Туристы и паломники, выходя за ворота соборной ограды Ростовского кремля, непременно оказываются на месте старинной торговой площади древнего Ростова. Конечно, её не узнать, она вся застроена, но храм Спаса на торгу, который оказывается прямо перед нами, обращает нашу мысль к временам очень далёким. Он находится на этом месте с начала ХIII века. Храм всегда был в окружении торговых рядов, сначала деревянных, впоследствии - каменных. Эта церковь обычно "выпадает" из экскурсионных маршрутов. Между тем она необыкновенно красива, а её история стоит того, чтобы о ней рассказать подробнее.
За свою долгую жизнь храм многое пережил, но промыслом Божиим каждый раз возрождался и дожил до нашего времени. Так, в начале ХVII столетия он был разграблен и сожжён татарами, воевавшими на стороне польско-литовских интервентов. Долгое время место находилось в запустении, но летом 1654 года город охватила эпидемия моровой язвы. Тогда и появляется вместо сгоревшей церкви обетный храм. Сооружённый по обещанию ростовцев, вымоливших избавление от страшной болезни. Древнее предание так повествует об этом: занесённая в город болезнь "поражала целыя семейства одно за другим, дома ростовцев пустели все более и более... Наконец, вдохновленные верой, по внушению соборных и приходских священников, жители обратились к помощи Всевышнего и дали обет воздвигнуть храм во имя Всемилостиваго Спаса". Вскоре моровое поветрие прекратилось. Так в Ростове при митрополите Ионе Сысоевиче появилась обетная каменная Спасская церковь. В 1671 году здание снова сгорело до основания.
По благословению митрополита Ионы на средства горожан в период 1685-1690 годов возводится новый храм, сохранившийся до настоящего времени. В ХVII столетии в нём было два престола: главный - во имя Всемилостивого Спаса, придельный - в честь святого Ильи Пророка. Значительно позднее, в 1860-х годах, после возведения обширной пристройки с западной стороны в ней разместились ещё два тёплых придела для богослужений в холодное время года: с правой стороны - в честь Архистратига Михаила и святителя Николая Чудотворца, слева - во имя Владимирской иконы Божией Матери. Примечательно, что у храма есть ещё одно наименование - Спас-Ружный. Оно выделяет его среди прочих городских церквей, указывая на особый статус.
Руга - это содержание приходского клира в Византии и Древней Руси, которое выдавалось деньгами или продуктами. Слово это греческое, его можно перевести как "житница" или "плата". От обычного жалованья руга отличалась тем, что изменялась в зависимости от ценности съестных припасов. Такой способ содержания имели те храмы, за которыми не были закреплены земли и дворы прихожан, что лишало служителей возможности получать плату за требы. Для ростовского храма ругу собирали сначала с жителей посада, имевших торговые места здесь, на площади, впоследствии содержание выделялось из государственной казны. В ХIХ веке Спасский храм неоднократно перестраивался, из-за чего его изначальный облик был существенно искажён. Однако в 1960-1970-х годах, когда происходило восстановление построек Ростовского кремля, повреждённых смерчем, Спасской церкви также был возвращён её первозданный вид. Правда, просторную и удобную позднюю пристройку для тёплых приделов оставили.
В церковном интерьере сохранились характерный для для Ростова фресковый иконостас и стенные росписи, датировка которых в настоящее время не определена. Часть исследователей относят их к 1690-м годам, некоторые считают их работой ярославских мастеров 1760-х годов. И по внешним формам, и по своему внутреннему убранству церковь Спаса на торгу близка храмам Ростовского архирейского дома. Располагаясь рядом с ним, она прекрасно вписывается в ансамбль, практически составляя с ним единое целое. Снежно-белый цвет её стен и ярко-синие купола, украшенные золочёными звёздами, привлекают к себе неизменное внимание. В дни некоторых церковных праздников храм, расположенный под самыми стенами кремля, был вовлечён в торжественные богослужения, совершаемые в кафедральном Успенском соборе. Авторы ХIХ века упоминают, например, чин шествия митрополита на осляти (ослике), который совершался от Спасской церкви к Входоиерусалимскому храму, что под звонницей в Вербное воскресенье. Также долгое время сохранялась традиция выноса Плащаницы в Великую пятницу из храма Спаса на торгу в Успенский собор.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года, Спасский храм был закрыт новыми властями города. Церковь была разграблена и осквернена. Со временем фрески превосходного письма были замазаны побелкой. На протяжении многих лет в Спасском храме располагалась городская библиотека. Церковь Спаса постоянно страдала от грунтовых вод, которые разрушали фундамент и стены здания, на фасадах и в интерьере периодически появлялась плесень. К тому же сильный ураган, пронёсшийся на Ростовым в 1953 году, повредивший этот и другие храмы старинного города. Местный реставрационный участок как мог оказывал посильную помощь в рестарации храма, но капитальная реставрация была предпринята лишь в 2000-х года, когда съехала городская библиотека из церковного здания. В апреле 2009 года Спасский храм передан Русской Православной Церкви. Регулярных богослужений здесь пока нет, но по воскресеньям читаются акафисты и служатся молебны о болящих. 14 авгута в престольный праздник Всемилостивого Спаса бывает водосвятный молебен. После его окнчания святую воду раздают всем присутствующим.
Спасский храм возвышается над рядами Гостиного двора, построенного в 1841 году петербургским архитектором Авраамом Ивановичем Мельниковым на месте существовавших здесь торговых рядов. Имя одного из самых видных архитекторов России первой трети ХIХ века выделяет ничем особо не примечательное для своего типа здание из ряда других построек, расположенных в центре Ростова.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла "Ростов Великий. Святыни и достопримечательности", - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019