ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вершилово. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображения Господня


Вершилово. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Николая Чудотворца, Рождества Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1835.
Адрес:
Нижегородская обл., Чкаловский район, с. Вершилово

Координаты: 56.621097, 43.213877
Проезд:Из Нижнего Новогорода автобусом на Чкаловск. По трассе Н.Новгород-Балахна-Заволжье-Чкаловск, после Заволжья по дамбе водохранилища, после дамбы и поста ДПС через 2 км поворот налево (указателя нет, церковь видна; через 1 км поворот с указателем, но дорога значительно хуже)



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
MILAV V
14 августа 2010
Церковь Спаса Преображения, , Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
27 июля 2010
Церковь Спаса Преображения, , Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
27 июля 2010
Церковь Спаса Преображения, Иконостас<br>, Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
27 июля 2010
Церковь Спаса Преображения, , Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
27 июля 2010
Церковь Спаса Преображения, , Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Antony
27 июля 2010
Церковь Спаса Преображения, фото с сайта http://domymora.ru/<br>, Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
фото с сайта http://domymora.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Церковь Спаса Преображения, Снято до 1980 г - из книги "Памятники истории и культуры Горьковской области", 1981 г<br>, Вершилово, Чкаловск, город, Нижегородская область
Снято до 1980 г - из книги "Памятники истории и культуры Горьковской области", 1981 г
Вячеслав Маслов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей и Татьяна ПавловыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 августа 2010

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год церковь в селе Вершилове значится под названием Преображения Господня, трёхпрестольной, каменной, с годом постройки 1835. Престолы: главный – Преображения Господня, два других – Никольский и Предтеченский. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 179 Преображенская церковь в селе Вершилове включена как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр обьектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области. В настоящее время Преображенская церковь находится в ведении Нижегородской епархии и в ней проводятся реставрационно-восстановительные работы.


Храм в честь Преображения Господня в селе Вершилово был построен в 1827 году на средства местных жителей. Строительством церкви руководил местный умелец мастер-строитель Василий Лимков. Главный престол в честь Преображения Господня был освящен после завершения всех отделочных работ в 1835 году. В храме было освящено ещё два придела: в честь святителя и чудотворца Николая и в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В 1937 году храм был закрыт – приход разогнан, церковные службы прекращены, колокола сняты, внутреннее убранство и иконы разграблены.

В 1999 году заново был образован приход, возобновились богослужения, началось восстановление храма. В конце 2010 года в приделе святителя Николая был установлен трехъярусный резной иконостас с иконами, приобретенными благотворителями храма. Иконостас изготовил местный умелец Николай Шевченко.


Марина Зуйкова  8 февраля 2017

Храм в честь Преображения Господня – восьмой известный из исторических документов храм, возведенный на одной и той же площади в центре древнего села Вершилово.

Первым храмом, о котором известно, был деревянный Никольский храм, построенный в конце XIV или начале XV веков, обветшавший к тому времени, когда Вершилово было даровано предводителю Нижегородского ополчения 1612 года Д.М. Пожарскому, сделавшему Вершилово центром своей Нижегородской вотчины.

В 1616-1620 гг. Д.М. Пожарский рядом с Никольским храмом построил деревянный трехшатровый, двухэтажный храм в честь Воскресения Христова, в котором кроме Воскресенского престола были еще четыре придела: два внизу – в честь Казанской иконы Божией Матери, и в честь чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и два придела наверху, «на полатех»: в честь страстотерпца Христова Димитрия Солунского, своего небесного покровителя, и в честь святого мученика Феодора Тирона, небесного покровителя сына Д.М. Пожарского – Федора. Возле Воскресенского храма была построена высокая колокольня.

В конце 20-х - начале 30-х годов XVII века на месте обветшавшего Никольского храма Д.М. Пожарским был построен двухшатровый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи – святого покровителя младшего сына своего Ивана, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая.

В начале 50-х годов XVII века храм Воскресения Христова сгорел. На его месте был выстроен новый храм Воскресения Христова, имевшего только два придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких. В конце XVII века оба деревянных храма сгорели. В церковных документах (архив нижегородской области) с 1722 года вместо Воскресенской церкви упоминается уже Николаевская церковь, а вместо Предтеченской церкви с приделом Николая Чудотворца – церковь Иоанна Предтечи с приделом в честь святой Анны.

Николаевский храм существовал до середины XVIII века, в 1754 году на его месте была построена каменная церковь и при ней колокольня. Прихожане, недовольные состоянием этой церкви и малой вместимостью, в мае 1817 года обратились к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею с прошением «оную каменную церковь и колокольню ветхие разобрать и на том месте пространную каменную церковь, настоящую во имя Преображения Господня, с двумя в трапезе приделами: во имя Рождества Иоанна Предтечи, и во имя Святителя и Чудотворца Николая, и при них колокольню каменную… выстроить». При этом они брали на себя обязательства выстроить ее за свой счет. Указ с разрешением на строительство был получен 27 июня 1817 года.

В 1818 году был получен проект храма и старый Никольский храм разобрали. В 1819 году на его месте местными мастерами-строителями, под началом выбранного из них руководителя строительства Василия Ивановича Лелекова, начато строительство Спасо-Преображенского храма. К 1822 году была построена теплая трапезная и в ней освятили приделы во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святителя и Чудотворца Николая. С освящением приделов отпала необходимость в Предтеченской церкви и она была разобрана. К 1835 году строительство храма, отделка, внутренние и наружные росписи были завершены. Высота под куполом храма составляла 30 метров, высота колокольни более 50 метров. На колокольне были повешены 9 колоколов, общий вес которых составлял 618 пудов (более 10 тонн), в том числе «благовест» весил 414 пудов 3 фунта (6 782 кг).

«(8)21 декабря 1835 года …Городецкого Феодоровского монастыря архимандрит Петр (Каменский) освятил храм во имя Преображения Господня».
Приход храма в то время включал в себя с.Вершилово и 28 деревнь, число прихожан составляло 2 893 человека, в их числе 1 323 человек мужского и 1570 человек женского пола.

С 1937 года усилились гонения на священников прихода, отец Василий Лебедев был репрессирован, службы постепенно прекращались, колокола были сброшены и увезены, и в 1939 году храм был закрыт. В 1950-е годы с колокольни был сдернут крест. В 1960-70-х годах в храме располагались колхозные промыслы: пилорама в основном храме, изготовление пластмассовых деталей в трапезной части храма, водонапорная башня в колокольне. Пожар в 1976 году уничтожил все внутренние росписи и перекрытия в колокольне.

В 1995 году Указом Президента РФ от 21.02.95 г. № 176 храм Преображения Господня признан объектом культурного наследия федерального значения и включен в Единый Государственный Реестр. 8 июля 1997 года сельским сходом было принято решение о возрождении храма и возобновлении в нем богослужений. На это 16 сентября 1997 года было получено благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова).

Первая служба была проведена 19 августа 1998 года в день престольного праздника Преображения Господня. 2 августа 1999 года Приход получил государственную регистрацию. Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области от 01.08.2007 г. № 340 храм передан в безвозмездное пользование Нижегородской Епархии.

По материалам статьи В.П. Юлин «От храма деревянного к храму каменному» Краеведческо-исторического издания «Нижегородская старина» вып. 29-30, 2011 г. http://chkalov.blagochin.ru/xram-v-chest-preobrazheniya-gospodnya-s-vershilovo/


Марина Зуйкова  23 июля 2019

Церковь в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в селе Вершилове

Получив в вотчинное владение погост Вершилов, князь Пожарский решил построить в нём свою боярскую усадьбу, так как его родовое имение в селе Юрино порядком обветшало за более чем двухсотлетний период своего существования. В погосте уже имелась «…церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, ветха, мирское строенье». Поскольку прихожанами храма были жители многих окрестных деревень, штат ее священнослужителей состоял из шести человек. Все они жили недалеко от села, в старинной церковной деревеньке Трубникове (в настоящее время не существует). Учитывая ветхость церкви в описываемый период времени, первоначальную ее постройку можно отнести не позднее, чем к началу XVI века. При церкви имелась богадельная изба и восемь келий нищенствующих старцев.

Во владении церкви Николая чудотворца находилось: 52 чети пахотных земель при селе Вершилове, 64 чети старинных церковных земель при деревне Трубникове, 40 четей при деревне Уркове. Кроме того, церкви принадлежала сама деревня Урково (бывшая пустошь Урковская по выписи 1595 года) с шестью крестьянскими дворами, лесные и сенокосные угодья с 80 копнами сена, в их числе, «на отхожем лугу на Волге реке, против Городца на острову на Дубенце 40 же копён». Несомненно, что, получив погост Вершилов в вотчинное владение, князь Пожарский наделил церковь Николая Чудотворца пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями и заселил крестьянами пустошь Урковскую, передав ее в церковное владение. Позднее князь начал перестройку ветхой Никольской церкови, которую завершил уже после смерти князя его сын Иван. В 1653 году село Вершилово перешло в вотчинное владение новому хозяину, боярину князю Василию Петровичу Шереметеву, и Никольскую церковь переосвятили в собор Иоанна Предтечи.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Никольская церковь в селе Вершилове значится под названием Преображения Господня, трёхпрестольной, каменной, с годом постройки 1835. Престолы: Преображения Господня, Никольский и Предтеченский.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 179 Преображенская церковь в селе Вершилове включена как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области. В настоящее время Преображенская церковь находится в ведении местной православной общины и в ней проводятся реставрационно-восстановительные работы.

Церковь Воскресения Христова в селе Вершилове

Одновременно со строительством обширной боярской усадьбы в селе Вершилове, князь Пожарский построил для её жителей и отдельную церковь Воскресения Христова. Усадьба была построена с большим размахом. Она состояла из 50 дворов, включая двор самого князя, двор его приказчика, Селчюка Чортова, 32 двора деловых людей, в числе которых были конюхи, кузнецы, плотники, ювелиры, пивовары, псари, егеря (медведчики), скоморохи, дружинники; 16 дворов было бобыльских (не имевших земельного надела). На сегодняшний день подворье семьи Пожарских в селе Вершилове не сохранилось. Что касается боярской усадьбы, то рядом с селом сейчас находится деревня Боярская. Название деревни позволяет предположить, что на ее месте и располагалась усадьба князя.

Однако в связи со строительством усадьбы возникают важные вопросы. Почему князь Пожарский, имея родовое имение в селе Мугреево (Волосынино) Суздальского уезда, заново строит огромную, иначе и не назовёшь, боярскую усадьбу именно в Нижегородском уезде и недалеко (в 15 километрах) от старинного родового имения князей Пожарских, находящегося в селе Юрино? Почему он строит именно в Нижегородском уезде, опять-таки недалеко от своего родового села Юрино, большой Макарьевский монастырь, который он особо выделяет среди других построенных им храмовых сооружений? Почему царь Михаил Фёдорович Романов награждает его (напрашивается мысль: а не по просьбе ли самого Пожарского?) большими земельными владениями именно в Пурецкой волости Нижегородского уезда, которая примыкает к его родовой Жарской волости? Ответ напрашивается сам собой. По нашему мнению, именно потому, что эта местность была близка и дорога ему, ибо князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился здесь — в старинном родовом имении князей Пожарских в сельце Юрино Нижегородского уезда.

Мне могут возразить: если это так, то почему же он не возродил вновь своё родовое гнездо в Юрино? Ответ прост. Во-первых, во времена Дмитрия Михайловича Пожарского сельцо Юрино находилось в удалении от торговых дорог, в то время как село Вершилово стояло вблизи дороги, известной в те далекие времена под названием «балахонка», которая соединяла через Балахну Нижний Новгород с Суздалем, Владимиром и Ярославлем. На этой же дороге князь построил и Макарьевский монастырь. Во-вторых, Юрино расположено на небольшом суходоле в окружении лесов и болот. С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает надежную защиту усадьбы от непрошеных гостей. Но в тоже время такое расположение усадьбы сильно затрудняет общение ее жителей с окружающим миром.

И еще одно обстоятельство указывает на то, что Д. М. Пожарский родился именно в Юрино, а не в каком-либо другом месте. Когда знаменитый нижегородский краевед XIX века а. С. Гациский по просьбе известного историка академика И. Е. Забелина посетил в 1889 году родовые суздальские вотчины князей Пожарских в Мугреево и Нижнем Ландехе, то он не получил никаких подтверждений даже о каком-либо пребывании князя Д. М. Пожарского в этих местах, не говоря уже о том, что князь когда-либо жил в этих вотчинах со своей семьей. В Юрино же, куда Гациский приезжал в мае 1887 года, он получил множество сведений о проживании семьи князя в этом имении.

С таким же размахом, как и свою боярскую усадьбу, построил князь в селе Вершилове и церковь Воскресения Христова. Вот как об этом сказано в описи из писцовой книги 1621-1624 годов: «…церковь Воскресения Христова древяна верх шатром, о трёх верхах с папертми, а в церкве два предела: предел Пречистые Богородицы Казанские иконы, да предел преподобных отец Зосимы и Саватея, Соловетцких чудотворцов, да на наверху, на полатех два предела: страстотерпца Христова Димитрея Селунскаго да святаго мученика Феодора Тирона.

А в церкве Воскресения Христова и в пределах деисусы и праздники и пророки и местные образы. А местных образов Воскресения Христова: образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ Введения Пречистые Богородицы, образ Николы чудотворца, образ Макария, чудотворца Желтоводцкаго, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов, образ Димитрея Селунскаго чудотворца, образ Феодора Тирона, да 3 образа окладных: образ Воскресение Христово, образ Пречистые Богородицы, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов.

Да вверху на полатех, в пределе: образ окладной Димитрея Селунскаго чудотворца, да книг: три Евангелия напрестольных, одно окладное, Апостол печатной, два на десять Миней месячных, Охтай печатной, две Треоди печатные, два Пролога писменые, Минея печатная, служебник печатной, Трефолой писменой, Полууставье печатное, печать литовская, три сосуды церковные белые, двои ризы: одне камчатые, а другие бархатные, три свечи поставные болшие. Да на колоколнице восемь колоколов: колокол болшой Благовестной, весу 32 пуда, а в тех колоколех весу не ведомо. Паникадило медное болшое, 3 паникадила малых деревянных.

А в церкве Воскресенье Христово и в пределах образы и книги и ризы и сосуды церковные и всякое церковное строенье и церковь и на колоколнице колокола — строенье все вотчинниково, боярина Димитрея Михайловича».

Церковь Воскресения Христова — единственная пятипрестольная двухэтажная деревянная церковь среди многих храмовых сооружений, которые построил князь Пожарский. В последующие годы своей жизни он ничего подобного этой церкви уже не строил, что говорит об очень трепетном отношении князя к этому храму. Церковь была построена в первую очередь как домовая, семейная и только уже после смерти князя она стала приходской.

Описание церкви замечательно тем, что из него видно, каких святых почитал князь и его семья. Казанская икона Божией Матери сопровождала князя и Нижегородское народное ополчение в их героическом походе на Москву по освобождению Московского государства от литовско-польских захватчиков. Князь очень почитал Соловецких чудотворцев, не раз посещал Соловецкий монастырь и даже привез из него в 1606 году знаменитый Животворящий Крест Господень. Примечательно и то, что только два придела в церкви посвящены семейно почитаемым святым и помещены отдельно от других «на полатех» (втором этаже) — это приделы великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Тирона, что не случайно. В честь Димитрия Солунского дали светское имя самому князю (крестильное имя князя — Косма), а в честь Феодора Тирона был назван его любимый сын Фёдор, умерший в 1632 году. Но почему именно эти семейные приделы были сделаны в усадебной церкви? По нашему мнению потому, что только двое из семьи князя Д. М. Пожарского родились в этой местности (в родовой усадьбе Юрино) — сам князь и его старший сын Фёдор.

К большому сожалению, церковь Воскресения Христова в селе Вершилове не сохранилась. Последний раз она упоминается в 1654 году как приходская церковь.

Источник: В.Е. Шматов "История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского" d-pozharsky.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 октября 2020

Сейчас в центре села Вершилово стоит Преображенская церковь 1835 года с боковыми приделами Рождества Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Ее огромное башнеобразное здание выстроено в стиле ностальгии по барокко, мало соответствует времени позднего классицизма. Церковь четырехсветная с единым внутренним пространством. В начале XIX в. жители села приняли решение заменить две деревянные церкви каменным храмом и в 1819 г. приступили к его сооружению. Строительство затянулось на много лет, причем руководитель его местный каменщик В. Лилеков внес ряд отступлений в присланный из губернии проект. Работы были закончены вчерне в конце 1820-х г.г.

Большой и высокий цилиндр церкви поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, крестообразно прислоненными к нему со всех четырех сторон света. Нижняя часть боковых фасадов украшена портиками, почти не отделенными от стены, В их фронтонах вырезаны полукруглые арочные ниши. Наверху над ними в толще выступов располагаются ниши, обрамляющие окна в барабане купола. На выступах барабана стоят четыре главы, окружая центральную главу, которой завершается высоко приподнятый купол. Вся боковая поверхность цилиндра, в том числе внутри ниш, прорезанных в его выступах, рисована. Резкий контраст с устремленной ввысь церковью составляют низкие пристройки трапезной и апсиды, а рядом взметнулась вверх еще одна вертикаль ансамбля - более высокая, чем церковь, четырехъярусная колокольня. Такая сложная объемная композиция, соединяющая ордерные элементы с рустовкой главного цилиндра и его растворяющимся в воздухе барочным завершением, напоминает о несколько запоздалой архитектуре раннего классицизма.

Лукин В.П. Вершилово // В.П. Лукин Листая времени страницы: Из истории храмов Василевской округи. – Н.Новгород : Кварц, 2011.



Комментарии и обсуждение


Часть икон церковным старостой Львов Алексеевичем (приемные родитель моей матери) были убраны и хранились много лет у нас на чердаке, а затем после восстановления переданы в церковь. 
1 января 2013.