ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне.


Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1530 и 1691.
Адрес:
Владимирская область, Суздальский район, Суздаль

Координаты: 56.4331, 40.43947
Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря





Сортировка:

Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Altaets
17 апреля 2021
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Altaets
17 апреля 2021
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
20 сентября 2018
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
JuNe
9 мая 2006
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, Звонница<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Звонница
Павел и Елена Каллиниковы
9 сентября 2005
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, Звонница<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Звонница
Павел и Елена Каллиниковы
9 сентября 2005
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Игорь Макжанов
3 февраля 2004
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, звонница<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
звонница
Игорь Герасимов
26 июля 1987
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
20 сентября 2018
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
20 сентября 2018
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, , Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
JuNe
25 июля 2005
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, Фото М.П.Настюкова из  "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год  http://humus.livejournal.com/3016236.html<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото М.П.Настюкова из "Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства", 1873 год http://humus.livejournal.com/3016236.html
Минченко Оксана
1 января 1873
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне,  Фото с сайта pastvu.ru Фото С.М.Прокудина-Горского .Фото 1912 г.<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото С.М.Прокудина-Горского .Фото 1912 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913 г..<br>, Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913 г..
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 марта 2011

Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи "иже под колоколы" был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов.

Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html.

С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2012

Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля

Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала [1]. Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского [2]. Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

В первый период своей истории она имела два яруса. Колокола находились в верхнем ярусе - в небольших арочках, которые до сих пор сохранились в двух гранях. Позднее, когда количество колоколов в подборе увеличилось, для них надстроили еще один ярус. Ниже размещался престол Рождества Иоанна Предтечи. В последнее время появилось предположение, что и верхний - третий ярус, где также размещались колокола, был построен одновременно (или почти одновременно) с нижними двумя ярусами [3]. Эта версия еще ждет своей более подробной разработки. До настоящего времени не установлен тип завершения храма, так как его верхнюю часть разобрали в XIX веке. После этого долгое время он приходился вровень со звонницей. Такой, несколько «усеченный» облик хорошо виден на фотографии из собрания С.М. Прокудина-Горского (1912 год) и снимке конца XIX - начала ХХ века. На рисунке же в альбоме известного исследователя XIX столетия В.В. Суслова перед нами предстает высокая апсида с несколькими гранями, относящаяся к какой-то церкви, а шатер часозвони воспринимается как ее продолжение.

В наши дни ярус звона украшают два ряда кокошников, увенчанных небольшой главкой на стройном барабане. Такое завершение представляет собой реконструкцию, созданную в ходе реставрации 1967-1981 годов на основе имеющихся аналогий. Подобное решение все еще вызывает множество споров. Некоторые исследователи высказывали (и высказывают) мнение, что церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи была шатровой, как и колокольня в Покровском монастыре Суздаля (около 1515-1518 годов) [3,4]. Однако для подобного предположения нет достаточных оснований. Среди храмов «иже под колоколы» XIV - начала XVI века нет ни одного, увенчанного шатром. Существующий верх церкви во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Покровском монастыре появился уже в конце XVII века [5]. В описи Евфимиева монастыря за 1660 год очень тщательно и подробно указываются характерные особенности каждого из строений. Так, о надвратном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы(начало XVII века) сказано: «…о два шатра». О Предтеченском же читаем: «под колоколы церковь Рождества Иванна Предтечи» [1]. Все это свидетельствует о том, что изначально над столпом возвышалась главка.

О подборе XVI века сохранилось мало сведений. Согласно данным описей XVII столетия, в него (вплоть до 1599 года) входили колокола небольшого веса. Об их количестве сейчас трудно судить, но самый большой весил всего 67 пудов (позже он стал часовым). Его украшала скромная надпись: «Лета 7090 (1582) дал сей колокол Дементий Черемисинов в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а весу в нем 67 пудов». Князья Диомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы, были щедрыми ктиторами Спасо-Евфимиева монастыря в 1570-е - 1590-е годы [6]. На одном из пяти малых («зазвонных») колоколов XVI века удалось прочитать такой литой текст: «Лета 7069 (1561) августа слит сей колокол. Вклад князя Василия Ивановича Горбошина» [7,9]. Звон производился, очевидно, очепным способом, так как в монастырских описях XVII века упоминаются пять очепных колоколов: два больших, два средних и один маленький [2, 8, 9].

Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи «за ветхостью» упразднили между 1758 и 1764 годами [9]. С этого времени богослужения здесь не совершались, но в одной из граней до сих пор можно видеть небольшую дверцу. Возможно, некогда основной объем храма окружала открытая галерея в виде аркады с гульбищем, что объяснило бы высоту, на которой расположен вход, оформленный несколькими рядами «перспективных» арок, опирающихся на пилястры [3]. Подобные арочные галереи известны в архитектуре XVI-XVII веков. В качестве примеров можно привести церковь во имя Распятия Господня (Алексия митрополита Московского) в Александровой слободе (1570-е годы), колокольни Никольского храма в Меленках в Ярославле (1670-е годы) и Новодевичьего монастыря в Москве (1690-е годы). Возможно и существование деревянного всхода.

Грани колокольни в нижней части украшены поясом декоративных арочек - по две в каждой грани. Любопытно, что в одной из граней эти арочки помещены на фоне готической «плетенки» [16]. Интересным дополнением скромного декора столпа являются ассиметрично расположенные круглые окна-люкарны разного размера с обрамлениями довольно высокого и сложного рельефа. Такие же окошки видны и на часовой палатке. Предполагают, что они, как и узкие вытянутые проемы, служили для освещения небольшого помещения церкви и для наблюдения за часовым механизмом. Еще одна необычная особенность - крошечное помещение церкви перекрыто зонтичным сводом на кронштейнах. Подобные своды нам известны только по готической архитектуре [16].

Наличие «готических» элементов, не является поводом датировать храм-колокольню серединой XVI века [16]. Западноевропейское воздействие в русской архитектуре существовало в разные периоды. Было оно достаточно сильным и в конце XV - начале XVI столетия. Вопрос о национальной принадлежности зодчих, возводивших церковь «иже под колоколы», тоже еще не разрешен. Столпообразная форма церквей к началу XVI века была уже достаточно освоена русскими мастерами. Как примеры можно вспомнить церкви «под колоколами» в Иосифо-Волоцком монастыре, Иван-городе (оба 1499 года) и храм Григория Армянского в Хутынском монастыре, возведенный тверским мастером Ермолой в 1535 году. Наиболее вероятно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре работала смешанная артель, куда входили представители разных городов (а, может быть, и стран). Еще одно немаловажное обстоятельство, свидетельствующее в пользу более ранней датировки храма-колокольни, это его посвящение во имя Рождества Иоанна Предтечи. Оно было очень актуально именно в период многочисленных поездок по монастырям великой княгини Саломонии Сабуровой и ее молений о чадородии.

В середине XVIII века престол из колокольни, скорее всего, перенесли в теплую трапезную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (конец XVI века). Для этой цели к ней пристроили еще один – северный придел [9,10]. В нижнем ярусе колокольни стали хранить монастырское имущество. В конце XVI - XVII веке с северной стороны поэтапно возвели каменную трехпролетную звонницу. Сначала существовал только один ее пролет, предназначавшийся для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. Этот благовестник стал его последним вкладом в обитель перед опалой и ссылкой. В 1604 году он погиб в бою при Тереке [6]. Для пролета характерна значительная высота арок. Позднее к нему добавили второй объем с двумя проемами.

Мнения о времени появления этой пристройки расходятся. По одной версии это произошло около 1618 года, когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский якобы подарил обители еще один колокол [4 – Вагнер Г.К.; 13]. Мнение это основано на неправильном прочтении надписи: «В державу царя и Великого князя Бориса Феодоровича в 7108 (1599) году слияся сей колокол коштом Демида Ивановича Черемисинова, в пожар 7118 (1610) разшибся, а в 7126 (1618) лит князем Дмитрием Ивановичем Пожарским, потом опять перелит в царствование императрицы Екатерины II» [1]. В трудах XIX века 7108 год почему-то восприняли как 1609 (вспомним, что князь Черемисинов к этому времени уже погиб) [5]. Впоследствии эту ошибку неоднократно воспроизводили (и воспроизводят) [13], кроме того, текст цитировали фрагментами, что создало ошибочное впечатление о его принадлежности нескольким колоколам (в частности, «вложенным» в монастырь Дмитрием Пожарским в 1610 и 1618 годах) [4 – Вагнер Г.К.]. На самом деле, колокол 1599 года оставался благовестником подбора почти до конца XVII века. Его любили за приятное и певучее звучание. Новый этап строительства начался только в 1691 году.

Подтверждают этот факт и сведения о подборе, которые содержит Опись 1660 года: «Колокол большой весу в нем по подпису 335 пудов меди [1599 года], два колокола очепных средних, колокол очепной меньший, шесть колоколов зазвонных» [8]. Как мы видим, в этот период второго благовестника еще не существовало. В дальнейшем количество зазвонных колоколов увеличилось, благодаря вкладу 1682 года, сделанному бывшим казначеем монастыря - старцем Авраамом Горицким. Вес этого колокола – всего 30 пудов [9]. Только в самом конце XVII века благовестник князя Диомида Черемисинова стал «полиелейным», т.е. вторым по весу. И именно в это время, скорее всего, появилась необходимость достроить звонницу.

После окончания строительных работ подбор разместили следующим образом: пролет возле столпа занял благовестник большего веса (566 пудов), отлитый в 1691(2?) году. 355-пудовый «Полиелейный» 1599 года перевесили в противоположный проем. В центре находились средние и малые колокола. Благодаря такой развеске, благовестники как бы фланкировали ряд, что способствовало слаженному звону. К концу XVII века в монастыре насчитывалось двенадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов [9]. На протяжении XVII века в монастыре, скорее всего, практиковался очепной способ, так как в кладке звонницы сохранились следы крепления валов. В последующее годы он вышел из употребления. В XIX веке обитель славилась слаженным и мелодичным звоном, названным за неповторимые особенности «евфимиевским». Количество колоколов, по некоторым сведениям, в это время возросло до двадцати пяти. Вплоть до начала ХХ века, это был один из самых значительных подборов в России. Сохранились восторженные отзывы современников о нем: «Радостный, стройный звон монастырских колоколов в праздничные дни производит приятное впечатление на богомольцев; жаль только, что низкое расстояние от земли и высокая ограда препятствуют этому звону разливаться на дальнее расстояние» [9].

Завершение звонницы не сохранилось до нашего времени. О его форме, как и о форме завершения древнего храма-колокольни, существуют различные предположения. Во многом это объясняется тем, что облик звонницы складывался постепенно. Точные сведения о нем существуют только до середины XVII века. В Описи 1660 года читаем: «колокольница каменная о два верха; на колокольнице палатка часовая шатром; на одном шатре глава и крест опаены по чешуе немецким железом; на другом шатре глава крыта черепицею зеленою, кресты опаены немецким железом» [1]. Из этого текста видно, что непосредственно над аркой звона первоначально существовал шатер, второй перекрывал часозвоню. Совершенно фантастичной представляется следующая теория: «после ликвидации шатра в XVII веке звонница была завершена часозвоном» [4 – Варганов А.Д.; 13]. Ниже мы увидим, что часозвоню строили одновременно с первым пролетом без каких-либо предварительных переделок. Возможно, что в более позднее время (примерно в середине XVIII века), шатер над часовой палаткой подвергся некоторому переустройству [8].

О том, как выглядел ярус звона после 1691 года, существуют три версии. Согласно первой - его венчали два шатра (то есть в 1690-е годы к уже существующему добавили еще один). Это явление не было исключительным. Такой верх существовал у звонниц Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (конец XVI века) [14] Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме (здесь шатры были деревянными) и трапезного Георгиевского храма во Владычном монастыре Серпухова (конец XVI века). В XVII столетии так же украсили ворота Ризоположенского монастыря в Суздале (1688 год), своды надвратных церквей во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапоновом монастыре (1649 год) и Благовещенского в самом Спасо-Евфимиевом монастыре (начало XVII века).

Нельзя исключить и второго варианта - шатров в конце XVII века стало три – по одному над каждым пролетом [3]. Эта гипотеза менее вероятна, хотя здесь тоже можно вспомнить несколько примеров: трехшатровую звонницу Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1652-1654 годы, архитектор из Твери – Иван Шарутин), надвратный храм «иже под колоколы», входящий в храмовый комплекс церкви Рождества Христова в Ярославле (1660-е годы), звонницу собора Святой Софии в Новгороде Великом, получившей в XVI веке пять небольших шатров (в следующем столетии их заменили декоративными щпицами) и другие [14, 15]. Следует заметить, что все эти постройки относятся к другому типу построекэто надвратные храмы "иже под колоколы". Звонница же собора Святой Софии в Новгороде, как некоторые другие подобные сооружения (например, вторая по времени звонница Соловецкого монастыря) была увенчана деревянными шатрами. Все эти строения представляют собой совершенно иное композиционное решение и распределение масс.

Наконец, есть и третья возможность. В ходе сооружения второго и третьего пролетов, шатер над проемом конца XVI века могли разобрать. В этом случае окончательный вид «колокольницы» Спасо-Евфимиева монастыря стал напоминать звонницы Успенского собора в Ростове Великом (1680-е годы), Воскресенского монастыря в Угличе (1674-1676 годы) и другие подобные сооружения «палатного» типа, близкие им по времени. Этот вариант наиболее правдоподобен. Окончательно решить этот вопрос можно только после исследования документальных свидетельств конца XVII – XVIII веков и натурных исследований. К сожалению, пока они нам не доступны.

Нижние помещения звонницы по обыкновению того времени использовали для хозяйственных целей. В среднем ярусе располагалась ризница, которая при помощи крытой галереи соединялась непосредственно с алтарем придела преп. Евфимия. В нижнем этаже находились небольшие «палатки». В одной из них хранили чугунные пушки, бердыши и прочие монастырские рабочие снаряды [10]. «Этажи» зрительно разделены резными карнизами, а нижний украшен небольшими килевидными арочками, такими же, как и в нижнем ярусе древнего столпа. Во время последней реставрации звонница получила яркую окраску. Помимо декоративных целей, она обозначает и разные этапы ее строительства.

Отдельного упоминания заслуживает старинный часовой механизм. Часы размещались в нижнем ярусе четырехугольной башенки, находящейся между звонницей и столпом. Ее закрывала покатая четырехскатная кровля, а над ней располагался шатер на четырех столбах, на связях между которыми размещались часовые колокола. До сих пор на стыке стены и аркады сохранилась шахта для гирь [8]. Точная дата появления в монастыре этого механизма не известна, но в Описи за 1660 годы он уже фигурирует: «в часовой палатке часы большие с четвертями, а у них колокол боевой, да четыре колокола четвертных». Среди часовых колоколов примечателен один, весом в 67 пудов – некогда он выполнял функции благовестника (см. выше). Часы имели два циферблата: на западном и восточном фасадах [8]. К началу ХХ века механизм сильно обветшал и не раз подвергался ремонту: замене зубцов и колес, но все еще время от времени функционировал [5]. На фотографии С.М. Прокудина-Горского хорошо виден «указной круг» с одной стрелкой и «цифирью» XVII века (обозначение цифр буквами кириллицы). Уже в 1960-е годы суздальский часовщик А.И. Тихонов охарактеризовал механизм этих часов, как очень простой, устроенный наподобие ходиков, и считал, что вернуть его в рабочее состояние было бы очень легко [8]. В наши дни оба «указных круга» обозначены современными циферблатами «под старину» [13].

Старинный подбор Спасо-Евфимиева монастыря был уничтожен в 1932 году [11]. Сейчас в нем звучат колокола с других колоколен. Многие из них удалось спасти чудом. Наиболее старинный датирован концом XVI века. Надпись на нем достаточно любопытна: «Лета 7097 (1589) октября в 12-й день слит бысть сей колокол при государе царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при его благочестивой царице и великой княгине Ирине и при епископе суждальском Иеве в Суздаль в монастырь в дом Пречистой Богородицы честнаго Ея Покрова повелением Демида Ивановича Черемисинова по его душе. И по самих родителех и детях. Мастер Спиридон Борисов сын да Богдан Васильев сын» [12]. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся работа литейщиков. Она представляет собой пример формы, которая получила название «колокол-ведро». Второй известный нам благовестник Богдана Васильева («сиротский» колокол 1627 года весом в 60 пудов) погиб во время взрыва Симонова монастыря в Москве [7]. Наиболее значительный по весу колокол работы этого мастера долгое время был благовестником на звоннице Ипатьевского монастыря в Костороме и весил 172 пуда. Надпись на нем повествует, что его отлили в 1603 году на средства боярина Ивана Ивановича Годунова в память о его отце: «…слит колокол по приказу Ивана Ивановича Годунова по отце государе своем по Иване Васильевиче иноке скимнике Иосифе в доме Живоначальные Троицы и великаго чюдотворца Ипатия». Имени мастера надпись не называет, но в документах, хранящихся в Государственном архиве Костромской области, указан московский литейщик Богдан Васильев. Впоследствии колокол треснул и в 1894 году его перелили с добавлением металла на костромском заводе Серапиона Забенкина [17].

Два колокола датируются концом XVII века. Особенности их литья позволяют предположить работу прославленных мастеров того времени - литейщиков круга Федора Моторина, Филиппа Андреева и Михаила Ладыгина. Красивые львиные маски на одном из них несколько напоминают орнамент колокола «Баран» на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Вьющаяся цветочная ветвь на втором схожа с декором колоколов Филиппа Андреева на колокольне Иван Великий в Москве. Четыре колокола были отлиты на ярославском заводе братьев Оловянишниковых в XIX веке. Некоторые из них украшает необычно изысканная для этого завода «плетенка». Два колокола изготовили на московском заводе Самгина, а еще два - местного производства - работы завода Никуличева. Они сами по себе уникальны, т.к. колоколов этого завода, просуществовавшего всего несколько десятилетий в конце XIX века, практически не сохранилось. Остальные восемь колоколов пока не атрибутированы. Таким образом, на сегодняшний день подбор Спасо-Евфимиева монастыря состоит из девятнадцати подобранных по звучанию колоколов. Развеску их закончили к началу 1981 года. Звоны в обители сейчас не сопровождают богослужения, а являются частью экскурсии по монастырю, и осуществляют их музейные сотрудники пять раз в день.

Библиография:

[1] Азарова О.В. Звонницы Спасо-Евфимиева монастыря // Сайт zvon.ru, раздел «Колокольни Отечества» - http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html

[2] Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 1, 40, 41

[3] Это предположение высказано Игорем Васильевичем Коноваловым

[4] Варганов А.Д. Суздаль. М., 1944. С.: 26;Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 172; Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969. С.: 16-18; Воронин Н.Н. Древнерусские города. М., 1945. С.: 70-71; Он же. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 227-229

[5] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.:29

[6] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 77, 224

[7] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С. 107, 150

[8] Курганова Н.М. Часы XVI-XVII веков на колокольнях Суздаля Рождественские чтения. Вып.2. Ковров, 1995. С.: 16-18

[9] Сахаров Л.И. Историческое описание суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. М., 1905. С.: 59, 100

[10] Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С.: 58-59

[11] Аксенова А.И. Вехи истории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. С.: 7-14 // Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Владимир, 2003. С.: 10

[12] Владимирский сборник: Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии / Собрал К. Тихомиров. Владимир, 1857. С.: 45; Владимирские губернские ведомости. 1853. № 20

[13] Спасо-Евфимиев монастырь // Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. № 30. С.: 17

[14] Маров В.Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000. С.: 14, 33, 34

[15] Кушнир И.И. Ахитектура Новгорода. Л., 1991. С.: 98

[16] Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374 // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 366-367

[17] Смурова О.В. Колокола Ипатьевского монастыря // Материалы IV Григоровских чтений. 6-8 октября 1994 г. Кострома, 1994. С.: 5-8; Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913. С.: 50-53; Описание Костромского Ипатьевского монастыря / П. Подлипский. Спб., 1832. С.: 3, 4, 17-20


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 января 2019

Мощная пятиугольная фортификация окружает монастырские постройки, под стать ей и здание перед Преображенским собором. На самом деле эти суровые с виду сооружения прилепились друг к другу с мирной целью - наполнить небо звоном. Чем больше колоколов мог позволить себе монастырь, тем больше пристроек и надстроек возводилось. Башня-колокольня появилась первой, потом к ней примкнула трехпролетная звонница на двухэтажном постаменте - это ее можно спутать с частью стены. Позднее между ними пристроились часы и декоративная башенка, венчающая всю конструкцию.

Колокольня необычна уже тем, что имеет девять граней, а не восемь, как все другие аналогичные постройки на Руси. Главный вход повис в воздухе - дверь на втором ярусе когда-то выходила на галерею с лестницей. А вела она в небольшую церковь - внутри и сейчас можно увидеть алтарное углубление.

Первые колокола, которые звонили здесь в XVI веке, были, по русским меркам, небольшими - до тонны с небольшим. Но знатные жертвователи одарили монастырь и настоящими гигантами, тяжелее пяти и даже девяти тонн. Для таких-то бояр-колоколов и пристроили к колокольне звонницу. В посты, кстати, в тяжеловесы не звонили - звон должен быть скудным, как и питание. Зато пасхальное «ударить во вся» в Спасо-Евфимиевом к концу XVII века означало заставить петь 18 тонн меди.

Особые колокола, главный и четыре поменьше, висели в верхней башенке, «каменной палатке». Они отбивали время на часах, которые в наши дни, к счастью, восстановлены и привлекают внимание всех посетителей музея. Стрелка на циферблате имеется только часовая - точность при определении времени людям XVII века, тем более монахам, была ни к чему. Ну и цифирь буквенная - та, которую использовали до Петровских реформ.

Не только горько, но и поразительно, как все это многотонное богатство монастырской звонницы в тридцатые годы могли отправить на переплавку. Однако и в то время нашлись энтузиасты, пытавшиеся сохранить колокола и даже сумевшие отстоять два из них. Эту заслугу приписывают директору Суздальского музея Василию Романовскому. Музейщики стали добрыми ангелами-хранителями стен древней обители.

Со временем звонницу украсили 19 старинных колоколов, возродились и звоны. Вот как вспоминает об этом президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова: «В 1973 году над монастырем раздался колокольный звон… Но это была пока лишь магнитофонная запись. В течение нескольких лет сотрудники музея-заповедника собирали уцелевшие колокола по заброшенным церквам Владимирской области. За одним колоколом ездили даже в Кишинев, он был на базе цветмета, где его удалось выкупить и на железнодорожной платформе довезти до Владимира».  Звонарь поднялся на колокольню в восьмидесятых...

https://www.rusroads.com/place/14728-kolokolnya-s-hramom-rozhdestva-ioanna-predtechi-spaso-evfimiev-monastyr


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 июля 2019

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря является уникальным памятником древнерусской архитектуры. Здание сочетает в себе несколько разновременных построек, датируемых XVI-XVII в.в. Столпообразный храм Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» был построен в первой четверти XVI столетия как «моленная» церковь во время приездов в город Суздаль бездетного великокняжеского семейства Василия III и Соломонии Сабуровой. Является девятигранным ярусным столпом. Во втором ярусе находилась церковь, а в третьем (арочном) висели колокола. Столп завершался килевидными закомарами и маленькой главкой на барабане, крытой серебристым осиновым лемехом. Ближайший аналог этого здания – столпообразный храм Происхождения честных древ в суздальской Покровской обители, хотя верх его был изменён в конце XVII в. на шатровый. Столпообразные храмы «иже под колоколы» возводились на Руси недолго. Данная церковь является одним из ранних и очень немногих уцелевших памятников такого типа.

В конце XVI столетия к столпу была присоединена постройка прямоугольной формы с арочным пролётом. Это было сделано для того, чтобы повесить большой колокол, который был пожертвован монастырю стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII в. были пристроены ещё 2 пролёта для новых колоколов. В конечном счете, сложился облик звонницы типа стены с галереей-аркадой, сравнимой с ростово-ярославскими.

Колокола в звоннице были немаленькими. Так, в XVII в. вес самого большого колокола составлял 355 килограммов, в XVIII в. - 560 килограммов. Такие массивные колокола имели тяжелый язык, сдвинуть который было весьма трудно. Поэтому применялся «очепной» способ звона – с помощью так называемого очепа, то есть шеста, крепящегося к подвижному валу из дерева, к которому статично подвешивался колокол. Таким образом, качали не язык, а сам колокол. В XVII в. над звонницей был построен двухшатровый верх, со временем разобранный, и «часовенная палатка» с маленьким шатром. В 30-е г.г. XX столетия все колокола были переплавлены «на нужды государства».

В нынешнее время после реставрации, проведенной в 1970-х г.г., памятник имеет достаточно цельное обличие в виде стены с трёхпролётной аркадой, присоединенной к столпу с главой и часозвоней, с муравлёными изразцами и лаконичным декором. На звоннице – 17 колоколов и составлены звоны, которые исполняют звонари Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Нередко в Спасо-Евфимиевском монастыре проходят настоящие концерты колокольной музыки, на которых могут побывать все желающие.

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря, как и весь его ансамбль, внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12880



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.