ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ельдигино. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Ельдигино. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Анастасии Узорешительницы, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1735.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Пушкинский район, с. Ельдигино

Координаты: 56.1154, 37.81283
Проезд:на автомобиле: от Ярославского или Дмитровского шоссе по А-107 (бетонка) до с.Алешино, поворот по указателю на Ельдигино; общ.транспортом: с Ярославского вокзала до пл.Правда, далее авт. 25, 32 до с.Ельдигино от станции «Зеленоградская» Ярослав. ж/д. авт. № 37 до ост. Ельдигино



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Светлана Сакулина
7 сентября 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
1 июня 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
1 июня 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Сергей Сол
16 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Сергей Сол
16 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
strusto
20 декабря 2008
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
strusto
20 декабря 2008
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Михалыч
14 июня 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
5 ноября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, Главный престол<br>, Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Главный престол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
28 августа 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Придел вмц Анастасии Узорешительницы<br>, Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Придел вмц Анастасии Узорешительницы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
28 августа 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Придел Пророка Илии<br>, Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Придел Пророка Илии
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
28 августа 2021
Церковь Троицы Живоначальной, Царские врата Троицкого иконостаса<br>, Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Царские врата Троицкого иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
28 августа 2021
Церковь Троицы Живоначальной, , Ельдигино, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
5 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 декабря 2010

Усадьба Ельдигино расположено севернее Пушкино есть два основных пути, через пос. Зеленоградский или Алёшино, что рядом с "малым бетонным кольцом" А107. Этот, малоизвестный до не давних пор уголок Подмосковья имеет интересное прошлое. Название села Ельдигино (Елдегино) - вятского происхождения. "Елдыжиить" - означало ввязываться в ссору или спор. Возможно, именно из-за земельной распри эти места и получили столь резкое для русского слуха название. В 1630 г. сельцо значилось за стольником, князем Юрием Андреевичем Сицким. К этому времени здесь уже существовал деревянный храм в честь Рождества Богородицы.

В 1662 г. вотчину приобрёл князь Григорий Семёнович Куракин, после чего она более ста пятидесяти лет принадлежала этому знатному роду. "Князья Куракины, несомненно, один из самых блестящих и культурных аристократических родов России, восходящий по преданию к литовскому князю Гедемину и киевскому князю Владимиру святому. Многие его представители были европейски образованны и вошли в историю благодаря ярким дипломатическим дарованиям" - такую характеристику даёт Куракиным Мария Нащокина. В 1694 г. в права наследования вступает Борис Иванович Куракин (1677-1729) - крупный дипломат, сыгравший в формировании усадебного ансамбля заметную роль. Несмотря на большую занятость на государственной службе, участие в петровских баталиях, и дипломатические разъезды по Европе, князь старался не обделять вниманием и своё подмосковное имение, состоявшее в ту пору из хором, голландского сада и плотины с прудами. Сгоревшую Рождественскую церковь было завещано возобновить потомку - сыну Александру Борисовичу, советнику посольства, а позднее полномочному министру при французском дворе. Находясь на службе при французском дворе, можно предположить, что А.Б. Куракин заказал проект подмосковного храма кому-то из мастерской придворных архитекторов. "Центрическое ядро, завершенное восьмериком, окружено пониженным восьмигранным обходом. В Ельдигине заметна и другая особенность: восьмерик здесь формально и пропорционально приближается к барочным барабанам, характерным для архитектуры Рима того времени" - пишет Владимир Седов.

Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в 1735 г. князем Александром Борисовичем Куракиным по обещанию, данному своему отцу Борису Ивановичу Куракину. Князь Б.И. Куракин был выдающимся дипломатом и писателем своего времени, он владел селом с 1684 года. Село досталось ему от деда - князя Григория Семеновича Куракина. В то время в селе Ельдигине при нем стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, старая и ветхая, с приделами св. пророка Илии и прп. Макария Желтоводского. После смерти деда князь Борис Иванович приводит имение в надлежащий порядок, а на месте ветхой церкви строит новую деревянную с сохранением прежнего названия. По прошению князя в том же году в синодальном казенном приказе значится разрешение Куракину на постройку новой церкви. Для этого Борис Иванович из своей вотчины отвел 30 десятин земли и сенные покосы. В 1727 г. князь умирает и в завещании передает деньги в сумме 20 тыс. рублей. После смерти отца его сын Александр строит новый каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделами св. пророка Илии и св. великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм был освящен. В 1802 г. селом владел дворянин Николай Михайлович Гусятников. В 1842 г. новым владельцем усадьбы действительным статским советником С.И. Любимовым (женат был на Татьяне дочери Гусятникова) к храму пристраивается колокольня, а в 1877 г. усадьба продается почетному гражданину Евгению Ивановичу Арманд. В 1883г. стены расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи.

Службы в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм был закрыт и использовался как склад. С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан, но богослужения совершаются временно в левом приделе, так как в настоящее время храм во имя Святой Троицы находится в полуразрушенном состоянии и в нем ведутся реставрационные работы.

С 1992 г. в разрушенный храм пришел отец Александр Грузинов (сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, отсюда на фронт ушел его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске). Уже в 1994 г. вышла в свет приходская газета под названием «Приходские вести», открылась Воскресная школа. Храм восстановлен из руин. С 1995 г. по просьбе командования военного городка Софрино-1, батюшка стал окормлять живущих там людей. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начато строительство приписного храма во имя благоверного князя Дмитрия Донского.

С сайтов http://www.podmoskove.ru/usadba/21_usadba.html и http://agios.itkm.ru/8486


Храм в Ельдигине (Елдыгине) известен с XVI в., был деревянным. В первой половине XVIII на селе стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя св.пророка Илии и прп.Макария Желтоводского "да при дворе вотчинниковом церковь св. вмц. Анастасии Узорешительницы". , построенная кн.Б.И.Куракиным, видным деятелем Петровской эпохи. Существующий храм во имя Святой Троицы строился по его завещанию сыном графа, , обер-шталмейстером и сенатором кн.А.Б.Куракиным. Храм был приусадебным. Начато строительство в 1730 г., освящена церковь в 1735 г. Боковые престолы были освящены во имя св.пророка Илии и смц. Анастасии Узорешительницы. В 1842 г. к ней была пристроена двухъярусная колокольня, на средства действительного статского советника Н.С.Любимова. Интерьер украшал резной иконостас, настенная живопись появилась позднее. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. К моменту передачи церкви общине верующих в 1992 г. все внутреннее убранство было утрачено. Церковь является интересным образцом т.н. "аннинского" барокко. Представляет собой ярусный центрический храм, завершенный восьмериком с главой. Массивный восьмерик опирается внутри на четыре столпа. Строгое внешнее убранство характерно для своего времени. Пристроенная колокольня стилистически нейтральна и не играет в храмовом ансамбле существенной роли. Церковь Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (первоначально - памятник истории и культуры местного значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).

Источник: протоиерей Олег Пенэжко "Храмы г.Пушкино и окрестностей, г.Королева, г.Ивантеевки". Владимир, 2003 г. Каталог "Памятники архитектуры Московской области", т. 2. Москва, 1975 г.


Анонимный участник  14 марта 2015

Кирпичная церковь Святой Троицы строилась в 1730-1735 гг. при усадьбе обер-шталмейстера и сенатора князя А.Б.Куракина. Четырехстолпный храм типа "восьмерик на лепестковом основании", плоскостной декор в традициях барокко аннинского времени. Стилистически нейтральная двухъярусная колокольня пристроена в 1842 г. на средства действительного статского советника Н.С Любимова. Не использовалась в культовых целях с 1937 по 1991 гг. Церковь Святой Троицы в с.Ельдигино Пушкинского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2)

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2018

В селе Ельдигине в XVI ст. Московского уезда находилась церковь во имя Покрова Богородицы; когда и по какому случаю она была упразднена – неизвестно. Церковная земля, принадлежавшая к Покровской церкви, отдавалась в оброк и в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. писалась: «с церковной земли Покрова Пресвятой Богородицы села Митрополья приселка Елдегина на стольнике князе Юрии Андреевиче Сицком, оброку 18 алтын, да за 1635-37 гг. по 18 на год».

В Ельдигине была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, о ней имеется первое сведение в переписных книгах за 1646 г.: «за вдовою княгинею женою Юрия Андреевича Сицкова вотчина село Ельдигино, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Илья».

В 1662 г. «бил челом великому государю Александр Митрополитов о церковной Покровской земле, числившейся на оброке на князе Юрии Сицком, чтоб сию церковную землю в приходных оброчных книгах казенного приказа очистить и впредь не писать для того, что поставлена на той земле церковь января в 22 день, по помете на выписке велено очистить и впредь не писать». В приходной книге казенного приказа «жилых церквей» написано: «в 1662 г., по выписке за пометою дьяка Перфилия Иванова, внесена в приходную книгу из пустых земель церковных в жило за оброк данью церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Александра Митрополитова в сельце Елдегине; за оброк данью 17 алтын и 24 января те деньги платил человек Александра Митрополитова».

Жена князя Ю. А. Сицкого вдова княгиня Фитинья Владимировна, после старица Вознесенского девичьего монастыря в инокинях Федосья, купленную вотчину мужем ее – село Ельдигино по духовному завещанию 1655 г. отказала государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, а в 1662 г. оно отдано князю Григорию Семеновичу Куракину и за ним в том же году утверждено отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь Рождества Богородицы, да приделы: св. пророка Илии и преп. Макария Желтоводского и Унженского, да при дворе вотчинниковом церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы; при церквах во дворе поп Федор, дьячок Григорий Андреев».

По смерти князя Г. С. Куракина селом Ельдигиным владел в 1694 г. его внук князь Б. И. Куракин. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине вновь церкви. Дело началось по прошению князя Б. И. Куракина. В прошении, поданном в казенный приказ 3 мая 1705 г., он писал: «в Московском уезде, в вотчине моей в селе Ельдигине, была церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в прошлых годах та церковь Божия сгорела; да в том же селе имеется церковь деревянная во имя Анастасии Узорешительницы и ныне; государь, обещался я тое деревянную церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы, разобрав, исподи подрубя и ветхие бревна не ременя, построить на прежнем церковном Рождественском месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а на том церковном месте мученицы Анастасии построить вновь церковь во имя тое же престол каменную и чтоб указом повелено было: старую деревянную церковь св. муч. Анастасии, разобрав, построить на прежнем Рождественском месте во имя Рождества Богородицы и в той церкви на престол новое одеяние положить и новый антиминс выдать и тое церковь освятить, также и о строении новой каменной церкви вмц. Анастасии дать благословенную грамоту»… Резолюция преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского: «дать благословенная грамота церкви строить», отмечено: «дана». По смерти князя Б. И. Куракина село Ельдигино принадлежало его сыну Александру. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине каменной церкви по прошению князя А. Б. Куракина, поданному в казенный приказ 16 июня 1730 г.

В прошении князь А. Куракин писал: «вотчина моя в Московском уезде, в Боховом стану, село Ельдигино, а в том селе церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы ветхая; а обещание мое в том селе Ельдигине построить церковь каменную настоящую Живоначальной Троицы, да два придела: св. Илии пророка и св. вмц. Анастасии Узорешительницы и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы в селе Ельдигине дать мне указ». Того же года 1 июля из Синодального казенного приказа выдан указ князю А. Б. Куракину, велено: «в селе Ельдигине построить вновь каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, да в приделах св. пророка Илии, да вмц. Анастасии; пошлин 10 алтын, нужнейших 1½ чети взято».

Он же, князь Куракин входил в Синодальный казенный приказ 29 августа 1735 г. с прошением: «в вотчине его, в селе Ельдигине, подле деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы поставлена вновь каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами св. пророка Илии и св. вмц. Анастасии и к освящению в готовности и чтоб указом повелено было об освящении вышеписанной настоящей церкви с приделом св. муч. Анастасии дать указ и освященные антиминсы выдать». В книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1738 г. написано: «марта в 7 день, указ об освящении церкви Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову, по челобитью действительного тайного советника князя Александра Борисовича Куракина служителя его Ивана Соловьева, велено: в Московском уезде, в селе Ельдигине, при настоящей Троицкой церкви построенный придел св. пророка Илии освятить ему протопопу на выданном из Синодального дома освященном антиминсе».

В селе Ельдигине по переписным книгам находились: в 1646 г. двор боярский, двор скотный, 7 дворов дворовых людей, в них 18 чел., 19 дворов крестьянских, в них 49 чел.; в 1678 г. – двор князя Г. С. Куракина, дворы приказчиков и скотный, в них 5 чел. деловых, 11 дворов крестьянских, в них 33 чел., и 20 дворов бобыльских, в них 39 чел.; в 1704 г. – дворы вотчинников, приказчиков, конюшенный, да в том селе слободка, в ней 5 дворов, в них живут кабальные люди: повар, кузнец, садовник и лесник, 20 дворов крестьянских.

После князя А. Б. Куракина этим имением владела в 1754 г. его жена вдова княгиня Александра Ивановна с сыном Борисом, а от последнего перешло в 1765-88 гг. к сыну князю Алексею Куракину, по разделу с его родными братьями Степаном и Александром.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 января 2024

Была построена в 1735 году по заказу князя Александра Борисовича Куракина. По внешнему облику церковь похожа на несохранившийся до сего дня Никольский храм при богадельне князей Куракиных на Новой Басманной улице в Москве. Александр Борисович Куракин по материнской линии был двоюродным дядей императора Петра II. Прежние владельцы Ельдигино также находились в тесной связи с царской семьей. В XVII столетии, село принадлежало князю Юрию Андреевичу Сицкому, жена которого Фетинья Владимировна была «мамкой» царевны Евдокии Алексеевны – старшей дочери царя Алексея Михайловича.

Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ельдигино впервые упоминается в документах XVI века. С 1630 года селом владел князь Юрий Андреевич Сицкий, а в 1646 году – его вдова Фетинья Владимировна (урожденная Бахтеярова-Ростовская), при которой церковь имела уже другое посвящение – Рождества Пресвятой Богородицы. В 1651 году, после смерти супруга, Фетинья Владимировна стала «мамкой» царевны Евдокии Алексеевны, а затем приняла постриг и схиму с именем Феодосии, став инокиней в Вознесенском девичьем монастыре в Московском кремле. По завещанию 1655 года бездетная и вдовая княгиня Сицкая отдавала Ельдигино своей любимой воспитаннице великой княжне Евдокии Алексеевне.

Вот что княгиня Сицкая писала в духовном завещании на имя патриарха Никона: «Челом бью и благословляю Великую Государыню Царевну и Великую Княжну Евдокию Алексеевну, крест золотой с мощами, да образ Николы Чудотворца в золоте в серебряном киоте, да ей же, Государыне, челом бью купленной своею подмосковною вотчиною в Московском уезде селом Елдегиным с деревнями». В том же завещании княгиня Сицкая завещала после смерти другие свои села и деревни лично патриарху Никону и основанной им Иверской обители на Валдае. Также княгиня жертвовала богато украшенные иконы в Новоспасский монастырь, где был погребен ее супруг князь Юрий Андреевич Сицкий.

Фамилия князей Сицких произошла от названия реки Сить, протекавшей в бывшем Моложском уезде Ярославской губернии. В старину в этих краях находилось Сицкое удельное княжество. В русской истории эта река известна благодаря трагической битве 4 марта 1238 года (битва на реке Сити) между монголо-татарами и войсками владимирского князя Юрия Всеволодовича. Владелец Ельдигино князь Юрий Андреевич Сицкий в 1619 - 20-е годы служил рындой (охранником) на приемах иностранных послов: бухарского хана, шведского короля, китайского монгольского правителя. Он также ездил с дипломатическим поручением от имени царя Михаила Федоровича к кизильбашскому послу.

В 1620 и 1630-е годы князь Сицкий был возницей царя Михаила Федоровича во время поездок на богомолье и охоту. В 1630 - 1640-е годы служил воеводой в Астрахани и Веневе, был наместником в Нижнем Новгороде. В 1643 году Юрий Андреевич встречал под Псковом датского королевича Вольдемара Кристиана. Царь настойчиво предлагал датскому принцу в жены свою дочь Ирину. После решительного отказа иностранного гостя, вызванного нежеланием переходить в православие, Вольдемар был силой задержан в Москве. Он смог вернуться на свою родину только после смерти царя Михаила Федоровича. В 1662 году село Ельдигино приобрел князь Григорий Семенович Куракин, и с тех пор, вплоть до конца XVIII столетия, имение находилось в руках его потомков.

На тот момент в Ельдигино одновременно находились две деревянные церкви. Первая – Рождества Богородицы (с приделами пророка Илии и преподобного Макария Желтоводского) и вторая при дворе помещика во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы. В 1705 году внук Григория Семеновича Куракина, князь Борис Иванович решил построить в селе новый храм на месте сгоревшей за год до этого Богородице-Рождественской церкви. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский благословил князя Куракина разобрать вторую церковь Анастасии Узорешительницы, и из ее бревен выстроить заново сгоревшую церковь Рождества Богородицы. При этом на месте разобранной церкви князь должен был построить новый каменный храм с тем же посвящением св. Анастасии. Условие это было исполнено с некоторым изменением уже при сыне Бориса Ивановича – князе Александре Борисовиче Куракине. В 1735 году он возвел ныне сохранившийся каменный храм с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделами великомученицы Анастасии и пророка Илии (придел освящен в 1738 году). При этом деревянная церковь Рождества Богородицы осталась действующей и после постройки нового каменного Троицкого храма. Более того, в 1747 году, когда деревянный храм обветшал, князь выстроил его заново. Богородице-Рождественская деревянная церковь, вероятно, существовала в Ельдигино одновременно с каменной Троицкой до конца 1770-х годов, а после была разобрана. На ее месте была поставлена не сохранившаяся ныне часовня. 

Князь Александр Борисович Куракин, по заказу которого была построена Троицкая церковь в Ельдигино, родился в 1697 году. Отец дал ему хорошее образование и еще в детстве обучил нескольким иностранным языкам. В 1722 году молодой князь был советником посольства в Гааге и в Париже, где его отец Борис Иванович Куракин в разные годы служил послом. После смерти отца князь недолго был единственным представителем русского двора во Франции. В этот период он покровительствовал поэту В.К. Тредиаковскому, который учился заграницей. Впоследствии Тредиаковский посвятил Александру Борисовичу Куракину свой знаменитый труд – перевод французского романа «Езда в остров любви» (1730). В 1729 году князь Куракин вернулся в Россию, и сразу занял видное место при дворе, как близкий родственник императора Петра II– его мать Ксения Федоровна Лопухина была родной сестрой бабки царя Евдокии (первой жены Петра I). В недолгое правление Петра II Александр Борисович Куракин занял сторону противников А.Д. Меншикова и способствовал низвержению последнего. В период царствования императрицы Анны Иоанновны поддерживал ее фаворита Бирона. Сумел сохранить свое высокое положение князь Куракин и при следующей царице Елизавете Петровне: в 1741 году он был пожалован в сенаторы.

В 1780-е годы Ельдигино было продано за 35 тысяч рублей дворянину Николаю Михайловичу Гусятникову. В 1852 году селом владел зять последнего действительный статский советник Семен Иванович Любимов. Им к Троицкой церкви была пристроена нынешняя каменная колокольня. В 1877 году вдова С.И. Любимова продала Ельдигино потомственному почетному гражданину Евгению Ивановичу Арманд, который владел шерстоткацкой и красильно-отделочной фабрикой в Пушкино.

Фамилия Арманд стала широко известна благодаря революционерке и соратнице В.И. Ленина Инессе Федоровне Арманд. Она была последовательно замужем за двумя братьями владельцами Ельдигино: Александром и Владимиром Евгеньевичами Арманд. К сожалению, главный усадебный дом, выстроенный при Армандах недалеко от церкви, сгорел в 2004 году. Троицкая церковь в 1937 году была закрыта и безжалостно разграблена. Перед закрытием как обычно, был арестован и сослан настоятель храма, активистами-безбожниками сброшены колокола и увезены на переплавку, разграблена ризница а также богослужебная утварь, ценные иконы либо оклады с них, ну а позже, когда в бывшей церкви располагался склад, были утрачены и великолепные росписи 1883 года в стиле академического направления русской религиозной живописи. В конце 1980-х годов церковное здание - памятник архитектуры "Аннинского барокко", было брошено на произвол судьбы.

Возрождение церковной жизни в Ельдигино – бывшей любимой вотчине Куракиных – началось в начале 1990-х годов. С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный – таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку. С 1995 года, по просьбе командования военного городка Софрино-1 и проживающих в нем людей, батюшка принял окормление и этого населенного пункта. В хлебном магазине начала действовать церковная лавка, прямо в магазине батюшка беседовал с жителями, отвечал на вопросы, советовал, утешал. Все требы совершались в солдатском клубе и на дому. С 1996 года назревал вопрос о строительстве временного деревянного храма, но финансовый кризис подорвал возможности потенциальных спонсоров, и сил хватило только на сторожку, куда впоследствии перенесли церковную лавку. Здесь же организовалась Воскресная школа сначала для взрослых, а позднее и детская. А недавно был ископан колодец, где служатся молебны. Анализ же воды показал, что вода чистейшая, как в природном источнике. 

15 мая 2021 года в селе Ельдигино состоялось грандиозное событие. В этот день управляющий Сергиево-Посадской епархией, к которой стало относится Пушкинское благочиние, епископ Фома совершил Великое освящение Свято-Троицкого храма. Правящего архиерея, который впервые в этой должности служит в Пушкинском округе, прихожане по традиции встретили караваем. Затем епископ Фома освятил храм: основной престол в честь Животворящей Троицы и два придела - во имя великомученицы Анастасии и пророка Илии. Владыке сослужили благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель храма протоиерей Александр Грузинов и духовенство округа. Прошел крестный ход вокруг храма, после которого епископ возглавил Литургию. 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Троицкая церковь в Ельдигино






Комментарии и обсуждение


Церковь Троицы Хивоначальной в подмосковной усадьбе Куракиных Ельдигино - "упрощённая версия" церкви Николая Угодника (1730, 1742 гг.) при богадельне князей Куракиных в Москве (снесли в 1935 г.). По мнению исследователей, Никольская церковь имела общие архитектурные черты с церковью Сан-Карло-алле-Куатрро-Фонтане в Риме - творением итальянского архитектора Франческо Борромини.

2 сентября 2021, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили.