Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в ХII веке. То, что осталось от неё (а это очень немного - лишь фундамент, открытый сейчас для всеобщего обозрения под полом нынешнего Спасо-Преображенского собора), позволяет говорить о том, что она была весьма невелика и строением своим похожа на Пятницкую церковь в Чернигове. "Церковь сия... подвергалась... многократным повреждениям от пожаров и неприятельских разорений, - совершенно справедливо указывает свт. Филарет (Гумилевский), - а потому, при возобновлениях и поправках, которые предпринимались после каждого разорения, могла утратить в наружном виде и во внутреннем устройстве первоначальную форму". Особенно серьёзное переустройство старая Преображенская церковь претерпела при владыке Лазаре (Барановиче). Неизвестно, впрочем, чего было более в этом переустройстве - ремонта ли уже существовавшего здания или строительства нового с сохранением лишь некоторых фрагментов прежнего храма.
К 1780-м годам соборная церковь пришла в ветхость. Возможно, это никого, кроме насельников монастыря (и правящего архирея), не взволновало бы, но вскоре из столицы пришло повеление о создании Новгород-Северской епархии, а в 1787 году обитель "посетила проездом" государыня императрица. Её стараниями и началось возведение нового собора - соответствующего статусу архирейского дома, который получил Спасо-Преображенский монастырь. Денег по тем временам из казны выделили очень много - около семидесяти пяти тысяч рублей. Но несмотря на это, строительство велось халатно, и прекрасный проект одного из лучших архитекторов того времени Джакомо Кваренги едва не был загублен теми, кто воплощал его в жизнь. Ещё преосвященный Илларион, епископ Новгород-Северский, при коем, собственно, и совершалась постройка, доносил в 1795 году светским властям, что "строящийся в монастыре собор под наблюдением казённой палаты сооружается несоответственно прочности и контракту; ибо во-первых, вопреки сему контракту, связи в стенах и в других местах здания кладутся не железные, а деревянные, которые, быв положены в кирпиче и извести, в скором времени подвергнутся тлению и произведут в столь важном и больших сумм стоящем здании опасные трещины; 2) что кирпич, положенный в сие здание, худ и непрочен; 3) камни в цоколе и под колоннами положены не по мере, в контракте означенной; 4) своды, ныне делающиеся, не имеют железных связей, перекрестье в один кирпич, а бока в полкирпича для прочности здания недостаточны". Власти отрядили комиссию для обозрения и устранения недочётов, указанных епископом илларионом, но, разумеется, опоздали. Когда комиссия прибыла в монастырь, собор уже стоял. Дело на некоторое время замяли.
В 1806 году собор освятили (при этом на внутреннее его украшение было издержано ещё двадцать тысяч рублей, пожертвованных Александром I). В 1816 году, когда о Новгород-Северской епархии не было уже и помину, донесения преосвященного Иллариона полностью подтвердились. Здание начало угрожать падением, о чём тогдашний настоятель архимандрит Иннокентий сообщил властям. Комиссия, составленная для описания "открывшихся повреждений", нашла, что: 1) внутри церкви в четырёх средних арках, на коих основан средний большой купол, открылись немалые трещины, простирающиеся как по сим аркам, так и по сводам, а частию в купол; 2) с западной стороны церкви по стене над дверью и около оной открылись весьма большие трещины сверху донизу и разделились на три большие отделения, кои время от времени увеличиваются и тем наводят к падению великое сомнение и опасность; 3) с южной стороны церкви по стене над дверью и около оной открылись немалые трещины, разделяющиеся по стене на два отделения; 4) с северной стороны по стене над дверью тоже открылись небольшие трещины; 5) с главного прихода в церковь по наружной площадке между колоннами и на крыльце вымощенные чугунные плиты во многих местах осели и лежат неровно, отчего бывает иногда водостой; 6) с наружной стороны церкви по стенам и карнизам щекатурка по местам отпала, и побелка испортилась". Для исправления сего плачевного положения губернский архитектор предложил укрепить здание дополнительными колоннами. В сложившейся ситуации ничего лучшего придумать не удалось (не перестраивать же весь собор), и предположение приняли. Расходы по установке шестнадцати колонн взяла на себя государственная казна, и к 1821 году все работы, включая укладку пола и побелку, были завершены. К сожалению, дополнительные колонны, не предполагавшиеся первоначальным проектом, несколько стесняют внутреннее пространство храма - внутри он выглядит меньше, чем снаружи. Но ничего не поделаешь: такова плата за его сохранение.
При возведении своём собор имел лишь один престол - в честь Преображения Господня. Но в середине ХIХ века, принимая во внимание размеры храма, решили устроить ещё два придела. При этом левый (северный) освятили во имя свт. Димитрия Ростовского, несколько лет управлявшего Спасо-Преображенским монастырём, а правый (южный) - в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1838 году в Преображенском соборе, близ входа в него, был захоронен прах Алексея Разумовского. Надгробие ("изящный памятник из яшмы") сохранялось вплоть до революции и разграбления монастыря. Погребён он был сначала в местечке Почеп Мглинского уезда, а потом по ходатайству родственников прах его перенесли в Новгород-Северский монастырь.
За время советской власти Спасо-Преображенский собор совершенно обветшал. Сказывалось нахождение в монастыре концентрационного лагеря и психоневрологического диспансера). Организации, располагавшиеся в монастыре, не имели ни средств, ни желания поддерживать массивное здание собора в должном состоянии. Сейчас, однако, он получил вторую жизнь: полностью отреставрирован его фасад, восстановлено и внутреннее убранство.
Журнал "Православные Монастыри. Путешествие по Святым местам". Выпуск №78, 2010 г.