Самыми древними центрами православия на Меленковской земле являлись погосты. Погостом первоначально назывался центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее это название закрепилось за центром административно-податного округа и характеризовалось как крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем или сельское кладбище. Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от города Меленки и в 100 от города Владимира среди лесов и полей. На месте данного погоста когда-то существовал женский Предтеченский монастырь.
Время основания этого монастыря совершенно неизвестно, а упразднен он уже в первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах 136–138 (1628–30) гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девич монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николы Чудотворца обе древяны клецки. А у церкви во дворе поп Терентий Лазарев, во дворе поп Алексей Еремеев, пономари Васька Савостьянов с детьми, с Гаврилкой да с Устинкой, да с Ивашкой, да с Лучкой, во воре просвирница Марьица да 10 мест келейных. Пашни церковной середние земли 40 четвертей да лесом поросло 10 четв. в каждом поле. Того монастыря пустошь, что была деревня Горки, Мусолово тож, в ней 3 места дворовых пашни паханыя наездом середние земли 30 четв., перелогу 20 четв. да лесом поросло 30 четв., а всего по 80 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что был починок, Попово тож, в ней два места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 15 четв., перелогу 10 четв., лесом поросло 20 четв., а всего 45 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что было селище Давыдовское стараго запустения, в ней место дворовое, пашни паханыя наездом середние земли 8 четв., перелогу 2 четв. да лесом поросло 10 четв., а всего по 20 четв. в поле. Всей пахатной земли при погосте значилось по 200 четв. в поле, а в дву потомуж. К погосту и к пустошам по заполью лужок Павлов, да лужок Попадьин, да лужок Макаров, да заполем в лесу лужок Петрушинский, сена ставится 130 копен. Лесу пашеннаго 30 десят. да непашеннаго на полторы версты в длину и на версту поперег.
Таким образом, в первой половине XVII столетия причт церкви Куземскаго погоста владел сравнительно громадным земельным наделом. Все вышеупомянутыя пустоши, конечно, были приложены в прежде бывший здесь девичий монастырь. Сам погост до отписки монастырской земли к церкви, не назывался погостом Куземским, а Предтеченским; Куземским же стал называться по стану писцов, которые продолжали здесь свои занятия в течение трёх лет. Когда получило начало свое общество монашествующих девиц и стало поселяться при церкви погоста Куземсмского,- неизвестно. Но тем не менее со всякою достоверностью полагать должно, что община эта первоначальным образованием своим обязана некоторым из девиц дворянского происхождения, которые, вероятно в те тяжелые и смутные времена переживаемые Россиею, желая девство свое посвятить Богу, поселялись, в сообществе с другими, при погосте Куземском, как месте тихом и более других уединенном, удерживая за собой ту часть земли, которая приходилась по семенному разделу. К этому убеждению приводит то именно обстоятельство, что монастырская земля не составляла общей нераздельной собственности, а разделена была на отдельные участки, на которых поселялись работники, принадлежавшие монашествующим девицам по крепостному праву.
Когда упразднен этот монастырь, также неизвестно. Но если взять во внимание приписку монастырской земли к Предтеченской церкви по писцовым книгам 1736-1738 гг. и инструкцию, данную Московской Губернской Канцелярией в 1765 г. на отмежевание таковой Земли к церкви то необходимо полагать, что и упразднение монастыря произошло в первых годах XVII столетия, так как из писцовых книг видно, что, во время описания монастырской земли, не изгладились еще места ни келий монастырских, ни места поселенцев, да и самый причет, состоявший из двоих священников, при одном пономаре, оставался в том же составе, в каком был при существовании монастыря. Что касается прихода погоста Куземскаго, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячек и пономарь; в приходе: д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (ныне здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворнаго слуги (ныне здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (ныне здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (ныне здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (ныне здесь 50 дв.), д. Мусина – девять дв. крестьянских (ныне здесь 18 дв.), д. Шушпанова, - 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянский, д. Свежаки - 11 дв. крестьянских (ныне здесь 35 дв.). Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашеннаго 30 дес. и непашеннаго на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину». Таков состав Куземскаго прихода к концу XVII столетия. Что же касается церквей Куземскаго погоста, то сведения о них довольно скудны.
Из писцовых книг мы видели, что в 1628 – 30 гг. на погосте было две деревянных церкви. И в настоящее время в погосте существуют две деревянных церкви во имя тех же святых, что и в 1628 – 30 гг. Теплая Николаевская церковь построена вновь в 1861 году; куплена она в селе Приклоне Меленковскаго же уезда; в 1882 году она распространена. О времени же построения холодной Предтеченской церкви не имеется никаких сведений. На Ирмологие изд. 1673 года есть, впрочем, такая отметка: «в 74 году освящена церковь Иоанна Предтечи при Преосвящ. Алексие, Архиепископе Рязанском». Если верить этой отметке, то Предтеченская церковь, значит, принадлежит к старинным деревянным церквам XVII века. Но она не сохранила своего первоначальнаго вида; кровля на ней железная, под ней каменный фундамент. И внутри вместо прежде бывшаго полотнянаго иконостаса новый деревянный. Над престолом и жертвенником Предтеченскаго храма устроены полотняныя сени. Утварью, ризницей и св. иконами церкви снабжены достаточно. Не смотря на несомненную древность церквей в погосте древняго в них почти ничего не сохранилось. Сохранились только два напрестольных Евангелия печати 1685 и 1697 гг. и вышеупомянутый Ирмологий изд. 1673 года. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: арендной платы на землю 100 руб. и от служб и требоисправлений до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви и в настоящее время столько же, что и в XVII столетии: усадебной 6 десят. 830 саж., пахатной 250 десят. 1,543 саж., под лесом 112 десят., сенокоса по кустарнику 23 дес., 1,850 саж., под церквами и кладбищем 2 дес., под дорогами 15 дес., под болотами 11 дес. 2, 187 саж.; всей земли 421 десят. 1,543 саж. План и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из деревень: Угрюмова (1/2 версты от церкви), Митина (1 вер.), Скрыпина (3 вер.), Запрудья (6 вер.), Псилова(6 вер.), Мусина (6 вер.), Зимниц (6 вер.), Горохова (3 вер.), Свежаков (3 вер.), Дурасовка (4 вер.) и Бабухова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 1,481 душа муж. пола и 1,549 женскаго. В погосте имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 26. (См. Владимир. Епархиальн. Ведомости 1883 года № 23. – Примеч. автора).
Новая каменная Предтеченская церковь была построена в 1910 г. Усердием настоятеля храма протоиерея отца Иоанна Андреевича Рейпольского. Иоанн Андреевич Рейпольский родился в селе Ильинское Стромиловых Юрьев - Польскаго уезда Владимирской губернии в семье священника в 1814г. Окончил Владимирскую духовную семинарию 1842 г. 14 марта 1843 года рукоположен в сан священника и назначен в Архангельскую церковь села Свято, Гороховецкого уезда. В 1852 году служил полковым священником в Севастополе. Получил наградной крест на Владимирской ленте и медаль за оборону Севастополя. По возвращении около года служил в погосте Богоявленском Вязниковского уезда. А с 1856 по 1859 в селе Александрово Судогодского уезда. С 1859 по 1870 в Успенской церкви села Крюково Меленковскго уезда, а с 1870 до самой кончины в Куземском погосте того же уезда. За годы служения в этом погосте усердием батюшки Иоанна было открыто две школы, одна в сельце Скрыпино школа грамоты, а другая при погосте церковно-приходская школа. Также были благоустроены оба храма и обнесены каменной оградой. Кроме того, он сэкономил 2193 рубля 91 копейки от своих доходов и передал их на нужды храма. Но самым главным его желанием было строительство нового каменного храма.
В 1893 году в погосте Куземском торжественно отмечался 50 – летний юбилей священнослужения отца Иоанна. В 1894 году, в связи с ухудшением здоровья, в основном зрения о. Иоанн уходит за штат. В 1900 году отец Иоанн написал прошение Высокопреосвященнейшему Сергию архиепископу Владимирскому и Суздальскому на строительство нового каменного храма, в котором он указал: «…Ныне считаю для себя священнейшею обязаностию во славу Пресвятаго имени Божия принять участие в устройстве нашего каменнаго храма и таковой же колокольни, и с этою целью в церковь погоста Куземскаго жертвую от себя пять тысяч рублей билетами государственной 4% ренты. Причем желал бы, чтобы вся эта сумма положена была на имя церкви в Муромское отделение Государственнаго банка на хранение, и чтобы одни проценты с 1 марта 1901 года получались каждогодно из банка и расходовались на церковныя работы до тех пор, пока не окончатся каменною кладкою храм и колокольня. По окончании же этих работ из означенных пяти тысяч рублей четыре жертвую на приобретение для той же церкви колокола с литейным изображением Христа Спасителя и Божией Матери, и словами: Приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. А тысячу пятую жертвую на два новых иконостаса храма. Сие приношение покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство от меня в церковь Божию принять, а для сего приказать местному благочинному пять тысяч от меня получить, для передачи их по назначению…».
Прошение было написано дочерью отца Иоанна девицей Анной, так как батюшка к тому времени плохо видел, но подписано им самим, а так же священниками погоста Куземского и Благочинным. Отец Иоанн скончался в глубокой старости, в 1902 году, а его дочь Анна жила в погосте Куземском до 1910 года, когда был построен и освящен новый каменный храм. Освящение храма совершилось 31 октября 1910 года Преосвященным Евгением епископом Муромским. Престола в нем было три: I. Собор Иоанна Предтечи. II. Святителя Николая. III. Великомученицы Параскевы.