Село Исады вплоть до ХIV века по праву считалось столичным пригородом, поскольку до Старой Рязани, главного города тогдашнего Рязанского княжества, отсюда было рукой подать - всего 15 километров по нынешним меркам. При этом село и само славилось, в первую очередь, богатыми садами и разнообразием сортов яблок, однако его название происходит не от фруктовых посадок, а от крупных торговых пристаней: по-старославянски "исад" означает - высадка. Это поистине историческое место. Древнейшее из сёл Рязанской области, Исады известны как своеобразная сцена, на которой разыгрался драматический, кровавый и братоубийственный финал розни гордых, но вероломных рязанских князей. А позднее Исады избрали своей родовой вотчиной представители рода Ляпуновых, среди которых наиболее знаменит Прокопий Петрович, активный участник событий Смутного времени начала ХVII века. Именно его потомки возвели в Исадах церковь Воскресения Христова. Сын организатора русского ополчения Владимир и внук Лука Владимирович строили церковь в Исадах поэтапно в течение 45 лет. Этот древний населённый пункт давно нуждался в собственном храме.
Лаврентьевская летопись датирует Исады ещё ХIII столетием (1217), при этом есть даже версия о возникновении села двумя веками ранее, в одно время со старой Рязанью ХI столетия. В полном соответствии со своим названием, Исады, предположительно служившие резиденцией нескольким рязанским князьям, были местом больших и оживлённых торгов на берегу Оки. Это стало дополнительным стимулом к закладке здесь собственной церкви и подтверждения сельского статуса бывшей деревеньки. Исторически так сложилось, что письменных свидетельств о тех или иных событиях в истории Воскресенской церкви, числе её прихожан или именах священников почти не сохранилось вплоть до ХVII века. Известно, что она являлась родовым храмом семьи Ляпуновых, была построена "тщанием" Луки Владимировича Ляпунова предположительно в 1635 году и освящена в честь Воскресения Христова. При церкви был обустроен достаточно большой некрополь Ляпуновых. Долгое время сохранявшиеся надписи на его надгробиях и могильных крестах, а также могилы Ляпуновых, датируемые 1587 и 1603 годами, свидетельствовали о том, что храм на этом месте вполне мог существовать и гораздо ранее официально принятой даты его постройки, скорее всего, как его деревянная предтеча.
Поначалу в Воскресенском храме имелись два придела, освящённые во имена святого князя Владимира и мучеников Флора и Лавра. В 1673 году будет обустроен ещё один придел - Георгия Победоносца. Строители Воскресенского храма Владимир и Лука Ляпуновы посвятили её своему отцу и деду Прокопию Петровичу. Владимир Прокопьевич начертал об этом для потомков на серебряном напрестольном алтарном кресте: "Лета 7144 года мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца сей животворящий крест приложил в вотчину в свою в Старой Рязани в селе Исады в церковь Воскресение Христово великомученикам Флору и Лавру и Чудотворцу Николе и благоверному князю Владимиру, Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит". Разумеется, надпись на напрестольном кресте, который является не частью архитектурных зданий, а его перемещаемой деталью, которую "приложили", также не уточняет дату его постройки. Тем не менее, первоначально каменная ипостась храма была гораздо меньше нынешнего, что и поныне ещё можно определить по еле заметной границе различных кладок на восточной, алтарной части фасадов и около цокольных областей. Достоверно известно, что западная стена перестраивалась в ходе позднейшего расширения здания в 1672 году.
Специалисты полагают, что изначально Воскресенская церковь в Исадах была схожа по композиции архитектурного решения с храмом Сошествия Святого Духа на Апостолов, что находится в Рязанском кремле и датируется 1642 годом. Как же реально был устроен первоначальный каменный храм Воскресения Христова, построенный не позднее 1636 года, если основываться на письменных источниках? Поскольку на момент 1637-1640 гг. в Исадах уже существовала тёплая церковь Николая Чудотворца, храм Воскресения Христова, по всей видимости, был неотапливаемым. Причём на оба храма полагался один сельский приход и общий церковный причт в лице священника, дьякона и других служителей. Скорее всего, Никольская церковь старше по возрасту, а располагалась совсем рядом, - отсюда и присутствие в некрополе Воскресенского храма более ранних захоронений семьи Ляпуновых. Перестройка церкви 1672 года была кардинальной: рядом возвели притвор с колокольней над ним, добавили верхний этаж, на котором можно было теперь пройти по крытой галерее-паперти, обустроили на первом этаже просторную трапезную. Руководивший работами Лука Владимирович Ляпунов позднее, в 1678 году, внёс значительные пожертвования на убранство храма. Стольник Лука Ляпунов был дважды женат, скончался в 1688 году, так и не оставив наследников. Правее церковной звонницы, у паперти сохранилась надгробная плита его захоронения. На исходе ХIХ столетия в церковном некрополе ещё были целы могилы его второй жены, Фёклы Давыдовны, и её детей от других браков.
В середине ХVIII века возникла необходимость в ремонте глав и кровли Воскресенского храма, о чём его настоятель, священник Никита Петров, подал летом 1748 года прошение на имя архиепископа Алексия (Титова): "От давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая, а ныне я - богомолец твой с приходскими людьми желаем на тех церквах главы разобрать и вновь состроить". Прошение было удовлетворено, ремонт произведён, одновременно к западной стене трапезной было пристроено одноэтажное каменное здание, в котором впоследствии разместилась церковно-приходская школа. Тогда, около 1755 года, в приходе храма числился 141 двор. После указа императрицы Екатерины II об образовании Рязанской губернии (1778) Исады вошли в Спасский уезд, а приход - в 1-й Спасский благочинный округ Рязанской епархии.
Село до 1815 года принадлежавшее потомкам Прокопия Ляпунова и родственной им семье Ржевских, перешло в собственность полковника Ивана Артамоновича Кожина, флигель-адъютанта, наследники которого владели селом вплоть до революции 1917-го. В 1816 году Иван Артамонович вознамерился "каменную, уже ветхую Воскресенскую церковь привесть в лучшее состояние на его собственный кошт". В 1818-м он получил разрешение "распространить" приделы в верхнем этаже, а спустя 15 лет к обновлённому им храму были приписаны приходы соседних села Муратово и деревни Никоново. На исходе столетия наследники Кожина возобновили приделы верхнего этажа, заменили деревянное крыльцо великолепным каменным, пристроенным к южной части трапезной по образцу шатрового крыльца московского Покровского собора, что на Рву (храма Василия Блаженного). На рубеже ХIХ и ХХ столетий церковь Воскресения Христова в Исадах имела малый причт всего из трёх человек, при этом в приходе состояли два села, деревня и хутор. Впереди у иерея храма Александра Утешинского были большие планы, добрые надежды, и никто не помышлял ни о скорых войнах, ни о грядущей революции.
Годы советской власти сурово отразятся на здании Божиего дома в Исадах. Впоследствии его придётся буквально спасать от разрушения. Сразу после Октябрьской революции большевики первым делом закрыли действовашую при храме школу. Затем варварски разрушили купола и фактически ограбили саму церковь, экспроприировав все находившиеся в ней ценные предметы. На пороге лета 1938-го священник церкви Арсений Смирнов был осуждён и приговорён к восьми годам исправительно-трудовых лагерей, где и скончался 20 июня 1943 года. Арест настоятеля стал для местных властей сигналом для закрытия церкви в Исадах. Целый год власти судили-рядили, что же им делать с закрытой церковью, пока 3 сентября 1940 года облисполком не принял решение устроить в её здании склад местного колхоза. Поначалу здесь хранили зерно, потом последовательно - соль, цемент, химические удобрения. Огромные массы вредных веществ начали разъедать здание изнутри, уничтожая интерьеры древнего здания и всё церковное убранство. По словам нынешнего настоятеля храма Виктора Тараканова, "остались одни стены, и те все были обшарпаны и изломаны...". Закончилась Великая Отечественная война, началось мирное строительство, однако в Исадах по-прежнему царили разруха и запустение. Ранее всех печальная судьба постигла Красный дом усадьбы, разобранный на стройматериалы, а к 1961 году разломали и усадебный Белый дом, где некоторое время размещалось родильное отделение местной больницы. Угроза нависла и над последним зодческим шедевром бывшего имения - храмом Воскресения Христова.
Нельзя сказать, что Воскресенскую церковь в Исадах не пытались реставрировать. Работы здесь периодически затевались в 1970-е годы, но все они были разовыми, не подкреплёнными достаточным фининсированием, и лишь годами гниющие строительные леса вокруг здания говорили о безуспешности попыток ремонта здания. Реальный шанс для физического спасения храма появился, когда им занялись искусствовед Георгий Карлович Вагнер и его ученик и соавтор, архитектор-реставратор Сергей Васильевич Чугунов. Оба специалиста по рязанскому зодчеству выдвинули идею создания "своеобразного Дома творчества", который они предлагали организовать в бывшем Воскресенском храме Исад. Под этот проект подвижники и намеревались "пробить" финансирование для реставрации церкви. К сожалению, этот проект не поддержали ни на одном уровне власти предержащей. Спасти храм от окончательного разрушения могло только его возвращение Русской Православной Церкви, которое состоялось в 1989 году.
В декабре 1989 года многострадальный храм села Исады возобновил богослужения. В истории Воскресенской церкви, возведённой семьёй Ляпуновых, открылась новая и наконец-то светлая страница. Настоятелем храма был назначен иерей Виктор Тараканов, который, будучи теперь протоиереем, продолжает служить в нём и поныне. Местность, где расположены Исады, всегда была опасной скольжением почв на склонах из-за сильного увлажнения грунтов в пору весеннего таяния снегов. Возможность возникновения оползней возле Воскресенской церкви стало очевидным 14 мая 2006 года: тогда оползни появились уже в непосредственной близости от храма, обнажая обрывистые стенки высотой до двух метров. Выяснилось, что общая протяжённость оползневого массива составляет 250 метров, а место отрыва отделяли от здания храма всего лишь шесть метров! Первыми отреагировали стены алтарной части храма - на них стали проявляться трещины. Региональные власти объявили в Исадах чрезвычайную ситуацию, и к 2009 году катастрофу удалось предотвратить. Теперь специалисты заверяют, что церковь Воскресения Христова простоит ещё как минимум несколько столетий. Дай-то Бог!
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №355, 2019