Деревня Остров впервые упоминается в 1328 году. Она всегда принадлежала великим князьям и царям: они любили здесь отдыхать, что неудивительно - места для охоты здесь были благоприятные! В ХVI столетии Остров являлся вотчиной Ивана Грозного. Очень часто высказывались предположения, что именно он распорядился возвести тут, на высоком холме, шатровую церковь - из белого камня, который добывали в расположенных неподалёку знаменитых мячковских каменоломнях.
Впервые в официальных документах Преображенская церковь упоминается во времена Алексея Михайловича. Сообщается, что в 1646 году государь присутствовал при её освящении. Впрочем, учёные полагают, что речь идёт о переосвящении храма после какого-то большого ремонта. В уникальном облике этой церкви слились воедино и древнерусские, и итальянские, и североевропейские мотивы. В её внешнем виде есть что-то и от коломенского Вознесенского храма, и от собора Василия Блаженного. Это дало повод исследователю Н.Д. Иванчину-Писареву приписать храм Алевизу Новому; свою версию он обнародовал в 1843 году в книге "Прогулки по древнему Коломенскому уезду". Также первой третью ХVI века датирует Преображенский храм и И.Э. Грабарь. "Мы знаем с точностью только время постройки коломенской церкви и приблизительно к тому же времени имеем основание приурочить закладку и островской... Весь сложенный из белого камня островский храм принадлежит ХVI веку, - отмечал учёный в "Истории русского искусства", вышедшей в свет в 1910 году.
Тщательно анализируя все имеющиеся документы, современный исследователь Борис Винников в статье "Церковь Преображения Господня в селе Остров. Храм-памятник избавления Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году" приходит к выводу, что островская церковь, скорее всего, является одной из "наиболее ранних работ церковного и городового мастера Постника Яковлева". В качестве доказательства Б. Винников указывает на сходство деталей Преображенского храма с собором Покрова на Рву, добавляя, что столь ответственную работу не доверили бы зодчему без соответствующего опыта. В 1967 году в Острове проводили археологоические раскопки и выяснили, что "стена первоначальной апсиды, выступающей на восток от существующей примерно на 75 см... не была возведена и должна считаться свидетельством незавершённого архитектурного замысла, изменённого на этапе закладки церкви". На основании этого Винников делает вывод, что дворцовую церковь возвели в 1525-1527 гг. на основании храма, заложенного ещё в 1520 году. А сама эта устремлённая в небо церковь, в кокошниках, похожих на языки пламени ("огненный" храм) будто бы поставлена в память об избавлении Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в канун праздника Преображения Господня.
В ХVII веке Преображенская церковь входила в главную дозорную систему на юго-востоке Москвы. На нём был оборудован пункт для наблюдения за противником, коим тогда являлись крымские татары. С шатра открывался обзор на всю приречную долину; дозорным, к слову, были видны сразу три архитектурных ансамбля - церковь в Петровском, Николо-Угрешский монастырь и храм Рождества Христова в Беседах. А потом Остров перешёл в частные руки. Дело в том, что новый царь - Пётр I - был слишком занят государственными делами, охотой он не увлекался, а после 1703 года вообще больше времени проводил в Петербурге, нежели в Москве; храм в Острове ветшал, а дворец и вовсе сгорел. Сначала хозяином имения стал А.Д. Меншиков. Он построил усадьбу, снабдив её хозяйственными постройками. При Петре II светлейший угодил в опалу, и имение вернули в императорскую казну. Ремонтом церкви всерьёз занялись только в середине ХVIII века. По крайней мере, к моменту восшествия на престол Екатерины II в храме Преображения Господня переосвятили приделы: северный - во имя святых страстотерпцев Киры и Иоанна, а южный - во имя великомученицы Екатерины. Матушка Екатерина пожаловала село графу А. Г. Орлову-Чесменскому, который развернул там активное строительство - в Острове появились ещё один господский дом в два этажа, сады и оранжереи, а также конный завод. А в Преображенской церкви граф венчался - с красавицей Евдокией Лопухиной. К сожалению, брак был недолгим, через четыре года Орлов овдовел. По смерти же самого владельца Острова - А. Орлова-Чесменского, село унаследовала его дочь Анна Алексеевна. С раннего детства она отличалась набожностью - в отличие от своего отца. По многу часов она проводила в Преображенской церкви в молитве. Анна Алексеевна была богатейшей наследницей и невестой, но личная жизнь её так и не сложилась. Она вела праведную жизнь, по совету архимендрита Фотия (Спасского) решила заняться благотворительностью, потратив много денег на благоустройство Юрьева монастыря в Новгороде, где настоятельствовал тогда архимандрит Фотий. Впрочем, не забывала Анна Алексеевна и об островском храме. Её стараниями к церкви была пристроена колокольня в модном тогда псевдоготическом стиле.
Первоначально храм окружала галерея. Долгое время гульбище оставалось открытым, но в 1830 году, практически со строительством колокольни, его полностью переделали, устроив над ним крышу. После этого в храм можно было войти только через главные западные двери, под колокольней. В 1837 году Анна Орлова-Чесменская продала усадьбу в казну. Село Остров перешло в ведение Министерства государственных имуществ, которое попросту не знало, что делать со "свалившимся на него" имением... До тех пор, пока в 1870 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) не решил возвести на территории бесхозной усадьбы богадельню для престарелых священников и их семей. Владыка, возглавлявший Московское епархиальное попечительство о бедных духовного звания, учредил даже комитет по строительству Островской владычной богадельни, которую решили обустроить в здании бывшего конного двора. Там разместили больницу, аптеку, баню и столовую. Богадельня могла принять до 250 человек. В ней освятили домовый храм - во имя святителей Петра Московского и Иннокентия Иркутского. Богадельню и её домовой храм закрыли почти сразу же после Октябрьского переворота - в 1918 году. А вот Преображенскому храму повезло больше - богослужения в нём совершались вплоть до 1940 года, когда его упразднили по распоряжению Мособлисполкома. С тех пор здание бывшей церкви никак не использовалось. Два десятка лет оно стояло пустым и разрушалось. Исследователи начали проявлять интерес к храму лишь в 1960-е годы.
Группа учёных под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера почти тридцать лет изучала и постепенно приводила в порядок запущенный храм. Реставраторы возвратили растёсанным оконным проёмам их первоначальный вид, восстановили малые главки вокруг главного шатра. Здесь же, в возрождённом храме, в 1990-е годы отпевали и его первого реставратора - Б.Л. Альтшуллера. В Преображенском храме села Остров от прежнего убранства не осталось ничего за те двадцать лет, что церковь стояла бесхозной. Были утрачены и колокола, и иконы и богослужебная утварь - растащили всё. Во время реставрационных работ в церкви случайно обнаружили лишь антиминс времён императрицы Екатерины II, правда, без мощей и подписи архирея. Всё убранство храма верующим пришлось создавать заново. Так, например, в главном храме поставили однорядный иконостас в византийском стиле ХII века, а в Киро-Иоанновском приделе - иконостас: трёхрядный, образа в котором хоть и написаны в наши дни, но выполнены в стилистике ХVI века. Вообще, почти все иконы в Преображенском храме, а также шитьё и другие предметы стилизованы под эпоху возведения церкви.
Благодаря усилиям прихожан и священника Леонида Гриликеса, который был настоятелем храма до 2012 года, на колокольне вновь появился полный набор колоколов. Игорь Грабарь сравнивал островскую церковь с собором Василия Блаженного, находя в них "фряжские элементы". В обоих храмах переплелись отечественные традиции и новаторские приёмы европейского Ренессанса. Третьим в список "просится" храм Вознесения в Коломенском, с которым у церкви в Острове тоже немало общего - в первую очередь, пространственно-планировочное решение. При всём при том Преображенская церковь отличается ярким своеобразием: обращают на себя внимание, например, развитый карниз четверика (с целью поместить на него двенадцать миниатюрных "апостольских" главок) и его укрупнёный декор - машикули почти "крепостные"! Непременно запомнится круглое "готическое" окно придела, оформленное изумительным солнцеобразным наличником, а уж совсем внимательный глаз разглядит уникальный конический карниз главы, не имеющий аналогов в шатровом храмовом зодчестве. Стык барабана и шатра подчёркнут рядом маленьких треугольных кокошников. Окна барабана - узкие, щелевидные, декоративно практически не выделенные. Обращает на себя внимание уникальный для шатрового зодчества приём: карниз барабана выполнен в виде развитого, широко расходящегося кверху конуса, на котором покоится крупная луковичная, с усложнением в форме вазы, глава. Четыре пояса кокошников зрительно приподнимают сильно заниженный восьмерик. Такому же зрительному увеличению восьмерика способствуют три ряда кокошников сверху, при переходе на шатёр, - восхождение, таким образом, получается практически непрерывным. Стоит отметить широкий карниз четверика - своего рода платформу для двенадцати маленьких глав, по числу апостолов, и развитые декоративные машикули. Приделы очень оживляют в целом простую композицию нижнего яруса храма. Три ряда полукруглых кокошников гораздо крупнее, чем кокошники при переходе на восьмерик и шатёр. Замысел зодчего становится ясен, когда смотришь на храм с востока: три яруса многрядных кокошников, уменьшающихся кверху, формируют как бы три этапа перехода от основания храма к стройному шатровому завершению. Как это часто бывает, поздние пристройки искажают внешний вид древнего строения. К сожалению, храм в селе Остров не миновала эта стилевая разноголосица. Строители колокольни пытались уменьшить негативный эффект, сделав её подчинённым элементом ансамбля, не оспаривающим доминанту храма. Более того, есть попытки хотя бы по форме, если не по стилю, приблизить декор колокольни к декору церкви. Тем не менее, псевдоготика выглядит чужеродно на фоне старинной постройки.
Интерьер Преображенской церкви в том виде, в котором она дошла до нас, не вполне соответствует "исходному варианту": сказались и утраты ХХ века, и переделки предшествующих столетий. Так, сильно изменила не только облик, но и концепцию храма галерея-гульбище; невооружённым глазом видно, насколько различаются выделка, пластика и фактура старых и "новых" (ХIХ в.) стен. Древний белокаменный храм оказался как бы вписан в футляр позднейших пристроек, что вызывает у неподготовленного наблюдателя своего рода "когнитивный диссонанс": все эти белокаменные порталы, колонны, торжественный декор, явно расчитанные на восприятие снаружи, теперь оказались деталями интерьера. Изучая интерьер церкви, знаменитый архитектор, исследователь храмового зодчества - В.В. Кавельмахер обратил внимание на то, что он совершенно "голый и пустой". Речь, конечно, идёт не об отсутствии внутренней отделки, а о пластике интерьера, которая в церкви Преображения предельно упрощена, если не сказать - безыскусна. Исследователь считал это датирующим признаком и на этом основании утверждал, что храм не мог быть построен раньше годуновской эпохи. Ещё одним признаком, позволяющим относить храм к началу ХVII века, учёный полагал углубления на стенах поперечного нефа. В этих местах размыкался карниз, и сюда должен был крепиться иконостас. Сейчас он однорядный, не закрывающий и вполовину алтарную нишу, но в прошлом, судя по наблюдению Кавельмахера, был высоким и большим, в полную ширину трансепта, - деталь, характерная для ХVI века. Шатёр занимает не больше четверти высоты, но ряд архитектурных приёмов (последовательно сужающиеся пояса кокошников, намеренное занижение восьмерика) формирует впечатление, что храм как бы весь состоит из шатра". Высота храма - около 40 метров.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №133, 2015 г.