ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Венёв. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Венёв. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1766.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тульская область, г.Венев, Красная площадь

Координаты: 54.34825, 38.27473





Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Юрий Шабунин
19 декабря 2018
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Sonic_off
27 июля 2019
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Юрий Шабунин
7 октября 2018
Церковь Богоявления Господня, Вид с моста через Веневку<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Вид с моста через Веневку
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
14 мая 2018
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
МОРПЕХ879
25 октября 2016
Церковь Богоявления Господня, После реставрации.  <br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
После реставрации.
Печка Александр
20 июля 2014
Церковь Богоявления Господня, После реставрации. <br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
После реставрации.
Печка Александр
20 июля 2014
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Сергей Сол
5 мая 2014
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Лобготт Пипзам
7 августа 2009
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Pavel
17 июня 2005
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Олег Гусаров
10 июня 2005
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Олег Гусаров
10 июня 2005
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Олег Гусаров
10 июня 2005
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Олег Гусаров
10 июня 2005
Церковь Богоявления Господня, Фото А.Морозова<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Фото А.Морозова
Андрей Агафонов
1 марта 1991
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Алексей Кротов
21 февраля 2022
Церковь Богоявления Господня, Ярус звона колокольни<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Ярус звона колокольни
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Главные врата церкви<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Главные врата церкви
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Апсида храма<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Апсида храма
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Южный фасад четверика главного объема храма<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Южный фасад четверика главного объема храма
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Архитектурное оформление оконных проемов южного фасада трапезной церкви<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Архитектурное оформление оконных проемов южного фасада трапезной церкви
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
МОРПЕХ879
25 октября 2016
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
31 января 2015
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
oldboy
1 июля 2023
Церковь Богоявления Господня, Росписи сводов трапезной<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Росписи сводов трапезной
oldboy
1 июля 2023
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Алексей Кротов
12 августа 2017
Церковь Богоявления Господня, Царские врата алтаря храма<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Царские врата алтаря храма
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который стоит слева от престола и называется жертвенник.<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который стоит слева от престола и называется жертвенник.
Юрий Шабунин
29 августа 2015
Церковь Богоявления Господня, , Венёв, Венёвский район, Тульская область
Юрий Шабунин
29 августа 2015
Церковь Богоявления Господня, Главные врата ограды храмового комплекса<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Главные врата ограды храмового комплекса
Гранковский Владимир
11 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Фото 1930-х годов из приходского архива<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Фото 1930-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
11 мая 1936
Церковь Богоявления Господня, 1918г.<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
1918г.
-Dusk till dawN-
1 января 1918
Церковь Богоявления Господня, Почтовая фотооткрытка 1900-х годов<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Почтовая фотооткрытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
14 августа 1909
Церковь Богоявления Господня, Фотоснимок нач. ХХ века. Церковь Богоявления Господня в центре фотографии.<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Фотоснимок нач. ХХ века. Церковь Богоявления Господня в центре фотографии.
Алексей Кротов
??
Церковь Богоявления Господня, Кон. ХIХ в.<br>, Венёв, Венёвский район, Тульская область
Кон. ХIХ в.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Pavel  30 июня 2005

Богоявленская церковь

В XVII-XVIII веках в Веневе был крупный Богоявленский мужской монастырь, упраздненный в 1764 году. Впервые монастырь упоминается в переписи 1673 года. Богоявленская церковь служила главным храмом монастыря, и сегодня стоящая на главной площади Венева – тоже Красной. Однако, данную церковь нельзя считать старейшей из сохранившихся. Когда и как церковь была построена, не известно. Исследователи, как бы в утешение констатировали: «Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры».

Судя по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII— XVIII столетий, не будь некоторых обстоятельств. «Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Знаток архитектурной старины В.Н. Уклеин считал эту церковь наиболее интересным примером ярусных церквей рубежа XVII-XVIII столетия на территории Тульского края. В ХIХ веке церковь своего прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из достопримечательностей в ней имелось Евангелие 1685г. В советское время здесь размещался пункт приема стеклотары.

Церковь в настоящее время реставрируется, в ней регулярно проходят службы. Памятник культуры и искусства.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 июля 2013

Богоявленская церковь зданием каменная, с такою же колокольней, построена неизвестно когда и кем. В древнее время при церкви был мужской монастырь, как это видно из надписей на ветхих книгах, пожертвованных «в Веневский Богоявленский монастырь». Монастырь этот был упразднен в 1764 г. Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры, холодная, и богослужения совершается в ней только в воскресные и праздничные дни, а также когда заблагорассудят священники.

Заметно очень, что монастырь был очень бедный, так как богатства в церкви весьма мало, хотя некоторые предметы церковной утвари, по древности, имеют интерес. Есть св. Евангелие издания 1685 г. и особо чтимая не только жителями города, но и окрестными жителями, древняя резная икона Спасителя, сидящего в темнице.

На содержание храма имеются проценты с 500 руб.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Веневский уезд, стр. 220.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 апреля 2020

В старинных описаниях Венёва можно прочитать, что церквей в городе было: "три каменные, да две деревянные, домов сотни две деревянных с соломенными крышами, десяток улиц с переулками, узкие, кривые, и три, а иногда две и более пустоши, величаемые площадями, где в скромных лобазах совмещены все предметы торговли: дёготь с чаем и помадой, соль с сахаром и бражным, сукны, материи рядом с мясною провизиею и москатеньем". Вместе с тем известно, что по крайней мере до второй половины ХVII века Богоявленского храма в числе перечисляемых городских церквей не было. Однако уже в "Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви", труде, датируемом 1670-ми годами, значится: "Города Венёва Богоявленской пустыни чёрный поп Гавриил - 1666 и апреля 1672 годов". То есть обитель имела всего один храм, а именно в честь Богоявления Господня. Из-за своей крайней бедности монастырь просуществовал не более века, - екатерининским манифестом о секуляризации он был упразднён. Его каменная Богоявленская церковь обветшала до такой степени, что её решили разобрать и отстроить заново. Возводить её взялся венёвский купец Иван Бородин. Прихожане активно помогали ему в благом деле. Не исключено, кстати, что строили на прежнем фундаменте или используя сохранившуюся часть конструктива.

В книге П. И. Малицкого "Приходы и церкви Тульской епархии", вышедшей в Туле в 1895 году, читаем вот такое описание: "Богоявленская церковь зданием каменная, с такою же колокольней... Заметно очень, что монастырь был очень бедный, так как богатства в церкви весьма мало, хотя некоторые предметы церковной утвари, по древности, имеют интерес. Есть св. Евангелие издания 1685 г. и особо чтимая не только жителями, древняя резная икона Спасителя, сидящего в темнице". Отдельно необходимо сказать, что в 1764 году рядом с Богоявленским храмом возвели ещё одну церковь - во имя Казанской иконы Божией Матери. Табличка, вмонтированная в церковную стену, поясняла, что это произошло "при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрицы Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благоверном Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барандина". Через десять лет Казанский храм решили перестроить. Сохранились данные, что он был украшен необычайно красивыми фресками с изображениями Сивилл. Поскольку храм был тёплым, расквартированные в Венёве офицеры выбрали его в качестве полковой церкви. В ХIХ веке здание снова реконструировали, причём этот процесс включал в себя уничтожение всей лепнины и всех выступавших узоров. Правда, к концу столетия служить в ней перестали. По своему прямому назначению она не использовалась вплоть до 30-х годов ХХ века, когда большая часть венёвских храмов уже закрылась. Что же касается Богоявленского храма, то его убранство было весьма скромным. Главной из всех святынь специалисты называют рукописное Евангелие 1658 года, перенесённое туда ещё из монастыря.

В ХIХ веке храм потерял свой приход и стал приписным к Никольской церкви, а после Октябрьской революции 1917 года он закрылся. Произошло это возможно в конце 20 - начале 30-х гг. ХХ столетия. Долгое время в нём размещался пункт приёма стеклотары. Разумеется, за состоянием здания никто не следил. Начали восстанавливать Богоявленскую и Казанскую церкви только в 2000-х годах, когда их передади на баланс РПЦ. Местные краеведы называют Богоявленский храм "наиболее интересным примером церквей ярусного типа, сохранившихся в Тульском крае" (Т. Чуликов). Рискнём пойти ещё дальше и сказать: Богоявленский храм вообще практически единственный хорошо сохранившийся в Тульской области пример сооружений данного типа. Церквей, подобных и современных Богоявленской, в регионе нет. Ярусный тип вообще был не особо развит в Туле и окрестностях - по сравнению, например, с соседней Москвой и Подмосковьем. Там ярусные храмы полюбились, там было воздвигнуто немало шедевров всероссийского и даже мирового уровня. Венёвская церковь, конечно, скромнее - но всё равно чудо дивное. Такие подчёркнуто вертикальные, устремлённые ввысь сооружения всегда производят особенное впечатление. Как известно, ярусный тип храмов пришёл в каменное зодчество из деревянного. Там ему было дано определение: "Состоит из ряда постепенно умеьшающихся поставленных друг на друга четвериков или восьмериков". Исходя из этого определения, любой храм "восьмерик на четверике" можно, в принципе, с определённой натяжкой считать ярусным. Хотя в полной мере термин применим именно к многоярусным храмам. У Богоявленской церкви вот - два восьмерика на четверике. В Москве или, скажем, Владимире такое строили часто. А под Тулой с большим трудом находим ещё буквально пару, да в каком замученном состоянии: это церковь Спаса Нерукотворного Образа в Барыкове (1744) и более ранняя церковь Успения Пресвятой Богородицы в Беломутове (рубеж ХVII-ХVIII веков) - до утраты колокольни и завершений наиболее близкий аналог (а судя по времени постройки и возможный прообраз) храма в Венёве. От этой последней мало что осталось, а ведь она была по своему облику наиболее близка Богоявленскому храму Венёва: изящный дополнительный восьмерик поверх основного, "карандашик" шатровой колокольни на повышенном четверике. Упомянутые храмы старше венёвского. Действительно, Богоявленская церковь архаична. Это такой своего рода "пространственно-временной уникум": словно церковь ХVII века из Подмосковья переставили в Тульскую губернию века восемнадцатого. Вряд ли это "провинциальное запаздывание стиля" - слишком надолго запоздало и слишком умело исполнено. Скорее всего, мы имеем дело с сознательной и высокохудожественной стилизацией.

"В убранстве церкви, - писал архитектор В. Н. Уклеин, - сочетаеются традиционные формы ХVII века с более пышными декоративными приёмами начала ХVIII столетия... Очень декоративно обрамление окон и порталов: тонкие колонки с "перехватами" (у порталов с "дыньками") поддерживают лёгкий архитрав с пластичной "короной" затейливого рисунка". Наличники барочные, хотя и апелируют к эпохе узорочья. В целом, для своего времени Богоявленская церковь - удивительный анахронизм: можно даже предположить, что строители церкви копировали форму предыдущего храма. "В храмах предшествующих типов, - писал далее о Богоявленской церкви эксперт по тульскому зодчеству архитектор В. Н. Уклеин, - ...спокойный, почти кубический объём церкви играл роль основополагающей доминанты, высокая колокольня - главного вертикального акцента... В ярусных церквах разграничение этих художественных функций заметно нарушается. Высокий и мощный ярусный объём, будучи уже сам по себе выразительной вертикалью, лишает колокольню её художественного значения главного вертикального акцента композиции". И всё же при взгляде на храм со стороны Красной площади - с точки зрения композиции и зодческого замысла этот ракурс и есть "визиточный", парадный фасад ансамбля, - видно, что колокольня и церковь перестают соперничать и начинают взаимодействовать, создавая выразительный художественный образ. Колокольня - интересное сочетание почти равновеликих нижнего четверика, восьмерика с ярусом звона и шатра со слухами. Каждая из третей вертикально ориентирована и как бы заострена ввысь, поддерживая основной архитектурный замысел церковного здания.

Внутреннее пространство Богоявленской церкви очень компактно. Храм развит по вертикали - это очень ощущается и внутри, при этом его площадь сравнительно невелика, что создаёт ощущение камерности, уюта - наверное, такое чувство и должно возникать в приходском храме небольшого старинного городка. В чётком соответствии с планировкой храма "кораблём", структурно интерьер делится на притвор (под колокольней), небольшую трапезную, собственно храм и алтарную апсиду. За счёт компактности храма весь он "простреливается глазом" от входа до иконостаса. Чего не скажешь о вертикальной организации пространства: приземистой укороченной трапезной противостоит сильно развитая вверх основная часть храма. Оба её восьмерика раскрыты внутрь и имеют нессиметрично расположенные световые проёмы, что порождает геометрически сложную игру объёмов, усложнённую игрой светотени. Чтобы ещё больше усилить это впечатление, применён рельефный интерьерный декор, имитирующий очертания фигурных наличников и сложных карнизов. В простенках восьмерика, не имеющих окон, в рамах располагаются большие живописные изображения на евангельские темы. На внутренней части небольшого купола, перекрывающего верхний восьмерик, - изображение Иисуса Христа. Переход от четверика к восьмерику выполнен при помощи двухуровневых ступенчатых тромпов со слабо развитым нижним ярусом. Интересно решение внутренних наличников окон четверика, разорванных арками тромпов. На западной стене, над арочным проёмом перехода в трапезную, расположены хоры. Иконы, размещённые в пять-шесть рядов на восточной стене, играют роль иконостаса (собственно иконостас, как конструкция, пока отсутствует). В алтаре над престолом установлена резная сень с затейливым растительным орнаментом. Очень маленькая - по площади уступающая четверику храма - трапезная украшена современными росписями на голубом фоне. Справа и слева от арочного проёма в крупных напольных киотах с глухой резьбой располагаются большие иконы нового письма - соответственно, Распятие и Собор Архистратига Михаила. Благодаря большому количеству больших икон в нижнем ярусе (четыре в трапезной и шесть, расположенных в два света, в четверике основного объёма), храм хорошо освещён естественным светом.

Самой первой иконой, появившейся в возрождённом храме, был образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", написанный серпуховскими иконописцами. "К сожалению, до сих пор очень актаульная икона", - скажет настоятель протоиерей Олег Алейников. Пожалуй, одно из самых необычных святых изображений, которые здесь можно встретить, - это фотография фрески, на которой изображена Богородица с чёрными кругами вместо глаз. Это - снимок уникальной фрески "Надежда всех и Упование", которая находится в монастыре Святого Николая на греческом острове Андрос. Говорят, перед тем, как где-то в мире должно совершиться какое-либо бесчинство, икона начинает плакать. И чёрные круги - это слёзы. Так, образ предвещал бомбардировки Соединёнными Штатами Америки Сербии, катастрофу на Чернобыльской атомной станции, события в Афганистане. Говорят, что когда в 2004 году разбились два российских самолёта, слёзы текли из глаз Пресвятой Богородицы непрерывным потоком. Плакала фреска и в тот день, когда монастырь посетил хранитель Иверской Монреальской иконы Божией Матери Хосе Муньос-Кортес. Это было 30 сентября 1997 года. Через несколько часов Кортеса убили, а Иверскую икону похитили. Ещё один удивительный образ - Богородица "Хлебная". Она была явлена будущему святителю Филиппу, митрополиту Московскому в бытность его послушником Соловецкой обители. Тогда его, бывшего боярина, поставили работать в пекарне. Сей образ послушник поставил у себя в пекарне и постоянно молился перед ним. Рассказывали очевидцы, что все просфоры он неизменно ставил перед святым ликом, прося благословения Богородицы. Со временем в обители эту икону стали называть "Хлебной", а Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря. Сейчас первообраз иконы утрачен, однако сохранилось несколько списков. Когда такой образ заказали для Богоявленского храма Венёва, то случилось так, что его привезли в престольный праздник, 19 января. В храм пришло огромное количество народу, в том числе одна малоимущая семья. Глава семейства в тот момент искал работу, и прямо во время праздника ему предложили должность на местном хлебокомбинате. Вот такое маленькое чудо "Хлебного" образа.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 391, ООО "Де Агостини", 2020



Комментарии и обсуждение


В Тульской епархии заканчивается восстановление монастырского источника. Он расположен при Богоявленском соборе города Венёва. В день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня здесь состоялось освящение нового распятия.

видеосюжет от 17.08.2012  Православного телеканала СОЮЗ

22 августа 2012, Т..