Главный храм, бывший первоосновным в Киржачской обители, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по архитектуре сходный с Троицким храмом Лавры Сергиевой, неизвестно кем и когда созданный, построен из кирпича; стены этого храма со всех четырёх сторон оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями, оконечностей которых до самого цоколя на каждой стороне выложены по четыре полуколонны, из которых две по углам, а остальные по сторонам, дверей храма. В восточной стене храма сделаны три полукруглые выкладки, для помещения в них, по обычаю древности, среднего отделения алтаря, где святой престол, предложения и дьяконника. Поверх купола устроен восьмигранник, на котором выложен круглый фонариум (барабан) с восьмью узкими, продолговатыми, вверху полукруглыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками, а кругом таковыми же обводами; под украшениями, сделанными над окнами, проведены лепные - один решётчатый, а другой зубчатый - карнизы. К последнему карнизу вплотную примыкает большая, устроенная из железа и окрашенная масляными красками глава, на вершине которой на утверждённом вызолоченном яблоке установлен железный окованный вызолоченной медью крест, прикреплённый к главе четырьмя цепями. Под главою по нижнему обрезу её приделан медный позолоченный узорчатый с прорезью бордюр. Благовещенский храм покрыт железом, окрашенным масляной краской. В полукружиях, поднимающих свои верхи выше крыши, со всех четырёх сторон живописные священные изображения. Высота Благовещенского храма от пола до карниза купола 25 аршин (аршин=71,12 см), высота купола 3 аршина и один вершок (вершок=4,45 см), высота фонариума (барабана) 5 аршин, а диаметр его 5 аршин 2 вершка; восьмигранная над куполом накладка высотою в 2 аршина. Размер храма от восточной стены до западной, включая сюда и пристроенную галерею 11 1/2 саженей (сажень=2,133 м), - от южной стены до северной 10 саженей, а сама галерея шириной 2 сажени.
Святой храм Благовещения устроен весьма прочно. Купол его опирается с одной стороны на два четырёхугольных столпа, отделяющих храм от трапезы, а с другой на кирпичную стену, отделяющую алтарь от храма, имеющую в себе три прохода - средний, где царские врата, и боковые - для северной и южной дверей. Пол храма весь чугунный, положен на сводах, под которыми устроены, параллельно устройству храма, помещения, где вероятно, был некогда придел Св. царя Константина и Матери Елены и где, под правым отделением Благовещенского алтаря - дьяконником, погребён преподобный Роман, первый ученик преподобного Сергия и преемник игуменства его в Киржачской обители. Три двери храма устроены из дерева и, обитые железными полосами, отделаны под бронзу. С трёх сторон храма - западной, южной и северной - устроена из кирпича плотной прикладкой к стенам храма галерея, через которую, по приделанным к ней с северной и южной сторон крыльцами, входят в Благовещенский храм. Внутрь весь Благовещенский собо и галерея его украшены живописью, которая в самом храме произведена была в 1857 году Александром Петровичем Соловьёвым и в галерее в 1878 году живописцем Ильёй Яковлевичем Яковлевым. В 1885 году Благовещенский собор был заново расписан московским живописцем А. Я. Стороженко, орнаменты в стиле ХV века были выполнены художником Д. П. Новгородским. Пол в галерее мозаичный.
Иконостас в соборном храме устроен из дерева в три яруса, окрашен масляной краской светло-бирюзового цвета, в нижнем и втором ярусах украшен двадцатью позолоченными колоннами и весь позолоченной резьбой. В иконостасе установлено 47 икон, из которых две местные - Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения с дорогими серебряными ризами. Новый иконостас в современном стиле был поставлен и вызолочен на полимент в 1896 году на пожертвования дочери купца 1-й гильдии А. А. Соловьёва, Марии Александровны (Недыхляевой). Большое число икон хранилось в соборной ризнице. Среди них были дарственные иконы, часто именные, от людей, по милости Божией исцелённых от разных недугов по молитвам преподобных. Среди них были иконы с изображением почитаемых преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского.
В усыпальнице, где блаженно почивает преподобный Роман, по стенам поставлен резной из дерева с 7 иконами иконостас, с резной же сенью над местом погребения преподобного Романа, под которой поставлено обложенное позолоченной медью надгробие с изображением на верхней доске - самого преподобного, а на передней стороне, в возглавии - с чеканной надписью тропаря и кондака ему. При входе в усыпальницу в устроенном притворе поставлена посеребреная чаша с водой из колодца, ископанного преподобным Сергием, в освящение с верою приходящим ко гробу преподобного Романа. До начала реконструкции Благовещенского собора в 1960 году существовал единственный вход в усыпальницу (крипту) с гробницей прп. Романа - непосредственно с территории монастыря через особый тамбур (часть нижней паперти собора). Об этом свидетельствуют, во-первых, план собора, сделанный в 1856 году, и, во-вторых, письма купца Соловьёва к епархиальному и губернскому архитектору Н. А. Артлебену (1869) с просьбой прислать рисунки для устройства тамбура, ведущему к Преподобному. Помимо этого, Н. А. Артлебен по просьбе А. А. Соловьёва принимал участие в реконструкции гробницы преподобного Романа и в устройстве при ней иконостаса. В результате реставрационных работ в Благовещенском соборе вход в усыпальницу прп. Романа из тамбура (притвора) был заложен. Было уничтожено и ранее существовавшее окно. Вместо первоначального был сделан новый, поныне действующий проход в усыпальницу, прямо из храма. Стены собора изначально, по-видимому, не были расписаны. Это следует из отчёта археологической комиссии Главмузея Москвы за 1925 год. После снятия железных листов с нижней части стен собора комиссия не обнаружила под ними настенной росписи. Двухэтажная галерея, пристроенная с трёх сторон к собору, в ХIХ веке была крытой. Деревянная гробница над мощами прп. Романа была покрыта медью, впоследствии позолоченной. По меди были вычеканены тропарь и кондак преподобному. Судьба гробницы после революции не известна.
В 1923 году в Благовещенском соборе был открыт краеведческий музей, среди прочих был здесь и отдел древнерусского церковного искусства. В этот музей поступали предметы из местных храмов, а также из дворянских усадеб, в частности из имений князя И. Н. Вадбольского и графа Салтыкова. С фабрик Соловьёва сюда было вывезено более 100 набивных досок. Из музейных отчётов 1920-х годов следует, что в библиотеке Благовещенского собора было 2 тысячи книг, из них 500 - рукописные. После того как музей был закрыт, собор использовали под склад, а в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Собор не ремонтировался, настенная живопись разрушалась. В 1963-64 гг в научно-реставрационных мастерских Владимира под руководством архитектора И. А. Столетова был разработан план реставрации двух монастырских храмов - собора Благовещения Пресвятой Богородицы и храма Всемилостивого Спаса. В результате двухлетних работ над собором был установлен новый покрытый лемехом купол. И на куполе собора, и на колокольне Спасского храма поставлены кресты. За ветхостью разобран второй этаж галереи, построены лестницы, отремонтированы дверные и оконные проёмы. Храмы побелены. Внутри храмов ремонтные работы не проводились.
В 1983 году городские власти решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды: на первом этаже Спасской церкви устроить молодёжный клуб, а на втором этаже установить игровые аппараты, в Благовещенском соборе открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Предполагали сделать ремонт, провести водопровод и канализацию. Но Господь не допустил свершиться сему кощунственному деянию. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных памятников монастыря, связанных с именем прп. Сергия Радонежского, встала кижачская общественность, среди которой стоит отметить добрым словом Олега Шестакова (1967-1991). После серии опубликованных им статей храмы Благовещенского монастыря были наконец переданы РПЦ. В день памяти прп. Романа 11 августа 2000 года в Благовещенском соборе была совершена первая Литургия.
Из книги: Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней. - Москва, 2003