ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Домодедово, село. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Домодедово, село. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских, Рождества Христова
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1731 и 1741. Колокольня - 1840, трапезная - 1845.
Архитектор:А. Шедель
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область,Домодедовский район,с. Домодедово, ул. Преснова, д. 22 А

Координаты: 55.461386, 37.703163
Проезд:От ст. Домодедово на автобусе №57 до ост."Село Домодедово"



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-востока<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 февраля 2023
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юга<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 февраля 2023
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
18 февраля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
15 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Печурин Николай
21 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Печурин Николай
21 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
19 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
19 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Корсунь
7 сентября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
9 декабря 2005
Церковь Николая Чудотворца, Крест основного объема<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Крест основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 июля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Михалыч
2 апреля 2006
Церковь Николая Чудотворца, Главный пятиярусный резной иконостас<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Главный пятиярусный резной иконостас
Владимир_Шлёнсков
27 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
22 сентября 2006
Церковь Николая Чудотворца, Воскресная школа<br>, Домодедово, село, Домодедовский городской округ, Московская область
Воскресная школа
Выголов Никита
28 июля 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Впервые с. Домодедово упомянуто в 1401 г. в духовной грамоте кн. Владимира Андреевича Серпуховского. В XVII в. село было дворцовым. В 1646 г. здесь значатся две церкви: в честь Рождества Христова и во имя свт. Николая. В 1731-1732 гг. по заказу дворцового ведомства в Домодедове сооружается белокаменная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Храм строился по проекту И. Г. Шеделя. Д. Янковым был спроектирован иконостас и сделаны рисунки для верха колокольни.

Каменные работы исполнил Максим Панкратьев, столярные и резные - Иван и Леонтий Кобылины. В то же время старую церковь отремонтировали и в ней продолжались богослужения. В 1830-е гг. Никольская церковь стала разрушаться. В 1837 г. были разобраны и возведены заново колокольня и трапезная. В основе здания лежит храм типа «восьмерик на четверике», традиционная композиция которого восходит к эпохе московского барокко. Широкая двухпридельная трапезная соединяет храм с пятиярусной колокольней.

Внутри храм украшают главный пятиярусный резной золоченый иконостас, одноярусные в приделах с иконами конца XIX в. Живопись на стенах и сводах, неоднократно поновлявшаяся, второй половины XIX в. Правый придел Никольского храма посвящен Рождеству Христову, левый - святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 декабря 2016

По указу императрицы Анны Иоановны в конце 1731 года "велено в селе Домодедово церковь строить", взамен довольно ветхой, деревянной. Своим указом императрица обязала генерала и обер-гофмейстера С.А. Салтыкова выдать "на строение домодедовской церкви" 1000 рублей, а интендантскую контору - подряжать к этому строению материалы "без замедления, чтоб в том строении не учинилось какой остановки, и о том строении иметь смотрение неослабное". За ходом строительства следили не только выезжавшие на место генерал Салтыков и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Варлаам, но и сама Анна Иоановна. Из Москвы было выслано сто подвод для перевозки материалов и припасов к строительству. Так же было доставлено из Москвы 200 еловых брёвен, 152 пуда железа, металлические решётки на окна. На стройку церкви поставляли белый камень крестьяне Старо-Фроловского Яма и деревень Киселихи и Новленской. Всего было затрачено более 5 тыс. рублей.

Императрица лично утвердила чертежи иконостаса и деревянный макет Никольского храма, выполненный архитектором Алексеем Петровичем Евлашевым, но повелела колокольню построить более высокую и со шпилем. Её проект выполнил архитектор Алексей Шедель, известный созданием парадной резиденции Меншикова в Ораниенбауме. Когда шло возведение нового величественного храма, была отремонтирована и старая деревянная церковь, в которой продолжались богослужения. Вскоре, в 1746 году деревянную церковь, вместе со старинными иконами по ходатайству архимандрита московского Донского монастыря разобрали и брёвна перевезли в село Рождествено Молоковского стана.

Каменный Никольский храм был освящён 7 марта 1741 года. Более века церковь простояла без ремонта, лишь накануне Отечественной войны 1812 года была перекрыта крыша. От французов церковь не пострадала. В 1830-е гг. церковь стала разрушаться. Время делало своё дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 году было испрошено разрешение на её перестройку. В 1845 году были разобраны и возведены заново по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина колокольня и трапезная. Новая трапезная была сооружена тёплой, внутри она была оштукатурена и "приличным образом расписана". 12 октября 1841 года южный придел церкви был освящён во имя Рождества Христова, а северный, несколько позже - во имя святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена.

В советский период храм как памятник архитектуры был взят на учёт отделом по делам музеев Главнауки, но гонения тех лет не обошли его стороной. Настоятеля церкви Петра Павловича Богословского вместе с членами его семьи, не взирая на заслуги этого почтенного священника, лишили сана и выслали из Домодедово. 5 мая 1922 года Уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим буквально ограбила храм, вывезя из него ценную серебряную утварь общим весом до 24 кг. В те годы, когда одна за другой закрывались церкви по стране, Никольский храм оставался действующим - один из немногих на Домодедовской земле.

С 1997 года до 2011 года, с перерывами в храме и вокруг церкви производились реставрационные и строительные работы.

html://mihaylovskoe/orthodoxy.ru/churches/domodedovo


Сергей Сол  15 июня 2018

Церковь Никольская сооружена в 1731-1738 годах архитектором Г. Шеделем по заказу дворцового ведомства, владевшего селом. Храм белокаменного типа "восьмерик на четверике". Переход от квадратного основания к восьмерику осуществлён системой ярусных тромпов. Традиционноое строение, восходящее к эпохе московского барокко, сочетается в храме с художественными приёмами и декоративными формами барокко западноевропейского. Трапезная перестроена заново в 1837-1841 годах; пятиярусная колокольня выстроена по проекту известного зодчего Евграфа Дмитриевича Тюрина (1792-1875) в 1845 году.

Источник: Подъяпольская Е.Н. "Памятники архитектуры Московской области". 1975


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июля 2018

Церковь Николая чудотворца в селе Домодедове 1628 г. по окладу церковной дани 8 алтын с деньгою, кормовая гривна. За последующие годы церковной дани с сей церкви платилось в 1635 – 1711 гг. «2 рубля 14 алтын, заезда гривна», в 1712 – 39 гг. 2 руб. 82 ½ коп. Под 1646 г. в селе Домодедове значится: «церковь Рождества Христова, да Николы чудотворца, древянна, клетцки».

В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «13 августа государева села Домодедова церкви Николая чудотворца поп Григорий Данилов сказал: церковной де земли у них по 20 четей в поле, сена 20 копен, а в писцовых книгах 1627 г., каковы даны из казенного приказу, той церкви и никаких земель не написано; по сказке ж поповой, та де церковь Пехрянской десятины, Ратуева стана, церковное строение древянное, мирское».

По писцовым книгам 1680 – 81 гг.: в селе Домодедове под дворами и усадьбою священноцерковнослужителей земли десятина, пашни церковной земли 20 четвертей в поле, сена 25 копен; дворы попа с причетниками от церкви в 25 саженях. В 1710 – 22 гг. церковь св. Николая чудотворца деревянная.

Село Домодедово, у реки Пахры, по обе стороны устья речки Рожай, в начале XVII ст. находилось Московского уезда, Ратуева стана, в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в селе числилось 4 двора церковных бобылей и 56 дворов крестьянских и бобыльских. В 1710 г. это село принадлежало князю Александру Даниловичу Меншикову, у которого оно потом было возвращено и по прежнему причислено к дворцовому ведомству.

6 ноября 1740 г. от графа Салтыкова было послано в Кабинет доношение, в котором написано: «по указам блаженной и вечно достойной памяти ее Императорского Величества, за подписанием ее Императорского Величества собственной рукой, в селе Домодедове построена вновь каменная церковь, в которую иконостас и святые образы написаны и поставлены, также надлежащие книги куплены и всякая церковная утварь, что необходимо потребно, сделана и к освящению в готовности, и в 1738 г. блаженной и вечно достойной памяти от ее Императорского Величества требовано указу, повелено ль будет оную церковь освятить и 15 мая 1738 г. по указу ее Императорского Величества за подписанием собственной руки оную церковь впредь до указу ее Императорского Величества освящать не повелено; ныне от Кабинета требую повелительного указа – повелено ль будет оную церковь освятить, а без указа оной церкви освятить я опасен».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 октября 2020

В основе здания лежит храм типа "восьмерик на четверике" с двусветным нижним ярусом и пониженным граненым алтарем. Перекрытия сводчатые, в основании восьмерика - ступенчатые тромпы. Традиционная композиция, восходящая к эпохе московского барокко, сочетается в архитектуре памятника с художественными принципами и декорацией позднего барокко Северной Европы. В структуре фасадов, расчлененных карнизами на три яруса, ощутимо влияние ордерной системы. Мотивами убранства служат парные угловые пилястры и строгие наличники хорошего рисунка с развитым верхом.

Широкая двухпридельная трапезная соединяет храм с колокольней в пять ярусов, которая служит высотной доминантой сооружения. В художественном отношении поздние части постройки связаны с традициями классицизма и отчасти псевдоготики.

Просторное двустолпное помещение трапезной, перекрытое системой парусных сводов, контрастирует с устремленным вверх целостным и хорошо освещенным пространством храма. Пятиярусный главный резной золоченый иконостас и одноярусные в приделах, вместе с иконами, - конца XIX в. Полы из метлахской плитки, металлические ограждения солеи, паникадила и утварь того же времени. На стенах и сводах - неоднократно поновлявшаяся сюжетная и орнаментальная масляная живопись второй половины XIX в. В нижних окнах храма - современные ему кубчатые решетки и металлические ставни с фигурными петлями.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; РГАДА, ф. 1239, on. 3, д. 35174. 1731 г.; д. 35263, 69277. 1732г.; д. 35517. 1733г.; д. 35653, 1734 г.; д. 31770. 1837-1839 г.г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 425, д. 13. 1844-1845 г.г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 февраля 2024

Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Есть сведения. что макет домодедовского храма и внутренний проект убранства – вплоть до чертежа иконостаса заказывала и утверждала императрица Анна Иоанновна. Но освящен он был уже после ее смерти – в 1746 году.

Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы.

С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII столетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

Царица отнеслась к строительству храма с большим вниманием. Существует предание, будто Анна Иоанновна лично вмешивалась в работу зодчих. Когда с построенной в селе церкви сделали деревянную модель и отвезли ко двору, то, осмотрев ее, царица осталась недовольна видом колокольни. В спешном порядке уже законченная колокольня была разобрана до основания и на ее месте построена новая – более высокая и со шпилем. Императрица давала указания строить храм «без замедления, чтоб в том строении не случилось никакой остановки», но строительство все-таки затянулось на годы. Только в 1741 году, уже после кончины Анны Иоанновны, храм был освящен. Через сто лет в 1840-е годы Никольскую церковь в Домодедово частично перестроили: была сооружена новая колокольная и теплая трапезная с двумя приделами. Южный придел освятили в честь Рождества Христова, а северный – в честь Московских святителей. В таком облике храм дошел до нашего времени.

В книге «Святыни земли Домодедовской», составленной на основе материалов краеведов Г. Ф. Гарина, Б. И. Тимофеева и Н. А. Чулкова, описан любопытный факт, связанный с Никольским храмом. В 1912 году в селе Яковлево была построена деревянная Скорбященская церковь, которую приписали к Никольскому приходу в Домодедово. Храмоздателем стал богатый набожный крестьянин Иван Васильевич Голованов, в семье которого произошло чудо. Его жена и маленький сын внезапно выздоровели, когда врачи уже считали их безнадежными. Голованов принял это событие как милость Божию и на свои средства построил деревянную церковь в честь Божией Матери и ее чудотворной иконы «Всех скорбящих радость».

В строительстве каменного храма Николая Чудотворца принимали участие видные архитекторы своего времени. В 1730-е годы это были Иван Иванович Шейден (он же Иоганн Готфрид Шедель), Алексей Петрович Евлашев –.автор нескольких замечательных подмосковных церквей (в селе Ильинском Красногорского района и селе Вишняково Раменского района). В 1840-е годы возведением новой колокольни занимался архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, известный участием в создании Богоявленского собора в Елохово (Москва). Отдельного упоминания заслуживает немецкий зодчий Иоганн Готфрид Шедель.

И. Э. Грабарь посвятил Готфриду Шеделю главу в своей многотомной «Истории русского искусства» и определял его значение следующими словами: «Творец Ораниенбаума и виновник второго расцвета украинского зодчества несомненно дождется когда-нибудь более подробного исследования, чем настоящая краткая заметка, впервые открывающее самое имя этого незаслуженно забытого артиста, крупнейшего после Шлютера среди немецких зодчих Петра Великого».

Готфрид Шедель приехал в Россию в 1713 году по приглашению упоминавшегося уже петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В России немецкий архитектор получил имя Ивана Ивановича Шейдена и стал «придворным княжим архитектором» Меншикова. Он строил по его заказу грандиозные проекты в Санкт-Петербурге и окрестностях: дворец на Васильевском острове и загородные дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.

После опалы своего высокого покровителя Иоганн Шедель переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где участвовал в постройке Благовещенской церкви на Житном дворе в Московском кремле (не сохранилась до нашего времени). В этот краткий московский период Шедель, вероятно, проектировал и церковь в селе Домодедово. Но уже в 1731 году немецкий зодчий переехал в Киев, где снова плодотворно работал: он спроектировал множество построек в Киево-Печерской лавре, в том числе монастырскую колокольню. Шедель много раз просил российских правителей разрешить ему вернуться в Германию, но, подобно многим иностранным архитекторам, в России он оказался как в плену. Иоганн Готфрид Шедель так и скончался в Киеве, не увидев родных мест.

В Подмосковье приделы, посвященные Московским святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену существуют только в Серпухове во Введенском Владычнем монастыре и в Никольском храме села Домодедово. Память святителей московских церковь празднует 18 октября по новому стилю. Этот единый праздник в честь избранных митрополитов московских, живших в разные эпохи, был установлен в 1596 году. Сначала к их числу относилось только трое: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к этому лику был причислен митрополит Филипп, а последним в 1913 году – патриарх Гермоген.

Святитель Петр в 1325 году по просьбе князя Ивана Калиты перенес кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело значение и для истории Русского государства, центр которого формировался теперь именно в Москве.

Святитель Алексий (в миру Елевферий Бяконт) стал митрополитом в 1354 году. В тот период Русская церковь оказалась расколота на две митрополии (с центрами в Москве и Литве). Митрополит Алексий основал три монастыря в Москве: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевскую обитель. Он занимал кафедру во времена преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского.

Святитель Иона стал первым митрополитом, которого утвердил собор русских архиереев без согласия Константинопольского патриарха. Ставленник греков на русскую кафедру Исидор участвовал в печально известном Флорентийском соборе 1438 года, предал православие, поддержав уход греческой церкви в подчинение Римскому папе. Собор русских архиереев не согласился с решением Исидора, отказался признавать его своим митрополитом и возвел на кафедру святителя Иону.

Митрополит Филипп (в миру Федор Колычев) служил в царствование Ивана Грозного. Он выступал против политики опричнины, обличал жестокого царя за то, что тот самочинно надевал монашеские ризы. Митрополит Филипп скончался мученически: он был задушен в 1569 году Малютой Скуратовым в тверском монастыре, куда был незадолго до этого сослан за свою непреклонность. Патриарх Гермоген в период нашествия в Москву Лжедмитрия и польских захватчиков призывал народ не менять православной веры, не подчиняться королю. Он был заморен голодом поляками в заточении в 1612 году. Известен он и тем, что, будучи митрополитом в Казани, способствовал прославлению одной из самых почитаемых русских икон – Казанской Божией Матери. Примечательно, что два святителя из пяти имеют отношение к этой же части Подмосковья, где расположено село Домодедово. Святитель Алексий (Бяконт), возможно, родился в родовой вотчине недалеко от современного Подольска, а одним из владений рода митрополита Филиппа было село Колычево (городской округ Домодедово). Что касается истории храма Николая Чудотворца и самого села Домодедово с давних времён до сегодняшних дней, то можно упомянуть следующее:

Село Домодедово впервые упоминается в духовной внука Ивана Калиты серпуховского князя Владимира Андреевича в самом начале XV в. Тогда оно «со всеми луги» было отказано жене князя Елене Ольгердовне, которая, овдовев, ушла в монастырь и стала инокиней Евпраксией. «А сноху свою, — записала она в духовной, — княгиню Васильеву Ульяну, благословляю селы Битяговым да Домодедовым с деревнями». Относительно самого названия села ныне существуют две версии: согласно одной из них, село наименовано по фамилии одного из владельцев его, по второй же, своим названием оно обязано местным мастерам-ремесленникам «домоделам». Сельская церковь «во имя Рождества Христова да Николая Чудотворца», упоминающаяся в исторических документах с давних времен, первоначально была деревянной, но неоднократно обновлялась. В 1658 г. она была перестроена в очередной раз, и теперь главный престол ее был посвящен святителю и чудотворцу Николаю — именно так она указывается в документах в последующие годы. Однако, к середине следующего века она, очевидно, была уже ветха, и потому указом Ее Императорского Величества Императрицы Анны Иоанновны, датированным 1731 годом, велено было «в селе Домодедово церковь строить».

Новый проект составил архитектор Алексей Шедель, известный созданием парадной резиденции Меншикова в Ораниенбауме (Ломоносове). Своими указами императрица обязала генерала и обер-гофмейстера С. А. Салтыкова выдать «на строение домодедовской церкви» необходимые деньги, а интендантскую контору — подряжать к этому строению материалы «без замедления, чтоб в том строении не учинилось какой остановки, и о том строении иметь смотрение неослабное». Указом императрицы было приказано выслать в Москву сто подвод для перевозки материалов и припасов к строительству церкви. Из столицы в Домодедово было доставлено 200 еловых бревен, 152 пуда железа, металлические решетки на окна. Белый камень поставили крестьяне Старо-Фроловского Яма и деревень Киселихи и Новленской. На строительство церкви из Москвы прибыли 45 каменщиков и 50 «работных» людей.

За ходом строительства церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Домодедово следили сама императрица, генерал-аншеф, генерал-адъютант, лейб-гвардии Преображенского полка полковник и обер-гофмейстер Семен Салтыков и архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Варлаам. На возведение храма было затрачено более пяти тысяч рублей. 3 октября 1732 года Салтыкову доложили, что главы церкви покрыты белым железом, а кресты позолочены. С построенной церкви сделали деревянную модель и доставили ее в столицу. Осмотрев ее, Анна Иоанновна осталась не вполне довольна и «соизволила повелеть у той церкви колокольню перестроить». По приказу архимандрита Варлаама колокольня была разобрана и начато возведение более высокой, со шпилем. Строительство затянулось на годы, и лишь после смерти Анны Иоанновны обер-гофмейстер С. А. Салтыков в ноябре 1740 г. доложил в Кабинет, что, по «указам блаженныя и вечно достойныя памяти Ее Императорского Величества, в селе Домодедово построена вновь каменная церковь, в которую иконостас и святые образы написаны и поставлены, также надлежащие книги куплены и всякая церковная утварь». Освятили церковь 7 марта 1741 г. Старую же деревянную церковь вместе со старинными иконами в 1746 г. по ходатайству архимандрита московского Донского монастыря передали в с. Рождественно Молотцкого стана.

Новопостроенная церковь Святителя Николая Чудотворца простояла без переделок более века — лишь накануне Отечественной войны 1812 года на ней перекрыли крышу. От французов церковь не пострадала. Однако, время делало свое дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 г. было получено разрешение на перестройку церкви, тогда трапезная и колокольня были разобраны и возведены заново. Новая трапезная была сооружена теплой, внутри она была оштукатурена и «приличным образом» расписана. 12 октября 1841 г. южный придел церкви был освящен во имя Рождества Христова, а северный, несколько позже — во имя святителей Московских. В 1888 г. крестьянин с. Домодедово Василий Степанович Сизов построил за свой счет в 30 саженях от церкви деревянное на каменном фундаменте здание церковно-приходской школы на 60 учащихся с квартирой для учителя и кухней. В 1890-х гг. священником в храме был Петр Павлович Богословский. С обязанностями настоятельства он совмещал и преподавательский труд: заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. В 1898 г. о. Петр возглавил местное попечительство о бедных, а в 1904 г. стал председателем и почетным членом местного общества хоругвеносцев. В те же годы в храме служили также диакон Николай Васильевич Бухарев и псаломщик (еще с 1884 г.) Сергей Петрович Скворцов. В 1912 г. к этой церкви приписана деревянная церковь с. Яковлево, построенная крестьянином Иваном Васильевичем Головановым. Храмоздатель был хозяином среднего достатка и глубоко верующим человеком. Когда жену Анну и малолетнего сына Ивана Васильевича врачи признали неизлечимыми, но они чудом выздоровели, он посчитал это милостью Божией и в честь этого события решил построить церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости. В связи с этой припиской в Домодедовской церкви появился еще один священник — Василий Иванович Зверев. Церковным старостой с 1882 г. бессменно служил Стефан Семенович Сизов, усердие которого отмечено многочисленными золотыми и серебряными медалями на Станиславской и Аннинской лентах, а в 1914 г. Благословенной грамотой Священного Синода.

В советский период храм, как памятник архитектуры, взят на учет отделом по делам музеев Главнауки, но гонения тех лет не обошли его стороной. Петра Павловича Богословского и членов его семьи, не взирая на заслуги этого почтенного священника, лишили гражданских прав. Черной датой для храма стало 5 мая 1922 г., когда Уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим буквально ограбила храм, вывезя из него ценную серебряную утварь общим весом до 24 кг. В те годы, когда «по просьбе трудящихся» одна за другой закрывались церкви, Никольский храм продолжал служение — он остался одним из немногих, и к нему тянулись верующие за духовной поддержкой и окормлением.

В послевоенное время в течение 34 лет (с 1960 по 1994 г.) настоятелем в церкви Святителя Николая Чудотворца был протоиерей Анатолий Семкин (1926–1994). Отец Анатолий в 1953 году закончил Саратовскую духовную семинарию и с 1953 г. по 1960 г. служил в Кашире, Озерах, Воскресенском районе, а с 1960 г. — в с. Домодедово. Это было тяжкое время, и потому труды по реставрации храма, окормление многочисленной паствы, которая съезжалась отовсюду, противостояние богоборцам легли тяжелым бременем на плечи о. Анатолия. Пережитое о. Анатолием надорвало его сердце — Великим постом 1994 г. после Литургии в день памяти Сорока Севастийских мучеников он отошел ко Господу, оставив о себе всем, знавшим его, светлую память. В 1994–1997 гг. приход возглавлял протоиерей Николай Сложеникин, а в 1997 г. настоятелем храма назначен священник Сергий Лопухов. С 1997 года по сей день ведутся реставрационные работы и вне, и внутри храма. За это время с помощью благодетелей по периметру храма положен асфальт, устроена автостоянка, построены новые въездные ворота, в цокольном этаже храма устроена большая трапезная. Большую помощь храму оказали генеральный директор ЗАО «Роснефтьэкспорт» Тамаз Валерианович Сомхишвили, депутат Государственной Думы Михаил Иванович Мусатов, прихожанин храма Павел Анатольевич Галаничев и многие другие.

В храме сохранились иконы, которые являются не только святынями, но и исторической ценностью, перед ними молились наши предки: редкое изображение чуда Святителя Николая о спасении утопшего младенца, древняя икона Святителей Московских, две большие иконы Иерусалимской Божией Матери, которая особо почитается в Домодедовском районе, как остановившая страшную эпидемию, унесшую тысячи жизней.

Удивительные события связаны с реставрацией находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы «Поможение в родах»: некая женщина, которой вскоре предстояло родить ребенка, узнает от врачей, что плод расположен неправильно, и во время родов ее ждут осложнения, а угроза здоровью ребенка неминуема. Ей было предложено кесарево сечение. После теплой молитвы пред иконой, эта женщина решилась довериться промыслу Божию и положиться на Его милость. И по молитвам Божией Матери, все прошло удивительно благополучно — и для мамы, и для ребенка. И, хотя после таких родов дети обычно рождаются с сильно ослабленным здоровьем, здесь — никакой патологии! Таких случаев было уже немало… Когда же икону отреставрировали и привели в надлежащий порядок, она преобразилась и просветлела, а чудесные явления участились. Помощь от иконы подается теперь не только беременным женщинам — стали происходить исцеления и от бесплодия, когда после долгих попыток лечения люди теряли уже всякую надежду на выздоровление. И таких случаев за последние годы зафиксировано более сотни случаев.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Никольская церковь в селе Домодедово и с сайта: Никольская церковь, село Домодедово - ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В МИХАЙЛОВСКОМ (orthodoxy.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.