ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня.

Вознесенский собор


Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня
Собор. Не действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1695 и 1700.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Киевская область, г. Переяслав, ул. Григория Сковороды, 54

Координаты: 50.073188, 31.461327





Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, , Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, , Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Т.
5 июня 2020
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, , Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Т.
5 июня 2020
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, , Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
9 октября 2004
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, , Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
9 октября 2004
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, Маскарон Вознесенского собора. Источник Логвин Г.Н. «По Украине». – К. «Мистецтво», 1968 г.<br>, Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Маскарон Вознесенского собора. Источник Логвин Г.Н. «По Украине». – К. «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1965
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Вознесенский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня, Фото 1920-х годов из приходского архива<br>, Переяслав, Переяслав-Хмельницкий район, Украина, Киевская область
Фото 1920-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
29 августа 1926



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

Собор кирпичный оштукатуренный девятикамерный. Венчает здание купол на очень высоком граненом барабане. Ветви креста завершены высокими волнистой формы фронтонами. Стены расчленены плоскими раскрепованными пилястрами. Порталы и лепные обрамления окон и граней барабана купола были выполнены в первой трети XVIII в. во время очередного ремонта. В объёмно-пространственной композиции и декоре собора ярко выражены черты архитектуры барокко.

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 139


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 марта 2016

Вознесенский собор в Переяслав-Хмельницком построен в 1700 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы как главное сооружение Вознесенского монастыря. Типичный образец украинского барокко. Первый камень в строительство собора был заложен в 1695 году. Строили собор 5 лет. 1 июня 1700 года собор был освящен при участие самого гетмана, который подарил в храм Пересопницкое Евангелие, на котором в настоящее время принимают присягу Президенты Украины. На строительство собора Мазепой было выделено 300 тысяч золотых монет. Мать гетмана Мазепы - Мария Магдалина подарила вышитую золотом и серебром епитрахиль.

Возведением этого храма было положено начало возрождения древней Переяславской епископии. Универсалом Мазепы от 4 января 1701 года монастырю, на территории которого находился собор, было передано село Мацковка, а так же лесные и сенокосные угодья. Рядом с собором в 1770-1776 годах была выстроена кирпичная, трехъярусная колокольня, завершенная грушевидным куполом. Собор и колокольня являются основными вертикальными доминантами, замыкающими перспективы ряда улиц этого небольшого городка.

Реставрационные работы по восстановлению уцелевших после войны зданий бывшего Вознесенского монастыря длились долгих десять лет, с 1954 по 1964 гг. Вознесенскому собору в 1975 году в рамках празднования 30-летия Победы суждено было стать храмом, воспевающим подвиг солдат при форсировании Днепра осенью 1943 года. В подвале собора был размещен Мавзолей вечной славы, где на стенах были увековечены имена переяславцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Из материала книги-путеводителя: Ивченко А.С. Вся Украина. Изд-во ГНПП "Картография", г. Киев, 2005 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 октября 2022

Оригинальным зданием, в котором получили дальнейшее развитие приемы объемно-пространственного построения, является Вознесенский собор в Переяславе (1700 г.).

По плану он несколько отличается от рассматриваемых памятников. Здесь соблюдены крестообразные очертания плана, но этот план образует девятикамерную композицию: пять – в ветвях креста и центральном подкупольном пространстве, а четыре – в наружных углах. Казалось бы, что при таком плане здание должно иметь пять куполов. Но здание увенчано одним куполом, да к тому же совсем необычных пропорций; барабан этого купола непомерно вытянут вверх. Так как возвышающиеся боковые объемы остались без куполов, их пришлось завершить фронтонами, в силу чего здание приобрело некоторые черты гражданской архитектуры.

Прекрасно выглядит интерьер этого здания. Четыре добавочные камеры представляют собой трехъярусные лоджии, что является развитием того же приема, что в Густынском Троицком соборе.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 октября 2022

До настоящего времени из ансамбля Вознесенского монастыря (XVII-XVIII в.в.) сохранились: Вознесенский собор (1695-1700), семинария (1753-1757) и колокольня (1753-1757).

Самое видное место в этом комплексе занимает Вознесенский собор. В плане он крестовый, однокупольный, с двухэтажными угловыми помещениями. Над средокрестием при помощи подпружных арок и парусов расположен купол на высоком восьмигранном барабане. Объемы ветвей креста завершены фигурными барочными фронтонами, а двухэтажные угловые камеры - шатровыми кровлями. Фасады собора оформлены широкими пилястрами и завершены антаблементом. Три портала, северный, южный и западный, с большими окнами над ними украшены лепными орнаментами, все остальные окна, размещенные в два яруса, – только наличниками, с лучковыми и треугольными сандриками.

Подобно внешнему виду, интерьер храма также величествен. Его выразительность построена на контрасте глубинного раскрытия пространства западной ветви креста и высотного подкупольного.

Благодаря особому ладу пропорций, оригинальной композиции масс, тонко исполненным архитектурным деталям и декору собор является выдающимся произведением архитектуры украинского барокко XVII в.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 октября 2022

Вознесенский собор крещатый, девятидольный, однобаневый. Западное плечо удлиненное, прямоугольное в плане, остальные – граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию усложняют два цилиндрических объема вдоль западного плеча, все компартименты равновысокие, подведенные под единый карниз. Рамена (плечи) увенчаны трехдольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между раменами – палаточными крышами. Над крестовокупольным пересечением возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбанниках. Декор экстерьера сдержанный; формы собора акцентированы краеугольными лопатками. Окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, обрамлены наличниками и увенчаны прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Мужские грани рамен декорированы горельефной лепниной с преобладанием растительных мотивов. Остальные граней декорированы нишами, в том числе в форме квадрифолия, и солярными знаками.

Для интерьера памятника характерна контаминация глубинно-осевого и центрического принципов организации пространства. Рамена объемного креста образуют единое пространство, открытое к зениту бани. Западное плечо перекрыто цилиндрическим сводом, другие – цилиндрическими сводами, переходящими в сомкнутые. Помещения, находящиеся между раменами, открываются в центральное пространство трехъярусными аркадами.

Вознесенский собор является неповторимым памятником переходного этапа от украинского Возрождения к барокко.

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Не действует.

В настоящее время в соборе размещена диорама "Битва за Днепр".

23 января 2005.