Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Есть сведения. что макет домодедовского храма и внутренний проект убранства – вплоть до чертежа иконостаса заказывала и утверждала императрица Анна Иоанновна. Но освящен он был уже после ее смерти – в 1746 году.
Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы.
С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII столетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.
Царица отнеслась к строительству храма с большим вниманием. Существует предание, будто Анна Иоанновна лично вмешивалась в работу зодчих. Когда с построенной в селе церкви сделали деревянную модель и отвезли ко двору, то, осмотрев ее, царица осталась недовольна видом колокольни. В спешном порядке уже законченная колокольня была разобрана до основания и на ее месте построена новая – более высокая и со шпилем. Императрица давала указания строить храм «без замедления, чтоб в том строении не случилось никакой остановки», но строительство все-таки затянулось на годы. Только в 1741 году, уже после кончины Анны Иоанновны, храм был освящен. Через сто лет в 1840-е годы Никольскую церковь в Домодедово частично перестроили: была сооружена новая колокольная и теплая трапезная с двумя приделами. Южный придел освятили в честь Рождества Христова, а северный – в честь Московских святителей. В таком облике храм дошел до нашего времени.
В книге «Святыни земли Домодедовской», составленной на основе материалов краеведов Г. Ф. Гарина, Б. И. Тимофеева и Н. А. Чулкова, описан любопытный факт, связанный с Никольским храмом. В 1912 году в селе Яковлево была построена деревянная Скорбященская церковь, которую приписали к Никольскому приходу в Домодедово. Храмоздателем стал богатый набожный крестьянин Иван Васильевич Голованов, в семье которого произошло чудо. Его жена и маленький сын внезапно выздоровели, когда врачи уже считали их безнадежными. Голованов принял это событие как милость Божию и на свои средства построил деревянную церковь в честь Божией Матери и ее чудотворной иконы «Всех скорбящих радость».
В строительстве каменного храма Николая Чудотворца принимали участие видные архитекторы своего времени. В 1730-е годы это были Иван Иванович Шейден (он же Иоганн Готфрид Шедель), Алексей Петрович Евлашев –.автор нескольких замечательных подмосковных церквей (в селе Ильинском Красногорского района и селе Вишняково Раменского района). В 1840-е годы возведением новой колокольни занимался архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, известный участием в создании Богоявленского собора в Елохово (Москва). Отдельного упоминания заслуживает немецкий зодчий Иоганн Готфрид Шедель.
И. Э. Грабарь посвятил Готфриду Шеделю главу в своей многотомной «Истории русского искусства» и определял его значение следующими словами: «Творец Ораниенбаума и виновник второго расцвета украинского зодчества несомненно дождется когда-нибудь более подробного исследования, чем настоящая краткая заметка, впервые открывающее самое имя этого незаслуженно забытого артиста, крупнейшего после Шлютера среди немецких зодчих Петра Великого».
Готфрид Шедель приехал в Россию в 1713 году по приглашению упоминавшегося уже петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В России немецкий архитектор получил имя Ивана Ивановича Шейдена и стал «придворным княжим архитектором» Меншикова. Он строил по его заказу грандиозные проекты в Санкт-Петербурге и окрестностях: дворец на Васильевском острове и загородные дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.
После опалы своего высокого покровителя Иоганн Шедель переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где участвовал в постройке Благовещенской церкви на Житном дворе в Московском кремле (не сохранилась до нашего времени). В этот краткий московский период Шедель, вероятно, проектировал и церковь в селе Домодедово. Но уже в 1731 году немецкий зодчий переехал в Киев, где снова плодотворно работал: он спроектировал множество построек в Киево-Печерской лавре, в том числе монастырскую колокольню. Шедель много раз просил российских правителей разрешить ему вернуться в Германию, но, подобно многим иностранным архитекторам, в России он оказался как в плену. Иоганн Готфрид Шедель так и скончался в Киеве, не увидев родных мест.
В Подмосковье приделы, посвященные Московским святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену существуют только в Серпухове во Введенском Владычнем монастыре и в Никольском храме села Домодедово. Память святителей московских церковь празднует 18 октября по новому стилю. Этот единый праздник в честь избранных митрополитов московских, живших в разные эпохи, был установлен в 1596 году. Сначала к их числу относилось только трое: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к этому лику был причислен митрополит Филипп, а последним в 1913 году – патриарх Гермоген.
Святитель Петр в 1325 году по просьбе князя Ивана Калиты перенес кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело значение и для истории Русского государства, центр которого формировался теперь именно в Москве.
Святитель Алексий (в миру Елевферий Бяконт) стал митрополитом в 1354 году. В тот период Русская церковь оказалась расколота на две митрополии (с центрами в Москве и Литве). Митрополит Алексий основал три монастыря в Москве: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевскую обитель. Он занимал кафедру во времена преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского.
Святитель Иона стал первым митрополитом, которого утвердил собор русских архиереев без согласия Константинопольского патриарха. Ставленник греков на русскую кафедру Исидор участвовал в печально известном Флорентийском соборе 1438 года, предал православие, поддержав уход греческой церкви в подчинение Римскому папе. Собор русских архиереев не согласился с решением Исидора, отказался признавать его своим митрополитом и возвел на кафедру святителя Иону.
Митрополит Филипп (в миру Федор Колычев) служил в царствование Ивана Грозного. Он выступал против политики опричнины, обличал жестокого царя за то, что тот самочинно надевал монашеские ризы. Митрополит Филипп скончался мученически: он был задушен в 1569 году Малютой Скуратовым в тверском монастыре, куда был незадолго до этого сослан за свою непреклонность. Патриарх Гермоген в период нашествия в Москву Лжедмитрия и польских захватчиков призывал народ не менять православной веры, не подчиняться королю. Он был заморен голодом поляками в заточении в 1612 году. Известен он и тем, что, будучи митрополитом в Казани, способствовал прославлению одной из самых почитаемых русских икон – Казанской Божией Матери. Примечательно, что два святителя из пяти имеют отношение к этой же части Подмосковья, где расположено село Домодедово. Святитель Алексий (Бяконт), возможно, родился в родовой вотчине недалеко от современного Подольска, а одним из владений рода митрополита Филиппа было село Колычево (городской округ Домодедово). Что касается истории храма Николая Чудотворца и самого села Домодедово с давних времён до сегодняшних дней, то можно упомянуть следующее:
Село Домодедово впервые упоминается в духовной внука Ивана Калиты серпуховского князя Владимира Андреевича в самом начале XV в. Тогда оно «со всеми луги» было отказано жене князя Елене Ольгердовне, которая, овдовев, ушла в монастырь и стала инокиней Евпраксией. «А сноху свою, — записала она в духовной, — княгиню Васильеву Ульяну, благословляю селы Битяговым да Домодедовым с деревнями». Относительно самого названия села ныне существуют две версии: согласно одной из них, село наименовано по фамилии одного из владельцев его, по второй же, своим названием оно обязано местным мастерам-ремесленникам «домоделам». Сельская церковь «во имя Рождества Христова да Николая Чудотворца», упоминающаяся в исторических документах с давних времен, первоначально была деревянной, но неоднократно обновлялась. В 1658 г. она была перестроена в очередной раз, и теперь главный престол ее был посвящен святителю и чудотворцу Николаю — именно так она указывается в документах в последующие годы. Однако, к середине следующего века она, очевидно, была уже ветха, и потому указом Ее Императорского Величества Императрицы Анны Иоанновны, датированным 1731 годом, велено было «в селе Домодедово церковь строить».
Новый проект составил архитектор Алексей Шедель, известный созданием парадной резиденции Меншикова в Ораниенбауме (Ломоносове). Своими указами императрица обязала генерала и обер-гофмейстера С. А. Салтыкова выдать «на строение домодедовской церкви» необходимые деньги, а интендантскую контору — подряжать к этому строению материалы «без замедления, чтоб в том строении не учинилось какой остановки, и о том строении иметь смотрение неослабное». Указом императрицы было приказано выслать в Москву сто подвод для перевозки материалов и припасов к строительству церкви. Из столицы в Домодедово было доставлено 200 еловых бревен, 152 пуда железа, металлические решетки на окна. Белый камень поставили крестьяне Старо-Фроловского Яма и деревень Киселихи и Новленской. На строительство церкви из Москвы прибыли 45 каменщиков и 50 «работных» людей.
За ходом строительства церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Домодедово следили сама императрица, генерал-аншеф, генерал-адъютант, лейб-гвардии Преображенского полка полковник и обер-гофмейстер Семен Салтыков и архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Варлаам. На возведение храма было затрачено более пяти тысяч рублей. 3 октября 1732 года Салтыкову доложили, что главы церкви покрыты белым железом, а кресты позолочены. С построенной церкви сделали деревянную модель и доставили ее в столицу. Осмотрев ее, Анна Иоанновна осталась не вполне довольна и «соизволила повелеть у той церкви колокольню перестроить». По приказу архимандрита Варлаама колокольня была разобрана и начато возведение более высокой, со шпилем. Строительство затянулось на годы, и лишь после смерти Анны Иоанновны обер-гофмейстер С. А. Салтыков в ноябре 1740 г. доложил в Кабинет, что, по «указам блаженныя и вечно достойныя памяти Ее Императорского Величества, в селе Домодедово построена вновь каменная церковь, в которую иконостас и святые образы написаны и поставлены, также надлежащие книги куплены и всякая церковная утварь». Освятили церковь 7 марта 1741 г. Старую же деревянную церковь вместе со старинными иконами в 1746 г. по ходатайству архимандрита московского Донского монастыря передали в с. Рождественно Молотцкого стана.
Новопостроенная церковь Святителя Николая Чудотворца простояла без переделок более века — лишь накануне Отечественной войны 1812 года на ней перекрыли крышу. От французов церковь не пострадала. Однако, время делало свое дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 г. было получено разрешение на перестройку церкви, тогда трапезная и колокольня были разобраны и возведены заново. Новая трапезная была сооружена теплой, внутри она была оштукатурена и «приличным образом» расписана. 12 октября 1841 г. южный придел церкви был освящен во имя Рождества Христова, а северный, несколько позже — во имя святителей Московских. В 1888 г. крестьянин с. Домодедово Василий Степанович Сизов построил за свой счет в 30 саженях от церкви деревянное на каменном фундаменте здание церковно-приходской школы на 60 учащихся с квартирой для учителя и кухней. В 1890-х гг. священником в храме был Петр Павлович Богословский. С обязанностями настоятельства он совмещал и преподавательский труд: заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. В 1898 г. о. Петр возглавил местное попечительство о бедных, а в 1904 г. стал председателем и почетным членом местного общества хоругвеносцев. В те же годы в храме служили также диакон Николай Васильевич Бухарев и псаломщик (еще с 1884 г.) Сергей Петрович Скворцов. В 1912 г. к этой церкви приписана деревянная церковь с. Яковлево, построенная крестьянином Иваном Васильевичем Головановым. Храмоздатель был хозяином среднего достатка и глубоко верующим человеком. Когда жену Анну и малолетнего сына Ивана Васильевича врачи признали неизлечимыми, но они чудом выздоровели, он посчитал это милостью Божией и в честь этого события решил построить церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости. В связи с этой припиской в Домодедовской церкви появился еще один священник — Василий Иванович Зверев. Церковным старостой с 1882 г. бессменно служил Стефан Семенович Сизов, усердие которого отмечено многочисленными золотыми и серебряными медалями на Станиславской и Аннинской лентах, а в 1914 г. Благословенной грамотой Священного Синода.
В советский период храм, как памятник архитектуры, взят на учет отделом по делам музеев Главнауки, но гонения тех лет не обошли его стороной. Петра Павловича Богословского и членов его семьи, не взирая на заслуги этого почтенного священника, лишили гражданских прав. Черной датой для храма стало 5 мая 1922 г., когда Уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим буквально ограбила храм, вывезя из него ценную серебряную утварь общим весом до 24 кг. В те годы, когда «по просьбе трудящихся» одна за другой закрывались церкви, Никольский храм продолжал служение — он остался одним из немногих, и к нему тянулись верующие за духовной поддержкой и окормлением.
В послевоенное время в течение 34 лет (с 1960 по 1994 г.) настоятелем в церкви Святителя Николая Чудотворца был протоиерей Анатолий Семкин (1926–1994). Отец Анатолий в 1953 году закончил Саратовскую духовную семинарию и с 1953 г. по 1960 г. служил в Кашире, Озерах, Воскресенском районе, а с 1960 г. — в с. Домодедово. Это было тяжкое время, и потому труды по реставрации храма, окормление многочисленной паствы, которая съезжалась отовсюду, противостояние богоборцам легли тяжелым бременем на плечи о. Анатолия. Пережитое о. Анатолием надорвало его сердце — Великим постом 1994 г. после Литургии в день памяти Сорока Севастийских мучеников он отошел ко Господу, оставив о себе всем, знавшим его, светлую память. В 1994–1997 гг. приход возглавлял протоиерей Николай Сложеникин, а в 1997 г. настоятелем храма назначен священник Сергий Лопухов. С 1997 года по сей день ведутся реставрационные работы и вне, и внутри храма. За это время с помощью благодетелей по периметру храма положен асфальт, устроена автостоянка, построены новые въездные ворота, в цокольном этаже храма устроена большая трапезная. Большую помощь храму оказали генеральный директор ЗАО «Роснефтьэкспорт» Тамаз Валерианович Сомхишвили, депутат Государственной Думы Михаил Иванович Мусатов, прихожанин храма Павел Анатольевич Галаничев и многие другие.
В храме сохранились иконы, которые являются не только святынями, но и исторической ценностью, перед ними молились наши предки: редкое изображение чуда Святителя Николая о спасении утопшего младенца, древняя икона Святителей Московских, две большие иконы Иерусалимской Божией Матери, которая особо почитается в Домодедовском районе, как остановившая страшную эпидемию, унесшую тысячи жизней.
Удивительные события связаны с реставрацией находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы «Поможение в родах»: некая женщина, которой вскоре предстояло родить ребенка, узнает от врачей, что плод расположен неправильно, и во время родов ее ждут осложнения, а угроза здоровью ребенка неминуема. Ей было предложено кесарево сечение. После теплой молитвы пред иконой, эта женщина решилась довериться промыслу Божию и положиться на Его милость. И по молитвам Божией Матери, все прошло удивительно благополучно — и для мамы, и для ребенка. И, хотя после таких родов дети обычно рождаются с сильно ослабленным здоровьем, здесь — никакой патологии! Таких случаев было уже немало… Когда же икону отреставрировали и привели в надлежащий порядок, она преобразилась и просветлела, а чудесные явления участились. Помощь от иконы подается теперь не только беременным женщинам — стали происходить исцеления и от бесплодия, когда после долгих попыток лечения люди теряли уже всякую надежду на выздоровление. И таких случаев за последние годы зафиксировано более сотни случаев.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Никольская церковь в селе Домодедово и с сайта: Никольская церковь, село Домодедово - ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В МИХАЙЛОВСКОМ (orthodoxy.ru)