ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Балобаново. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Балобаново. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Модерн
Год постройки:Между 1899 и 1903.
Архитектор:Т.И. Семёнов
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Ногинский район, с. Балобаново

Координаты: 55.841416, 38.237866
Проезд:От ст. Ногинск или от ст. Монино, авт №34 до ост. "Магазин" (в Балобаново). Далее перпендикулярно шоссе по сельской дороге идти до храма примерно 450 м.



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 

Краснокирпичная Троицкая церковь построена в 1903 г. по заказу купца Лапина в стиле эклектики с заимствованием византийских, древнерусских и закавказских мотивов.

В 1930-е гг. закрыта и повреждена. С 1990-х гг. возрождается.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Церковь во имя Святой Троицы в Балобаново поставлена в 1903 году по заказу и на средства купца Липина, имевшего в Балобанове ленточную фабрику. Храм отличается необычностью архитектурного облика: он выстроен в духе эклектики с элементами стилизации под византийские, древнерусские и закавказские архитектурные формы. Особенно редким для Подмосковья является ориентация на традиции зодчества Закавказья, хотя историческое направление стиля эклектики, господствовавшего в конце ХIХ - начале XX веков в русской архитектуре, давало безграничные возможности для заимствования из любой традиции.

Церковь Св. Троицы построена из красного кирпича. Граненый барабан с приземистым ребристым шатром (именно эти элементы наиболее характерны для закавказских архитектурных традиций) перекрывает квадратное в плане пространство храма. К основному объему примыкают апсида и западный притвор со звонницей одноярусной с тремя проемами. Южный и северный фасады храма имеют фигурное завершение и декорированы узкими окнами, расположенными полукругом. Особую нарядность храму придают фигурная кирпичная кладка, различные декоративные элементы из кирпича и особенно большой рельефный крест по центру фасада. Входы оформлены в виде небольших выступов, декорированных колонками. В интерьере храма можно видеть остатки росписей.

Современное состояние Троицкой церкви весьма печально: утрачен крест, повреждена кровля, сильному разрушению подверглась во многих местах кирпичная кладка. Недавно храм передан общине верующих, и вскоре должны начаться восстановительные работы.

Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 марта 2023

Троицкая церковь в селе Балобаново выделяется среди многих других храмов Подмосковья свои необычным обликом, в котором даже далёкий от архитектуры человек узнает черты армянской или грузинской церковной постройки. Однако прямой связи с закавказскими народами подмосковное село и его храм никогда не имели. Можно предположить, что таким обликом зодчий хотел подчеркнуть другие - духовные связи, издавна существовавшие между русским православием и христианством Закавказья. Армянские "следы" можно найти и в некоторых других русских церквях Подмосковья.

Богородский край - это место, где не кажется удивительным обнаружить остатки старинной фабрики или старообрядческого храма. Здесь издавна селились вдоль каторжного Владимирского тракта гонимые приверженцы дореформенного Православия, а во второй половине ХIХ века на малопригодных для сельского труда землях развернулось широкое мануфактурное и фабричное производство. Совсем не ожидаешь увидеть в этих краях армянский храм, причём построенный 120 лет назад. В селе Балобаново, расположенном недалеко от Нижегородской трассы, среди типичного подмосковного деревенского пейзажа возвышается такой экзотический для этих мест храм. Несмотря на свой облик, это всегда была обычная православная церковь со своим приходом. Конусовидный гранёный купол, коричнево-красные стены, будто бы выстроенные из туфа (привезённого из Армении), и подобие барельефов на внешней их стороне очень напоминают христианские храмы Закавказья и, в особенности, армянские храмы.

В начале ХХ века, когда фабрикант Степан Липин, имевший в Балобаново ленточно-ткацкую фабрику, возвёл на свои средства Троицкий храм, были очень популярны псевдоисторческий стиль и стиль модерн. Здесь мы и видим сочетание псевдорусского стиля с элементами модерна. В то время архитекторы часто возводили свои постройки, ориентируясь на древние образцы византийского и русского зодчества. Однако случай, когда образцом для русского православного храма стала армянская церковь, можно назвать, по крайней мере, очень редким, учитывая, что армянскую и греческую православную конфессию ещё с V века разделяют догматические разногласия. Тем не менее, две христианские традиции издавна сближали общие почитаемые святые, история и менталитет.

8 октября в Православной церкви отмечается память одного из самых известных русских святых - преподобного Сергия Радонежского. Мало кто обращает внимание на любопытный факт: юноша Варфоломей принял монашеское имя Сергий в честь древнего сирийского мученика и воина Сергия - Саркиса. Этот древний святой стал, в свою очередь, одним из самых почитаемых святых в Армении, которому там посвящены многие храмы. Соседство армянской и русской христианских традиций обнаруживается также и на праздник Покрова Божией Матери 14 октября. Этот любимый на Руси праздник предваряет 13 октября - день памяти священномученика Григория Армянского. Святитель Григорий жил на рубеже III и IV века, то есть до того времени, когда греческая и римская христианские церкви разобщались с армянской. Христианство, благодаря трудам святого Григория, стало государственной религией в Арменией раньше, чем в Римской империи. В Москве есть небольшая православная церковь в честь Григория Армянского, которая является одним из приделов знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади. Несмотря на конфессиональное различие между армянской и православной церквями, армянские святые и святыни иногда встречаются в русских храмах Подмосковья, и в других регионах России. Здесь можно отметить резные каменные кресты - хачкары, которые являются традиционным атрибутом армянского церковного искусства. Они установлены на территории многих русских православных храмов на всей Российской Федерации.

С восточной стороны храма в Балобаново можно увидеть два интересных узора, выложенных искуссной кирпичной кладкой. Они представляют собой вытянутые вертикально фигуры двух ключей, расположившихся по обе стороны от алтарного выступа. Ключ - глубокий и древний христианский символ. Он напоминает своей формой крест, и его символика коренится в Библии... Стоит напомнить, что храм Святой Троицы в Балобанове строился на протяжении с 1899 по 1903 год, по проекту двух московских архитекторов - Семёнова Тихона Ивановича (1861-1909) и Жигардловича Вячеслава Францевича (1862-1909). Кубическое здание завершено многогранным световым барабаном под низким шатром, над притвором звонница. Имеются два придела - Покровский и Успенский.

Храм Живоначальной Троицы в Балобаново был закрыт в 1929 году, разграблен и осквернён. Позже занят производством. Первый и единственный настоятель Троицкой церкви - Дмитрий Дмитриевич Беляев (1875-1937). В 1904 году, будучи уже священником, он был переведён в Балобановский Троицкий храм. Вместе с ним приехала в Балобаново и его супруга, матушка Мария. У них в семье было 8 детей - 5 сыновей и 3 дочери. С этого времени он совершал здесь своё пастырское служение вплоть до 1930-х гг., до закрытия храма. Затем он переезжает в село Воскресенское, где продолжает священническое служение в сельском Покровском храме. 26 ноября 1937 года батюшка был арестован, и "тройка" НКВД приговорила его к расстрелу. Его обвинили, в частности, в том, что под видом церковного пения он привлекал в храм молодёжь, пытался вовлечь молодых людей в контрреволюционную деятельность. Виновным отец Димитрий себя не признал. 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне священномученик Димитрий был расстрелян.

Троицкий храм в Балобаново, в полуразрушенном состоянии, без куполов, с трещинами по стенам, был передан РПЦ в 1992 году. Первое богослужение состоялось в 1993 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2000-х годах пристроена западная паперть со звонницей. В настоящее время Троицкий храм полностью восстановлен, выполнена внутренняя роспись. В Троицкой церкви села Балобаново особо почитается Моденская и Фёдоровская иконы Божией Матери.

С сайтов: https://mosregtoday.ru/Истории Святынь Подмосковья/Антон Саков. "Армянский" храм и ключи от рая в Балобаново и troits-balabanov.cerkov.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.