Церковь в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в селе Вершилове
Получив в вотчинное владение погост Вершилов, князь Пожарский решил построить в нём свою боярскую усадьбу, так как его родовое имение в селе Юрино порядком обветшало за более чем двухсотлетний период своего существования. В погосте уже имелась «…церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, ветха, мирское строенье». Поскольку прихожанами храма были жители многих окрестных деревень, штат ее священнослужителей состоял из шести человек. Все они жили недалеко от села, в старинной церковной деревеньке Трубникове (в настоящее время не существует). Учитывая ветхость церкви в описываемый период времени, первоначальную ее постройку можно отнести не позднее, чем к началу XVI века. При церкви имелась богадельная изба и восемь келий нищенствующих старцев.
Во владении церкви Николая чудотворца находилось: 52 чети пахотных земель при селе Вершилове, 64 чети старинных церковных земель при деревне Трубникове, 40 четей при деревне Уркове. Кроме того, церкви принадлежала сама деревня Урково (бывшая пустошь Урковская по выписи 1595 года) с шестью крестьянскими дворами, лесные и сенокосные угодья с 80 копнами сена, в их числе, «на отхожем лугу на Волге реке, против Городца на острову на Дубенце 40 же копён». Несомненно, что, получив погост Вершилов в вотчинное владение, князь Пожарский наделил церковь Николая Чудотворца пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями и заселил крестьянами пустошь Урковскую, передав ее в церковное владение. Позднее князь начал перестройку ветхой Никольской церкови, которую завершил уже после смерти князя его сын Иван. В 1653 году село Вершилово перешло в вотчинное владение новому хозяину, боярину князю Василию Петровичу Шереметеву, и Никольскую церковь переосвятили в собор Иоанна Предтечи.
В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Никольская церковь в селе Вершилове значится под названием Преображения Господня, трёхпрестольной, каменной, с годом постройки 1835. Престолы: Преображения Господня, Никольский и Предтеченский.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 179 Преображенская церковь в селе Вершилове включена как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области. В настоящее время Преображенская церковь находится в ведении местной православной общины и в ней проводятся реставрационно-восстановительные работы.
Церковь Воскресения Христова в селе Вершилове
Одновременно со строительством обширной боярской усадьбы в селе Вершилове, князь Пожарский построил для её жителей и отдельную церковь Воскресения Христова. Усадьба была построена с большим размахом. Она состояла из 50 дворов, включая двор самого князя, двор его приказчика, Селчюка Чортова, 32 двора деловых людей, в числе которых были конюхи, кузнецы, плотники, ювелиры, пивовары, псари, егеря (медведчики), скоморохи, дружинники; 16 дворов было бобыльских (не имевших земельного надела). На сегодняшний день подворье семьи Пожарских в селе Вершилове не сохранилось. Что касается боярской усадьбы, то рядом с селом сейчас находится деревня Боярская. Название деревни позволяет предположить, что на ее месте и располагалась усадьба князя.
Однако в связи со строительством усадьбы возникают важные вопросы. Почему князь Пожарский, имея родовое имение в селе Мугреево (Волосынино) Суздальского уезда, заново строит огромную, иначе и не назовёшь, боярскую усадьбу именно в Нижегородском уезде и недалеко (в 15 километрах) от старинного родового имения князей Пожарских, находящегося в селе Юрино? Почему он строит именно в Нижегородском уезде, опять-таки недалеко от своего родового села Юрино, большой Макарьевский монастырь, который он особо выделяет среди других построенных им храмовых сооружений? Почему царь Михаил Фёдорович Романов награждает его (напрашивается мысль: а не по просьбе ли самого Пожарского?) большими земельными владениями именно в Пурецкой волости Нижегородского уезда, которая примыкает к его родовой Жарской волости? Ответ напрашивается сам собой. По нашему мнению, именно потому, что эта местность была близка и дорога ему, ибо князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился здесь — в старинном родовом имении князей Пожарских в сельце Юрино Нижегородского уезда.
Мне могут возразить: если это так, то почему же он не возродил вновь своё родовое гнездо в Юрино? Ответ прост. Во-первых, во времена Дмитрия Михайловича Пожарского сельцо Юрино находилось в удалении от торговых дорог, в то время как село Вершилово стояло вблизи дороги, известной в те далекие времена под названием «балахонка», которая соединяла через Балахну Нижний Новгород с Суздалем, Владимиром и Ярославлем. На этой же дороге князь построил и Макарьевский монастырь. Во-вторых, Юрино расположено на небольшом суходоле в окружении лесов и болот. С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает надежную защиту усадьбы от непрошеных гостей. Но в тоже время такое расположение усадьбы сильно затрудняет общение ее жителей с окружающим миром.
И еще одно обстоятельство указывает на то, что Д. М. Пожарский родился именно в Юрино, а не в каком-либо другом месте. Когда знаменитый нижегородский краевед XIX века а. С. Гациский по просьбе известного историка академика И. Е. Забелина посетил в 1889 году родовые суздальские вотчины князей Пожарских в Мугреево и Нижнем Ландехе, то он не получил никаких подтверждений даже о каком-либо пребывании князя Д. М. Пожарского в этих местах, не говоря уже о том, что князь когда-либо жил в этих вотчинах со своей семьей. В Юрино же, куда Гациский приезжал в мае 1887 года, он получил множество сведений о проживании семьи князя в этом имении.
С таким же размахом, как и свою боярскую усадьбу, построил князь в селе Вершилове и церковь Воскресения Христова. Вот как об этом сказано в описи из писцовой книги 1621-1624 годов: «…церковь Воскресения Христова древяна верх шатром, о трёх верхах с папертми, а в церкве два предела: предел Пречистые Богородицы Казанские иконы, да предел преподобных отец Зосимы и Саватея, Соловетцких чудотворцов, да на наверху, на полатех два предела: страстотерпца Христова Димитрея Селунскаго да святаго мученика Феодора Тирона.
А в церкве Воскресения Христова и в пределах деисусы и праздники и пророки и местные образы. А местных образов Воскресения Христова: образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ Введения Пречистые Богородицы, образ Николы чудотворца, образ Макария, чудотворца Желтоводцкаго, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов, образ Димитрея Селунскаго чудотворца, образ Феодора Тирона, да 3 образа окладных: образ Воскресение Христово, образ Пречистые Богородицы, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов.
Да вверху на полатех, в пределе: образ окладной Димитрея Селунскаго чудотворца, да книг: три Евангелия напрестольных, одно окладное, Апостол печатной, два на десять Миней месячных, Охтай печатной, две Треоди печатные, два Пролога писменые, Минея печатная, служебник печатной, Трефолой писменой, Полууставье печатное, печать литовская, три сосуды церковные белые, двои ризы: одне камчатые, а другие бархатные, три свечи поставные болшие. Да на колоколнице восемь колоколов: колокол болшой Благовестной, весу 32 пуда, а в тех колоколех весу не ведомо. Паникадило медное болшое, 3 паникадила малых деревянных.
А в церкве Воскресенье Христово и в пределах образы и книги и ризы и сосуды церковные и всякое церковное строенье и церковь и на колоколнице колокола — строенье все вотчинниково, боярина Димитрея Михайловича».
Церковь Воскресения Христова — единственная пятипрестольная двухэтажная деревянная церковь среди многих храмовых сооружений, которые построил князь Пожарский. В последующие годы своей жизни он ничего подобного этой церкви уже не строил, что говорит об очень трепетном отношении князя к этому храму. Церковь была построена в первую очередь как домовая, семейная и только уже после смерти князя она стала приходской.
Описание церкви замечательно тем, что из него видно, каких святых почитал князь и его семья. Казанская икона Божией Матери сопровождала князя и Нижегородское народное ополчение в их героическом походе на Москву по освобождению Московского государства от литовско-польских захватчиков. Князь очень почитал Соловецких чудотворцев, не раз посещал Соловецкий монастырь и даже привез из него в 1606 году знаменитый Животворящий Крест Господень. Примечательно и то, что только два придела в церкви посвящены семейно почитаемым святым и помещены отдельно от других «на полатех» (втором этаже) — это приделы великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Тирона, что не случайно. В честь Димитрия Солунского дали светское имя самому князю (крестильное имя князя — Косма), а в честь Феодора Тирона был назван его любимый сын Фёдор, умерший в 1632 году. Но почему именно эти семейные приделы были сделаны в усадебной церкви? По нашему мнению потому, что только двое из семьи князя Д. М. Пожарского родились в этой местности (в родовой усадьбе Юрино) — сам князь и его старший сын Фёдор.
К большому сожалению, церковь Воскресения Христова в селе Вершилове не сохранилась. Последний раз она упоминается в 1654 году как приходская церковь.
Источник: В.Е. Шматов "История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского" d-pozharsky.ru