Однажды знаменитый заводчик металлургических предприятий Иван Родионович Баташёв писал из Москвы в Выксу, где располагались его фабрики, своему управляющему Жилкину: "Прикажи начертить выксунской церкви план с мерой на масштаб, настоящую с алтарём и приделами все как есть и один бок наружного вида и вышину и какие на ней есть украшения..." Кому было поручено в итоге чертить план и строить задуманную церковь - точно неизвестно, но есть предположение, что архитектором и строителем был выбран местный крепостной зодчий М. Кисельников. Ведь известно, что баташёвский особняк на Яузе в Первопрестольной строил тоже он - только по проекту Р. Р. Казакова. Таким образом, в 1773 году на берегу Верхневыксунского пруда, на месте старой деревянной церкви, появилась новая, белокаменная. Кстати, исследователи обращают внимание на то, что белого камня как такового в Выксе не было. Так что, скорее всего, его привозили из каменоломен Касимовского уезда. По крайней мере известно, что один из братьев Баташёвых - Андрей Родионович - имел в Касимове свои связи.
Храм воплотили в классическом стиле с элементами барокко. Под его тёплой частью устроили фамильный склеп-усыпальницу, в ней нашли последний приют знамеитые заводчики и их близкие. Правда, уже позже их останки перезахоронили у так называемой Малой церкви. Освятили новую церковь в честь Рождества Христова. В начале ХIХ века к Христорождественскому храму пристроили колокольню. Первый ярус украшали колонны, на втором - устроили смотровую площадку с металлической решёткой и чугунными вазами. Заводчики Баташёвы на убранство храма не поскупились. Сохранилось описание, сделанное Павлом Петровичем Свиньиным - известным писателем, журналистом, редактором, издателем и историком своего времени. Павел Петрович побывал в Выксе в 1823 году и, конечно, не мог не посетить Христорождественский храм. Вот что он записал потом в своём дневнике: "Холодная церковь с высоким куполом и богатым в готическом стиле иконостасом, а между ею и колокольнею в том же строении два придела, составляющие тёплую церковь с колоннами, под мрамор сделанными... В паперти поставлен приличный памятник г. Баташеву, состоящий из большого цельного гранита, образующего саркофаг, ярко вышлифованный и украшенный бронзовыми барельефами". Кроме того, известно, что в зимней части имелся потрясающий расписной плафон.
Через год после того, как Христорождественская церковь была отстроена, в Выксу был командирован из Петербурга представитель Адмиралтейства - Осип Абрамович Ганнибал, дед великого русского поэта А. С. Пушкина. Казалось бы, как он сюда попал? Но дело в том, что вскоре после своей женитьбы на внучке нижегородского губернатора, он вместе с женой перебрался в Муром. При этом сам Ганнибал по долгу службы был вынужден жить в Выксе: он был председателем Адмиралтейства и принимал там пушки, ядра и прочую военную продукцию для оснащения кораблей. В Выксе он прожил три года, женившись здесь на богатой невесте - Дарье Баташёвой - внучке богатейшего выксунского заводчика, лишившуюся родителей ещё в детстве. За время пребывания в городе, он часто посещал выксунскую Христорождественскую церковь.
После Октябрьской революции храм ещё долго оставался открытым и действующим. В 30-е годы его то закрывали, то вновь открывали. Настоятеля Петра Смольянинова арестовывали, отправляли в лагерь, потом он возвращался и возобновлял службы. Батюшке довелось служить в этой церкви всего десять лет. В 1931 году его арестовали и осудили на три года лагерей. В ГУЛАГе, в Свирском лагере, Пётр Смольянинов работал на лесоповале, где и подорвал своё здоровье. Отбыв срок, отец Пётр вернулся в Выксу. Священник вновь отправился в так называемую Большую - Христорождественскую церковь, где в 1937 году его и арестовали повторно. На сей раз "тройка" приговорила его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение через три месяца, причём семье об этом долго не сообщали. Окончательно церковь закрылась в том же, 1937-м году, когда батюшку повторно арестовали. Рассказывают, что вплоть до начала войны храм был закрыт на замок и даже охранялся. Но когда началась война, в нём разместили сначала столовую для курсантов Минусинского военного училища (его эвакуировали в Выксу), потом - конюшню, заправку, пожарную станцию... Всё это не могло не сказаться на состояние бывшего церковного здания и его интерьеров. Они стремительно разрушались, иконы и утварь исчезли.
Так получилось, что 26 октября 1988 года, в день Тверской иконы Божией Матери, Президиум Верховного Совета СССР постановил: передать церковь общине. Главными помощниками батюшки в деле восстановления храма стали руководители приходского совета - Татьяна Саратовцева и Зинаида Духова. В начале 1990-х годов в Христорождественской церкви началась реставрация. В работу включилось тогда чуть ли не всё население небольшой Выксы. Кстати, глава металлургического завода тоже решил не оставаться в стороне (за свои заслуги он был погребён за алтарём храма). Работы шли быстро, и уже через год митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) уже смог освятить главный, зимний придел, а ещё годом позже - летний. К 1990 году ремонт закончился. В храме, как и в давние времена, устроили три престола - в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя великомученика Пантелеймона. В летнем храме установили две винтовые лестницы - они ведут на балкон второго этажа. Уже в новом тысячелетии появилась возможность заняться росписью стен, украсить лепниной карниз. В зимнем храме полы сделали деревянными, а в летней - мраморными.
В 2003 году специалисты покрыли позолотой купол колокольни, а через год взялись за роспись стен. Для выполнения этих работ пригласили две бригады - одну из Палеха (им поручили своды), другую из Владимира (для создания фресок на стенах). Кроме того, около церкви возвели крестильню и освятили её в честь преподобного Варнавы Гефсиманского. Рядом с собором возвели трёхэтажное здание, в котором разместили духовный центр. Вскоре там начали функционировать благотворительная трапезная и воскресная школа. Храмовую территорию обнесли ажурной чугунной оградой, её изготовили современные мастера на Выксунском металлургическом заводе.
Отдельно хочется сказать о склепе, что находится под храмом. Это - усыпальница Баташёвых, Шепелевых и Кутайсовых. Во время реставрации большую часть останков перезахоронили у Малой церкви. Любопытно, что в нишах усыпальницы сложился такой микроклимат, что некоторые останки оставались там, по сути, нетленными. Так произошло, например, с останками Ивана Родионовича Баташёва. Когда достали гроб, то оказалось, что знаменитого заводчика похоронили в цинковом гробу, который, в свою очередь, был помещён в дубовый. На Баташёве сохранилась одежда, в которой его погребли - камзол зелёного сукна и обувь! Однако будучи извлечённым на божий свет, тело всего за час-полтора обратилось в прах! Также в склепе в своё время покоился Дмитрий Дмитриевич Шепелев, герой Отечественной войны 1812 года. По слухам, его похоронили вместе с наградной саблей, однако когда захоронение вскрыли, то драгоценного оружия не оказалось, нашлась лишь его деревянная копия. Куда делся оргинал - Бог знает! Сейчас в склепе оставлены лишь несколько захоронений. Здесь также выставлены образцы баташёвского литья, например, часть старинного надгробия и стилизованные под старинный промысел фонари.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №384, ООО "Де Агостини", 2020