Существовавшая ранее Петропавловская церковь в г. Сердоболе (г. Сортавала, до 1918 г. Сердоболь).
Находящаяся в городе Петропавловская церковь устроена в 1785 г. иждивением здешних купцов и прочих обывателей. Город Сердоболь, Сортавала тож, получил значение города в 1651 г., а прежде это было торговое местечко или слобода.
Между тем, уже в начале XVI в. существовала здесь церковь во имя св. Николая Чудотворца, принадлежавшая к карельскому округу. Церковь эта построена во время шведского владычества, как видно из находящейся на одном колоколе шведской надписи: «Soli Deo gloria, anno 1680; Gloria in excelsis; me funderal Holmiae (Стокгольм)». Она находилась на острове, находящемся в 2 верстах от города, называемом Реккала или Греккала (жилище греков или грекороссиян). К приходу Николаевской церкви еще в XV в. принадлежало до 30 ближайших карельских деревень, ныне состоящих частью в Сердобольском, частью в деревенских карельских приходах. Была еще когда-то здесь походная полковая церковь, стоявшая на мысе Ладожского озера, называемом Ляппяярви, там, где прежде была лютеранская церковь и кладбище.
Прежняя Петропавловская церковь построена в 1785 г. из дерева, на каменном, из булыжника основании и обшита тесом. По внешности она представляет вид креста; потолок ее ровный, без купола, снаружи нет карнизов и каких-либо украшений. Досчатая кровля устроена в два ската. На кровле две главы, крытые железом; кресты на главах деревянные, семиконечные, обитые белою жестью. Окна в здании продолговатые, с железными решетками. Внутренние стены храма выкрашены светло-синею краскою; пол из сосновых досок, выкрашен желтою краскою. Иконостас – в три яруса, амвон возвышается на 2 ступени. Колокольня восьмигранная, над притвором. Самый большой колокол в 42 пуда отлит в Москве в 1784 г.
Храм заменил собою древнюю Никольскую церковь, которая находилась на острове, в 2 верстах от города, и сношения с которой были для жителей города крайне затруднительны.
Построенный давно храм Петра и Павла исправлен в 1839 г. на сумму, отпущенную из духовно-учебных капиталов. Местность этой церкви есть та же, что и местность упомянутой выше походной церкви. Достопримечательных по древности или ценности святынь и предметов в храме не имеется. Из церковной утвари часть приобретена в разное время на церковные суммы, часть пожертвована благотворителями.
В 1857 г. бывший генерал-губернатор Финляндии граф Берг, по повелению Государя Императора объезжая Финляндию и вникая в нужды каждого сословия, при посещении в Сердоболе православной церкви заметил ветхость оной, маловместительность и крайнюю трудность при отправлении Богослужения в зимнее время, в такой местности, где температура часто понижается до – 25, вследствие чего св. дары при Богослужении нередко подвергались замерзанию. Принимая во внимание бедность сельских и малочисленность городских прихожан, он вошел с ходатайством в Святейший Синод об изыскании средств к построению нового теплого храма. И это ходатайство генерал-губернатора не осталось бесплодным.
Высшее епархиальное начальство тотчас же распорядилось собранием сведений о состоянии Сердобольного храма через благочинного и губернского архитектора фон Карма, как равно и о средствах к построению оного. Но средства эти оказались крайне ограниченными, церковной суммы состояло на лицо до 4000 руб. серебром. Из городских прихожан один только бывший церковный староста, купец Молниев из своих средств пожертвовал на это святое дело 3000 руб. сер. Прочие же городские прихожане обязались подушно и наравне с сельскими, в течение 25 лет собрать 5000 рублей с тем, чтобы эта сумма дана была им из Святейшего Синода заимообразно без процентов. На такие средства, без посторонней помощи, нельзя было и мыслить о постройке нового каменного храма по плану епархиального архитектора Карпова.
Но Его высокопреосвященство, митрополит Исидор, зная из донесений местного благочинного о ветхости церкви и скудости средств в оной, принял живейшее участие в деле построения новой церкви. И вот, по его же убеждению и благословению, гг. коммерции советники, братья Григорий и Стефан Елисеевы согласились устроить в Сердоболе новый, теплый деревянный храм, но предварительно они желали получить точные сведения о состоянии прежнего храма и прихода. Для удовлетворения этого их желания были вызваны местный священник и благочинный и церковный староста в С.-Петербург.
Бедственное положение сельских прихожан после неурожайного времени, на коих, главным образом, пала бы вся тягость издержек по построению церкви, скудость имеющихся в виду средств и усиленная просьба местного священника тронули добрые сердца братьев Григория и Стефана Петровичей Елисеевых, которые дали свое согласие на построение новой каменной церкви… Братья Елисеевы сразу же поручили составление плана, чертежей и сметы известному академику Николаю Павловичу Гребенке, под наблюдением и руководством которого и произведены все строительныя работы.
Осенью 1869 г. строителями гг. Елисеевыми были посланы в Сердоболь, на место сооружения храма, приказчик и десятник для устройства фундамента. Но место, избранное в ограде старой церкви и освидетельствованное губернским архитектором фон Кармом, оказалось совершенно негодным для сооружения каменного храма. В саженной глубине оказалась топкая, текучая глина, чтобы добраться до твердого грунта, нужно было копать до глубины 4 ½ сажень. Вследствие этого начатые работы пришлось прекратить и поднять вопрос об отводе нового места.
Такое место и найдено на северной оконечности города. Скалистый грунт и отсутствие вблизи жилых строений как нельзя лучше способствовали сооружению храма на этом месте…
Раннею весною 1870 г., по освящении места, избранного под храм, приступлено было к возведению фундамента, который устроен из сердобольного серого гранита. 19 июля после литургии совершен был к месту постройки крестный ход и по церковному чино-положению сделана закладка.
1872 г. 15 октября, по благословению высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, местным благочинным, священником Федором Львовым, в сослужении 3 ближайших священников, был освящен придел во имя Успения св. праведной Анны. По освящении придельного храма, служба совершалась уже не в старом холодном, а в новом теплом храме. В том же 1872 г. церковь обведена каменною оградою с железной на ней решеткой, в окружности на 100 сажень.
В 1873 г. церковь, как снаружи, так и внутри, была окрашена и сразу же было приступлено к работам по приготовлению остальных двух алтарей к освящению… 8 июля, осмотрев работы, гг. Елисеевы нашли возможным, по благословению владыки, назначить освящение остальных двух приделов на 15 июля.
15 июля в 6 часов утра освящен был малый придельный алтарь во имя Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Освящение совершал коневский архимандрит Израиль с 2 иеромонахами и 2 иеродиаконами той же обители. В 9 часов прибыл высокопреосвященный владыка с преосвященным Палладием и совершил освящение главного алтаря во имя ІІетра и Павла, а потом литургию.
Храм имеет в основании вид креста. Длина его 16 саж. 1 арш., ширина 10 саж. 1 ½ аршина, вышина до свода купола 14 саж., колокольня 15 сажень; вышина восьмигранного купола 7 ½ сажень, ширина 5 сажень 1 аршин. Иконостасы всех трех приделов резные, позолоченные, по рисункам архитектора II. И. Гребенки, сделаны поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К. Серебряковым и отличаются особенною изящностью.
Икона Господа Вседержителя на горнем месте в главном алтаре и больших размеров кресты в боковых приделах, с изображением, на цинке, дванадесятых праздников, 10 больших резных киот, золоченых с изображениями, в каждом из них по два лика в рост и наверху – круглые иконы поясные завершают украшение св. храма. Иконы написаны академиком Шильцовым. Кресты на колокольне и на 4 малых главах золоченые. Колокольня и купол изящно разукрашены дорогими красками.
Причт Сердобольной церкви издавна состоит из священника, диакона, дьячка и пономаря. Прихожане Сердобольной церкви занимаются: городские мелкой торговлей, судоходством и рыбной ловлей, а деревенские, кроме этого, еще занимаются лесными промыслами и земледелием. Число их простирается до 2000 душ обоего пола. Из них городских жителей до 150 душ обоего пола, крестьяне живут по деревням, вблизи и вдали от церкви. Часовен по деревням 4; в городе – ни одной.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.