены широкие проходы, объединявшие его с помещениями, надстроенными над приделами. Поздние проемы пробиты также в стенах первого этажа, отделяющих приделы от боковых помещений колокольни. Некоторые старые окна заложены. В колокольне установлены новые лестницы. Под лестничную клетку приспособлена апсида храма. В интерьере возведены многочисленные деревянные и кирпичные стены. Сделаны новые полы. Убранство интерьера не сохранилось.

Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная Троицкая церковь расположена в центре усадьбы. Она поставлена, по оси с главным домом и обращена к нему южным фасадом, перед которым раскинулась обширная площадь. После перестройки 1950-х годов сильно изменившей объемную композицию здания, сложившуюся к началу XX века, и его фасадный декор, памятник в значительной степени утратил облик культового сооружения. Двухэтажная постройка имеет симметричную, относительно продольной оси, композицию, состоящую из храма с апсидой, двух приделов и колокольни с пониженными боковыми объемами. Вытянутый с востока на запад четверик храма, покрытый в настоящее время двухскатной кровлей с кирпичными фронтонами на торцах, незначительно возвышается над остальными объемами здания. Прямоугольная в плане апсида несколько уже храма. Боковые приделы, почти полностью закрывающие северный и южный фасады храма, имеют полуциркульные в плане апсиды, слегка вынесенные за линию восточной стены центрального алтаря.

Квадратная в плане колокольня сохранилась на высоту двух нижних ярусов, покрытых вместе с боковыми объемами единой кровлей. Фасадное убранство здания практически полностью изменено. От первоначальной архитектуры, на углах апсиды на западных углах приделов и боковых объемов колокольни, сохранялись широкие лопатки. На прежних местах остались некоторые проемы. Это прямоугольные окна на восточном фасаде центральной апсиды и на втором этаже боковых объемов колокольни, а также арочные окна приделов. В интерьере первого этажа, где располагалась теплая церковь, четверик храма соединяется с алтарем тремя проходами. Из центрального алтаря в апсиды приделов ведут дверные проемы. Сводчатые перекрытия нижней церкви опирались на два, несколько смещенных к западу, прямоугольных в сечении столба. На втором этаже храм объединяется с алтарем широким проходом. В первом ярусе колокольни сохранился коробовый свод.

На старом гербе города, который все еще можно увидеть на стеле возле Троицкого храма, различимы символы тех производств и занятий, с которыми в прошлом была связана жизнь Старой Купавны и ее храма. Бобина с пряжей указывает на шелкоткацкие предприятия, а карпы – на рыбацкие промыслы Бисеровского озера. Отдельно стоит сказать об изображенной на гербе змее, обвивающей стеклянную колбу, которая напоминает символ медицины. В XVIII веке в Старой Купавне появился не только шелкоткацкий промысел, характерный и для других поселений восточного Подмосковья, но и химический завод. На так называемой «Дохтуровской фабрике» производилась лекарственная продукция. Фармацевтическое предприятие – преемник старинного химического завода – существует здесь и сегодня. Кстати, посередине герба изображен и верстовой столб, говорящий об особенности расположении селения на Владимирском тракте.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Святыня Троицкой церкви Старой Купавны и с сайта: Церковь Троицкая, 1751 г. - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.