По-видимому, этот храм в начале XVII в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это тот самый храм, про который в описи 1626 г., составленной писцом Владимиром Плещеевым, сказано: храм Преображение Спасово пуст, строенья нет ничего, в городе ж.
В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет, но зато появляется новая церковь Спаса на глубоком, деревянная. Вероятно, за этот 60-летний промежуток храм был перенесен на настоящее место. Нынешний храм - с приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского был построен в 1700 г. Приделы были устроены за время с 1804 по 1810 гг. при содействии купца Захара Сорокина. Колокольня была сооружена в 1776 - 1778 гг. Настоящий храм построен в форме вытянутого куба и имеет пять глав, посаженных близко друг к другу, но не на углах. Вместо обычных кокошников под кровлей с 3-х сторон имелись полукруглые изображения святых. С боков трапезы были устроены слабые фронтоны, тоже со священными изображениями внутри. А над окнами, в полукружиях, были изображены святые лики. Колокольня трехъярусная, выстроена в готическом стиле, почти полностью скопирована с колокольни Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три на углах каждого яруса, одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной трибун-шпиль.
Иконостас храма, роспись алтаря и большинство икон в храме относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и роспись стен храма были произведены в XIX в.
6 декабря 1898 г. по инициативе настоятеля церкви о. А. Макарова было открыто церковно-приходское попечительство. 13 ноября 1899 г. в с. Аненки была открыта Школа грамоты, приписанная к Спасо-Заверхскому приходу. Заведующим назначен о. А. Макаров. 19 сентября 1904 г. было освящено здание церковно-приходской школы, расположенной к югу от храма. Храму принадлежала часовня Св. Николая на источнике “Здоровец” в Березуйском овраге. В день весеннего празднования Свт. Николая - 22 мая совершались крестные ходы.
К достопримечательностям храма относились: 1) икона св. Иоанна Воина, написанная, как видно из надписи, в 1699 г.; 2) иконы св. мч. Власия и вмч. Параскевы окруженные изображениями чудес, совершенных святыми, могут относиться к XVII в., 3) “Печерская” икона Божией Матери, нового письма. С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной, 4) Напрестольное Евангелие московской печати 1640 г. Размер в лист. Обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на верхней доске. На среднике изображен деисус, на угольниках - евангелисты. Средник и верхние два угольника (судя по работе) относятся к XVII в., остальные два позднейшей работы (вероятно XVIII в). Сосуды и богослужебные книги XVIII в.
В 1908 г. в храме был произведен крупный ремонт. После ремонта храма епископом Вениамином был произведен малый чин освящения.
По воспоминаниям очевидцев, в 1930-х годах храм служил Кафедральным собором. В храме служили епископ Сильвестр (Братановский) и епископ Павлин (Крошечкин). Преосвяшеннейшие жили в доме церковного старосты - Михаила Ивановича Барсукова (ул. Смоленская, 4). Последний настоятель храма - протоиерей Георгий Васильевич Соколов за антисоветскую деятельность был дважды судим: первый раз в 1932 г. был приговорен к трем годам концлагерей; второй раз в 1939 г. был сослан в Коми АССР сроком на 5 лет. Вернулся из ссылки в октябре 1943 года. С февраля 1944 года служил псаломщиком в Георгиевском соборе, а с июня 1945 года - священником Николо-Козинской церкви. Похоронен на Пятницком кладбище г. Калуги (материал из архива НКВД из дела по обвинению Георгия Васильевича Соколова). Иеромонах Иероним (Федотов Иван Арсентьевич) значился в 1933 году в списках членов церковного совета и членов общины верующих Спасо - Преображенского храма. Осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР особым совещанием НКВД СССР 3 мая 1940 года на 5 лет ссылки в Коми СССР. Протоиерей Афанасий Васильевич Любимов проходил по делу владыки Августина и являлся членом якобы нелегальной церковно - монархической организации. 23 ноября 1937 года вместе с почти тридцатью обвиняемыми был расстрелян. Место захоронения не известно.
В 1938 г. храм был закрыт, а здание отдали под типографию, склады и другие учреждения. Для увеличения объема полезной площади в храме был сделан второй этаж. К началу восстановления внутреннее помещение храма представляло собой большое количество комнат, заваленных мусором. Кафельные полы были в основном сохранены, почти цела изразцовая печь.
В конце 1993 г. храм был передан православной церкви и по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Владыки Климента является подворьем Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
19 августа 1994 года в престольный праздник храма первую Божественную литургию совершил наместник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря игумен Гавриил. В Великий пост 1995 года службы были перенесены в правый придел, освященный в честь святителя Николая.
19 декабря 1996 года из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, в сопровождении игумена Гавриила, прибыла икона преп. Нила Столобенского с частицей мощей. Осенью 1997 года в храме было проведено отопление.
http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt