ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дятьково. Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".

Церковь Неопалимой Купины


Дятьково. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Неопалимая Купина" иконы Божией Матери
Год постройки:2002.
Адрес:
Брянская область, Дятьковский район, Дятьково

Координаты: 53.601307, 34.332603



Сортировка:

Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Хрустальный поклонный крест установлен 27.09.2015<br>, Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Хрустальный поклонный крест установлен 27.09.2015
Сергей Меркулов
26 марта 2016
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
МОРПЕХ879
20 августа 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Церковная лавка.<br>, Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Церковная лавка.
МОРПЕХ879
20 августа 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
МОРПЕХ879
20 августа 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
МОРПЕХ879
20 августа 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
МОРПЕХ879
20 августа 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Cергей Б.
17 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Чупринин Михаил
13 марта 2004
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Чупринин Михаил
13 марта 2004
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
oldboy
7 января 2019
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", , Дятьково, Дятьковский район, Брянская область
Алексей Кротов
4 ноября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дионисий  30 июля 2007

Храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построен по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. В декабре 1999 года был совершен чин освящения и закладки камня. Строительство велось при поддержке губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина, администрации города Дятьково и Дятьковского района. В марте 2003 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил освящение храма.

Сведения из статьи "Действующие храмы Брянской епархии" опубликованной в "Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова" (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)


Вадим кр
 
Вадим кр  30 мая 2016

В городе Дятьково Брянской области располагается храм-памятник в честь иконы «Неопалимая Купина» - единственный во всем мире храм с иконостасом из хрусталя. Эта уникальная церковь является наследником Хрустального собора Мальцовых, возведенного в 1810 году владельцем Дятьковской хрустальной фабрики Иваном Мальцовым. Храм-памятник в современном Дятьково был построен в 2002 году при поддержке городской администрации и губернатора Брянской области Лодкина Ю.Е. Освящение храма-памятника осуществлено весной 2003 года. Уникальное убранство этой церкви абсолютно безвозмездно выполнили работники Дятьковского хрустального завода. Вместе с сотрудниками Музея дятьковского хрусталя они отыскали рисунки старого иконостаса и постарались в точности их повторить. На изготовление огромной люстры, иконостаса, а также плитки для арок и стен для этого храма ушло более 15 т хрусталя. Сейчас осуществляется реставрация фасадов настоятелем иереем Игорем (Куприяшином).

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/hram-pamyatnik-v-chest-ikoni-neopalimaya-kupina.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 октября 2019

История современного храма-памятника в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" начинается задолго до его фактического возведения в 2000-х годах. Да, именно так, никакой опечатки здесь нет. И вот почему. Можно сказать, что вся история Дятькова тесно переплетается с родом предпринимателей Мальцовых. В 1790 году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Рабочие переехали на новое место со своими семьями. Население с каждым годом возрастало. Дятьково превращалось в "столицу" брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале ХIХ века Дятьково всё ещё оставалось деревней - то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

В 1810 году стараниями сына Марии Васильевны, Иваном Акимовичем Мальцовым в деревне был возведён большой каменный храм Преображения Господня. Эту церковь нередко называли жемчужиной и даже "восьмым чудом света", а всё благодаря потрясающему внутреннему убранству. Дело в том, что всё оно было изготовлено на мальцовской фабрике здесь же, в Дятькове. В одном из томов "Живописной России" (на самом деле это 19-томное издание называлось "Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении" и выпускалось с 1881 по 1901 год) есть такие строки: "На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами, иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный". Это была зимняя церковь, возведённая в греческом стиле. Иконы для неё писались в стиле итальянском лучшими мастерами Петербургской академии художеств. Кроме того, в новый храм перенесли реликвии из упразднённой церкви села Спасское - образы, мощевики, старинный серебряный крест. Позже в храме установили хрустальный иконостас в стиле украинского барокко. Такого не было больше нигде в мире, и он неизменно приводил в восторг всех, кто его видел.

Вот как описывал Преображенский храм в 60-х годах ХIХ века сельский благочинный Стефан Красовский: "Село Дятьково пользуется европейской известностью по хрустальному в нём производству и по тому стремлению господина владельца ко всему изящному, которое высказывается здесь во всём. Но что особенно обращает на себя внимание нового посетителя села Дятьково - это храм Преображения Господня... Христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту... Первое, что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стёкол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен. Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в дятьковскую церковь, и смотреть, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы написаны в Академии художеств, на жёлтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад".

В середине ХIХ века собор Преображения Господня решили расширить - к нему добавили два симметричных придела, а также фамильную мальцовскую усыпальницу, купол и колокольню перестроили в итальянском стиле. После революции некрополь Мальцовых снесли в первую очередь. Сейчас на месте предполагаемого захоронения представителей династии установлен памятный знак. После революции Преображенский храм закрыли далеко не сразу. Вплоть до 1929 года он беспрепятственно функционировал. Более того, согласно принятой тогда классификации памятников архитектуры (по дате постройки), он попадал в раздел "Сохранение фасадов", снести должны были только более позднюю усыпальницу. Однако согласовывался демонтаж очень долго, даже посылали запрос Наркому внутренних дел, но получили ответ - сносить, так как похороненный там Сергей Иванович Мальцов был "эксплуататором целого округа".

28 февраля 1929 года Президиум Брянского исполкома разрешил ликвидировать часовню-памятник. В итоге придельный храм - склеп из чугунных слитков снесли, чугун пустили на строительство дороги, а антирелигиозно настроенная молодёжь решила "под шумок" уничтожить и сам храм. 4 марта 1929 года сами одурманеные богоборчеством горожане, комсомольцы и миллиционеры начали уничтожение своего приходского храма. Таким образом, вчерашние прихожане разбили хрустальный иконостас (уникальный, единственный в мире!), разрушили престол, сожгли иконы. Жители вспоминали, что груды осколков ещё долго вывозили на телегах на свалку. Верующие снова обратились к "всесоюзному старосте" М. И. Калинину с просьбой наказать вандалов за самоуправство, однако ответа не получили. В результате 13 июня 1929 года Преображенскую церковь закрыли, а в помещении решили устроить клуб. 21 октября 1929 года было издано Постановление об окончательном закрытии храма Преображения Господня в селе Дятьково. Известно, что некоторые святыни всё же удалось спасти - их передали Дятьковскому горсовету, а уже оттуда они бесследно исчезли. Из всего роскошного убранства сохранились лишь высокий подсвечник трёхслойного стекла, изготовленный в 1838 году, старинная лампада, а также случайно уцелевшая одна хрустальная плитка. Всё это сейчас можно увидеть в Музее дятьковского хрусталя. А как выглядел сам храм, можно представить, взглянув на Покровскую церковь в селе Ивот недалеко от Дятькова. Считается, что она, построенная в 1905 году, - практически точная копия дятьковского храма.

В 1989 году в Дятькове разрешили строительство храма. Возводить его решили на кладбище и освятили в том же году, разумеется, в честь Преображения Господня. А вот первый камень ныне существующего храма-памятника в честь иконы "Неопалимая Купина" заложили через 10 лет, 24 декабря 1999 года. Чин освящения места строительства и закладку камня совершил Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). В мае следующего года начались строительные работы, а в августе уже монтировали кровлю. Строительство велось при поддержке Губернатора Брянской области Ю. Е. Лодкина, администрации города Дятьково и Дятьковского района. В марте 2003 года, по окончанию строительства, Епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) совершил чин малого освящения храма, а после завершения оформления внутренних интерьеров, 17 сентября 2003 года, в день освобождения Брянской области от фашистских захватчиков, а также в день чествования иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", храм был полностью освящён. И получил посвящение, разумеется, этому чудесному образу. После освящения отслужили молебен и панихиду по всем погибшим воинам.

Это - поистине храм-памятник. В первую очередь - той, разрушенной Преображенской церкви. Нынешние работники хрустальной фабрики решили хоть частично повторить её убранство. Так, все стены были выложены хрустальной плиткой - её делали по образцу той единственной уцелевшей. Появился и хрустальный иконостас. Всего на оформление интерьеров ушло более 15 тонн этого хрупкого материала. А ведь его было необходимо изготовить и закрепить особым образом. Кроме того, хрусталь, из которого сделан иконостас, содержит 18 % свинца (такой обычно идёт на самые дорогие фужеры). В храме вам расскажут, что на каждый фрагмент убранства изготовлялись металлические матрицы. А ещё весь хрусталь требовалось переработать в разные формы, нарезать грани, отполировать их, подогнать и установить на место. Всего потребовалось несколько десятков форм, в том числе несколько особых - для креста, ведь надо учесть, что он собран из нескольких фрагментов. Всё это влекло за собой огромные расходы, особенно если вспомнить, что это было за время: рабочим могли по полгода не платить зарплату. Огромное хрустальное паникадило напоминает свечу - его высота более трёх метров. А ещё в храме есть дюжина удивительно красивых подсвечников. У тех, кто находится внутри храма, неизменно возникает ощущение, что всё вокруг сияет - под каждую плитку при монтаже подложили зеркало. А для крепления в стене просверлили более трёх тысяч отверстий. Иконостас было решено установить под углом 8 градусов - чтобы облегчить конструкцию. Авторами этого восхитительного сооружения можно назвать заслуженного художника России Евгению Вольнову и конструктора Леонида Чижова.

Со временем благоустроили и окружающий храм территорию. Сделали аккуратный газон, посадили деревья. Расположенный рядом заболоченный пруд вычистили и привели в порядок, проложили новое русло ручья, который соединяет его с другими прудами Дятькова. Ведь когда-то Мальцовы возвели здесь плотины, чтобы запускать станки для нарезки алмазных граней энергией воды. А ещё по всему периметру храма повесили мемориальные доски с именами дятьковцев, сложивших голову в боях за свою Отчизну. Достаточно сказать, что из семнадцати тысяч жителей Дятькова до освобождения дожили, по сути, единицы. Между прочим, хрустальный завод в войну был полностью разрушен, а большая часть его мастеров расстреляна фашистскими захватчиками.

27 сентября 2015 года, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию в храме города Дятьково и освятил Поклонный хрустальный крест. Сейчас в храме в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" идёт реконструкция. По словам специалистов, христианской жемчужине давно требовался ремонт. Подготовительные работы начались ещё в конце августа 2019 года. Тогда был разобран пол и выровнены балки, залит бетон. Кроме того реконструирован клирос. Его расширили на метр и укрепили конструкцию. 23 сентября строители приступили к монтажу тёплого пола. Его уложат по всей площади храма. В здании установят современную систему отопления и произведут частичную замену электрики. После заливки стяжки, на полу будет уложена мозаика. Проект разработан итальянской студией дизайна Джованни Занутель с привлечением итальянских мастеров-мозаичников. Храм "Неопалимая Купина" - часть будущего туристического кластера. Его реконструкция ведётся инвестором в рамках создания туристической зоны "Хрустальный город".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №364, ООО "Де Агостини", 2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 октября 2019

Церковь иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" представляет собой отличный образец православного храма новой постройки, в условно называемой "современной стилистике". Условно - потому что, строго говоря, никакой современной стилистики храмостроения ещё нет; русское церковное зодчество, чьи традиции форс-мажорно прервались в ХХ веке, всё ещё находится в стадии художественного поиска. Как любой творческий поиск, этот метод проб и ошибок. Как писал об этом специалист в области архитектуры, реконструкции и реставрации исторического наследия А. С. Щенков: "Наряду с опытами создания храмов на основе только старых иконографических традиций распространены попытки соединить традиционную иконографию (храмов, т. е. стилистику внешнего облика) с чертами архитектуры второй половины ХХ века... Иногда это приобретает достаточно странные формы индустриального строительства". Тот же профессор А. С. Щенков утверждает: "Недостаточно оценивать новый храм по его стилистике, по совершенству взятых пропорций и удачной современной интерпретации традиционной формы. Необходимо попытаться проникнуть в специфические черты его воспринимаего содержания". Простой пример: бетон не самый эстетичный материал, когда речь идёт о создании уютного жилища - но никого ведь не раздражают строгие, скупые на убранство бетонные стеллы мемориалов. Зачем же отказывать в праве быть таким мемориальному храму?

Не следует же забывать, что церковь Неопалимой Купины не просто храм, а именно памятник как мальцовскому сооружению, так и храму-предшественнику. Его создатели не тщились скопировать старую постройку, а хотели увековечить память о ней. В этом плане "мемориальная" стилистика не просто оправдана - она представляется необходимым и даже единственным верным решением стоявшей перед архитекторами задачи. Объём храма - водружённый на высокий фундамент с лестничными подъёмами монументальный восьмерик, как говорили в древности, "от пошвы", то есть от земли. Строгие, лишённые декора формы с широкими оконными проёмами осложняются только апсидой, северным и южным боковыми притворами и звонницей над входом. Таким образом восьмигранник в основании трансформируется в крест. Крестообразный план - важный стилистический и символический момент в традиционном отечественном храмостроении. В оформлении верха храма всё линейно в прямом смысле этого слова: единственные элементы убранства, оживляющие простую ясность фасадов, - это горизонтальные линии карнизов под кровлей и килевидные кокошники (по одному на грань восьмерика), также намёком отсылающие к старинной русской зодческой традиции. Единственная глава оформлена не стандартной "луковицей", а героическим шлемом, подчёркивающим мемориальное значение сооружения.

Звонница - детище эклектики. В традиционном русском зодчестве точных аналогов такому решению, похоже, не находим (хотя приблизительных, отдалённо напоминающих построек - достаточно). Шатровая колоколенка четырёхгранная по всей высоте столпа, что само по себе относительно нечастое решение; шатёр восьмигранный, ярус звона оформлен не традиционно - по типу башни с арками, а напоминает скорее колоннаду-гульбище светского сооружения. Пропорции выверены так, чтобы сделать звонницу подчинённой мемориальному массиву храма, не ломающей его выверенный силуэт. Наконец, памятный знак в виде хрустального креста, заключённого в каменную стеллу, также призван подчёркивать, что перед нами не просто храм, а храм-памятник. Здесь уже нет ни капли традиции, это - в чистом виде монументалистика нового времени; однако благодаря стилистическому и архитектоническому единству с храмом возникает уже целый ансамбль, который, хоть и несомненно отмечен печатью модернизма, всё-таки целым рядом приёмов отсылает нас "к истокам", к классике русского храмового зодчества.

Внутри, разумеется, первое и главное, что привлекает внимание в интерьере дятьковской церкви "Неопалимая Купина" - это её замечательный хрустальный иконостас. Из хрусталя в нём сделано всё: основа, вертикальные столбики между иконами, царские врата, кресты, детали декоративного убранства и скульптурное изображение Святого Духа в виде голубя в исходящих от него лучах - тоже из хрусталя. Иконы основного ряда - традиционные образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Архангелов... В царских вратах - "Благовещение" и евангелисты. Над вратами - икона "Тайная Вечеря", над нею - "Сошествие во ад", являющееся традиционным изображением Воскресения Христова. Венчают иконостас три больших хрустальных креста. В основу художественно-конструктивного решения алтарной преграды были положены квадратные детали с крестообразным рисунком, точно копирующие один-единственный сохранившийся элемент того самого "мальцовского" иконостаса. Нынешний изготовлялся с учётом размеров и форм нового храма, а это небольшой по площади восьмерик; соответственно, и иконостас имеет загнутые сообразно с обводами восьмерика крылья. Справа и слева от них - два образа Пресвятой Богородицы: храмовая "Неопалимая Купина" и "Неупиваемая Чаша". Их киоты также из хрусталя. Больше того, хрустальная облицовка продолжается по всему периметру нижней части стен храма (в основе - всё то же многократное повторение оригинальной "мальцовской" детали). Таким образом достигается стилистическое единство, что особенно важно для небольшого храма; подчёркивается его индивидуальность, создаётся достойный бэкграунд для уникального иконостаса. Из хрусталя же выполнены детали облицовки солеи, подсвечники, изысканное паникадило, обрамления арок боковых притворов и грандиозной восточной алтарной арки, тянущейся во всю высоту восьмерика. В конхе апсиды - изображение Живоначальной Троицы в ветхозаветной иконографии.

Стены храма выбеленые, сейчас роспись на них оставлена фрагментами. А в недавнем прошлом они были сплошь покрыты яркими живописными изображениями; одно из центральных мест - справа и слева от иконостаса - занимали нетипичные для церковной стенописи батальные сцены, изображающие ратные подвиги русских воинов. Эти росписи были выполнены с нарушением технологии и их пришлось снять. Нельзя не отметить, что с белыми стенами храм стал значительно светлее внутри, а его мемориальное значение подчёркнуто ещё сильнее. В храме в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" все иконы - новые, написанные в одном стиле, обрамлённые хрустальной плиткой. Любоваться ими можно очень долго. Ничто не отвлекает - росписей не так много. Те, что имелись тут раньше, как оказалось, были выполнены с нарушением технологии, и за несколько лет пришли в негодность. Их пришлось также снять.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №364, ООО "Де Агостини", 2019



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.