Пашская волость. Село Часовенское. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Престольный праздник 14 октября н.с. Именно в этот день собиралась большая ярмарка в селе (даже с каруселями). ///Прим. модератора: согласно епархиальным источникам, церковь была освящена как Воздвиженская. Возможно, существовал придел Покрова///.
Последний год использования по прямому назначению - 1935. Последними венчались жители села Семёновы, Владимир Иванович и Мария Марковна. Владимир Иванович, сельский кузнец, вернулся с войны и прожил достойнейшую жизнь до 1995 года, упокоившись в возрасте 89 лет. Мария Марковна, ныне 94 лет, два года тому назад переехала к детям в Тверь по их настоянию. В годы войны была председателем колхоза. В село не вернулось примерно 9 из 10 мужчин, больше 350-ти человек... Списки погибших находились в сельском клубе, ныне заброшенном. В церкви последовательно были склад сельхозпродукции, потом клуб с кинопередвижкой. В 1976 году уже никак не использовалась. Храм стоит на взгорке, практически самом высоком месте села, как и положено. Примерно в 300-х метрах, как продолжение дороги, сворачивающей в деревню, сохранился спуск к реке Паше. Спуск довольно крутой и с на удивление плотной землёй.
Деревенская память хранит предание, что по высокой воде приходили баржи с кирпичом, и "бабы" на заплечных козлах выносили кирпичи наверх, на берег, а потом на взгорок. Так и получился этот плотно утоптанный подъём от кромки воды. После закрытия жители разнесли иконы из иноконостаса по домам. И по сей день многие иконы сохранились. Однако, тему эту обсуждать не принято, она практически табуирована. Никогда не слышал, чтобы в храме были особо древние или местночтимые образы. Однако, следует учесть уже упомянутый фактор необсуждения этой темы. У подножия церкви, в траве всё ещё различимы холмики - бывший погост. Где покоятся и родители Марии Марковны Семёновой, с её слов. Нынешнее кладбище, находящееся примерно на расстоянии 1,5 км, и, к большому сожалению, не освящено. Примерно два года тому назад храм был освящён заново. К стыду своему, всё ещё не усвоил имя священника. Знаю только, что он из чёрного монашества. И постоянно служит, кажется, в храме в Надкопаньи, примерно в 40 км (за Пашой, по пути в Свирицу на Ладоге). Внутри храма сохранились мощные лиственничные балки, поддерживавшие пол. Также остатки росписи на штукатурке. Сюжеты не угадываются, но по многоцветию, и по общему складу архитектурного пространства (внутри объём храма кажется значительно большим, чем снаружи), его гармоничности, что касается соотношения объёмов - можно поверить смутным воспоминаниям старожилов, что был он красив и очень богато украшен (скорее, по местным представлениям), и был средоточием местной жизни - религиозной, эстетической, культурной вобще...
Эти же воспоминания донесли, что на торжественных службах "хорошо пели". Надо понимать, был автохтонный хор, не только пение паствы. Отопление, кстати, было воздушным: печь(и) находились в подвале. 30 лет тому назад слышаны были, также, рассказы от некоторых других соседей, склонных, в отличие от благоговейно упомянутой мной семьи, к некоторому социальному аффекту, о том, что "на попа поработано быыыыло! Земли у него много было - косили по целым дням. А он платил по 5 копеек". Тогда это - стоимость связки баранок. Что ж, тоже неплохо, как выяснилось в последние 5 лет нашей новейшей истории... Последний постоянный священник получил прозвище "красного попа" за то, что ходил по дальним и ближним лесным деревням-хуторам за Пашой (ныне уже не существующих) и агитировал мужиков за советскую власть. Что, однако, не спасло его от ареста, и надо догадываться, гибели в гулаге в очередную "кампанию", прости, Господи... Да пребудет Божья помощь с нами всеми!
Евгений, 42 года. Живу в Питере, "дачник" в селе с 1976 года. er1651@yandex.ru