Крюковский приход
«Село Крюково находится примерно в 35 км к востоку от Гусь-Хрустального за деревней Лесниково. Раньше оно входило в Меленковскую волость. По записям в патриарших окладных книгах видно, что первый раз церковь здесь была построена в 1635 году и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1709 году её перестроили. В 1717 году по просьбе помещика Ивана Михайловича Дубенского в Крюково было разрешено строительство другой теплой деревянной церкви во имя святого великомученика Дмитрия Солунского с приделом в честь святых мучеников Флора и Лавра. В 1777-81 годах вместо деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери устроен каменный храм в честь того же праздника. Новый храм строила помещица Панцырева, и поставлен он был на новом месте за селом возле помещичьего дома. Каменная церковь выстроена в архитектурном стиле позднего барокко. В 1792 году была перестроена и Дмитриевская деревянная церковь, но до 1809 года она оставалась неосвященной. Затем церковь разобрали, и за счет нее была расширена трапеза каменного храма. Это расширение было произведено на средства помещика И.А. Дубенского. С того времени храм существует без изменений с внешней стороны, а внутри церковь обновлялась в 1865-1874 годах на средства хозяина соседнего завода (Первомайского) Добровольского (родственник Дубенских).
С.А.Добровольский, скончавшийся в 1882 году в возрасте 27 лет, похоронен возле церкви. Здесь же похоронен 3-летний сын Дубенских, скончавшийся от тифа. Судя по кладке из разносортных кирпичей, церковь строилась при небогатом финансировании и непосредственном участии самих крестьян. Престолов в храме три: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах - во имя святого мученика Димитрия Солунского (освящен в 1814 году) и святых мучеников Флора и Лавра (освящен в 1825 году). Зимние службы проходили в Дмитровском приделе. При церкви имелось 30 десятин земли (1 десятина - 1,09 га).
Приход в XIX веке состоял из села Крюково и деревень Лазаревки, Борисово, Заболотье, Ново-Еммануиловки, Ивановской, Васюнино, Ново-Недановки, в коих по клировым ведомостям числилось 751 душа мужского пола и 825 женского. Прихожане из других деревень часто оставались на ночлег в церковной сторожке. Про бывшего помещика Дубенского здесь и поныне ходит молва, что был он с крестьянами очень строг, даже лют. По заведенному им же порядку, прежде чем девушка выходила замуж, она должна была переспать с барином. Однажды в этих тихих местах хотели обосновать свою обитель монахи, но Дубенский, зная нелюбовь монахов к вязам, посадил во всей округе именно эти деревья. Соседствовать с вязами монахи не стали.
Близость к Меленковскому району сказалась на наличии в округе нескольких ветряных мельниц, остатки одной из которых сохранились в Крюково и поныне. Также мельницы были в деревнях Протасьево, Новопокровское. На мельницах мололи выращенную здесь же рожь, просо, гречу. С 1894 года в селе Крюково существовала земская народная школа, в которой в 1896 году было 50 учащихся. При храме сохранились пруды Барский, Соленый, Свежий. Подземные воды в этих местах залегают очень глубоко, поэтому пруды являлись основным источником воды. Даже зимой лед из прудов кололи и запасали на воду. К прудам здесь относятся по-особому, поэтому каждый имеет свое название: Забалуиха, Гамазей, Канышки, Бабий и др. Большой колокол с церковной звонницы сняли в 1930-х годах, но в силу большой набожности местных крестьян (особенно ивановских) храм всегда был действующим, хотя с 30-х годов священники в церкви стали часто меняться и приезжать из Владимира. В 1942 году священника вообще не было, и за храмом следили сами прихожане. По словам местных жителей, во время Великой Отечественной войны его пытались закрыть, но сторож Сергеев стоял у замка с топором день и ночь, не дав разграбить церковь. Впоследствии его раскулачили, лишив дома и коровы. Позже небольшой колокольчик повесили прямо у входа. С 1945 года епархия выделила священника.
Флоровский придел в советское время разорился, и там был устроен склад. По словам жительницы деревни Ново-покровской Александры Ефремовны Лаврентьевой (1929 года рождения), вера в Бога в 1946 году спасла урожай местных крестьян от сильной засухи. Дождя не было несколько недель, солнце палило, и тогда колхозники пошли в сельсовет просить разрешения на молебен. Их освободили от работы. После того как крюковский священник закончил службу и крестный ход с хоругвями направился вокруг села, неожиданно подул сильный ветер, собрались тучи, и грянул грозовой ливень. Вода по крюковским деревням лилась рекой, а в соседней округе дождя не было.
В 1958 году протоиерей Николай Матвеевич Лапшин построил рядом с храмом для себя дом, который сохранился и поныне. После Лапшина настоятелем церкви стал отец Стефан Чернявский (ныне архимандрит), который в 1972 году был направлен в Эрлекс, а оттуда в Крюковскую церковь пришел протоиерей Анатолий Васильевич Дмитриев, служивший еще ранее во Владимирском Успенском соборе. Отец Анатолий был настоятелем Успенской церкви в Крюково 30 лет, и за это время в 80-х годах была полностью заменена кровля храма». А.Чистяков, Н.Капкова. "Новая Афиша" №18, 2005 г.
По материалам сайта http://www.gus-hrustalniy.ru/history/rayon/krukovo.php
Иоанн (Стрельцов Тихон Яковлевич) 16/06/1885-20/01/1970. Родился в Харьковской о., Боровский р., слоб. Пески. Сын почетного гражданина, бывшего члена Государственной думы от крестьян. Окончил 4-х классное военное училище. Служение: Харьковская губ., Святогорская Успенская общежительная пустынь. С малых лет состоял в братии (послушником) Святогорской Успенской пустыни, откуда в 1906г. был взят на военную службу. Находился в Карсе на действительной военной службе в Карской крепостной артиллерии при графе Воронцове-Дашкове. Продолжал находиться на военной службе вплоть до 1921 г. В 1921 г. вернулся в Святогорскую Успенскую пустынь. Рукоположение: монах Иоанн. Был пострижен в монашество настоятелем Святогорской Успенской пустыни в 1921 г. В 1924 г. иеродиакон, в 1926 г. иеромонах. Должность и.о. настоятеля (с 1926г.). Настоятель Всехсвятской кладбищенской церкови при бывшей Святогорской Успенской пустыни. В 1930 г. награжден правом ношения наперсного креста за борьбу против обновленцев и других сектантов. Арест: Харьковская о. 26/09/1937, приговор 10 лет ИТЛ в Архангельская о., концлагерь. Находился в концлагере на лесоповале. В 1943 г. был освобожден досрочно. Поехал домой. По дороге, возвращаясь домой из заключения, заехал помолиться в Благовещенском соборе г. Мурома. В то время там служил архиепископ Горьковский и Арзамасский, который послал его служить настоятелем Успенской церкви с. Крюково. Служение: Владимирская о., Гусь-Хрустальный р., с.Крюково, Успенская церковь, иеромонах, должность настоятель с 16/05/ 1943. С 24 февраля до 5 марта 1949 г. архиепископ Владимирский Онисим предоставил иеромонаху Иоанну отпуск, во время которого он выехал в Москву к Патриарху по делам Успенской Святогорской пустыни как бывший ее настоятель. Из Москвы он был отпущен Патриархом в г. Ворошиловград по делам пустыни. Задержавшись в Ворошиловграде, иеромонах Иоанн просил продлить отпуск, но архиепископ Онисим не разрешил. 30 марта 1949 г. иеромонах Иоанн вернулся в с. Крюково. Вновь арестован 18/06/1949. Приговор 8 лет ИТЛ, срок заключения отбыл полностью. В сан игумена был возведен после 1949 г. С 1957 г. проживал в Донецкой о., с.Покровка. Кончина 20/01/1970 Донецкая о., с. Покровка.
Публикации: 1. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись. С.51. 2. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.58. 3. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.41. По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrRn9X2
Сегодня церковь по-прежнему действующая. ОФициально приход в селе Крюково юридически не зарегистрирован. Малочисленных прихожан приходится даже, время от времени, возить к службе самому священнику из соседних селений. И дорога плохая, и пожилым бабушкам трудно добираться, и местность обезлюдела. Хорошо, один из прихожан пожертвовал храму старенький уазик повышенной проходимости. Зимой дорогу на Гусь-Хрустальный часто заносит снегом, и расчистка её представляет значительные трудности. Трактора в селе ни одного нет. За хлебом священнику зимой иногда приходится ходить на лыжах в соседнюю деревню Ивановская (Селивановский район). Для уменьшения сырости в храме, лучшей сохранности фасадов и обзорности, архитектурной выразительности, большая часть старых деревьев вокруг храма спилена, предпринимаются усилия по приведению территории в порядок. В перспективе есть намётка построить рядом с церковью ещё один домик для приезжих гостей, места здесь красивые, тихие, грибные. Самой церкви срочно требуется ремонт фасадов, кровель, нет колоколов. Но, несмотря на все трудности храм живёт.