ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Уфа. Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке.

Крестовоздвиженский храм


Уфа. Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1892 и 1893. В 1902 пристроены боковые приделы.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, Лесопильная ул, д. 2

Координаты: 54.733176, 55.919037
Проезд:От Телецентра - мимо трамвайного кольца по улице Трактовой вниз. От улицы Аральской (конечная 212,279 авт.,6 тролл.) спускаться вниз в сторону железной дороги. Также рядом находится ж/д станция "Правая Белая".



В 1994-1998 гг. была церковью Крестовоздвиженского женского монастыря, позднее переведённого в г. Стерлитамак и переименованного в Благовещенский женский монастырь. Монастырским корпусом служило соседнее здание бывшего училища глухонемых с недействующей домовой церковью Николая Чудотворца и Ермогена, Патриарха Московского, исторические связанное с Крестовоздвиженским приходом (в настоящее время в этом здании расположены воскресная школа и церковная библиотека)



Сортировка:

Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Вид с непроезжего проулка над Ахтырской улицей<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Вид с непроезжего проулка над Ахтырской улицей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 января 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Олег Driver
15 ноября 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Вид с улицы Чернышевского на Нижегородку.<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Вид с улицы Чернышевского на Нижегородку.
Максим Пяткин
1 марта 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Максим Пяткин
7 января 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Вид с востока<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 января 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Западный фасад<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 января 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Вид с юго-востока<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 января 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Алексей Александров
12 сентября 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Максим Пяткин
7 января 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, , Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Максим Пяткин
7 января 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
19 января 1966
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Вид на храм сверху. Фото 1950-х годов из фондов Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта городского округа Шуя<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Вид на храм сверху. Фото 1950-х годов из фондов Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта городского округа Шуя
Михаил Мещанинов
10 июня 1956
Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 сентября 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Максим Пяткин  7 мая 2007

В конце XIX в. появление православного храма в Нижегородской слободе ожидалось с большим нетерпением. В этом районе, удаленном от центра города и приходских церквей, процент старообрядческого населения был особенно высок. Это не могло не беспокоить уфимское епархиальное начальство, и предложение купца Трофима Петровича Козлова (впоследствии пожизненного церковного старосты) выстроить здесь храм на собственные средства, было встречено с большим одобрением.

1 сентября 1892 г. в нижней части уступа уфимской горы, поднимающейся над Нижегородкой, епископ Дионисий (Хитров) торжественно заложил храм. На торжестве присутствовал также уфимский губернатор Л.Е. Норд. Строительство велось необычайно споро: менее чем через год (22 августа 1893 г.) состоялось освящение храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Спустя 10 лет возникла необходимость в расширении церкви, и в 1902 году к его северной и южной сторонам примкнули приделы. Храм стал трёхпрестольным: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, правый – во имя св. апп. Петра и Павла, левый – во имя св. Николая Чудотворца. Впоследствии входы в приделы храма на северном и южном фасадах, а также открытые проёмы в ярусе звона колокольни были забиты. Приход церкви был самым большим в Уфе и состоял преимущественно из рабочего люда. При церкви действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, а во время 1 мировой войны семьям солдат, ушедших на фронт.

В 1920-30-е годы храм придерживался автокефального направления, до 1937 года здесь служил епископ Руфин (Брехов). После упорной борьбы церковь была закрыта, но не уничтожена; иконостасы повреждены не были. Здесь был склад минеральных удобрений, а во время разлива воды в реке Белой в храме было общежитие для населения Нижегородки. Богослужения возобновились в годы Великой Отечественной войны. В последующие десятилетия Воздвиженская церковь была одной из трех действующих городских церквей.

Храм - характерный образец постройки в русском стиле рубежа XIX – XX вв., характерный для десятков сельских церквей Уфимского уезда и губернии. Здание рублено из бревен «в лапу», обшито тесом и в настоящее время окрашено в белый цвет с желтой отделкой, крыша и купола голубого цвета. Двусветный четверик храма увенчан пятиглавием с крупной центральной световой главой. Кресты на храме изготовлены в Екатеринославе из зеркального стекла, вставленного в чугунные рамки. Все иконы иконостаса написаны в строго церковном духе по образу древневизантийских, на некоторых изображено старообрядческое двуперстие. С восточной стороны к храму примыкает прямоугольная алтарная апсида с двумя небольшими объёмами по бокам. Прямоугольная трапезная чуть уже ядра храма. Квадратное в плане основание колокольни развито в западном направлении дощатым пристроем, исполняющем роль тамбура. Северный и южный приделы равны по ширине четверику; двусветной является только средняя их часть. Верхние восьмигранные объёмы трёхъярусной колокольни завершены шатром с луковичной главкой. Все они прямоугольные. Значительный перепад рельефа зрительно уменьшает высоту восточного фасада здания; колокольня при этом почти не воспринимается.

В композиции выделяется центральная часть храма и прямоугольный объём апсиды с собственной вальмовой кровлей. Наиболее выразительным является южный фасад, воспринимаемый при подходе к зданию из центра города. Довольно сложное построение храма (особенно верхней его части) оставляет, тем не менее, ощущение целостности. Этому способствует чёткая трехчастная структура фасада с нарастанием форм к среднему пряслу и центральной главе. Ось входа (ныне забитого) подчеркнута небольшим треугольным фронтоном в завершении средней двусветной части придела. Окно второго света, расположенное над входом, сдвоенное. Боковые оси одинарных окон также завершены фронтонами, служащими как бы основанием малых глав. Трапезная выходит на южный фасад двумя окнами, идентичными окнам первого яруса придела. Ещё одно такое же окно прорезано в основании колокольни. Композиция северного фасада аналогична.

К полотну железной дороги (на запад) церковь обращена колокольней. Её третий ярус, звон имеет по сторонам света четыре открытых проёма со скошенными углами. Энергичная линия пилообразного карниза следует очертанию щипцов в завершении каждой грани звона. К воротам церковной ограды обращены три входа с высокими ступеньками крылец. Входы в боковые приделы оформлены двускатными козырьками на деревянных столбах, а вход в основание колокольни – пологой сегментной кровлей, над которой расположен треугольный фронтон покрытия тамбура. В интерьере центральное пространство сообщается широкими проёмами с приделами и трапезной. Верхние углы проёмов скошены, имитируя арку. Наклонные плоскости со световым восьмигранником над шелыгой образуют подобие свода. В остальных помещениях потолок плоский.

Сохранился резной четырёхъярусный иконостас. Солея с полукруглым амвоном в центре поднята на две ступени над уровнем пола; её фланкируют резные киоты по три с каждой стороны. Боковые приделы имеют собственные иконостасы. Привлекательный внешний вид церкви достигнут удачным распределением масс и разнообразием форм завершения. Декоративное убранство при этом не многосложно. Углы основных объёмов отмечены лопатками с филёнками. Уступчатый карниз, расположенный в уровне подоконника второго света, проходит по всему периметру здания. Все окна заключены в гладкие наличники с фронтоном и ушками. В тимпане фронтонов первого уровня и светового барабана помещен накладной равноконечный крест. В глухих диагональных гранях звона узкие рамочные контуры повторяют очертания открытых проёмов. Крыльцо главного входа декорировано подзором простой пропильной резьбы и глухими накладками на столбах. В интерьере сохранилась роспись стен, потолка трапезной и приделов, а также наклонных плоскостей. При переходе к световому барабану. Лестница к звону расположена в небольшом помещении в основании колокольни слева от входа. Круглые печи в настоящее время не используются. Габариты здания в плане (без крылец) – 20х29,3 м.

Первый настоятель – протоиерей Николай Алексеевич Котельников основал в 1902 году первое в Уфимской губернии училище для глухонемых детей, которое располагалось в кирпичном здании чуть выше храма. Потеряв зрение в 1907 году, Котельников был вынужден выйти за штат, оставшись руководителем училища. До революции на первом этаже здания училища находилась домовая церковь в честь священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. В советское время в помещении домовой церкви был устроен спортзал. Сейчас там планируется размещение епархиального музея. Глухонемые дети покинули это здание только в середине 1990-х годов, когда оно пришло в аварийное состояние.

Силами православного братства здание «возвращено к жизни». Сейчас здесь находятся Уфимский центр дистанционного обучения православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Центр Православной педагогики «Преображение», воскресная школа, церковная библиотека и православное братство. В соседнем здании работает иконостасная мастерская. Важной стороной жизни Крестовоздвиженского прихода стала миссионерская деятельность. Ежегодно организовывается сплав по реке Юрюзань. Во время сплава в двух деревнях (Ежовка и Сафоновка) на местах разрушенных храмов установлены кресты (в 2004 г.) и служится Литургия. Первый настоятель – протоиерей Николай Котельников и церковный староста Трофим Петрович Козлов были похоронены у алтаря. Их могилы существуют и поныне.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 декабря 2016

Крестовоздвиженская церковь построена в 1893 году по благословению выдающегося миссионера епископа Уфимского Дионисия (Хитрова). С ним вместе участвовал в освящении храма и затем провел в нем ряд бесед со старообрядцами священник-миссионер Евграф Еварестов, ныне прославленный в лике святых как священномученик. Первым настоятелем храма был протоиерей Николай Котельников, ставший для прихожан поистине «добрым пастырем и добрым отцом». Он похоронен у алтаря церкви рядом с бессменным церковным старостой и главным донатором храма купцом Трофимом Козловым.

Приход Крестовоздвиженской церкви до революции был одним из самых многочисленных в Уфе и состоял, в основном, из рабочего люда. При храме действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки и во время первой мировой войны семьям солдат, ушедших на фронт. Была церковно-приходская школа.

Когда у отца Николая Котельникова родился глухонемой сын, он, «скорбя о судьбе своего сына, воскорбел и о других глухонемых» и в 1902 году открыл при храме на благотворительные средства училище для глухонемых. Одним из первых внес вклад на него святой Иоанн Кронштадтский. Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых прислало для этого училища специально подготовленную в Петербурге учительницу. В годы Первой мировой войны училище глухонемых приняло военный лазарет на 94 койки. В 1914 году к зданию был сделан пристрой с училищным домовым храмом во имя святителей Ермогена, Патриарха Московского и Николая, архиепископа Мирликийского. На строительство этого храма внес вклад из своих личных средств Царь-страстотерпец Николай II.

В годы советской власти прихожане Крестовоздвиженской церкви, чтобы спасти свой храм от закрытия, дежурили около церкви. С 1933 по 1937 гг. Крестовоздвиженская церковь была кафедрой епископа Руфина (Брехова), возглавившего Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин. После его ареста и закрытия церкви в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году.

За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками. В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие.

В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии. В 1994 году на территории храма был открыт Крестовоздвиженский Благовещенский монастырь, а после его перевода в г. Стерлитамак в 1998 году на его месте прот. Роман Хабибуллин создал братство для людей без постоянного места жительства и социальный приют.

http://eparhia-ufa.cerkov.ru/xramy/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.