ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Исады. Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова).

Воскресенская церковь


Исады. Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова)
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Николая Чудотворца, Владимира равноапостольного, Флора и Лавра
Год постройки:1635. Второй этаж и колокольня - 1673.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Рязанская область, Спасский район, с. Исады

Координаты: 54.402924, 40.54599
Проезд:На берегу Оки в Ю-В части села. Автобус с Центрального автовокзала г. Рязани, маршрут Рязань-Исады. Время в пути 2 часа 20 минут.



Сортировка:

Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Общий вид с юго-востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Общий вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
26 сентября 2020
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Общий вид с востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Общий вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
26 сентября 2020
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с юго-востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Вид с юго-востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
26 сентября 2020
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
Константин М
29 октября 2014
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с северо-запада<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с юга<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с севера<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с северо-востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с северо-запада<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с юго-запада<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 августа 2009
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 августа 2009
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 августа 2009
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
oldboy
24 февраля 2019
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), южная апсида нижнего яруса<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
южная апсида нижнего яруса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), фрагмент южного фасада, южный вход в храм<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
фрагмент южного фасада, южный вход в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Фрагмент южного фасада. Крыльцо (вид с юго-востока) и колокольня<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Фрагмент южного фасада. Крыльцо (вид с юго-востока) и колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), колокольня, вид с севера<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
колокольня, вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Крыльцо (фрагмент). Вид с юго-востока<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Крыльцо (фрагмент). Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), западный фасад, вход в нижний ярус<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
западный фасад, вход в нижний ярус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), вид с крыльца на Оку<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
вид с крыльца на Оку
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
17 марта 2012
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), , Исады, Спасский район, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 августа 2009
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Рис. из журнала "Столица и усадьба"<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Рис. из журнала "Столица и усадьба"
Андрей Агафонов
1 января 1916
Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова), Рис. из журнала "Столица и усадьба"<br>, Исады, Спасский район, Рязанская область
Рис. из журнала "Столица и усадьба"
Андрей Агафонов
1 января 1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 ноября 2003

Исады. Воскресенская церковь. Построена в 1690-х гг., внешне отреставрирована, внутри пуста, пол и перекрытия сломаны.  По сообщению анонима, в августе 2006 года церковь работает, настоятель - отец Виктор.


В селе Исады действует Воскресенский храм. Можно подумать, что он никогда не закрывался, но это не так. Его хорошо видно со стороны реки Оки. Да и само село раскинулось на крутом берегу, и некоторые историки считали, что оно когда-то было временным загородным пребыванием рязанских князей.

Село Исады упоминается русских летописях под 1217 годом. В клировых ведомостях о церкви этого села сказано, что она построена в 1635 году на средства стольника Луки Владимировича Ляпунова - зданием каменная. Престолов в ней было четыре: в нижнем этаже - два: в честь Воскресения Христова и святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В верхнем этаже также два - святых мучеников Флора и Лавра и святого князя Владимира. Церковь неоднократно перестраивалась и возобновлялась разными благодетелями. В храме был некогда золотой крест с мощами, который подарил храму Лука Ляпунов, серебряные вызолоченные сосуды, воздухи, шитые золотом по шелку. Почитаемы были иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы.

Церкви принадлежали пристроенный к западной стене колокольни каменный дом, в котором размещалась женская церковно-приходская школа.

Решением Верховного Совета РСФСР по Рязанской области № 33 от 21.12.39 церковь в с. Исады была закрыта. Решением облисполкома № 1578 от 3.09.40.г. здание церкви использовалось под склад зерна. В документах Рязанского облисполкома за 1988-1989 гг. нет решения о передаче церкви Воскресения Словущего с. Исады Спасского района Русской Православной Церкви. Однако в отчете Спасского райисполкома за 1989 г. о состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1989 г. указано, что «на территории района действуют 5 церквей: в г.Спасске, селах Ижевское, Троица, Сушки и Исады».

http://www.ryazeparh.ru


Вадим кр
 
Вадим кр  22 июня 2016

В селе Исады Спасскoгo райoна Рязанскoй oбласти распoлoжена церкoвь Вoскресения Христoва. В русских летoписях 1217 гoда впервые упoминается селo Исады. В 1635 гoду на средства стoльника Луки Владимирoвича Ляпунoва пoстрoен каменный сельский храм. В церкви oсвящены четыре престoла: в нижнем этаже - в честь Вoскресения Христoва и чудoтвoрца Никoлая Мирликийскoгo, в верхнем этаже - святых мученикoв Флoра и Лавра и святoгo князя Владимира. Церкoвь неoднoкратнo реставрирoвалась. К западнoй стене кoлoкoльни был пристрoен каменный дoм, в кoтoрoм размещалась женская церкoвнo-прихoдская шкoла.

21 декабря 1939 гoда Верхoвным Сoветoм РСФСР пo Рязанскoй oбласти принятo решение o закрытии церкви в селе Исады. В сентябре 1940 гoда здание oтданo пoд склад зерна. В кoнце XX века храм передан Русскoй Правoславнoй Церкви, в настoящее время действует. В 2009-2010 гoдах прoвoдились рабoты пo укреплению склoна, пoскoльку вoзникла oпаснoсть разрушения храма Вoскресения Христoва в результате oбвала в реку Oку.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-voskreseniya-hristova-v-sele-isadi.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 августа 2019

Село Исады вплоть до ХIV века по праву считалось столичным пригородом, поскольку до Старой Рязани, главного города тогдашнего Рязанского княжества, отсюда было рукой подать - всего 15 километров по нынешним меркам. При этом село и само славилось, в первую очередь, богатыми садами и разнообразием сортов яблок, однако его название происходит не от фруктовых посадок, а от крупных торговых пристаней: по-старославянски "исад" означает - высадка. Это поистине историческое место. Древнейшее из сёл Рязанской области, Исады известны как своеобразная сцена, на которой разыгрался драматический, кровавый и братоубийственный финал розни гордых, но вероломных рязанских князей. А позднее Исады избрали своей родовой вотчиной представители рода Ляпуновых, среди которых наиболее знаменит Прокопий Петрович, активный участник событий Смутного времени начала ХVII века. Именно его потомки возвели в Исадах церковь Воскресения Христова. Сын организатора русского ополчения Владимир и внук Лука Владимирович строили церковь в Исадах поэтапно в течение 45 лет. Этот древний населённый пункт давно нуждался в собственном храме.

Лаврентьевская летопись датирует Исады ещё ХIII столетием (1217), при этом есть даже версия о возникновении села двумя веками ранее, в одно время со старой Рязанью ХI столетия. В полном соответствии со своим названием, Исады, предположительно служившие резиденцией нескольким рязанским князьям, были местом больших и оживлённых торгов на берегу Оки. Это стало дополнительным стимулом к закладке здесь собственной церкви и подтверждения сельского статуса бывшей деревеньки. Исторически так сложилось, что письменных свидетельств о тех или иных событиях в истории Воскресенской церкви, числе её прихожан или именах священников почти не сохранилось вплоть до ХVII века. Известно, что она являлась родовым храмом семьи Ляпуновых, была построена "тщанием" Луки Владимировича Ляпунова предположительно в 1635 году и освящена в честь Воскресения Христова. При церкви был обустроен достаточно большой некрополь Ляпуновых. Долгое время сохранявшиеся надписи на его надгробиях и могильных крестах, а также могилы Ляпуновых, датируемые 1587 и 1603 годами, свидетельствовали о том, что храм на этом месте вполне мог существовать и гораздо ранее официально принятой даты его постройки, скорее всего, как его деревянная предтеча.

Поначалу в Воскресенском храме имелись два придела, освящённые во имена святого князя Владимира и мучеников Флора и Лавра. В 1673 году будет обустроен ещё один придел - Георгия Победоносца. Строители Воскресенского храма Владимир и Лука Ляпуновы посвятили её своему отцу и деду Прокопию Петровичу. Владимир Прокопьевич начертал об этом для потомков на серебряном напрестольном алтарном кресте: "Лета 7144 года мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца сей животворящий крест приложил в вотчину в свою в Старой Рязани в селе Исады в церковь Воскресение Христово великомученикам Флору и Лавру и Чудотворцу Николе и благоверному князю Владимиру, Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит". Разумеется, надпись на напрестольном кресте, который является не частью архитектурных зданий, а его перемещаемой деталью, которую "приложили", также не уточняет дату его постройки. Тем не менее,  первоначально каменная ипостась храма была гораздо меньше нынешнего, что и поныне ещё можно определить по еле заметной границе различных кладок на восточной, алтарной части фасадов и около цокольных областей. Достоверно известно, что западная стена перестраивалась в ходе позднейшего расширения здания в 1672 году.

Специалисты полагают, что изначально Воскресенская церковь в Исадах была схожа по композиции архитектурного решения с храмом Сошествия Святого Духа на Апостолов, что находится в Рязанском кремле и датируется 1642 годом. Как же реально был устроен первоначальный каменный храм Воскресения Христова, построенный не позднее 1636 года, если основываться на письменных источниках? Поскольку на момент 1637-1640 гг. в Исадах уже существовала тёплая церковь Николая Чудотворца, храм Воскресения Христова, по всей видимости, был неотапливаемым. Причём на оба храма полагался один сельский приход и общий церковный причт в лице священника, дьякона и других служителей. Скорее всего, Никольская церковь старше по возрасту, а располагалась совсем рядом, - отсюда и присутствие в некрополе Воскресенского храма более ранних захоронений семьи Ляпуновых. Перестройка церкви 1672 года была кардинальной: рядом возвели притвор с колокольней над ним, добавили верхний этаж, на котором можно было теперь пройти по крытой галерее-паперти, обустроили на первом этаже просторную трапезную. Руководивший работами Лука Владимирович Ляпунов позднее, в 1678 году, внёс значительные пожертвования на убранство храма. Стольник Лука Ляпунов был дважды женат, скончался в 1688 году, так и не оставив наследников. Правее церковной звонницы, у паперти сохранилась надгробная плита его захоронения. На исходе ХIХ столетия в церковном некрополе ещё были целы могилы его второй жены, Фёклы Давыдовны, и её детей от других браков.

В середине ХVIII века возникла необходимость в ремонте глав и кровли Воскресенского храма, о чём его настоятель, священник Никита Петров, подал летом 1748 года прошение на имя архиепископа Алексия (Титова): "От давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая, а ныне я - богомолец твой с приходскими людьми желаем на тех церквах главы разобрать и вновь состроить". Прошение было удовлетворено, ремонт произведён, одновременно к западной стене трапезной было пристроено одноэтажное каменное здание, в котором впоследствии разместилась церковно-приходская школа. Тогда, около 1755 года, в приходе храма числился 141 двор. После указа императрицы Екатерины II об образовании Рязанской губернии (1778) Исады вошли в Спасский уезд, а приход - в 1-й Спасский благочинный округ Рязанской епархии.

Село до 1815 года принадлежавшее потомкам Прокопия Ляпунова и родственной им семье Ржевских, перешло в собственность полковника Ивана Артамоновича Кожина, флигель-адъютанта, наследники которого владели селом вплоть до революции 1917-го. В 1816 году Иван Артамонович вознамерился "каменную, уже ветхую Воскресенскую церковь привесть в лучшее состояние на его собственный кошт". В 1818-м он получил разрешение "распространить" приделы в верхнем этаже, а спустя 15 лет к обновлённому им храму были приписаны приходы соседних села Муратово и деревни Никоново. На исходе столетия наследники Кожина возобновили приделы верхнего этажа, заменили деревянное крыльцо великолепным каменным, пристроенным к южной части трапезной по образцу шатрового крыльца московского Покровского собора, что на Рву (храма Василия Блаженного). На рубеже ХIХ и ХХ столетий церковь Воскресения Христова в Исадах имела малый причт всего из трёх человек, при этом в приходе состояли два села, деревня и хутор. Впереди у иерея храма Александра Утешинского были большие планы, добрые надежды, и никто не помышлял ни о скорых войнах, ни о грядущей революции.

Годы советской власти сурово отразятся на здании Божиего дома в Исадах. Впоследствии его придётся буквально спасать от разрушения. Сразу после Октябрьской революции большевики первым делом закрыли действовашую при храме школу. Затем варварски разрушили купола и фактически ограбили саму церковь, экспроприировав все находившиеся в ней ценные предметы. На пороге лета 1938-го священник церкви Арсений Смирнов был осуждён и приговорён к восьми годам исправительно-трудовых лагерей, где и скончался 20 июня 1943 года. Арест настоятеля стал для местных властей сигналом для закрытия церкви в Исадах. Целый год власти судили-рядили, что же им делать с закрытой церковью, пока 3 сентября 1940 года облисполком не принял решение устроить в её здании склад местного колхоза. Поначалу здесь хранили зерно, потом последовательно - соль, цемент, химические удобрения. Огромные массы вредных веществ начали разъедать здание изнутри, уничтожая интерьеры древнего здания и всё церковное убранство. По словам нынешнего настоятеля храма Виктора Тараканова, "остались одни стены, и те все были обшарпаны и изломаны...". Закончилась Великая Отечественная война, началось мирное строительство, однако в Исадах по-прежнему царили разруха и запустение. Ранее всех печальная судьба постигла Красный дом усадьбы, разобранный на стройматериалы, а к 1961 году разломали и усадебный Белый дом, где некоторое время размещалось родильное отделение местной больницы. Угроза нависла и над последним зодческим шедевром бывшего имения - храмом Воскресения Христова.

Нельзя сказать, что Воскресенскую церковь в Исадах не пытались реставрировать. Работы здесь периодически затевались в 1970-е годы, но все они были разовыми, не подкреплёнными достаточным фининсированием, и лишь годами гниющие строительные леса вокруг здания говорили о безуспешности попыток ремонта здания. Реальный шанс для физического спасения храма появился, когда им занялись искусствовед Георгий Карлович Вагнер и его ученик и соавтор, архитектор-реставратор Сергей Васильевич Чугунов. Оба специалиста по рязанскому зодчеству выдвинули идею создания "своеобразного Дома творчества", который они предлагали организовать в бывшем Воскресенском храме Исад. Под этот проект подвижники и намеревались "пробить" финансирование для реставрации церкви. К сожалению, этот проект не поддержали ни на одном уровне власти предержащей. Спасти храм от окончательного разрушения могло только его возвращение Русской Православной Церкви, которое состоялось в 1989 году.

В декабре 1989 года многострадальный храм села Исады возобновил богослужения. В истории Воскресенской церкви, возведённой семьёй Ляпуновых, открылась новая и наконец-то светлая страница. Настоятелем храма был назначен иерей Виктор Тараканов, который, будучи теперь протоиереем, продолжает служить в нём и поныне. Местность, где расположены Исады, всегда была опасной скольжением почв на склонах из-за сильного увлажнения грунтов в пору весеннего таяния снегов. Возможность возникновения оползней возле Воскресенской церкви стало очевидным 14 мая 2006 года: тогда оползни появились уже в непосредственной близости от храма, обнажая обрывистые стенки высотой до двух метров. Выяснилось, что общая протяжённость оползневого массива составляет 250 метров, а место отрыва отделяли от здания храма всего лишь шесть метров! Первыми отреагировали стены алтарной части храма - на них стали проявляться трещины. Региональные власти объявили в Исадах чрезвычайную ситуацию, и к 2009 году катастрофу удалось предотвратить. Теперь специалисты заверяют, что церковь Воскресения Христова простоит ещё как минимум несколько столетий. Дай-то Бог!

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №355, 2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 августа 2019

Год, в котором был построен храм Воскресения Христова в рязанских Исадах, стал важнейшей вехой в судьбах ещё двух знаменательных архитектурных объектов России. В 1635-м завершились основные работы в Теремном дворце Московского Кремля и церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. Эти здания, как и храм в Исадах, являются подлинными шедеврами русского узорочья. Название "узорочье" получил стиль русского, и прежде всего московского, зодчества, характерный для русского храмостроительства ХVII века. Живопись, затейливость, а порой даже причудливость силуэта и характерные детали оригинального декора - вот его типичные приметы. Храм или дворец в стилистике узорочья начинался непременно с богато украшенного крыльца, изящных полуколонн и витых столбиков, а на фасадах - почти обязательные кокошники, зачастую в несколько ярусов, наподобие кольчуги или сказочной чешуи, и резные оконные наличники, напоминающие об уникальном колорите деревянного зодчества древнерусского Севера. Для здания характерны высокий подклет, декоративные главки, ярусное расположение кокошников, а также богатая паперть с галереей. Своеобразным эталоном этой стилистики является церковь Живоначальной Троицы в Никитниках, возведённая, по одной версии, в 1628-1651 годах в московском Китай-городе жившим по соседству ярославским купцом Григорием Никитниковым. Пышностью оформления и тщательной деталировкой русское узорочье отчасти схоже с западноевропейской архитектурной позднего Ренессанса.

Хронологически развитие узорочья соотносится с периодами царствования в стране государей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Белый "снег" церковных стен под золотым сиянием, исходящим от куполов, омываемых солнечным светом храма Воскресения Христова в Исадах, неизменно привлекает всякого, оказавшегося в этих живописных рязанских местах. Православных верующих влекут к себе двери древнего храма, любителей отечественной истории - судьбы бывшей усадьбы и её хозяев, художников и туристов - великолепные виды на Оку, открывающиеся с крыльца церкви в Исадах. Этот храм уникален уже своим строением: он двухэтажный, что ныне большая редкость в церковном зодчестве, а тем более в ряду сельских храмов. Впрочем, для обычного села его облик слишком возвышен, неслучайно Исадам некоторые историки и краеведы приписывают роль одной из загородных резиденций рязанских князей.

Воскресенская церковь спроектирована и выстроена в стилистике русского узорочья. Его характерные детали сразу выделяются на общем фоне: выносное богатое крыльцо, шатровая колокольня со слухами, резные наличники на окнах, трапезная палата, придающая зданию храма сходство с палатами русской знати. Изначально в основе здания был поставлен небольшой, слегка вытянутый одностолпный четверик. Кубическая конструкция лаконично декорирована по углам лопатками, сверху устроен пояс ложных закомар - кокошников, а венчает всю конструкцию стройное пятиглавие, которое перестраивалось в 1748 году. Примечателен и алтарь храма: его составляют две апсиды разной величины. Трапезная, примыкающая к основному объёму с западного фасада, включает в себя северный придел церкви. Общую картину дополняет шатровая колокольня. Ещё до середины ХVII столетия шатровым колокольням в русском церковном зодчестве были присущи некоторая суровость, массивность и даже тяжеловесность, а вот аналогичная звонница храма Воскресения Христова 1673 года уже вполне стройна, изящна и пропорционально выверена. Справа от колокольни, сохранилась реликвия храма - памятная плита захоронения с надписью "Лета 7196 году (1688) преставися... стольник Лука Владимирович Ляпунов, а погребено тело его в селе Исадах в церкви Воскресения Христова". В своё время к её западной стене пристроили длинный и приземистый каменный дом. Он был местом проведения занятий женской церковно-приходской школы и сохранился по сей день. Трапезная представляет собой помещение, центральный столп которого соотнесён с западными лопатками боковых стен четверика и одновременно является вместе со сводами обширной опорой для западной стены верхней части четверика. Тем самым нижняя половина четверика как бы продлевает объём пристроенной позднее трапезной.

Храм неоднократно достраивался и прирастал, так что по размерам и оттенкам цвета кирпичей в кладках фасадов можно определить различные периоды проводившихся работ. Декоративное оформление здания сродни его колеру - лаконичное, но при этом весьма выразительное. Важная деталь декора фасадов Воскресенской церкви - кокошники, весьма популярные в русском узорочье, практически обязательный его элемент. Кокошники как элемент оформления русской церковной архитектуры входят в моду у зодчих в ХVI-ХVII веках. Их часто располагают рядами, ярусами, а порой и плотными "горками"; форму кокошника часто придавали и резным оконным наличникам. На фасадах храма каменные наличники окон двух видов. Одни проёмы декорированы профилированными прямоугольными рамками с треугольными завершениями, другие вверху фигурно выделены сандриками килевидной формы. Сандрики поддерживают полуколонки на консолях, которые формируют обрамление окон. Всё это - яркие приметы московского зодчества второй половины ХVII столетия.

Южный фасад храма украшает характерное для стиля узорочья величественное крыльцо, ведущее в трапезную часть храма. Оно было построено взамен деревянного в ХIХ столетии "по образцу крыльца храма Василия Блаженного в Москве". Вот по лестничному маршу нам стоит подняться до входной двери и заглянуть в храм... Уже в первые минуты при входе в храм Воскресения Христова, появляется ощущение, что ты очутился в старинных боярских палатах. Позади - богатое резное крыльцо, внутри двухэтажного здания - небольшие окошки, характерные для российского зодчества ХVII столетия. Вот только роскоши и богатства боярских хором здесь не найти. Здание сильно пострадало изнутри в пору складирования тут удобрений и других вредных веществ. Погибла большая часть убранства храма, лишь чудом сохранились уникальные надписи, свидетельствующие о святынях и предметах церковной утвари, некогда дарованных церкви и пребывавших в её стенах. Известно, что до революции её интерьеры украшал серебряный напрестольный "Животворящий Крест Господень" 1641 года, который Владимир Прокопьевич Ляпунов "приложил в вотчину свою в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресения Христова". Его дополняли золоченый крест со святыми мощами, старинные Евангелия и чудотворные образы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы и др. предметы.

Примечательно, что ещё на исходе ХIХ столетия храм Воскресения Христова в Исадах располагал собственным "неприкосновенным капиталом" в 3500 рублей, фонды которого специально были предназначены "на благоукрашение" его интерьеров. Всё это либо было разграблено, либо пропало в эпоху социалистического безвременья. Обшарпанные, покрытые трещинами стены церкви прихожанам пришлось самостоятельно штукатурить и белить. Многие жители ещё помнят времена, когда в интерьерах Воскресенской церкви свободно разгуливали козы и даже коровы. Именно поэтому декоративное убранство внутри Воскресенского храма Исад сегодня заметно уступает величавому виду его фасадов. Оно скромно и лаконично, однотонные стены спокойного колера украшены иконами и другими работами современных художников: давняя гордость этой церкви - её уникальные мозаичные картины - давно и безвозвратно утрачены. На втором этаже весь четверик изнутри освещают окна верхних рядов северного и южного фасадов. Молитвенное пространство первого этажа освещается окнами, расположенными над порталом, посередине боковых стен, и без электрических светильников этого явно недостаточно. Внутренняя компоновка здания строго централизована: его своды покоятся преимущественно на массивном столпе, расположенном в центральной части храма. В подчёркнутом пространстве столп плавно трансформируется в квадратный постамент, несущий на себе барабан центральной главы.

Долговременное отсутствие ненадлежащего ухода за внутренним пространством храма Воскресения Христова привело к тому, что осенью 1966 года столп в области второго этажа обрушился вместе с центральной главой, и здание впоследствии пришлось серьёзно ремонтировать. На южной стене трапезной сохранилась надпись на закладном камне: "Лета 1673 декабрь 14 дня... церковь совершися и осветися: алтарь во имя Воскресения". Остаётся надеяться, что внутреннее убранство этого Божиего дома поскорее "осветися" красотой и милостью добрых и щедрых сердец нынешних благотворителей и меценатов, ведь храм Господень - это всегда праздник, радующий глаз, светлая радость и умиление души.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №355, 2019



Комментарии и обсуждение


Церковь носит название Воскресение Словущего. Службы по выходным и праздникам. Есть нижний и верхний храмы с приделами Николая Чудотворца, кн. Владимира. Службы проходят в нижнем, т.к. реставрация верхнего приостановлена из-за угрозы оползня. Храм в бедственном положении. Берег, на котором он стоит, сползает в Оку. От апсиды храма до обрыва осталось 40-50 метров. В настоящее время проводятся работы по укреплению склона, устройству насыпи.
30 января 2009.

Гидрологические работы и работы по укреплению склона завершены. Службы проходят в обычном режиме.
28 апреля 2011.

Здравствуйте! Церковь в Исадах никогда не носила имени СЛОВУЩЕГО Воскресения!!! Эта грубая ошибка с легкой руки малограмотного духовенства гуляет по Сети. Храм носит имя Воскресения Христова. Об этом есть много исторических документов и каменная надпись внутри церкви. Речь о 2-х совершенно разных по смыслу праздниках, в разное время года. Прим. модератора: Вы правы, исторически храм был освящён во имя Воскресения Христова. Но на сайте Рязанской епархии он назван храмом Воскресения Словущего, возможно, переосвящение произошло после возвращения храма. Это необходимо уточнить в епархии.
2 января 2013.

Здравствуйте! Открылся прекрасный сайт села Исады, письменная история которого отсчитывается с 1217 года (isadi.ru). Там замечательно подробно описана вся история данного храма, приведены многочисленные старинные документы!
23 января 2014.

Интересный факт: Двухъярусную церковь Воскресения Христова в Исадах начал строить в 1635 году сын Прокопия Ляпунова Владимир, а закончил в 1673 году его внук Лука.

Из книги-путеводителя: Марцев П. А. "Москва-Рязань". - Москва, 2011

14 июля 2021, Алексей Кротов.