Храмовый комплекс села Погост образуют церкви Николая Чудотворца, Спаса Преображения с колокольней и часовня. Первым притягивает взгляд Преображенский храм, благодаря огромной вертикали колокольни. Церковь начата строением в 1734 году, а закончена чуть ли не в конце 1820-х годов. 21 октября 1829 году состоялось долгожданное освящение Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения.
В 1883-1885 гг. храм подвергся перестройке. Так здание самой церкви было соединено с колокольней трапезной, причем трапезная сделана очень широкой, благодаря проекту архитектора Генриха Станиславовича Войницкого. Также были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел - 13 октября 1885 года. В храме было устроено отопление. До половины окон церковь выложена белым камнем. Ее композиция идет от нарышкинского барокко, но вместо стройного устремления восьмериков ввысь здесь происходит какое-то расползание главного восьмерика, на котором второй восьмерик становится похожим, скорее, на барабан главы, настолько он легок. Мотив встроенных низеньких колонок на ребрах восьмерика и особенно соединение их плоскими арками с соседними пучками колонок - тоже необычны и как бы самодеятельны. Дух архитектурной "самодеятельности" вообще очень сильно выражен в погостских храмах. Чистоты стиля здесь нет и в помине, зато есть самобытность.
Необычна в этом отношении колокольня. Построенная в 1829 году, она находится вне позднего ампира, хотя это было время его расцвета. Можно даже говорить о каком-то возрождении барокко, до того живописно замаскированы колоннами углы четвериков, а сами колонны осложнены сочными постаментами, импостами, раскреповками. Верхние колонны и вовсе встроены в выемки углов. Кроме того, колокольня, что совсем уж необычно, осложнена фигурными барельефами. Восемь фигур неизвестных святых, возможно, "отцов церкви", размещены по сторонам арок, по две на каждой грани основания, словно перейдя сюда со стен Дмитриевского собора во Владимире. В их очертаниях видится что-то европейское, романское. Как могло появиться столь уникальное явление на рязанских просторах, неизвестно. Обильнные зубчатые карнизы, фиалы, вазоны довершают впечатление живописности, граничащей с пластической перегруженностью, что, впрочем, не лишает колокольню, особенно ее верхний ярус, оригинальности. Колокольня выстроена в новой стилевой интерпретации, почти растреллиевской, наверное, отсюда и родилось мнение, что автором ее мог быть именно великий Растрелли. По-видимому, это высказал какой-нибудь любитель, которому эта колокольня казалась шедевром архитектуры. Словом, колокольня Гусевского погоста не менее своеобразна, нежели Троицкая церковь в Гусь-Железном, расположенная отсюда всего-то в 6 километрах.
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. "Искусство". Москва, 1989 г.