Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца встречается в писцовых книгах московского воеводы Василия Кропоткина, где сказано: "Погост на реке на Гуси, а на Погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах и образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское - приходных людей".
Нынешняя Никольская церковь построена в 1771 году на месте прежней деревянной из белого камня. На Рязанщине издавна были распространены резные деревянные изображения святых. В селах под Касимовом существовали древние чуть ли не полутораметровые иконы и скульптуры Николая Угодника. Была такая икона и в храме Св. Николая. В церкви также хранился большой древний образ Христа, "врезанный в доску". Может быть, данная традиция оказала влияние на архитектора, спроектировавшего рядом с храмом колокольню, на которой на нижнем ее ярусе над арками были помещены резные изображения святых с книгами в руках. Но что уж совсем необычно - это каменные изваяния святых с книгами, свитками и четками на верхнем ярусе колокольни.
Основное здание церкви кубическое с пологим куполом и тремя рядами окон представляет композицию 17 века, но в новом барочном или раннеклассическом уборе. По силе воздействия главенствует все же старое. В образе храма еще живет эстетика древнерусского посада. Как уже было сказано, храм строился в период расцвета русского классицизма. Однако, сами формы храма и его объемная композиция, устремленная ввысь, демонстрируют нам барокко 17 века, правда, в обновленной трактовке. А вот колоннады, вставшие полукружиями у северного и южного фасадов, оказались вестниками классицистической манеры. Они прекрасно исполнены, хотя капителям и не достает легкости, как например, в античных образцах. Колонны также украшают вход в небольшую трапезную.
Храм был закрыт в 1930-е годы. Вновь стал действующим в 1991 году.
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. - "Искусство". М., 1989. www.prihod-pogost.cerkov.ru