Погост Выбуты (иногда его называли Лыбутами) - легендарная родина равноапостольной княгини Ольги, бабушки крестителя Руси князя Владимира Святославича. Тут всё овеяно памятью о святой княгине и её встрече с будущем её мужем князем Игорем, имя Ольги звучит в местной топонимике, в отзывающихся её жизнью памятниках, даже в нескольких камнях, чудесным образом сохраняющих её следы...
Есть свидетельства, что первая деревянная церковь появилась в Выбутах ещё при Ольге (и её стараниями), которая, уже сидя в Вышгороде и Киеве, наведывалась на родину. Более того, в некоторых источниках указывается: 1) что церковь эта тремя годами старше Пскова (чьё рождение в таком случае, видимо, следует обозначить не летописным 903 годом, а 957 годом, когда княгиня Ольга предрекла появление "града велика зело и славна"), и 2) что в храме долгое время хранились Ольгины сани. Таково предание. Во всяком случае, Ильинская церковь в Выбутах в ХIII столетии уже существовала. Сами Выбуты впервые упоминаются в летописях лишь под 1394 годом - и при обстоятельствах весьма любопытных. В районе Выбут река Великая делает изгиб и сильно мелеет - здесь с незапамятных времён было два брода, которые псковичи в случае военной опасности "затворяли". И стояли тут насмерть. Нечто подобное произошло и в 1394 году, когда возникло очередное несогласие между Псковом и Новгородом. Здесь тогда произошло противостояние, в котором новгородцы потерпели поражение. Летописные сообщения о сражениях при Выбутах повторяются и позже. Так, в 1407 году, когда Ливонский орден хотел захватить Псков, но в Выбутах потерпел поражение, заставившее убраться непрошенных гостей с Псковской земли восвояси... Что же касается собственно каменной церкви во имя Илии Пророка в Выбутах, то об обстоятельствах и времени её возведения мы не знаем абсолютно ничего.
Первое документальное упоминание о храме содержится в Писцовых книгах 1585-1587 годов - с сообщением о том, что на тогдашнем погосте имелось четыре двора, принадлежавшие священнику и причту. Однако, согласно общему мнению учёных, построили Ильинскую церковь гораздо раньше - вероятнее всего, во второй половине ХV века. В качестве аргумента такой датировки называются отличительные черты, характерные для псковской храмовой архитектуры. ХV век стал веком экономического и культурного расцвета Псковской республики. Всего за ХV столетие в Пскове появилось около шестидесяти церквей, из которых до наших дней сохранилось лишь пять. Сложился вполне определённый тип небольшого четырёхстолпного одноглавого храма с восьмискатным покрытием и характерным скупым декором в виде "бровок" над окнами барабана, а также декоративного трёхрядного пояса и ряда арочных нишек над главой. Именно такова Ильинская церковь в Выбутах.
К началу ХVI века псковская храмовая архитектура достигла высшей точки в своём развитии. В это время сложился "классический" канон псковского православного храма, своеобразное "золотое сечение" - результат работы многих поколений местных зодчих. Отступления от этого канона практически не допускались - разнообразие же архитектурных элементов определялось по большей части лишь размерами храма: тут варьировались типы сводов, устройство алтарной части, степень декорировки стен и пр. Но в основе оставалось единообразие - потому-то мы и воспринимаем все псковские церкви как одно гармоничное произведение, формирующее основной музыкальный звук Пскова и его окрестностей, звук камерный, не громкий и очень по неложному ощущению светлый. В этом смысле Ильинскую церковь в Выбутах можно рассматривать как храм вполне канонический. Она весьма проста: четверик с лаконичными фасадами, разделёнными плоскими лопатками на три прясла, которые завершаются двух- и трёхлопастными арками (членение фасадов при этом точно соответствует внутреннему плану здания с его четырьмя столпами); небольшая глава на стройном световом барабане; восьмискатное покрытие, во второй половине ХV века пришедшее в Псков на смену менее практичной шестнадцатискатной крыше; мощная, сильно выстпающая на восток апсида, пониженная по отношению к высоте четверика. Скупой декор, знакомый нам и по другим псковским храмам, украшает лишь барабан. Но сама яркая белизна стен выступает не менее сильным художественным средством, нежели собственно декор. "Покрытие тщательно вылепленной, но неровной обмазкой и побелённые по обмазке известью, - пишет великий знаток псковского зодчества Ю. Спегальский, - стены подчёркивали весомость и скульптурную рукотворность зданий". При этом кладка, как отмечает тот же исследователь, к концу ХV века достигла величайшей точности, а вертикальность углов - последней степени безукоризненности; не вполне же ровная, бугристая обмазка придаёт зданиям своеобразную мягкость и скульптурность.
Двухпролётная звонница, давно являющаяся символом псковской архитектуры, расположена отдельно от храма и с большим тактом слегка отодвинута на север, дабы не заслонять собою храм при взгляде с дороги. При этом она вполне гармонирует с основной постройкой, добавляя в общий художественный образ дополнительные обертона и делая его более полным, более выразительным. Звонница Ильинской церкви абсолютно типична для псковской архитектуры. Двухпролётное сооружение с четырьмя колоколами отличается крайней утилитарностью и вместе с тем, лишённое каких бы то ни было украшений, само по себе является украшением храма. Известно, что из дореволюционных колоколов два были подписаны: на одном значилось: "1836 года старанием священника Иродиона Кудрявцева", на другом: "Старосты Илии Анисимова". Световой барабан украшен уже знакомыми нам надоконными "бровками" ломаной формы и столь же знакомым декоративным поясом, состоящим из трёх рядов: верхний и нижний ряды представлены квадратными нишами, средний - разнонаправленными треугольными нишами. Выше, под самой главой, тянется аркатурный пояс из трёхступенчатых арочных нишек. Классический для Пскова и Новгорода фасады Ильинского храма разделены лопатками на три прясла, завершённые арками. Больше никаких украшений на них нет. Ровные белые плоскости с юга и запада несколько оживлены нишами с мозаичными святыми изображениями святого равноапостольного князя Владимира Святославича и святой княгини Ольги. Западный фасад, апсида, барабан снабжены щелевидными окнами-бойницами - вполне в русле псковской традиции. Окна южного и северного фасадов гораздо больше и очевидным образом современнее; вероятнее всего, их растесали в ходе реконструкции 1870-х годов. Апсида Ильинской церкви, завершённая полуугольным сводом, представляет собой отступление от общего правила в том смысле, что подобные апсиды, как и барабан, обычно украшались декоративным поясом. Здесь его нет. В апсидной стене лишь пробиты три окна для освещения алтаря. Интерьер Ильинского храма максимально прост.
В полной мере воспринять эту изысканную простоту сейчас мешают реставрационные работы с металлическими лесами - идёт монтаж нового иконостаса. По рассказам местных жителей, ещё каких-то двадцать лет назад в Ильинском храме росли лопухи, а пол устилали кучи грязи и птичьего помёта. Своды храма не усложнены - практика их, по возможности, упрощения сформировалась в Пскове как раз в ХV веке. Полуцилиндрические, без повышающих ступеней своды перекинуты в центральном продольном нефе с севера на юг, а в боковых средних с востока на запад, выше они посредством небольших парусов образуют опору барабана. Столпы со стенами соединяются с помощью арок. Любопытно, что они имеют "двойное сечение". Западные - снизу, до высоты человеческого роста, круглые, сверху - квадратные, со ступенчатым переходом. Восточные столпы устроены несколько иначе: снизу они скруглены лишь с восточной, алтарной, стороны. К западным плоскостям столпов примыкал иконостас, вследствии чего они должны быть ровными. В западной части храма раньше имелись хоры, ныне утраченные. В юго-западном их углу была устроена палатка, служившая, скорее всего, ризницей или библиотекой; освещалась она через щелевидное окно. Деревянная лестница, ведущая на хоры, размещалась в северо-западном углу четверика и освещалась через аналогичное окно. В интерьере церкви поражает обилие голосников, значительно облегчающих давление на несущие части здания и улучшающих акустику. Общее ощущение от интерьера Ильинского храма - необыкновенно уютное и светлое. Несмотря на некоторую тесноту, солидная высота помещения оставляет возможность глубокого и свободного дыхания.
"Намоленность" церкви не вызывает сомнений, уходить отсюда не хочется. Цифры и факты говорят сами за себя: Ильинский храм в Выбутах - четырёхстолпный, одноглавый, одноапсидный, со стенами, выложенными из плиты. Время постройки предположительно - ХV век. Двухпролётная каменная колокольня классической псковской формы появилась позднее - в ХVI столетии. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно повреждён. Взрыв уничтожил его главу, заметно накренил барабан, апсида получила трещины и буквально "отвалилась" от восточной стены основного четверика. Кровля была утрачена, деревянные связи сгнили. Реальной становилась угроза полного разрушения древней церкви. Ныне церкви возвращена первоначальная форма, прежде же она была обстроена южным приделом и притвором, достигавшим колокольни. Реставрация проводилась в 1955-1957 годах. По-настоящему новая жизнь Ильинского храма началась в 1999 году - с первым совершённым в нём богослужением. Основные размеры храма: 8 х 12.5 метров.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №139, 2015 г.