Как известно, в русской провинции храмы часто строились не по индивидуальным проектам, а либо по типовым (если речь конкретно о ХIХ веке, то это, в частности, - проекты из альбомов К. А. Тона), либо вообще "по образцу и подобию". За образец брался либо храм, существовавший на этом месте до постройки нового здания, либо храм, считавшийся "эталонным" для данной области или данного контекста. Так, например, храм Успенского Отроча монастыря в Твери породил значительное число подражаний и в конечном итоге - региональное направление в архитектуре, которое можно условно назвать "тверским барокко". Совершенно очевидно, что таким эталоном для Диева-Городища послужили ранне выстроенные храмы в окрестностях Ярославля, в частности Троицкий храм одноимённого села. Действительно, в этих двух сооружениях много общего в иконографии (двусветный четверик с относительно некрупным для ярославской зодческой школы пятиглавием), стилистике (сочетание элементов барокко и классицизма, особенно в деталировке колокольни), компоновке (сильно вытянутый по оси запад-восток "корабль" с чётким акцентом на колокольню) и даже в пространственной планировке. Вообще, при взгляде с Волги две похожие церкви, фиксирующие южную и северную границу исторической части села, выглядят прекрасной архитектурной и градостроительной парой, словно так и задумывалось изначально.
Если сравнивать колокольни Троицкой и Смоленской церквей, то на первый взгляд они могут показаться близняшками; но уже на второй взгляд видны различия. В облике Смоленской церкви много смещено в сторону упрощения. Сочные, выразительные колонны заменены полуколоннами, а в третьем ярусе и вовсе лишь обозначены пилястрами; значительно упрощено подножие шпиля и пр. Что ж, упрощение - это всегда примета эпохи, когда "искусство шагает в массы": развитие каменного строительства делает кирпичные храмы более доступными, а массы, в свою очередь, начинают искать пути упрощения тех решений, что показались для них сложными. Уникальность Троицкой церкви в том, что она - прототип, эталон; уникальность Смоленской церкви в том, что она - абсолютный, кристально чистый анахронизм. Бесполезно искать аналоги в Ярославской губернии - на её территории во второй половине ХIХ века так уже не строили. Аналог - не в пространстве, а во времени. В соседнем храме второй половины ХVIII века, который, кстати, и сам был достаточно анахроничен для своего времени. То есть, получается уже анахронизм в квадрате. Пятиглавие у Смоленского храма измельчённое, широко расставленное, что немедленно противопоставляет его абсолютному большинству построек традиционной ярославской школы, практиковавшей тесное расположение крупных глав; однако в ХIХ веке такая эстетика уже близка многим заказчикам и исполнителям храмовых проектов. Обратим внимание на практически полностью отсутствующий декор гладких стен, оживлённых лишь филенками, в которых расположены окна, угловыми парными пилястрами и сильно раскрепованным, но при этом геометрически простым карнизом.
В плане лаконичности Смоленская церковь следует за "эталонной" Троицкой. Интересно решение полукруглого с килевидным завершением фронтона над порталом четверика, использующегося как своего рода киот для живописной иконы. Крупные окна трапезной с полуциркульным завершением и минимальным декором - стандартное решение для храмов того времени. Лапидарность такого декора полностью гармонирует с декоративным решением самого основного объёма. Алтарная часть храма - простая пятигранная апсида, стилистически выдержанная в единстве с остальным зданием и увенчанная приподнятой кровлей с маленькой луковичной главкой. Компоновка храма традиционная - "кораблём". Во второй половине ХIХ века такой тип храма абсолютно преобладал в русском церковном зодчестве, что связано не в последнюю очередь с политикой "возвращения к истокам", провозглашенной в архитектуре на государственном уровне. Впрочем, храмы "кораблём" были настолько близки отечественной религиозной культуре, что смогли "отформатировать под себя" каноны предыдущих архитектурных течений.
"Церкви-корабли" активно строились и в стилистике классицизма. А в эпоху русско-византийского стиля и ретроспективизма были возведены практически в абсолют. Вход в храм под колокольней. Притвор в её нижнем ярусе достаточно просторный, с высокими потолками. Он сохранил старинные росписи в академическом стиле. Как известно, этот стиль, не посягая на каноничность сюжетного ряда и композиции живописных изображений, делает их максимально реалистичными и даже историчными, исполненными ярких цветов, насыщенными деталями и эмоциями. Самая обширная по площади часть внутреннего пространства - трапезная. При этом своды её достаточно низкие, полностью покрытые росписями (евангельские сюжеты и лики святых в сплошном обрамлении растительного орнамента), зрительно ещё более "схлопывающими" пространство. Добавьте к этому два массивных столпа, на которые опираются своды, - однако при всем при этом помещение не кажется ни приземистым, ни мрачным, благодаря богатому естественному освещению. В трапезной по шесть окон на южный и северный фасады, по одному из которых приходится на алтарные части приделов. От пространства трапезной придельные алтари отгорожены одноярусными иконостасами. Практически все простенки заняты большими иконами в старинных напольных окладах.
Главный иконостас храма - старинной работы, трёхъярусный, с большим количеством резных декоративных деталей, витыми балясинами, традиционными ещё с эпохи барокко головками ангелов и ещё более традиционными кокошниками с килевидными завершениями. Свод сомкнутый, четырёхлотковый. Четверик двухсветный, во втором ярусе - крупные окна по три в ряд. В простенках - большие живописные изображения, полностью покрыт росписями и свод. Храм Смоленской Иконы Божией Матери никогда не закрывался. Поэтому в нём сохранилось всё дореволюционное убранство. В первую очередь глаз выхвтывает живописные фрески, а также роскошные оклады икон. Большая часть массивных киотов выполнена в одном стиле. Особо почитаемый храмовый образ - икона Божией Матери "Смоленская" находится в иконостасе, слева от царских врат.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №396, ООО "Де Агостини", 2020