Проект пятиглавого храма, выдержанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.
Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.
Архитектурный комплекс Пюхтицкого монастыря отличает гармоничное единство с мировоззрением, жизнью и бытом насельниц. Время и беды пощадили ансамбль: многие здания дошли до современников в своем первозданном виде.
Душа монастыря, его духовное сердце – пятиглавый собор во имя Успения Божией Матери, построенный по проекту Александра Полещука в 1910 году. Величественный и монументальный, увенчанный золочеными крестами, он господствует над равнинной округой, органично сливаясь со сдержанной красотой северной природы. В архитектурном облике Успенского собора, в гармоничном сочетании медных куполов, светлых подкупольных барабанов и высоких стен, сложенных из облицовочного, прекрасной фактуры кирпича цвета песчаника с орнаментальным узором и арочным обрамлением из красного кренгольмского кирпича, прослеживается влияние московско-ярославской школы. «Яко един камень» смотрится храм во всем многообразии цветов.
Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, он вместителен и просторен. Средний, главный престол посвящен Успению Божией Матери; правый, южный придел – Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу, «печальнику земли русской», и Преподобному Иоанну Лествичнику, наставнику монашества; левый, северный – почитаемому Святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.
https://www.puhtitsa.ee/index.php/monastyr/istoriya-obiteli