ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Княжево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.


Княжево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Екатерины Александрийской, Иоанна Рыльского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:1842.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, с. Княжево

Координаты: 57.46462, 38.216904



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
10 февраля 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
10 февраля 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
10 февраля 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 октября 2010
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
4 сентября 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
12 июня 2017
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
yozik
11 мая 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Дмитрий Дроздецкий
15 сентября 2023
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Княжево, Угличский район, Ярославская область
Дмитрий Васильков
3 августа 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 января 2011

Первая деревянная церковь была построена в 1697 г. О ее освящении свидетельствовала надпись на памятном кресте: «Царь слава. Иисус Христос. Ника. Освятился алтарь Господи Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и водружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Одигитрии... при благоверном государе царе и Великом князе Петре Алексеевиче...»

В 1761 г. вместо обветшавшей деревянной была построена каменная церковь с приделом во имя вкмц. Екатерины и колокольней. В 1827 г. помещику М.М. Волынскому была выдана грамота на возведение новой церкви. Строительство было закончено в 1842 г. уже после смерти Волынского. Средства на строительство в сумме 60000 рублей ассигнациями были внесены Лаврентием Антоновичем Дорожкевичем, доверенным лицом Волынского. Новая церковь имела три престола: Смоленской Божьей Матери, великомученицы Екатерины и Иоанна Рыльского. Изнутри церковь расписана и украшена лепниной. Иконостас был увенчан голубой «небесной сферой». В 1880 г. местным мастером Константином Алексеевичем Гусевым была расписана трапезная.

Известные имена священников, служивших в церкви: Алексей Алексеев (до 1786 г.), Михаил Андреев (1786-1806 гг.), Иоанн Михайлов (сын предыдущего священника), Арсений Алексеев Смирницкий (зять Андреева, 1823-1833 гг.), Григорий Гаврилов Никольский (1834-1870 гг.), Иоанн Бессарионов Покровский (1871-1896 гг.), Алексей Николаев Нежданов (с 1896 г.).

По материалм сайта www.small-cities.ru/yglich/istorii_relig_1 Малые города России


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2015

Церковь Смоленской Божией Матери - в селе Княжеве Мышкинского уезда. Церковь каменная, приходская, прочная. В ней три престола: Смоленской Божией Матери, препод. Иоанна Рыльского и вмц. Екатерины. Построена в 1842 г. на капитал проживавшего в то время в усадьбе при селе Княжеве действительного статского советника Михаила Михайловича Волынского. При церкви земли 36 десятин. Церковный дом для жительства священника. Церковный капитал 792 руб.

Прихожан в селе 96 муж. пола и 107 жен.; в деревнях: Петряеве 111 муж. пола и 153 жен.; Баскачеве 46 муж.. пола и 50 жен.; Вдуле 76 муж. пола и 69 жен.; деревни расположены от церкви в 2, 2,5 и 10 верстах. Село расположено на левом берегу р. Волги, в 7 верстах от г. Углича. В селе земская школа. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Жалованья причту 392 руб., причтового капитала 4492 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

В Угличском крае сохраняется немало памятников старины и различных уникальных мест. Среди них широко известные достопримечательности. Другие пребывают в тени и безвестности – словно не существуют. В числе последних село Княжево, расположенное на подтопленном левом берегу Волги. Если соседнее Котово видно из города, то Княжево скрыто за изгибом реки, за угловатым лесистым мысом.

С широкого разлива водохранилища заметны выступающие из прибрежных зарослей высокая колокольня и массивная ротонда храма благородной классической архитектуры, но с явными признаками разрухи и заброшенности. Со стороны Волги село как на ладони, но с суши малодоступно – теряется среди полей и просёлков. Здесь в забытой глубинке скрыта уникальная достопримечательность.

По бытовавшему ещё в начале ХХ века преданию название Княжева могло произойти от существовавшего в древности загородного дворца угличских князей. В возвышавшемся над волжским берегом урочище Каменка были заметны заросшие ямы и остатки дубовой рощи. Невозможно что-либо добавить к словам предания, но необходимо отметить, что никто из документально известных владельцев не имел княжеского титула. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов упоминается находившееся в составе Городского стана сельцо Княжево на реке Волге, что была пустошь, принадлежавшая помещику Афанасию Иванову сыну Милюкову. В 1619 году за участие в обороне Москвы от войск королевича Владислава вотчина пожалована Тимофею Микитину Качалову. В её состав также входили деревни Петряево, Высокая, Ванкино с несколькими крестьянскими дворами и девять пустошей. В сельце находился двор вотчинника. С большой долей вероятности владелец был сыном Никиты Даниловича Качалова, племянника царского дьяка Михаила Битяговского, обвинённых в убийстве царевича Димитрия и растерзанных горожанами.

В последующее время вотчина переходит известному и знатному роду дворян Волынских. Они считались потомками героя Куликовской битвы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского, на государевой службе получали чины бояр, окольничих, стольников, воевод. Точные обстоятельства смены владельцев пока не установлены, но известно, что в 1728 году вотчина принадлежала подполковнику Михаилу Михайлову сыну Волынскому. Известно, что он в 1708 году был назначен адъютантом генерала Н.И. Репнина. Чин подполковника пожалован в 1711 году.

В 1697 году (вероятно, уже при Волынских) была основана Смоленская церковь. Так Княжево стало селом – ранее местность входила в приход соседнего села Котова. В 1761 году взамен деревянного сооружён каменный храм во имя Смоленской Пресвятой Богородицы с приделом Святой великомученицы Екатерины. Об этой церкви сохранилось совсем немного сведений. В описи 1806 года сообщается, что «во всей церкви, в приделе, в трапезе и вверху имеется осмнатцать окошек, в коих решётки железные… околницы стеклянныя. На церкви глава израсцовая, на ней крест железной. Колокольня каменная осмеричная; церковь и колокольня покрыты тёсом». Иконостасы «столярной гладкой работы» вместо распространённой позолоты были высеребрены, а фоны окрашены в голубой цвет. Храм мог быть традиционных форм либо завершался восьмериком. Глава, очевидно, была каменная, покрытая поливной черепицей – редкость для середины XVIII столетия.

В первой половине XIX века имение принадлежало действительному статскому советнику и кавалеру Михаилу Михайловичу Волынскому (1761-1837). Он был сыном гвардии-поручика Михаила Ивановича (1730-1773) и Натальи Николаевны (1727-1814), урождённой Салтыковой. Известно, что М.М. Волынский был в дружеских отношениях с военным министром А.А. Аракчеевым, состоял в родстве со многими знатными фамилиями, среди которых Салтыковы, Волконские, Долгоруковы. Ему довелось стать последним представителем рода Волынских по мужской линии. Быть может, по этой причине он пожелал возвести новый каменный храм. После отставки со службы проживал в своей усадьбе в Княжеве, которая могла быть ему особенно близка. На строительство церкви он завещал крупную сумму – шестьдесят тысяч рублей ассигнациями. Доверенным лицом и строителем назначен коллежский асессор Лаврентий Антонович Дорошкевич (1798-1870), который успешно справился с возложенными обязательствами.

В 1837 году архиепископом Евгением дана храмоздательная грамота. 17 сентября 1842 года Л.А. Дорошкевич, члены причта и староста в своём прошении писали, что «каменная новая церковь о трёх престолах с колокольнею и оградою каменною, кладкою законченная в прошлом 1841-м году, ныне постановкою иконостасов совершенно отделана и снабжена утварию». Они желали освятить все три престола в день кончины М.М. Волынского – 3 октября. В дополнение к прежним престолам по воле ктитора добавлен третий – во имя Преподобного Иоанна Рыльского, как и Екатерининский, размещённый в трапезной. По преданию он был учреждён в память о брате. Ярославской духовной консисторией после сбора необходимых справок 24 сентября 1842 года направлен указ. 7 октября архимандрит Покровского монастыря Никодим рапортовал, что в обозначенный день освятил храм.

Новая церковь необычным обликом и размерами неизменно вызывала восхищение современников, которые знали, что она создана исключительно по воле помещика. Побывавший в княжевском храме в 1850 году архиепископ Евгений, «любуясь благолепием его, удивлялся в тоже время преждевременности онаго, видя прежний храм крепким ещё и способным для отправления в нём Богослужения». Почти тридцать лет в Княжеве были две каменные церкви, что, несомненно, сообщало селу живописный облик. Но приход не мог содержать два здания – в 1869 году старая церковь продана Покровскому монастырю за 500 рублей для разборки на кирпич.

Прихожане полагали, что спроектировал храм иностранный архитектор. Установить истину было невозможно, поскольку чертежи Л.А. Дорошкевич оставил у себя. Что же так удивляло современников? Здание является образцом стиля ампир нерядового столичного уровня. В основе композиции массивный приземистый куб храмовой части, поверх низкой крыши завершённый купольной ротондой. С западной стороны выступает небольшой зауженный объём трапезной, к которому через перешеек примыкает трёхъярусная колокольня с массивными аттиками и арочными проёмами.

Композиция здания состоит из простых геометрических форм. Их разнообразят завершённые архивольтами боковые арочные окна четверика, прочие прямоугольные проёмы с веерными пятичастными замковыми камнями. К боковым фасадам прежде примыкали четырёхколонные портики дорического ордера с треугольными фронтонами, от которых сохранились лишь пилястры. Более сложная композиция из шестиколонных портиков с фронтонами была у нижнего яруса колокольни. Четыре окна ротонды оформлены миниатюрными портиками-эдикулами.

Композиция и отдельные детали поражают безупречной чистотой форм. Можно задаться вопросом – как в провинции могло быть построено такое здание? Есть и ответ – из публикаций историка архитектуры А.В. Чекмарёва известно, что архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев (1782-1868) выполнил чертежи для церкви села Воскресенского «в Кадке» Мышкинского уезда, построенной в 1838 году «иждивением поручика и кавалера Александра Александровича Сухово-Кобылина». Данный факт отражён и в журнале «Кацкая Летопись». Очевидно, М.М. Волынский тоже обратился к услугам видного московского архитектора, сотрудничавшего с Доменико Жилярди. Княжевская церковь нередко включается в список работ А.Г. Григорьева.

Для творчества архитектора характерны общая схема и деталировка, – в частности, структура основного четверика, в объём которого компактно включены алтари приделов и главного престола, а собственно храмовую часть составляет лишь поперечный неф, завершённый куполом. Здание построено добротно и основательно, многие элементы выполнены из белого камня, – несомненно, был профессиональный присмотр, работали мастера высокого уровня. При этом, возможно, проект воплощён не в полном объёме – местное предание говорило об уменьшении колокольни. Мог предполагаться лепной декор – триглифы на фризах, разнообразные вставки. Очевидно, не хватило средств.

Храм был окружён каменной оградой, составлявшей с ним единый ансамбль. С западной стороны ограда фланкировала паперть и нижний ярус колокольни с величественными колонными портиками.

В интерьере оригинальностью композиции выделялся небольшой иконостас, в котором царские врата были выполнены в виде Всевидящего Ока, окружённого лучами, а завершение составлял огромный синий шар в облаках, покрытый звёздочками. Здесь необходимы пояснения – на фризе ещё видны следы надписи: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» из Серафимской песни. В описях имущества 1842 и 1856 годов сообщается, что вверху иконостаса находился образ Господа Саваофа, изображённый в облаках. Очевидно, тема Бога-Отца доминировала в структуре, но впоследствии по указанию архиерея или благочинного неканоничную скульптуру Саваофа убрали. Остался лишь шар – небесная сфера, держава, завершённая крестом. Этот иконостас был «столярный, одноярусный с колоннами и резьбою, вызолоченными на полимент; столярство выкрашено белою краскою». Резьба придельных иконостасов также была вызолочена на полимент, а гладкие места выкрашены голубой краской.

В оформлении интерьера храмовой части присутствует немногочисленный лепной декор, включающий профилированные карнизы и пояски. Их дополняют гризайлевые росписи – фризы и орнаментальные вставки на арках. В технике гризайли выполнены и евангельские сюжеты, заполняющие люнеты восточной и боковых стен: «Тайная Вечеря», «Сретение Господне», «Введение во храм Божией Матери». На парусах сводов живописные изображения Евангелистов. Примечательна роспись купола диагональными кессонами, великолепно имитирующая объём. Это убранство в классической манере, очевидно, современно завершению строительства храма. Росписи трапезной (к настоящему почти утраченные) были выполнены в 1880 году на пожертвование крестьянки деревни Баскачево Анны Никитиной Бурмистровой местным живописцем из деревни Муравьёво Константином Антоновичем Гусевым (1847-1930). Он же в 1897 году поновил росписи, промыл иконы и позолоту двух придельных иконостасов.

В 1929 году церковь была закрыта и использовалась колхозом для различных нужд, постепенно ветшая и разрушаясь. В книге «Художественные памятники Верхней Волги» Ю.Я. Герчук и М.И. Домшлак в 1968 году с сожалением писали об утраченных портиках: «теперь их нет, хотя трудно понять, кому и зачем понадобилось выламывать прочные белокаменные колонны». Очень многое логически трудно осознать, но очевидно здание из-за утраты кровель и многолетних протечек близко к необратимой стадии разрушения – несмотря на эстетику форм и заложенный колоссальный запас прочности.

Статья Евгения Лиуконена "Забытый сельский шедевр". Забытый сельский шедевр (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Следующим живописцем в славном роду был Константин Антонович Гусев (1847-1930). О его, несомненно, обширной деятельности сохранились лишь скудные сведения. В числе прочего он выполнял заказы Смоленской церкви села Княжево, расположенной в нескольких верстах от деревни Муравьево. Так, в 1879 году написал на полотне копию иконы Донской Божией Матери, предназначенную для посетившего храм епископа Ионафана, заинтересовавшегося особенностями иконографии. В 1880 году К.А. Гусев на пожертвование крестьянки деревни Баскачево Анны Никитиной Бурмистровой выполнил росписи трапезной. В 1897 году там же – в зимнем храме – поновил пострадавшую от печной копоти живопись, промыл иконы и позолоту двух придельных иконостасов. Также поновил выносную икону Смоленской Божией Матери и плащаницу.

В советское время церковь села Княжево была закрыта – при этом утрачена большая часть внутреннего убранства. От росписей трапезной, после многолетнего запустения и разрухи, к началу XXI века сохранялись лишь небольшие фрагменты…»

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Живописцы Гусевы»

https://uglmus.ru/about/publics/jivopisci_gusevi/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 мая 2024

«…Совсем другого характера церковь в Княжове, на том же левом берегу, в стороне от Волги. Это, скорее, большой городской собор, характерный образец позднего русского ампира. Четкий, немного призе­мистый, гладкий куб охвачен поверху мощным карнизом. На высоких стенах лишь один ряд окон, а над ними — могучая гладь стены. Чтобы не нарушать монолитности этого куба, архитектор даже отказался от обычного выступа-апсиды, спрятал внутрь алтарь. Только четырехколонные портики выступали из стен церкви (выступали, потому что теперь их нет, хотя трудно понять, кому и зачем понадоби­лось выламывать прочные белокаменные колонны). Но они доходили лишь до половины стены и еще больше отте­няли своим уютным, соразмерным человеку масштабом тяжеловесное величие самой церкви. Столь же величе­ствен поднимающийся над крышей церкви высокий бара­бан с куполом, нарочито утяжеленный выступающими из него с четырех сторон парами мощных колонн. Простая трапезная и мощная, очень близкая своими геометризо­ванными формами к самой церкви колокольня построены в одно время с церковью.

Мы ищем по селу того, кто может открыть запертую церковь (в ней колхозный склад), и находим не только хранителя ключа, но и еще одного нужного нам человека — знатока местной истории А. А. Лаврентьева, разы­скивавшего в угличском архиве исторические сведения о церкви и селе. Он охотно делится с нами своими находками.

Церковь в Княжове построена в 1842 году (эту дату подтверждают и печатные источники) на средства владев­шего селом князя Волынского. В столицах уже распространялась эклектика — псевдовизантийские, псевдорусские, псевдобарочные стилизации. А в глуши как раз в это время все чаще строятся строгие, мощные, вполне столичные произведения уходящего стиля.

Внутри церкви, после яркого солнца, прохладный полу­мрак. Те же гладкие стены, мощные столбы, поддержива­ющие высокий купол. Остатки иконостаса увенчаны вме­сто обычного сияния могучим шаром — редкая деталь!...»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г.



Комментарии и обсуждение


Храм освящен 3 октября 1842 г. настоятелем Угличского Покровского монастыря архимандритом Никодимом.

Источник: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 111. Л. 7 [Репорт настоятеля Угличского Покровского монастыря архимандрита Никодима].

Дополнение от Дегтеревской Валентины Николаевны, 19 октября 2016 г.

19 октября 2016.