ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Осташёво. Церковь Олега Брянского.


Осташёво. Церковь Олега Брянского
Церковь. Действует.  
Престолы:Олега Брянского, Игоря Черниговского, Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:1916.
Архитектор:М.М. Перетяткович, С.М. Дешевов
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Волоколамский р-н, с. Осташево

Координаты: 55.854528, 35.858731



Сортировка:

Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
14 февраля 2022
Церковь Олега Брянского, Церковь Олега Брянского<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Церковь Олега Брянского
Андрей Косоножкин
25 сентября 2017
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 марта 2009
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
18 февраля 2021
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
18 февраля 2021
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
17 марта 2018
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
18 марта 2017
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
18 марта 2017
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, западный фасад<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, северный фасад<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, южный фасад<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 марта 2009
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 марта 2009
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
strusto
18 ноября 2006
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
22 сентября 2019
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
15 ноября 2014
Церковь Олега Брянского, звонница, вид с востока<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
звонница, вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, восточный фасад<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, звонниц и фрагмент южного фасада<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
звонниц и фрагмент южного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, , Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Людмила Хлопкина
1 сентября 2004
Церковь Олега Брянского, отреставрированный интерьер<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
отреставрированный интерьер
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
22 сентября 2019
Церковь Олега Брянского, свод основного объема<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
свод основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, алтарная часть<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
алтарная часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, северо-западная часть основного объема<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
северо-западная часть основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
22 августа 2014
Церковь Олега Брянского, Фото из журнала "Искры"<br>, Осташёво, Волоколамский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Искры"
Андрей Агафонов
1 января 1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В 1790-х годах по заказу князя А.В. Урусова на берегу реки Руза была создана усадьба Осташёво. С 1813 года усадьба принадлежала Н.Н. Муравьёву, участнику Отечественной войны 1812 года. В усадьбе происходили тайные встречи декабристов, в которых участвовал сын Н.Н. Муравьёва Александр Муравьёв. В 1903-1917 годах усадьбой владел великий князь Константин Константинович (К.Р.) и его наследник.

В 1915 году на берегу Рузы в западной части парка была построена церковь-усыпальница. Церковь так и не получила посвящения. Она была создана по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова и представляла из себя кубический четырехстолпный одноглавый храм крестово-купольного типа с пониженной апсидой. Церковь сооружалась по образцу древних псковско-новгородских церквей. Вход расположен с западной стороны, около юго-восточного угла была построена двухпролётная звонница. Вдоль стен были размещены саркофаги, в кладку стен были вмурованы надгробные доски.

http://volokblag.ru/


Сергей Сол  11 июня 2018

Храм заложен 05.07.1915 года, окончено строительство в ноябре 1916 года. Храм-усыпальница построен над могилой Его Высочества князя Олега Константиновича, скончавшегося 29.09.1914 года от ранения, полученного на поле боя в Великою войну. По желанию, неоднократно выраженному усопшим, и с Величайшего соизволения императора Николая II, похоронен князь в Осташёве в имении отца 03.10.2014 года.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 ноября 2018

Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осташево (Старое Долголядье). Так называемое «Старое село», где находится прежнее кладбище с каменной часовней на месте церкви, в старину называлось «село Успенское – Долгие Ляды тож».

На пустоши Долгих Лядах печатником Ф. Ф. Лихачевым построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Деве Марии, и образовалось село Благовещенское, а невдалеке построена была, неизвестно когда, церковь Успенская, и появилось село Успенское – Долгие Ляды.

В 1636 г. пустоши Тепнева, Бражникова и Фомкина, деревни Осташева и Чередьева (Чередова) были куплены Лихачевым и впоследствии находились во владении вместе с селом Успенским у князя И. А. Голицына, от него перешли в 1729 г. к его сыну Федору. В 1756 г. село Долгие Ляды достались его сыну Петру Федоровичу. Последний в 1765 г. свою часть имения продал графине Екатерине Алексеевне Салтыковой, после смерти которой село Долгие Ляды с деревнями в 1773 г. досталось графу А. В. Салтыкову.

В это время Успенская церковь оказалась очень ветхою. Граф Салтыков, проживавший большею частью в сельце Петровском-Чередове, желал построить вместо ветхой церкви в сельце Долгих Лядах в своем сельце Петровском каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Алексия, митрополита Московского. Причт соглашался из села Долголядья переселиться в сельцо Петровское, если граф перенесет их постройки на свой счет и вместо отмежеванной ему земли отведет в удобном месте 33 дес. неподалеку от селения или будет давать достаточную денежную и хлебную ругу. Граф отвел в 1774 г. земли 36 дес. Храмозданная грамота дана 16 января 1776 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским.

В 1777 г. сельцо Петровское и село Долголядье с состоявшими в этом приходе деревнями купил князь А. В. Урусов. Он стал украшать новопостроенную в Петровском каменную церковь, а между тем в 1778 г. деревянная церковь в Долголядье, за ветхостью, запечатана, и прихожане остались совсем без службы. Князь Урусов просил распечатать деревянную церковь и обещал в Долголядье, по освящении каменной в сельце Петровском церкви, сделать новую деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы на другом, вдали от жилых строений месте, причт же из Долголядья в Петровское просил не переселять и прихожан оставить в приходе села Долголядья по-прежнему, а каменную в Петровском церковь дозволить ему содержать на руге с особым причтом. Велено ему было приводить по окончании каменную, а в обращении ее в ружную отказано.

В 1779 г. князь Урусов писал, что в его сельце Петровском-Чередове вновь каменная церковь построена, ее он желает освятить не во имя Успения Пресвятой Богородицы, а св. Александра Невского, при ней иметь особый причт на руге, а в селе Долгих Лядах, вместо ветхой, построить вновь деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Св. Синод разрешил освятить церковь во имя Александра Невского, построить деревянную теплую церковь Успения Пресвятой Богородицы, обе церкви велел считать в одном приходе и причту быть одному.

Храмозданная грамота на построение новой деревянной церкви в селе Долголядье дана была 13 мая 1781 г., а к 8 июня старая уже была разобрана. Новопостроенная каменная в Петровском-Чередове церковь Александра Невского освящена 20 июля 1781 г. преосвящ. Феофилактом Переславским и Дмитровским.

В 1783 г. князь Урусов просил об освящении новой деревянной церкви Успения Божией Матери в селе Долголядье, только опять выражал желание иметь особый причт при церкви в Петровском, но в последнем ему еще раз отказано. Деревянная же церковь в Долголядье освящена 12 июля 1786 г. архимандритом Иосифова Волоколамского монастыря Нектарием.

Князь А. В. Урусов умер в Нижнем Новгороде в 1812 г., и имение после него досталось его пасынку, полковнику Н. Н. Муравьеву. При нем в 1822 г. каменная церковь, которая до того времени была домовою и в которой служба совершалась только летом в большие праздники, обращена в приходскую, а в деревянной стали служить только в храмовый праздник.

В 1822 г. духовенство из села Успенское-Долгие Ляды было переселено к настоящей церкви и помещено в том самом каменном доме, где и теперь живет, а помещик жил в другом, выстроенном еще при князе Урусове, большом каменном доме на левом берегу Рузы. Муравьев церковную землю взял в свое пользование, а причту назначил хлебную ругу в достаточном количестве, которую он и получал до 1862 г. Крестьян, живших в селе Успенском, Муравьев переселил ближе к настоящей церкви и назвал деревню, где они поселились, Жулино.

Когда деревянная Успенская церковь совсем обветшала, Муравьев, с разрешения епархиального начальства, употребил ее на обжигание кирпича для постройки ограды около каменной церкви, а в трапезе ее устроил придел Успения Божией Матери в память о старой церкви. На престоле Успенского придела хранится антиминс из старой церкви, освященный в 1774 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским и Дмитровским.

В иконостасе этого придела помещены иконы из старой Успенской церкви в медных высеребренных ризах: Спасителя с предстоящими преп. Сергием и Варлаамом Хутынским, Успения Божией Матери, св. Николая чудотворца и пророка Илии. В 1861 г. владелец имения действительный статский советник Николай Павлович Шипов возобновил церковь Спаса Нерукотворенного Образа на собственные средства.

В настоящей церкви четырехъярусный иконостас весь сделан вновь, иконы в нем, исключая нижнего яруса, все новые, работы лучших московских художников; придел Успенский также возобновлен, кроме икон нижнего яруса иконостаса; устроен с северной стороны придел во имя св. Филиппа, митрополита Московского. В трапезе иконы поставлены новые, возобновлена и улучшена ризница, сделаны три голландских печи. Снаружи весь храм оштукатурен, глава на главном храме и колокольня покрыты белой жестью, а крыша на трапезе – железом. Шиповым же приобретен большой колокол в 105 пуд.

Умер Шипов в 1887 г. и погребен под церковью в фамильном склепе. При Шипове хлебная руга, получаемая причтом, заменена денежною в количестве 400 руб. в год. По смерти Шипова, имение приобретено флигель-адъютантом Артемием Артемиевичем Непокойчицким, а с 1890 г. оно перешло к потомственному почетному гражданину А. Г. Кузнецову.

Из икон в храме замечательны по письму, стоящие в нижнем ярусе иконостаса главного храма: Спаса Нерукотворенного Образа, Божией Матери, князя Александра Невского и Дионисия Ареопагита, богоотец Иоакима и Анны и преп. Сергия, Тайной Вечери над царскими вратами – в массивных серебряных вызолоченных ризах; по древности замечательна Федоровская икона Богоматери, пожертвованная Шиповым. Из богослужебных книг замечательно Евангелие, печатанное в Москве в 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете, пожертвованное думным дьяконом Федором Лихачевым и его родною сестрою Маврою.

Церковной земли 70 дес. Причт состоит из священника и псаломщика, получают % 10 руб. 65 коп. в год. С 1884 г. существует приходское попечительство.

«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви)» Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 ноября 2023

Старинные церкви, расположившиеся на берегах широких русских рек, обладают особенной красотой. Можно сказать, что картина с церковью, рощей и рекой является характерной для русского пейзажа. Не случайно имела большой успех и до сих пор хорошо узнаваема работа гениального художника Исаака Левитана «Тихая обитель», где изображена именно такая композиция. Впечатляет храм Покрова на Нерли в момент разлива реки, а также знаменитые храмы на берегах Волги в Угличе, Тутаеве, Кинешме и других местах. Менее известна древняя церковь Ильи Пророка погоста Выбуты на реке Великая. Почти точной копией этой псковской церкви XV века, сходство с которой подчеркивает и ландшафт, является храм благоверного князя Олега Брянского в селе Осташево Волоколамского округа.

Церковь Олега Брянского никогда не была действующей. Она изначально строилась как склеп-усыпальница для скончавшегося в 1914 году сына великого князя Константина Константиновича и как памятник всем погибшим воинам в Первой Мировой войне. Кроме того, строительство церкви завершилось в канун революции 1917 года, и работы по внутренней отделке прервались вскоре после отречения Николая II. Храм благоверного князя Олега Брянского появился на другой стороне Рузы в связи с трагическим событием в семье владельца усадьбы Осташево великого князя Константина Константиновича Романова. Представитель императорского дома, внук Николая I и талантливый поэт, писавший под псевдонимом К.Р., потерял на фронте Первой Мировой войны любимого сына Олега. Это был единственный из пяти сыновей великого князя, который унаследовавший тягу к литературе и поэтический дар отца. Олег скончался в 1914 году в возрасте всего двадцати одного года и стал единственным представителем династии, который погиб в этой войне. Согласно прижизненному желанию князя Олега, было решено похоронить юношу в подмосковном имении отца в Осташево, где великокняжеская семья решила построить усыпальницу для любимого сына и брата. К слову, Олег был первым из дома Романовых получивших гражданское высшее образование прежде военного. Он учился в знаменитом Александровском лицее. Личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина были предметом особенной любви молодого князя, и при его содействии готовилось факсимильное издание рукописей великого поэта.

В момент начала работ по сооружению мемориального храма великий князь Константин Константинович не мог знать, что сам он скончается всего год спустя после Олега, а в 1918 году будут убиты трое других его сыновей. Храм посвящен сразу трем святым: благоверному князю Олегу Брянскому – небесному покровителю трагически погибшего князя Олега Романова, великому князю Игорю Черниговскому и преподобному Серафиму Саровскому. Официальная канонизация Серафима Саровского состоялась в 1903 году при активном участии императора Николая II, считавшего, что именно по молитвам этого старца в семье, наконец, появился наследник престола. Как раз в 1903 году родственник царя Константин Константинович Романов с семьей приобрел имение на реке Руза в Осташево и, может быть, с этим связано посвящение храма-усыпальницы преподобному.

Олег Брянский и Игорь Черниговский – это древние святые князья, жившие в XII-XIIIвеках в период Киевской Руси. Князь Олег Брянский во второй половине жизни принял монашество и основал в Брянске Петропавловский монастырь. Игорь Черниговский жил на столетие раньше Олега Брянского. Став ненадолго великим князем в Киеве, он был предан поданными, которые, нарушив присягу, поддержали его врагов. Князя Игоря посадили в холодный «поруб» без окон и дверей. Через какое-то время умирающего вызволили из заточения, полагая, что дни его сочтены, и разрешили перед смертью принять монашеский постриг. Игорь, тем не менее, выжил и со временем поправился, став иноком местного монастыря. Однако одержимый злобой народ не удовлетворился этим наказанием и снова потребовал смерти бывшего князя. Интересно, что племянник и тезка князя-мученика стал героем древнего литературного памятника «Слово о полку Игореве». Еще один его тезка князь Игорь Константинович Романов – сын владельца Осташево – фактически руководил строительством храма-усыпальницы брата. Судьба Игоря Константиновича сложилась столь же трагически, как и судьба древнего князя Игоря Черниговского. В 1918 году он вместе с двумя другими родными братьями, а также великой княгиней Елизаветой Федоровной, был сброшен в шахту в Алапаевске. В Зарубежной православной церкви новый князь-мученик был причислен к лику святых, хотя в Русской церкви среди убитых в Алапаевске канонизировали только Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. Архитектурный облик церкви Олега Брянского достоин отдельного внимания. Как уже было сказано, церковь практически точно повторяет формы древнего храма Ильи Пророка погоста Выбуты в Псковской области.

Известно, что великий князь Константин Константинович был большим любителем русской культуры и старался воспитывать своих детей в русских традициях. Вполне возможно, что храм в русском стиле был желанием заказчика, а не решением архитектора. Вообще в начале XXвека возвращение к формам древних образцов церквей Новгорода, Пскова и Владимира было в моде. Архитектор Мариан Марианович Перетяткович, создавший проект храма, до работы в Осташево возвел в Санкт-Петербурге храм-памятник «Спас-на-Водах», который почти детально повторял знаменитый Дмитриевский собор XII века во Владимире. Наиболее яркой характерной чертой древнего псковского зодчества, которая заметна в церкви Олега Брянского в Осташево, является двухпролетная горизонтальная звонница, в арках которой, правда, сегодня нет колоколов. В верхней части стен храма виден так называемый «бегунец» – незатейливый узор, сложенный из поставленных под углом кирпичей, которым украшали церковные постройки в старину. Вообще храм достаточно строг и скуп на украшения, что соответствовало не только облику древних образцов, но и траурному характеру церкви-усыпальницы.

Небольшой одноглавый храм со звонницей в стиле псковского зодчества XV века начали возводить в июне 1915 года. Для фундамента решили использовать булыжник из Осташева, Новоботова и Тепнева и Новлянского. Массивный природный камень подчеркивал идею создания облика древнего типа псковских храмов. Кирпич после долгих расчетов было решено заказать на осташевском кирпичном заводе – он был качественнее и прочнее других предлагаемых образцов. Художественно-промышленная школа им. Н. Ф. Фан-дер-Флита взялась бесплатно выполнить керамические и стеклянно-мозаичные детали интерьера. Фирма «Эриксон» создала проект установки парового отопления – котел планировалось поставить в помещении под звонницей, а в стенах храма обустроить шесть ниш для батарей. Оставшаяся ниша и сейчас удачно дополняет образ храма. Сложной была ситуация с проектированием иконостаса, существовало четыре его эскиза. Вокруг храма было задумано проложить широкую дорожку в виде трилистника – символа Святой Троицы, – соединяющего усадебный дом и три фасада. К сожалению, идея не была воплощена в жизнь.

Летом 1916 года храм-усыпальница в Осташеве был практически построен. На заводе «Товарищества П. И. Оловянишников сыновья» отливали шесть колоколов от 22 футов до 16 пудов. К марту 1917 планировали установку иконостаса. Перенести тело в семейную усыпальницу предполагали летом того же года. Однако в марте 1917 года пришло письмо с просьбой прекратить строительство церкви из-за остановки финансирования. Князю Олегу Константиновичу не суждено было найти последний приют в этом храме. После 1917 года отделочные работы остановились. После революции были случаи надругательства над могилой. Говорят, искали золотую шашку, с которой якобы был похоронен князь. Местные жители в 1920 году перенесли гроб с телом на старое кладбище у храма Св. Александра Невского на противоположной стороне реки Рузы.

В 1930-е годы эта церковь была разрушена, кладбище заброшено, а на месте погоста были построены частные дома. Сейчас найти место захоронения князя Олега невозможно – участок старого кладбища недоступен для осмотра, и уже нет в живых людей, помнящих точное местонахождение могилы. К концу 1990-х годов храм без главки, окон и дверей был на грани разрушения.

Сейчас храм-усыпальница, освященный в честь Св. прп. Олега Брянского, переживает второе рождение. Стараниями местных жителей и священника церкви соседнего села Спас сделана кровля, вставлены окна, стены оштукатурены, на новую главку поднят крест, регулярно совершаются молебны. Хочется надеяться на дальнейшее возрождение храма и на то, что останки князя Олега Константиновича найдут упокоение в родовой усыпальнице.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Путешествие к святыням Подмосковья/Антон Саков. Два храма на берегах водохранилища/



Комментарии и обсуждение


Церковь-усыпальница Олега Константиновича Романова, сына великого князя Константина Константиновича Романова (известного в русской литературе под псевдонимом "К.Р."), чья семья проживала в Осташеве.
29 августа 2007.

Другие посвящения - Игорю Черниговскому и Серафиму Саровскому. Строил храм инженер С.Н. Смирнов
9 апреля 2014.