История монастырского подворья, находящегося на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов в Санкт-Петербурге, началась в 1901 г. с приобретения Успенским Староладожским женским монастырем участка земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля по новому стилю) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. Через полтора года приступили к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья, автором которого стал известный архитектор Василий Антонович Косяков.
Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. при служении многочисленного духовенства, крестный ход к участку обители прибыл из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола; молебен на их освящение служил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Богослужения на подворье стали совершаться еще прежде окончания строительных работ, с зимы 1908/1909 г. – сначала в часовне, затем в трапезной. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил в воскресенье 17 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.
Монастырское подворье стало значительной градостроительной доминантой. На небольшом и неправильном по плану участке архитектор разместил несколько различных строений, соединенных между собой: пятиглавую церковь, иконную лавку, звонницу со святыми вратами, часовню, настоятельский и келейный корпуса. Живописная асимметричная композиция – это выразительный образец «русского стиля», воспроизводящего мотивы, характерные для отечественного зодчества XVII в. Вместе с тем, традиционные формы сочетаются в ней с новаторскими конструктивными решениями и новыми материалами: железобетоном и облицовочным кирпичом.
Игумения Антония (Рейнбот), при которой началось возведение комплекса, была в августе 1904 г. назначена настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря, однако осталась казначеей и делопроизводительницей Строительной комиссии по постройке Староладожского подворья. Ее труды и личные пожертвования были отмечены в 1911 г. наградой – золотым наперсным крестом с украшениями.
Игумения Антония ещё в 1904 г. выражала уверенность в том, что воздвигаемый храм окажет благотворное религиозно-нравственное влияние на рабочее население Нарвской части города. Мысль о создании при Казанской церкви общества трезвости поддержала не только она, но и епископ Нарвский Никандр. 8 (21) сентября 1910 г. были даны первые обеты трезвости, а 4 (17) октября 1910 г. произошло официальное открытие Казанского братства трезвости; в храм во время всенощного бдения прибыл епископ Никандр, который благословил присутствовавших и обратился к ним со словом. 8 (21) сентября 1913 г., когда Братство отмечало свое трехлетие, епископ Никандр отслужил в храме подворья благодарственный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Братство, руководителями которого были священники Казанской церкви, устраивало чтения на тему борьбы с пьянством, раздавало и продавало антиалкогольную литературу. Члены братства участвовали в крестных ходах и паломничествах, а также организовали свой хор, певший на ранних литургиях.
18 (31) июля 1917 г. подворье посетил, чтобы вручить награды священникам, архиепископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне прославленный в лике священномучеников как митрополит Петроградский. Другой священномученик, архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев) – ранее епископ Cестрорецкий – должен был возглавить торжественную службу 24/25 декабря 1924 г., когда отмечалось 15-летие освящения первого из приделов Казанской церкви, которое пришлось уже на годы богоборчества.
Период гонений на Церковь наложил отпечаток на историю Казанского храма. В сентябре 1919 г. он стал приходским; с того же 1919 г. советские структуры стали делать попытки отобрать у бывшего подворья жилые и служебные помещения. В мае 1922 г. храм пережил изъятие ценностей – более 14 килограммов серебра. 29 августа 1929 г. были закрыты, чтобы использоваться под жилье, часовня и иконная лавка.
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 г. в городе было арестовано около 500 человек – уцелевшее петербургское монашество. Среди тех, кого поместили под стражу и подвергли допросам, были монахини и послушницы Староладожского монастыря – хотя официально он был закрыт, сестры, по-прежнему жившие в корпусах подворья, сохраняли верность монастырскому уставу. Из своих келий они и начали свой исповеднический путь. 19 марта 1932 г. было утверждено обвинительное заключение, и 22 марта того же года ОГПУ постановило выслать девятнадцать староладожских инокинь на три года в Казахстан и Среднюю Азию.
В 1930-х г.г. были обвинены в антисоветской агитации и приговорены к тюремному заключению или высылке и некоторые из прихожан подворья. Тогда же в темнице или в ссылке оказались и многие священнослужители, в разные годы входившие в причт Казанской церкви, а некоторые из них сподобились мученической кончины.
10 октября 1934 г. Президиум Леноблисполкома постановил закрыть Казанскую церковь, «помещение которой необходимо для оборудования образцового универмага». Прихожанами была подана жалоба, но ВЦИК своим постановлением от 10 июля 1935 г. утвердил решение местных властей.
Храм был разорён и закрыт 7 октября 1935 г.
Последний настоятель Казанской церкви, протоиерей Михаил Долотов, в 1937 г. служил в Князь-Владимирском соборе, а проживал в здании бывшего Староладожского подворья. 10 октября 1937 г. его арестовали; в обвинительном заключении говорилось о том, что он вел контрреволюционную агитацию. Отец Михаил был приговорен к расстрелу, и 15 ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.
Со второй половины 1930-х г.г. Казанская церковь использовалась для производственных целей: сначала швейно-трикотажной фабрикой, затем мебельной фабрикой. Храм, лишенный внутреннего убранства, разделили железобетонными перекрытиями на три этажа, в наружных стенах пробили новые оконные и дверные проемы, внутри храма возвели дополнительные железобетонные лестницы. С фасадов храма исчезли все декоративные элементы из керамики: майоликовые панно на священные сюжеты, цветной орнаментированный фриз, изразцовые вставки. Въездная арка лишилась кованных чугунных ворот и была заложена.
Возобновление богослужебной и монашеской жизни на подворье через полвека связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II – в 1986-1990 г.г. митрополита Ленинградского и Новгородского. По его благословению и его молитвами оно стало неразрывно соединено со Спасо-Преображенской Валаамской обителью.
Еще в 1988 г., предлагая властям программу возрождения Валаамского монастыря, владыка Алексий писал о необходимости организовать подворья, в том числе – на основе бывшего подворья Староладожского монастыря на Нарвском проспекте. Летом 1989 г. Исполком Ленгорсовета принял решение передать комплекс зданий Ленинградскому епархиальному управлению, и 4 августа эта передача состоялась. Указом митрополита Алексия от 1 октября 1989 г. Казанское подворье стало подворьем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Вскоре после того, как владыка Алексий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, монастырю был дарован статус ставропигиального, и с лета 1990 г. подворье вышло из состава Ленинградской епархии.
В 1990 г. на подворье развернулись ремонтно-реставрационные работы в храме, начался ремонт в игуменских покоях и в кельях. На колокольне установили крест и колокола. Богослужения проходили поначалу во временном подвальном храме, а 7 января 1991 г., в праздник Рождества Христова, Литургия была совершена в Серафимовском приделе, освященном малым чином. Через несколько дней, 12 января, подворье впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 апреля 1991 г. на купола Казанской церкви установили кресты.
В 1991 г. архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
9 июля 1992 г. Святейший Патриарх снова посетил Казанский храм, в который из церкви на Смоленском кладбище был торжественно перенесен чтимый список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери (с 1996 г. он пребывает на Валааме). В январе 1991 г. малым иерейским чином настоятелем Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко) был освящен придел прп. Серафима Саровского; в мае 1993 г. малым иерейским чином игуменом Валаамского монастыря архимандритом Панкратием был освящен придел Свт. Николая Чудотворца. После возвращения властями храма Церкви первая Божественная Литургия совершена в январе 1991 г.
2 апреля 1994 г. великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Казанской иконы Божией Матери.
17 июля 1995 г. была освящена входящая в комплекс подворья часовня Новомучеников и Исповедников Российских; в июле 1998 г. в ней отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II.
Святыни Валаамского подворья: 1. Строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона является уникальной реликвией. 2. Чтимая чудотворная Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Тогда же были первые исцеления по молитвам перед ней. 3. Мощевик-ларец с частицами св. мощей апостолов, святителей, преподобных, мучеников и чудотворцев, Валаамских подвижников. 4. Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей. 5. Чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери после чудесного обновления в 1995 г. стала первой святыней, почитаемой на Валаамском подворье в Петербурге. 6. Икона свт. Нектария Эгинского с частицей мощей, заключенной в подвешенный к иконе крест. 7. Икона святой праведной Анны с младеницей, которая была заказана по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. 8. Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Всецарица" на подворье Валаамского монастыря в Петербурге является списком с иконы Ватопедского монастыря Святой горы Афон. 9. Чтимая мироточивая икона Божией Матери "Отрада и Утешение", написанная на Афоне по заказу прихожанина подворья.
Информация с официального сайта Валаамского монастыря и подворья в Санкт-Петербурге, http://valaam.spb.ru/