Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Желнино - один из старейших в Черноречье. "Намоленный", - уважительно говорят о нём верующие. Возведённый в 1878 году "тщанием прихожан и усилиями" купца первой гильдии Степана Петровича Солина, спустя без малого 140 лет впечатляет своим грандиозным видом. Его автор - безвестный епархиальный архитектор. Храм виден с любой точки обозрения и своей монументальностью производит довольно яркое впечатление. Достойно решены детали здания, выполненные в псевдорусском стиле, получившие распространение в русской архитектуре в конце ХIХ столетия. Отличительная особенность храма в том, что всё здание возведено в т. н. "кирпичном" стиле, когда главный строительный материал - кирпич - несёт на себе ещё и декоративные функции.
Церковь в Желнине была построена на три года раньше, чем возведённый в Нижнем Новгороде собор в память Александра Невского на Стрелке (1881 год, архитектор Р.Я. Килевейн). Сооружения имеют схожие черты: появились они в пору стремления продолжения национальных форм русской средневековой архитектуры. За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом. Выстроил этот огромный храм рачительный купец Солин, вложивший огромные средства в строительство сельской церкви. Немалых трудов стоило Степану Петровичу Солину построить в родной деревне храм. Одна из причин его радения - удалённость Желнина от приходской Успенской церкви бывшего Дудина монастыря. Другая - с просьбой о постройке церкви обратились тогда к своему состоятельному земляку Желнинцы. Степан Петрович душевно откликнулся на пожелание односельчан. Его благое начинание поддержали купцы-кампаньоны, но в последний момент вышли из дела. Солин не уронил купеческого слова. Храм был построен полностью на его собственные средства и обошёлся купцу в более чем 100 000 рублей. Сбылось и другое желание благотворителя: с дозволения Нижегородского владыки Филарета были перенесены в новый храм в Желнино намоленные иконы древнего письма из Макарьевского Желтоводского монастыря, переданные туда из закрывавшейся Амвросиевой Никольской обители на Оке в 1764 году. Прихожане Желнина на сельском сходе решили пригласить своим пастырем И.М. Лезвийского 38-ми лет из Подъяблонской церкви. Он и стал первым священником Благовещенского храма.
Епископ Макарий в день освящения храма преподнёс храмостроителю С. П. Солину в дар икону прп. Сергия Радонежского, сделав собственной рукой надпись на оборотной стороне: "Строителю и попечителю Благовещенского храма в селе Желнине Балахнинского уезда Степану Петровичу Солину, в день освящения оного храма на память и благословению. Нижегородский епископ Макарий. Июль 29, 1879 годъ". Переданная в храм, она исчезла в безбожные годы советской власти и считалась навсегда утраченной. И вот спустя десятилетия произошло настоящее чудо: икона обрела своё законное место в Желнинском храме. Несколько лет тому назад жительница Желнина Нина Викторовна Виноградова передала святыню в Благовещенскую церковь, которую бережно хранила долгие годы. Клировые ведомости хранят немало ценных сведений об этом храме. Согласно записи, сделанной в 1882 году, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Желнинно к тому времени было освящено три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с правой стороны - во имя Архистратига Михаила, с левой - во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковь имела в собственности 600 саженей земли. Священнослужители получали на содержание от строителя храма 300 рублей ежегодно. К приходу относились 76 дворов с 639-ю жителями. Из них 24 числились за военными, 10 - за хозяевами мещанского сословия, остальные - государственные крестьяне. 12 желнинцев значились "находящимися в расколе".
В клировой ведомости за 1916 год указано, что по штату в храме значился священник и псаломщик. Кружечных доходов набралось за год около 800 рублей, на вечное поминовение умерших прихожане положили 16247 рублей. Имелась "неподвижная сумма" в банках в сумме 24726 рублей, а также подвижных денег "на благоустройство храма 6484 рубля, всего церковь владела капиталом в 31210 рублей. Церкви принадлежало усадебной земли вместе с погостом 600 кв. саженей, пахотной, по составу песчаной, - 35. Несмотря на материальный достаток, настоятель жалованья не получал. Источником его содержания служили произвольные вознаграждения прихожан и проценты со свечного капитала. При храме действовала библиотека с полутысячей книг, хранились копии метрических ведомостей (сведения о крещении, венчании и отпевании прихожан), исповедальные росписи с 1859 года, когда желнинцы относились к приходу Подъяблонской церкви. В ведомости о приходе Благовещенской церкви за 1916 год записаны 112 дворов с 525-ю душами в них. С восточной стороны от храма была выстроена родовая усыпальница в виде часовни. По рассказам старожилов, в часовне некогда покоилось шесть захоронений родственников Силина.
Всё уничтожила революция 1917 года. Она грянула, перевернув привычный уклад купеческой жизни семейства Силиных. Однако память о благотворителях хранят земляки, восстановившие как часовню-усыпальницу, так и удивительной красоты Благовещенский храм. Непросто давалось новой власти уничтожение святыни. В двадцатые годы коренные желнинцы составляли большинство жителей селения, потому большевикам не удавалось набрать нужное количество голосов, согласных с закрытием храма. На своём совещании президиум Желнинского сельского Совета от 17.09.1938г. постановил развернуть разъяснительную массовую работу среди населения и поставить вопрос о закрытии храма на общем собрании селян. "В случае согласия населения, закрыть церковь, а помещение использовать под больницу районного значения". 24 сентября 1938 года расширенный президиум Желнинского сельского Совета вновь вернулся к вопросу, включив в повестку дня пункт о закрытии желнинской церкви. Лишь в 1940 году под напором властей удалось соблюсти необходимые формальности и официально закрыть желнинский храм, решив вопрос об использовании здания под овощехранилище.
В 1988 году попечительский совет православной общины Благовещенской церкви в Желнине принял решение - возродить храм. После расчистки помещений от мусора начались восстановительные работы, укрепление фундаментов. Летом 1990 года к воссозданию утраченного внутреннего облика приступила группа художников-реставраторов из Ленинграда под руководством известного в своих кругах художника Олега Юльевича Педаяса, возрождавшего когда-то искалеченные войной ценности Русского музея, Эрмитажа, исторические памятники в Торжке, Вильнюсе, реставрировавший внутреннее убранство Исаакиевского собора, храмов Александро-Невской лавры и др. Благовещенская церковь по сути, расписывали заново, так как не подлежали воссозданию старинные росписи по причине их почти полной утраты. Храм ожил душой. Как и в былые времена, в наше время церковь в Желнине по-прежнему помогает людям укрепиться духовно, обновиться нравственно, поддержать оступившихся, утешить в печале горюющих.
Источник информации: Информационно-политический еженедельник "Дзержинское Время"/Общество/Религия/Храм Благовещения в Желнине или https://dzer.ru/13006-hram-blagovescheniya-v-zhelnine.html