ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернигов. Успенский Елецкий женский монастырь.


Чернигов. Успенский Елецкий женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, Пролетарская (Князя Чорного), 1

Координаты: 51.486338, 31.294511
Проезд:Чернигов находится на трассе М-01, между Киевом и Гомелем. Из России удобнее всего следовать по трассе М-02, через Глухов и Кролевец.





Сортировка:

Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
АлекСим
13 сентября 2008
Успенский Елецкий женский монастырь, Колокольня<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Колокольня
Валерий Бондаренко
15 октября 2010
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Neyka
23 апреля 2009
Успенский Елецкий женский монастырь, Звонница<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Звонница
Ева
1 мая 2004
Успенский Елецкий женский монастырь, Звоница Успенского собора (1670-1675гг).<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Звоница Успенского собора (1670-1675гг).
Ева
1 мая 2004
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Успенский Елецкий женский монастырь, Лишь вдоль забора открывается вид без деревьев<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Лишь вдоль забора открывается вид без деревьев
Neyka
23 апреля 2009
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Успенский Елецкий женский монастырь, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Успенский Елецкий женский монастырь, Стены и брама, 1960 г. Источник: «Памятники архитектуры и градостроительства Украины. - К.: Техника, 2000 г.<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Стены и брама, 1960 г. Источник: «Памятники архитектуры и градостроительства Украины. - К.: Техника, 2000 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Успенский Елецкий женский монастырь, Колокольня, 1956 г.<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Колокольня, 1956 г.
Елена Григорьева
1 июня 1956
Успенский Елецкий женский монастырь, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Успенский Елецкий женский монастырь, Юго-западные кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Юго-западные кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Успенский Елецкий женский монастырь, Юго-западные кельи, внутренний вид. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Юго-западные кельи, внутренний вид. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Успенский Елецкий женский монастырь, Восточные кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Восточные кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Успенский Елецкий женский монастырь, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенский Елецкий женский монастырь, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/165-t-7-malorossiya-poltavskaya-i-chernigovskaya-gub-1903#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/165-t-7-malorossiya-poltavskaya-i-chernigovskaya-gub-1903#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1903
Успенский Елецкий женский монастырь, Почтовая карточка. Изд. В.Е. Гольдфайн в Чернигове<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Почтовая карточка. Изд. В.Е. Гольдфайн в Чернигове
Алексей Кротов
.. - ..
Успенский Елецкий женский монастырь, фото из журнала "Русский паломник"<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Елецкий Успенский монастырь, 1 класса, в Чернигове, на Болдиной горе. Основан в XI веке великим князем черниговским Святославом Ярославичем. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но часто подвергался разрушению от татар и поляков. В 1240 году монастырь был сожжен Батыем вместе с городом; восстановлен в 1445 году. В 1579 году и 1611 году, подвергшись разрушению польских войск, монастырь начал восстанавливаться с 1657 года, при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. В это время настоятелями монастыря были лица, известные в истории Церкви: Иоанникий Голятовский, знаменитый южно-русский писатель XVII века, святой Феодосии Углицкий (см. 5 февраля) и святой Дмитрий Ростовский (см. 21 сентября).

Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 году, был обновляем в XV веке и начале XVII века. Здесь в иконостасе находится Елецкая-Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 году близ города Чернигова на ели, от чего и получила свое название. По этому случаю в том же году на месте явления святой иконы построена была церковь Успения Богоматери черниговским князем Святославом Ярославичем, а потом тем же князем, по совету подвизавшегося здесь (в 1069-1072 годах) преподобного Антония Печерского (см. 10 июля), и был воздвигнут Елецкий Успенский монастырь. После разрушения монастыря в начале XVII века, святая икона была утрачена.

В 1676 году привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями, по фамилии Козел, точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен князем Константином Константиновичем Острожским и пожертвован монастырю. Древний Елецкой-Черниговской иконой считается та святая икона, которая в 1579 году потомками Святослава Черниговского князьями Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 году - в Крымский поход, и умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь Елецкой — Черниговской иконы совершается 5 февраля. Святая Елецкая-Черниговская икона, имеющаяся в Елецком монастыре, находится в его соборном Успенском храме. Под другим монастырским храмом, в честь святых Петра и Павла, и архиерейскими покоями находятся «Елецкие» пещеры; они ископаны в 1069 — 1072 годах и реставрированы архиепископом Виктором (Садковским); расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе монастырской колокольни есть деревянный домик, где под потолком находится балка с вырезанной надписью: «Преподобный Феодосии Углицкий, архимандрит. 1688 год». Эта балка была в кельи святого Феодосия Углицкого (см. 5 февраля). В домике, который, по преданию, служил помещением святому Феодосию и святому Дмитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени святого Феодосия. Также замечателен портрет его же среди стенных икон в Успенском храме. При монастыре странноприимница. В зданиях монастыря помещается Духовная Консистория и духовное училище.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 августа 2017

С северо-восточной стороны монастыря находится надвратная 36 метровая восьмигранная в основании колокольня. Эта монастырская колокольня одна из старых колоколен Надднепрянской Украины, что дошла до нашего времени. Её оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус выстроен в 1670-1675 годах, как оборонная надвратная башня, над которым позднее был надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов. Существуют данные, опираясь на которые мы можем предположить, что колокольня имелась в Елецкой обители даже раньше сохранившейся до наших дней, по крайней мере с ХV века. Однако ко времени первого описания монастыря, составленного о. Иоанникием (Голятовским), старая колокольня к тому времени не сохранилась. В своей "Скарбнице" он сообщает, что в монастыре "трапеза и звонница од реки Десны была". Следовательно, она находилась где-то на краю Болдиной горы. Голятовским же упоминается интересный случай, связанный с великим колоколом, висевшим на двух столбах в монастыре. Во время захвата и разграбления Чернигова отрядом киевского полковника Самуила Горностая, превратившего город в груду дымящих развалин, бравые захватчики, разграбив город, также захотели увезти с собой приглянувшийся главный монастырский колокол, но им это не удалось. Не смогли они его даже с места сдвинуть. Колокол этот "взяти мнозству людей не дался, из мисца не могли жадною мирою того звона порушити". К сожалению, ко времени настоятельства о. Иоанникия этого колокола уже не было в Елецком монастыре.

Монастырь со всех сторон был окружён естественными преградами - глубокими оврагами и крутым склоном со стороны Лесковицы. Единственный доступ к монастырю существовал только с северо-восточной стороны. Ворота колокольни, именуемые прежде святыми, выходят непосредственно на Елецкую улицу, которая соединяет монастырь с "Детинцем". До революции эти ворота были расписаны: в верхней части находилось изображение иконы Елецкой Божией Матери, а под ней на створках ворот были запечатлены два святителя, некогда подвизавшиеся в стенах Елецкой обители - Феодосий, архиепископ Черниговский, и Димитрий, митрополит Ростовский. Во втором и третьем этажах колокольни хранился архив Черниговской духовной консистории. На нижнем ярусе имеется небольшое тёмное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой. Что касается звонницы, то она формировалась в основном в ХVIII-ХIХ веках. В 1786 году архимандритом Иерофеем Малицким из доходов монастыря был отлит колокол в 160 пудов. Со временем коллекцию колоколов пополнили разные по весу и звону другие колокола. Все колокола представляли значительную историко-культурную ценность. Однако все они были сброшены с колокольни и разбиты в конце 1920-х годов, при закрытии монастыря.

Весь комплекс Елецкого монастыря в конце ХVII века был обнесён кирпичной оградой, высота которой доходила до 4 м, а обшая длина равнялась 1 км. Снаружи она была оштукатурена и украшена карнизом с пилястрами. Ограда придавала завершённость всему архитектурному ансамблю Елецкого монастыря. В советское время ограда местами была полностью разрушена, а большая её часть находилась в полуразрушенном состоянии. Теперь, когда монастырь вновь стал действующим, была восстановлена та самая монастырская ограда по всему периметру, в северо-восточной стене которой и поныне возвышается красавица-колокольня с огромным грушевидным куполом.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №65, 2013 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 сентября 2020

Этот монастырь является одним из первых таких строений в Киевской Руси и одним из самых богатых. До сегодняшнего времени Елецкий монастырь дошёл почти без изменений, за исключением поздних наслоений в стиле украинского барокко. Монастырь стоит на горе, пронизанной многочисленными подземными катакомбами, например, Успенский собор и Петропавловскую церковь связывает 70-метровый подземный ход.

Прообразом для 25-метрового Успенского собора на территории Елецкого монастыря стал одноимённый собор Киево-Печерской Лавры. 36-метровая колокольня была позже возведена на месте её деревянной предшественницы.

По древнему преданию, на одной из елей в 1060 г. была найдена икона Пресвятой Богородицы, в связи с чем, было решено основать на этом месте монастырь. Именно на месте этой ели построили Успенский собор.

Судьба Елецкого монастыря трагична, как и судьба многих других памятников архитектуры того времени. В первый раз монастырь был разграблен монголо-татарами в 1239 году, и восстанавливаться начал лишь в XVI столетии, после вхождения Чернигова в состав Московского государства. А в 1618 г. Елецкий монастырь вновь разорили, на этот раз поляки, а Успенский собор уничтожили. Очередное восстановление связано с передачей монастыря униатам. Монастырь вновь стал православным лишь в 1649 году, когда поляков окончательно изгнали из Чернигова.

В своё время монастырю принадлежало две с половиной тысячи крепостных, а также винокурня и множество трактиров, мельниц, пекарен и т.п. - до 1786 г., когда по указу Екатерины II была проведена секуляризация.

Монастырь закрыли в 1921 г., и лишь после распада Советского Союза он вновь открыл свои двери для прихожан.

http://obshe.net/posts/id619.html


Елена Григорьева
 

Основан в 60-х годах XI в. черниговским князем Святославом Ярославовичем. Располагался он к западу от Детинца посреди хвойного леса на месте откровения чудотворной иконы Елецкой Богородицы. Архитектурный ансамбль монастыря сложился постепенно в течение 11-18 в.в. Главная доминанта его - каменный собор Успения Богородицы (Успенский), построенный в 1-й половине XII в. и реконструированный в 17–18 в.в. с приданием ему барочных черт. Высотный акцент комплекса – 36-метровая надвратная колокольня 1675 г.

Крупный масштаб главных сооружений подчеркивают низенькие одноэтажные корпуса келий (северные – конец 16–17 в.в., юго-западные – конец 17 века, восточные – 2-я половина 17 века), Петропавловская церковь с трапезной 17 в., остатки дома игумена 18 века. Территорию окружает стена 17 века с западными воротами. Между собором и колокольней сохранился деревянный жилой дом 1688 г., в котором жил игумен монастыря св. Феодосий Углицкий. С южной стороны Елецкой горы есть вход в пещерный комплекс 17–18 в.в., который содержится под монастырем.

Монастырь подвергся значительным разрушениям: 1239 г. - от монголо–татар, в 17 в. - от поляков. В течение 1635–1649 г.г. принадлежал иезуитам. Последние разрушения нанесены ему во время Второй мировой войны. После этого отреставрированы все здания, за исключением дома игумена.

Все монастырские каменные сооружения из красного кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши по деревянным стропилам укрыты кровельной сталью и окрашены в зеленый цвет. Макушки и кресты позолоченные.

Монастырский ансамбль царит в панораме города и является важнейшей градостроительной доминантой. Благодаря многоярусным башнеобразным завершениям в его архитектуре преобладают стилистические черты барокко.

Елецкий монастырь является самым древним и наиболее полно сохранившимся монастырем Чернигово-Северщины.

В.В. Вечерский «Елецкий монастырь»; «Памятники архитектуры и градостроительства Украины. - К.: Техника, 2000 г.


Елена Григорьева
 

Расположен на юго-западном пологом отроге Болдиных гор. Возникновение ансамбля связывают с заселением пещер в середине XI в. В конце XI – начале XII в.в. на территории комплекса возводят первое каменное сооружение – Успенский собор, в XVI-XVII в.в. – кельи, колокольню и другие каменные постройки: трапезную с Петропавловской церковью, ограду, кузницу и др.

За время существования комплекс много раз страдал от опустошений и разорений врагов, пожаров, изменялся во время перестроек. Ансамбль сформировался в период барокко. Он обладает внешне стилевым единством, возникшим благодаря строительству и ремонтам XVII в., когда и на древнерусском Успенском соборе появились барочные главы. Центральное место в композиции ансамбля занимает массив собора с многоярусными куполами. Он окружен одноэтажными постройками келий, которые дробностью своих членений подчеркивают монументальность центрального сооружения. Монастырь окружен кирпичной стеной. Вертикальный акцент в ее северной части создает надвратная колокольня, включенная в каменную ограду. С западной стороны на территорию ансамбля ведет другой въезд. В состав построек комплекса входят: Успенский собор, восточные, северные и юго-западные кельи, деревянный дом настоятеля, колокольня и ограда с западными воротами, руины Петропавловской церкви, пещеры.

Ансамбль уникален по разнообразию и сохранности памятников, входящих в его состав. Он включил и выдающиеся произведения древнерусской архитектуры – Успенский собор, древнерусские пещеры и прекрасные образцы – прототипы жилых гражданских построек в стиле барокко – кельи. Композиция ансамбля отличается лиричностью. Органическая связь архитектуры и ландшафта характерна для этого комплекса.

Колокольня, XVII в.

Расположена с северной стороны комплекса, арочный проем нижнего яруса первоначально служил главным входом в ансамбль, с западной и восточной сторон к колокольне примыкает монастырская ограда.

Верхний звонный ярус с открытыми арочными проемами построен позже нижнего, который в свою очередь возведен над остатками более раннего сооружения. В 1815 г. буря причинила повреждение сооружению. В период ремонта вместо деревянных конструкций крыши установлены металлические. В 1876-1878 гг.- капитальный ремонт сооружения, 1947, 1951 – текущие ремонты памятника, в 1977 г. – ремонтно-реставрационные работы. Колокольня из кирпича, оштукатурена, побелена. В плане восьмигранник, вытянутый по оси север-юг. Высота до купола 34 м, двухъярусная, нижний ярус делится на 3 этажа: в первом – ворота и небольшие помещения, во втором и третьем хранился архив. Нижний ярус представляет восьмигранную призму, украшенную угловыми пилястрами и мелкочленным карнизом, небольшие четырехлепестковые отверстия подобны бойницам оборонных башен.

Верхний ярус – для звонов, в плане повторяет нижний объем. В его гранях с угловыми пилястрами, украшенными поясками,- арочные проемы с профилированными импостами. Завершающий карниз верхнего яруса, его цоколь, как и цоколь нижнего яруса, сложнопрофилированы и раскрепованы на пилястрах. Междуэтажные перекрытия сводчатые, кирпичные. Восьмигранный купол, которым увенчан верхний ярус, имеет грушевидную форму. Памятник представляет пример ранних построек башенного типа на Левобережье Украины.

Кельи юго-западные, XVII в.

Упоминаются в литературе как кельи казначея и кладовые, находились в окружении монастырского сада, здание достраивалось и перестраивалось. В 1882 г. с северо-западной стороны пристроен новый объем. В 1898 г. разобрана часть сводов и стен первоначальной постройки. Сооружение из кирпича (толщина стен древнего объема 112-117 см) на известковом растворе, Г-образное в плане, первоначальная часть – прямоугольная. По плановой и объемной структуре, а также декору первоначальный объем повторяет приемы, принятые в восточном корпусе келий. Каждое помещение перекрыто сводами: кельи – сомкнутыми, сени – полуциркульными. Поперечным несущим стенам отвечают пилястры на фасадах. В восточной части корпуса небольшой ризалит, в котором находится лестница, ведущая в подвал-ледник. Другая узкая одномаршевая лестница в толще поперечной стены ведет на чердак. Наряду с пилястрами и многообломным карнизом значительную роль в декорировке фасадов играют висячие граненые полуколонки, объединяющие три оконных проема. Габариты: длина - 40 м, ширина – 9 м.

Памятник интересен как постройка, сочетающая в себе жилые и хозяйственные функции.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1986 г., т. 4. 


Елена Григорьева
 

На входе в Елецкий монастырь со стороны Детинца посетителей встречает очень интересная, удивительно оригинальная колокольня. Это одна из самых древних колоколен Надднепрянской Украины, сохранившаяся до нашего времени (наверное, только колокольня-башня Спасского монастыря в Новгороде-Северском была построена чуть раньше). Оригинальностью своей структуры она обязана тому, что строилась в два этапа: нижний ярус построен в 1670–1675 г.г. как оборонная надвратная башня и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов.

Когда-то, подражая Киево-Печерской лавре, проезд в колокольне назывался Святыми воротами монастыря. С обеих сторон ворот были изображены в полном архиерейском облачении два прежних игумена монастыря, которые здесь жили и работали, святые православной церкви Феодосий Углицкий – архиепископ черниговский и Димитрий Туптало, митрополит ростовский (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губернского земства, 1900 г.). Вход через эту башню был главным в монастырь. С двух сторон к ней примыкают оборонительные стены. Башня разделена на три этажа. В первом был проезд, находилась сторожа и маленькое помещение в массиве стены, темное и тесное, здесь была монастырская тюрьма для временного содержания – «передержка колодников». Наверх вела лестница. На втором и третьем этажах башни в случае нападения врагов могли размещаться военные – в стенах сделаны бойницы, позже здесь находился монастырский архив. В конце XVII в., когда строилась башня, каменные оборонительные сооружения уже были анахронизмом в связи с существованием в то время осадной артиллерии, поэтому через достаточно короткое время был надстроен второй ярус, завершенный большой грушевидной баней, кардинально изменивший облик сооружения, придал ей сугубо мирный характер.

Колокольня в плане представляет собой чуть вытянутый восьмиугольник с размером в большую сторону – 13,5 м, а в меньшую – 10,5 м. Стены нижнего яруса украшены карнизом с небольшим выносом и лопатками по ребрам призмы, в стенах сделаны маленькие ромбовидные окна – бойницы. Верхний ярус, предназначенный для колоколов, в плане повторяет нижней, имеет большие арочные проемы во всех восьми гранях, на ребрах – профилированные пилястры, карниз этого яруса подражает профиль нижнего. Высота здания достигает 34 м (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: В 4 т. – К.: Будивельник, 1986. – Т. 4). На колокольне было девять колоколов, самый большой, известный с 1786 г., имел массу около 160 пудов (1100 кг).

Колокольня каменная из местного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Межэтажные перекрытия сделаны по кирпичным сводам. Известно, что в 1815 г. буря повредила кровлю бани, тогда деревянные несущие конструкции были заменены на металлические. Во время второй мировой войны самолет задел купол колокольни, срезав ее часть, затем колокольня ремонтировалась несколько раз, последний – в 1977 г., при этом были выполнены значительные ремонтно–реставрационные работы.

Колокольня Елецкого монастыря имеет силуэт, совсем непохожий на большинство колоколен Приднепровья, ее вид производит неизгладимое впечатление. Широко известна, так же построенная на оборонной башне, колокольня при кафедральном костеле в Вильнюсе, но колокольня Елецкого монастыря отличается мягкими, живописными очертаниями, что гармонично согласованы с лирическим ландшафтом северной Украины; ее большая баня завершает одну из черниговских гор.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г.


Елена Григорьева
 

Кельи восточные, XVII в.

Здание сохранило в основном первоначальные объемы и архитектурные формы. Частично утрачен фасадный декор. Произведены отдельные перепланировки. Архитектурно-декоративное решение здания – в стиле барокко.

Постройка выполнена из кирпича (толщина стен 103 см), оштукатурена, одноэтажная, в плане прямоугольная, разделенная поперечными капитальными стенами на секции, имитирующие клети в камне, состоящие из квадратных камер (сторона квадрата 6,75 м) и прямоугольных сеней (6,75х3,75 м). Южная секция – трехчастная (камера – сени – камера). Камеры перекрыты крестовыми сводами, сени – полуциркульным.

Наиболее пышно декорирован западный главный фасад.

Декор сооружения составляет органичное целое со структурой здания. Выполненный в кирпиче, он подчеркивает архитектурные членения сооружения, – пилястры соответствуют кирпичным поперечным стенам. Значительную роль в композиции западного фасада играют висячие граненые полуколонки с карнизом над ними, объединяющие три оконных проема каждой секции и создающие четкий ритм, соответствующий объемно-пространственной структуре сооружения. Карниз расположен над проемами и раекрепован на колонках, образуя их капители. Шейки колонок подчеркнуты астрогалом. Над колонками конусообразные ступенчатые завершения. Дверные проемы, ведущие в сени, также подчеркнуты декоративными деталями, аналогичными приоконному декору. Садовый фасад лишен декоративных деталей. Здание завершено профилированным карнизом, раскрепованным на пилястрах. Памятник представляет линейно-камерный тип здания, характерный для жилой городской застройки Левобережья Украины XVII-XVIII в.в.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: Строитель, 1986 г., т. 4.


Елена Григорьева
 

Восточные кельи, расположенные со стороны абсид собора, называются «братским корпусом»: в них жила братия – монахи монастыря. Построен этот корпус около 1675 г. на средства В.А. Дунина-Борковского. Удлиненный в плане дом (общая длина его 71 м) состоит из шести больших комнат для проживания монахов размерами 6,7×6,7 м каждая, между которыми размещены сени 6,7×3,7 м – это общепринятое планирование подобных жилых домов XVII века. Кирпичные стены имеют большую толщину для одноэтажного дома – 103 см. Наверное, тогда не было опыта строительства каменных жилых домов, ведь из камня строили церкви или оборонительные сооружения, где такая большая толщина стен необходима. Жилые комнаты перекрывают крестовые, а сени – полуциркульные своды.

Доминирующим архитекторским элементом фасада братского корпуса являются тройные окна жилых помещений, шесть раз повторенные на фасаде. Эти окна комбинированные красивыми висячими полуколоннами с конусообразными уступчатыми завершениями и карнизами над ними; подобно оформлены и порталы дверей в сенях. Плоскость стены разбита пилястрами, соответствующими поперечным несущим стенам. Завершает дом длинный профилированный карниз. Пышные архитектурно-декоративные элементы есть только на главном фасаде корпуса, остальные фасады скромные. Этот корпус сохранился лучше всего - почти в неизменном состоянии. Стены келий сейчас окрашены в желтый цвет, архитектурные детали – в белый. Общее впечатление от этого дома с высокой с заломом крышей и красиво оформленным фасадом очень приятное, особенно живописен он летом на фоне зелени деревьев.

Строители монастыря были хорошо знакомы с Московской архитектурой XVII в., но здесь нет русской «узорчатости», декор фасадов келий строг и сдержан, так же отсутствуют и черты изящного европейского барокко.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г.


Елена Григорьева
 

Кельи северные, XVI-XVII в.в.

Первоначально был корпус настоятеля. Занимают центральное место в ансамбле между парадным входом в монастырь и Успенским собором. После войны сохранились стены со следами многочисленных перестроек, перекрытия отсутствовали. В результате реставрации здание восстановлено.

Здание из кирпича, покрыто тесом. В плане Н-образное. Объемно-пространственная структура проста. Состоит из трех частей – центральной и двух боковых крыльев, идентичных по планировке типа камера-сени-камера со входом по центру каждого объема, перекрытие – по деревянным балкам плоское. Здание одноэтажное с подвалами под северными камерами боковых крыльев, входы в подвалы – из сеней. Перекрытие подвалов – коробовые своды. Особую достопримечательность составляют интерьеры с восстановленными печами, каминами, покрытием пола, выполненного из кирпича.

Реставрация проводилась с 1954 по 1958 г.г. Конструкция крыши и декоративные оформления оконных проемов выполнены по аналогам изображений старопечатных книг, покраска карниза – по аналогам, взятым в кельях Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском.

Памятник – самая ранняя кирпичная жилая постройка на Левобережье Украины.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: Строитель, 1986 г., т. 4.


Елена Григорьева
 

Древнейшие кельи, сохранившихся на территории монастыря, размещены с северной стороны собора между колокольней и собором. Эти кельи построены в XVI в. - до того периода, когда произошел крупный пожар во время польского нападения. Тогда здесь размещалось жилище настоятеля монастыря. Эти кельи неоднократно расширялись и отстраивались. В 1941 г. они были очень повреждены, поэтому то, что видим теперь, – реставрация 1954–1958 г.г., в каторой покрытия и некоторые другие элементы являются фантазией тогдашних реставраторов на основе старинных гравюр и аналогичных келий в Новгороде-Северском.

Главный южный фасад дома решен довольно эффектно – поверхности стен гладко оштукатуренные и побелены, карниз сделан из нетинькованного темно-красного кирпича. На западном фасаде доминируют три треугольных фронтона, образующих неоправданно сложную форму крыши. Здание в плане Н-образное, объединяет три идентичные части, каждая из которых состоит из сеней и двух жилых помещений с обеих сторон. Эти кельи считаются старейшими жилыми каменными домами Приднепровья.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г.


Елена Григорьева
 

Один из самых древних монастырей Северщины основан на Елецкой горе правого берега р. Десны, чуть дальше к западу от древнерусского Детинца Чернигова. Есть предположение археологов, что на Елецкой горе в X–в начале XI веков был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксированная Елецким игуменом Иоанникием Галятовским в XVII веке. "На том городе монастыря от людей, идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окруженный, есть виденный и найден на дереве еловом!" Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 года, тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя Киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана и чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII веке. Более древняя копия, вряд ли оригинал, в 1860 году была передана в Харьковский Успенский собор. Уже упоминавшийся нами, Галятовский описывает Елецкую Богородицу, которую он видел в середине XVII века: "нарисованное дерево еловое с зелеными ветвями, между теми отраслями зелеными высоко сидячая, на своих коленях младенца Христа, сидящего под мышки левой рукой держачая, правой рукой Христа за ноги держит, а Христос в лівой руки держит хартию звитую".

Если сравнить это описание с иконой "Елецкая Богородица – неувядаемый цвет", которая осталась в Чернигове, увидим почти полное тождество, за исключением хартии в руках Христа. По мнению доктора искусствоведения Григория Логвина, тип лица Богородицы, рисунок глаз и губ, весь образ Марии, стилистика иконописи очень близки к образу Ильинской Богородицы в 1654 году мастера Григория (Геннадия) Дубенского. О том, что Черниговская Елецкая Богородица является, хотя и достаточно свободным, и все же копией иконы древнерусского периода, свидетельствует характер изображения на ней сооружений Елецкого монастыря: видим два типичных древнерусских соборы со спицевыми покрытиями закомар, перспективными арочными порталами, аркатурными фризами на фасадах и другими характерными приметами.

Наиболее вероятное время постройки каменного Успенского собора Елецкого монастыря – вторая половина XII века. Это был храм княжеско-монастырского жанра – трехнефный, трехапсидный, шестистолпный, с низеньким нартексом и хорами над ним. По свидетельству И. Галятовского, "яко в Киеве Печерская, тако в Чернигове Елецкая церковь докола часовнями была окружена". Необычной в архитектурной композиции собора являются наличие небольшого крещальные с полукруглой апсидой в юго-западном углу сооружения.

Среди историков архитектуры до сих пор идет дискуссия о первоначальном количестве бань Успенского собора. Его трактовали преимущественно как однобанный, при этом исходили из определенных композиционных канонов. Натурные исследования не смогли прояснить ситуацию, поскольку теперешние своды храма возведены в XVII веке. На наш взгляд, заслуживают доверия свидетельства черниговских старожилов, зафиксированные И. Галятовским, о том, что до 1616 года Елецкая церковь имела "много верхов каменных", покрытых дубовыми досками, а монастырь окружала острожная стена (сваи) – такая же, как и в Черниговском замке. В 1618 году, при штурме Чернигова польской армией, в монастыре произошел большой пожар: "тогда верхом мурованые над хором и по бокам упали, на остаток и большой верх мурованый в засклепіню ся проламал и упал, и учинил грамот большой, который по всем Чернигове люди слышали".

Вряд ли боковые бани могли появиться в 1445 году, когда при князе Иване Можайском "репарили" собор. Итак, был прав Николай Холостенко, реконструировавший собор трехбанным, с тремя притворами с трех сторон. Монументальность статического образа сурового монастырского храма нарушает выразительный динамичный струя, обнаруженный в объемных формах: общая композиция имеет черты пирамидальности, что достигается не только невысокими объемами боковых притворов, но и понижением боковых апсид относительно центральной.

Собор хорошо сохранил первоначальные формы – перспективные порталы, очертания окон, романскую аркатуру, монументальные полуколонны на фасадах. При реставрации собора в 1668-70 годах были восстановлены три первоначальных бани и поставлена новая над средней апсидой; бани были увенчаны высокими многоярусными верхами. В 1698 году с юга к собору пристроен теплый храм апостола Иакова. Эта низенькая двухэтажная пристройка, возведенная за счет черниговского полковника Якова Лизогуба, героя Азовского похода, своей приземистостью лишь подчеркнула Величество собора. Сам Я. Лизогуб похоронен в теплом храме, о чем свидетельствует тогдашняя мемориальная таблица на фасаде, с коротким стихотворным панегириком в честь «сего града градителя, Азова и многих городов крепостного победителя».

В древнерусские времена собор в интерьере имел фресковую роспись, которая почти вся погибла. Исследованиями профессора А. Прахова 1892 года и 1920-х годов открыто лишь несколько сохранившихся фрагментов композиций "Страшный суд", "Три отрока в печи огненной", "Крещение", фигуры неизвестных святых. Энергично написанные фигуры персонажей "Страшного суда" не имеют аналогий в тогдашней живописи. Кроме фресок, в давние времена собор в интерьере украшали пол, выложенный из многоцветных керамических плиток, и цветные витражи на окнах.

Внутренний вид собора изменился в 1668-1670 годах, когда сделан новый липовый позолоченный пятиярусный иконостас в стилевых формах украинского возрождения. Он имел строгое композиционное строение, еще без барочной вычурности. Его основной каркас составляли колонки, украшенные излюбленным декоративным мотивом виноградной лозы, выполненным в технике сквозной резьбы, и горизонтальные раскрепощенные карнизы. Изысканностью резьбы отмечались также Царские врата, киоты наместных икон, одной из которых была "Елецкая Богородица".

Собор имел три престола: главный-Успение Богородицы, в честь Собора Архангела Михаила, на хорах – св. Георгия. До 1834 года существовал еще и придел Рождества Иоанна Предтечи.

Среди основателей и покровителей монастыря видим выдающихся исторических деятелей Гетманщины, в том числе и Василия Андреевича Дунина-Борковского, генерального обозного и черниговского полковника. Это был человек настолько влиятельный и богатый, что на Черниговщине еще в середине XIX века фиксировались народные предания о полковника Дунина-Борковского, который приобрел богатства, запродавши душу дьяволу. Полковник очень много сделал для монастыря: в 1685 году подарил напрестольное Евангелие в Серебряном позолоченном окладе, в 1676 году на его средства начато сооружение новой Трапезной церкви Петра и Павла. Интересно, что тогда при земляных работах найдена двусторонняя Оловянная икона, вероятно, древнерусских времен: на лицевой стороне был изображен Христос во чреве Богородицы, на обороте – св. Василия Великого.

Дунин-Борковский удостоился чести быть похороненным в соборе. Над местом захоронения по-прежнему висел его портрет во весь рост, написанный на доске. Теперь портрет находится в Черниговском художественном музее. Полковник, одетый в дорогой жупан, с булавой в руке, стоит у стола, покрытого ковром. Высокий лоб, пронзительный взгляд, волевые черты лица выдают незаурядную личность эпохи руины. Кроме Дунина-Борковского и Якова Лизогуба в соборе был похоронен еще одного казацкого вождя – черниговского полковника Леонтия Полуботка (умер в 1695 г.), отца наказного гетмана, мученика за Украину Павла Полуботка.

Елецкий монастырь благодаря чудотворной иконе в XVII веке имел широкую славу и большой авторитет, пользовался благосклонностью власть имущих. В 1676 году в честь восстановления собора московские цари прислали потир, кадило, дискос со звездой. Гетман Демьян Многогрешный издал несколько универсалов в пользу Елецкой братии, а Иван Мазепа универсалом от 21 декабря 1687 г. предоставил монастырю новые имения.

Историческая роль Елецкого Успенского монастыря увеличивается и тем, что через него прошло немало выдающихся деятелей украинского национально-культурного возрождения XVII – начала XVIII веков. Первым среди них следует назвать Кирилла Ставровецкого (Транквилиона), который около 1625 года (по другим сведениям – 1618 г.) перевоз до Чернигова свою бродячую типографию. Здесь и вышла первая Черниговская печать – «Перло многоценное» (1646 г.) – сборник стихов и прозаических произведений морально-учительной тематики. Ставровецкий прошел сложный жизненный путь, характерный для украинского интеллигента первой половины XVII века: сначала был преподавателем в братских школах Львова и Свободная, стал ведущим деятелем Львовского православного братства; в своих печатных сочинениях продолжал традиции великого полемиста против унии Ивана Вишенского. Но в конце концов сам в 1626 году перешел в унию и в качестве вознаграждения получил пост архимандрита Елецкого монастыря, именно тогда захваченного униатами. Год выхода первой Черниговской печати (1646) стал последним годом жизни издателя и последним годом существования его типографии.

От времени изгнания униатов в начале Хмельниччины и до 1669 года монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь в частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. В 1669 году Лазарь Баранович рукоположил на Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галятовского, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разумения», сборника рассказов «Небо новое», написанных укаинским книжным языком, богословско-полемических произведений на польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Мудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерших». Все эти произведения были изданы Новгород-Северской и Черниговской типографиями. Умер И. Галятовский 12 января 1688 года и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой русской православной церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующей резной надписью на сволоке. Это старейшее деревянное жилое здание на всей Левобережной Украине. В 1696 году Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда в создание «Черниговских Афин» – коллегии, которая в начале XVIII века называлась его именем. А с 1697 до 1699 года архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко – будущий святой Димитрий Ростовский.

Все эти иерархи были известными книжниками, поэтому благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из самых богатых в Украине. Архиепископ Лазарь Баранович в 1674 году передал в монастырь Евангелие, позолоченный серебряный оклад которого чудом сохранился по сей день и является выдающимся памятником украинского ювелирного искусства XVII века. На фигурных угловых накладках лицевой стороны оклада изображены четыре евангелиста, а в центре в фигурном картуше, – Деисус: Богородица и Иоанн Предтеча предстоящими перед Христом на троне. Все поле оклада украшено прорезным орнаментом с мотивами цветов роз и гвоздик. Характер орнаментации напоминает тогдашние деревориты черниговской типографии. Среди декоративных элементов оклада встречаем и святительськие атрибуты с монограммой Лазаря Барановича.

Архимандриты, которых мы уже упомянули, вели в монастыре широкое строительство. В 1670-75 годах сооружена двухъярусная, 36-метровой высоты монастырская надвратная колокольня – сооружение с открытым арочным восьмериком звона и изысканным барочным верхом, но с крепостными бойницами. Тогда же монастырскую территорию окружили стеной периметром более 1 км и высотой 4,5 м.

Восточный братский корпус построен на рубеже XVII-XVIII веков, он имеет традиционную многокамерную структуру и скромный кирпичный декор. К тому же строительному периоду относятся новый корпус настоятеля (теперь разрушенный) и юго-западный корпус келий. Северный корпус келий (старый дом настоятеля) – уникальное каменное сооружение XVI века, отреставрированное в 1954-58 годах по проекту архитектора И. Ильенко, который на основе детальных архитектурно-археологических исследований сумел восстановить первоначальный интерьер памятника – деревянный потолок со сволоками, великолепные кафельные грубы и тому подобное.

К сожалению, меньше повезло другим постройкам монастыря: после его закрытия в 1920-х годах иконостас сожжен, библиотека разграблена и частично сожжена. В советское время постройки монастырского ансамбля занимали какие-то случайные мелкие конторы, собор бездействовал и никак не и использовался. Елецкий монастырь был включен в состав Черниговского заповедника. Только в начале 1990-х годов здесь образовался женский монастырь.

Под монастырским ансамблем в толще Елецкой горы есть большой пещерный комплекс XI-XVII веков, еще почти не исследован. Известно, что в 1941 г. в этих пещерах черниговские коммунисты (чуть ли не весь обком партии) прятались от немецкой оккупационной власти.

К северо-западу от монастыря виднеется самый большой из черниговских курганов - знаменитая Черная Могила, раскопанная археологом Дмитрием Самоквасовым в конце XIX века.

В.В. Вечерский «Елецкий Успенский монастырь в Чернигове». Источник: сайт «Украинское наследие», перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

От Екатерининской церкви следует пройти через древний третьяк к Елецкому монастырю, расположенному на западном отроге горы. Когда точно основан монастырь - неизвестно. Литературная традиция относит его основание к 1060 г., когда, как сообщает Иоаникий Галятовский, писатель XVII в., игумен Елецкого монастыря, «Святослав Ярославич мурованную церковь пресвятой Богородицы Елецкой збудува», и, далее, «як в Кыеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена, що давняя от початку ее форма и диспозиция на мури ученена показует», и «что она была четырехглавой», «покрыта оловяними таблицами» и «расписана внутри «фресками». Хотя черниговская летопись не сохранилась и нет поэтому точных указаний на время постройки елецкой Успенской церкви, но основание монастыря Святославом Ярославичем (ум. 1073) не вызывает сомнения. Едва ли тогда же была построена Успенская церковь. Наиболее вероятная дата ее сооружения - XII век, и, скорее всего, — его вторая половина, о чем свидетельствует характер княжеских знаков на кирпичах церкви, очень похожих на знаки, встречающиеся на кирпичах двух других памятников Чернигова - Пятницкой и Благовещенской церквей. Последняя, как известно, датируется 1183-1186 г.г.

История Успенской церкви несложна. Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Когда ее восстановили, точно неизвестно, но есть косвенные указания на какие-то строительные работы, которые велись в 1445 г. при князе Иване Можайском. На юго-восточной апсиде под кровлей XVIII в. видны следы кровли XVII в., а под ними пазы крыши, вероятно, XV в. В XV-XVI в.в. Елецкий монастырь был окружен палями (частоколом), как и укрепления детинца и города. На Успенской церкви тогда было много верхов (куполов) каменных, как указывает Галятовский: «…но покрытие не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою; около церкви были кельи, в монастыре был колодец, и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне». В 1642 г. Чернигов был во время нападения польско-шляхетских войск сожжен. «Тогда, - пишет Галятовский, - верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули». В 1668 г. была начата «репарация» собора. Восстановление храма подвигалось очень быстро и в 1670 г. закончилось; были возведены еще три новых купола: один - над центральной апсидой и два над нартексом. В таком виде здание сохранилось до нашего времени. Тогда же был сделан новый иконостас.

В 1676 г. в монастыре начали строить каменную трапезную с церковью Петра и Павла и перестраивать палатный корпус, возведенный, быть может, в начале XVI в. Вероятно, в это же время были закончены восточный корпус келий и близкий к нему по архитектуре юго-западный корпус. В 1698 г. к Успенскому собору с южной стороны была пристроена часовня - семейная усыпальница Лизогубов. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли монастырь; в 1952-1960 г.г. он был восстановлен. В процессе реставрационных работ были проведены исследования Успенского собора, которые позволили выявить первоначальный облик здания и сделать его реконструкцию.

Часовня Лизогубов, низенькая одноэтажная пристройка, расположена вдоль всей длины южного фасада Успенского собора. В ней все приземисто: и основной объем, и невысокие, вырастающие прямо из кровли купола (первоначально их было три), и низенький широкий портал, и такие же низенькие широкие окна с «ушастыми» наличниками, и массивные, широко расставленные пилястры. В ее облике ощущается уют, какая-то особая интимность.

На север от Успенского собора расположен палатный, или северный, корпус. Он был возведен, вероятно, в конце XVI - начале XVII в., затем после пожара 1611 г. восстановлен, а в 1670-1675 г.г. основательно переделан. Это небольшое одноэтажное сооружение, Н-образное в плане, представляет собой два трехкамерных корпуса, соединенных между собой также трехкамерным корпусом. Благодаря этому получилась выразительная композиция объемов.

Еще севернее собора находится надвратная восьмигранная в плане колокольня. Она сооружена в 1670–1675 г.г. Колокольня Елецкого монастыря, поставленная над въездом, несла функции надвратной оборонительной башни, в связи с чем имела соответствующее устройство ворот и бойницы на третьем этаже. На нижнем глухом восьмигранном массиве был помещен ярус со звоном, прорезанный большими арочными проемами, которые в случае нужды можно было использовать для артиллерии. Этот легкий ярус звонов и живописная грушевидная барочная «баня» смягчают черты суровой оборонительной архитектуры и придают колокольне мирской вид.

Большой восточный, или братский, корпус келий - типичное произведение украинского зодчества XVII-XVIII в.в. Прямоугольное в плане здание длиной в 71 м имеет шесть больших квадратных комнат, между каждой смежной парой которых находятся небольшие продолговатые сени, образуемые двумя поперечными стенами. Однообразное расположение помещений выявлено на фасаде повторяющимся шагом пилястр, отвечающих внутренней планировке. Пять однообразных порталов, чередующихся со строенными окнами, усиливают протяженность этого низенького, как бы распластанного корпуса. Выступающие пилястры, незатейливый карниз и сочные декоративные полуколонки порталов и окон создают игру светотени и придают своеобразный уют этой неказистой постройке.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 октября 2023

Один из древнейших монастырей Украины, старейший и крупнейший монастырь Чернигова – Елецкий – расположен на юго-западном склоне Болдиных гор на расстоянии около километра от центра древнего города – Детинца. Монастырь был основан в середине XI в. князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, откуда и произошло его название – Елецкий, то есть Елковый. Основной комплекс зданий монастыря сложился в XVIII в., и теперь он представляет собой удивительно целостный барочный ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, сооруженные в разные времена: Успенский собор XI в., Колокольня XVII в., ограды с воротами XVII в., кельи ХVІ-ХVII в, Петропавловская церковь с трапезной XVIII в., дом игумена XVIII в., древние пещеры.

Существует предположение, что на этом месте, которое называли Елецкой горой, до основания монастыря размещался княжеский двор – резиденция черниговских князей дохристианского времени (один из князей похоронен здесь в черной могиле).

Год основания монастыря внуком Владимира Крестителя, сыном Ярослава Мудрого князем Святославом определить очень трудно, но еще в XVII в. считали, что князь построил церковь в 1060 г. на том месте, где состоялось чудесное появление иконы Божией Матери, которая была названа Елецкой. Вероятно, что тогда же здесь стали селиться в пещерах монахи.

Святой Антоний, основатель Печерского монастыря, опасаясь преследований киевского князя Изяслава, в 1069 г. прибыл в Чернигов и поселился сначала в пещере возле этого монастыря. У Летописца Печерского Нестора написано:

«Начал гневаться Изяслав на Антония за Всеволода, и прислал Святослав ночью, чтобы забрать Антония в Чернигов. Антоний, когда пришел в Чернигов, облюбовал Болдины горы, выкопал пещеру и в ней поселился. Существует тот монастырь Святой Богородицы и до сего дня» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 2).

Каменный Успенский собор монастыря построен где-то через 100 лет после этих событий в середине XII в., а до того уг была деревянная церковь. В страшный для Черниговской земли 1239 г. монастырь ограбили и осквернили монгольские завоеватели; несколько сот лет жизни в нем едва теплилось, только в конце XV в. проведены восстановительные работы.

Известно несколько нападений на Чернигов войск Польши, во время которых вместе со всем городом пострадал и Елецкий монастырь. В 1579 году войска короля польского Стефана Батория под командованием князя Константина Острожского и князя Николая Вишневецкого осадили Черниговский замок; не захватив его, они сожгли весь город.

Другое нападение, принесшее особенно много бедствия, произошло в 1611 г. Тогда, по преданию, польскому войску под командованием воеводы Горностая удалось захватить город, в котором находился гарнизон московского войска. Настоятель монастыря во второй половине XVII в. и. Галятовский рассказывает, что московские люди ловили рыбу в реке Белоусе; поляки, которые стояли в соседнем селе Пакули, узнав о том, « ... в накрытых повозках вместо рыбы ночью в Чернигов отправились. Сторожа у ворот их спрашивает: "кто идет?"Ответил с Горностаевой стороны человек помосковски:»Мов, свои люди, рыбу с Белоуса везем". Слыша то, сторожа распахнула ворота. Поляки, прятавшиеся в телегах, выскочили, завладели городскими воротами и впустили своих... тогда замок московское войско уступило, и Чернигов горностаем был сожжен» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11).

Во время этого пожара очень пострадал Елецкпй монастырь – сгорели не только все деревянные здания, а даже древний каменный собор подвергся разрушениям:

«...верхом каменные над хорами и на боках упали, на последний большой купол каменный свод проломил и упал с грохотом большим, который по всему Чернигову люди слышали... тогда монастырь оставили монахи и ушли с московским войском... и монастырь на несколько лет пустой остался» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11).

В период польской администрации в Чернигове игуменом Елецкого монастыря назначен Кирилл-Транквиллион Ставровецкий. Происходил он со Львовщины, был иеромонахом Львовского братства храма Успения Богородицы, а с 1591 г. – проповедником. В 1626 г. перешел в греко-католическую церковь и получил должность настоятеля Елецкого монастыря. В Чернигов К. Ставровецкий привез передвижную типографию и в 1646 г. издал первую в городе книгу – сборник своих произведений «Перло многоцветное» (Черниговщина: энциклопедический справочник. – К.: УРЕ, 1990).

После завершения освободительной войны украинского народа против Польши в 1657 г. настоятелем монастыря стал выдающийся церковный и общественный деятель Лазарь Баранович (1620–1693 г.г.), который одновременно был архиепископом Черниговской епархии. Монастырь тогда лежал в руинах. Для того чтобы как можно лучше организовать работы по восстановлению монастыря, л. Баранович пригласил на должность настоятеля Елецкого монастыря Иоаникия Галятовского, который много сделал для создания архитектурного ансамбля монастыря, развития национальной культуры и духовности. Иван Огиенко, доцент Киевского университета, а затем митрополит Киевский и всея Украины в изгнании, так охарактеризовал его: «Иоаникий Галятовский – славнейший писатель XVII века, известный полемист, вславил себя силой писаний, ушедших не только по всей Украине, но и по всей России» (Огиенко И. Украинская культура. - К.: Изд-во книжного магазина Череповского, 1918, с. 39).

О времени и месте рождения И. Галятовского существуют противоречивые данные. Известно, что он окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), затем работал в ней преподавателем, а с 1657 г. – ректором. После нескольких споров с киевским епископом Мефодием, который «зело его оскорбил и гонил», он покинул Киев и переехал в Вильно (Вильнюс). В следующем году Мефодия перевели в Москву, а И. Галятовский вернулся в Киев, но место ректора было занято – там работал его добрый знакомый Варлаам Ясинский, позже Киевский митрополит. Тогда пригласил его в Чернигов Л. Баранович, который в грамоте по поводу назначения на должность настоятеля монастыря написал:

«Как пастырь Черниговской архиепископии, видя крайнее запустение славного монастыря и очень сожалея о разрушении каменной церкви Успения,.. решил, чтобы святое место поднять из Запустения, дать ему должного архимандрита, строителя и начальника, чтобы его управлением и старанием все, что находится в пустоши и развалине, было поднято и реставрировано» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 24).

Необходимые для восстановления собора и дальнейшего развития монастыря средства поступали от различных благотворителей.

В марте 1667 г. И. Галятовский написал в Москву царю письмо с просьбой отдать на ремонт монастыря непригодные для перевозки грузов большие лодки – струги, и воевода Толстой передал десять неисправных стругов. Гетман Демьян Игнатович издал четыре Универсала о предоставлении в пользование монастырю различных поместий для его восстановления. В первом из них написал: «для умножения хвалы Божией и реставрации монастыря Елецкого из особого Решпекта дать монастырю в посессию место для перевоза на реке Десна против хутора Онисова под Черниговом и озеро, названное Богородичное»; вторым универсалом монастырю было подарено село Надиновка с мельницей, полями, озерами, лесами; третьим - село Серединка; четвертым - села Авдеевка и Горбов (Добровольский П. М.Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 25).

Реконструкция собора была завершена всего за полтора года - мусор, земля, битый кирпич из храма были вынесены и построены новые купола, а также сделана кровля. В августе 1670 г. в присутствии гетмана Д. Многогрешного, почти через 60 лет пребывания в состоянии руины, собор был вновь освящен. Иоаникий Галятовский по этому поводу написал, что ранее в разрушенном храме «неразумные зверьки и птицы гнезда себе чинили, теперь здесь находится Сын Человеческий» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 28). В то время Елецкому монастырю принадлежало несколько сел, мельниц, перевозов, доходы из которых давали возможность проводить дальнейшее развитие монастыря. В 1672 г. гетман И. Самойлович своим универсалом подтвердил права монастыря на села, перевез через Десну и другое имущество. Находясь 19 лет на посту игумена монастыря, И. Галятовский успел еще многое сделать: построил каменные кельи, трапезную с церковью Петра и Павла; написал на староукраинском литературном языке и издал книгу проповедей "Ключ понимания" и еще двенадцать богословских книг, в которых отстаивал Основы православной веры в полемике с магометана ми, иудеями, арианами, католиками, униатами. За свою жизнь И. Галятовский собрал большое количество книг, напечатанных не только в Украине, но и в России и Западной Европе. После его смерти в 1688 г. это собрание книг перешло в собственность монастыря и стало основой его библиотеки.

После И. Галятовского архимандритами монастыря были светочи православия Феодосий Углицкий и Димитрий Ростовский, отнесенные церковью к перечню святых. Феодосий Углицкий, который был назначен игуменом в 1688 г., до того был настоятелем киевского Выдубицкого Михайловского монастыря. Лазарь Баранович хорошо знал его по совместному труду в Киеве и, чувствуя приближение кончины, готовил Феодосия себе на замену. По рекомендации гетмана Ивана Мазепы Феодосий был рукоположен в 1692 г. в архиепископа. Таким образом формально в Чернигове до 1693 г. (когда Л. Баранович умер) было два архиепископа. Феодосий много сделал для улучшения материального состояния монастыря. Так, он написал гетману И. Мазепе письмо, в котором жаловался на большую бедность монастыря – нехватку в нем даже хлеба и дров. Несмотря на существовавший тогда запрет от московского правительства на увеличение поместий монастырей, И. Мазепа, который очень заботился о строительстве храмов, выдал универсал о предоставлении во владение монастыря еще села Мощенка в Городнянском уезде. По смерти Л. Барановича Феодосий Углицкий прожил только три года, с 1695 г. архимандритом монастыря стал Иоанн Максимович, который до того был проповедником в Киево-Печерской лавре. В монастыре он хозяйничал полтора года, после чего был назначен архиепископом Чернигова.

Вместо него 20 июля 1697 г. настоятелем монастыря был назначен выдающийся деятель украинского православия, известный религиозный писатель Димитрий Ростовский (Даниил Савич Туптало). Он родился в 1651 г. не на западных землях, как большинство тогдашних духовных владык, а в городе Макарове Киевской области. В 1662-1665 г.г. учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1668 г. постригся в монахи, приняв имя Димитрий. В 1675 г. архиепископ Лазарь пригласил его в Черниговскую епархию, где он был настоятелем монастырей: Максаковского, Батуринского, Глуховского, Новгород-Северского и, наконец, Елецкого. Димитрий Ростовский-очень плодовитый писатель, его перу принадлежат книги поучений, стихи, драматические произведения и главный его труд – многотомное издание «Четьи Минеи» – жития святых для чтения на каждый день года. При нем Монастырская реконструкция практически была завершена. Он много делал для улучшения финансового состояния монастыря, для чего выискивал различные источники. Например, добился от гетмана И. Мазепы разрешения продавать на монастырских паромах через Десну водку, производившие в монастырской гуральне. В 1700 г. Димитрий был назначен митрополитом Тобольским, но по состоянию здоровья в Сибирь ехать не смог и работал на должности митрополита в Ростове Великом – потому и известен как Димитрий Ростовский. Умер он в 1709 г., а с 1752 г. после обнаружения его нетленных мощей был канонизирован и почитался как святой.

В XVIII в. Елецкий монастырь стал крупным землевладельцем и имел развитое хозяйство: во владении монастыря было около 2,5 тыс. душ, как тогда писали, подданных-крепостных; монастырские ветчины на Подоле, на перевозах и по селам продавали за год около 2 тыс. ведер водки; монастырь имел большие земельные и лесные поместья. В ХVІІ–ХVIII в. на территории монастыря сложился уникальный барочный ансамбль зданий.

В 80-х г.г. XVIII в. правительством императрицы Екатерины II было принято решение о секуляризации (изъятии в пользу государства) монастырского недвижимого имущества. Указ об этом для украинских территорий был издан в 1786 г.: «освободить духовных властей и монахов малороссийских от управления селами, хлопот хозяйственного, а больше всего, от неприличного для духовного состояния хождения в судах по тяжбам и сварам...» (Добровольский П.М.Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 138). Согласно указу настоятель монастыря Иерофий Малицкий сдал по списку в казну: крепостных – 1256 мужчин и 1169 женщин, пекарен – 7, Кабаков – 8, винокурен – 1, бань – 4, мельниц – 9, паромных перевозов – 4 и еще многое другое. С того времени, с конца XVIII в., Елецкий монастырь, как и все другие монастыри на Украине, практически не строился, велись только ремонтные работы, благодаря чему до нашего времени дошел целостный художественно-исторический ансамбль.

По указу Синода Православной церкви от 21.08.1868 г. для монастыря было установлено викарианство. Викарии, управлявшие Елецким монастырем, именовались епископами новгород-Северскими, но находились в Чернигове. Первым викарием Елецкого монастыря был назначен Феофилакт (до пострига Феофан Праведников).

Когда с конца 1921 г. была начата общегосударственная кампания по ликвидации монастырей и домашних церквей, все их имущество было объявлено собственностью трудящихся, а значит, государства. Тогда был ликвидирован и Елецкий монастырь как центр религиозной жизни. Однако благодаря подвижнической борьбе искусствоведов и памятников разрушений на территории монастыря не было. Однако ансамбль монастыря сильно пострадал во время Второй мировой войны.

С конца 40-х г.г. XX в. на территории Елецкого монастыря проводятся реставрационные работы, в результате которых восстановлены почти все его сооружения, за исключением интерьера собора и Петропавловской церкви. А с начала 1990-х г.г. здесь восстановлена религиозная жизнь – организован женский монастырь.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: «Техника», 1998 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Вокруг монастыря неоднократно были зафиксированы провалы грунта. Под территорией монастыря, выходя далеко за пределы его стен, существуют древние пещеры, с рассказов о которых начиналась эта глава. В 1892 г. по просьбе Черниговского епископа пещеры осматривала комиссия археологического общества при Киевской духовной академии в составе протоиерея Киево-Софийского собора Ф.Г. Лебединцева и профессора университета А.В. Прахова, которые в отчете после того, как спускались в пещеры, написали, что пещеры под домом настоятеля изложенные новой кирпичом и имеют явно хозяйственный характер, но существуют старинные разветвления, куда они не попали, потому что те завалены землей. Ныне Елецкие пещеры, о которых существует много легенд и преданий, ждут своих исследователей.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г.

12 июня 2022, Елена Григорьева.